Хроника революционного Ирана: 1968

1968 год, вошедший в историю прежде всего благодаря массовым демонстрациям и протестам во всем мире, прочно связал Иран с глобальной общественно-политической повесткой. Иран становится темой обсуждения и символом для левых движений на Западе, а сами левые движения на Западе начинают оказывать все большее влияние на оппозицию внутри самого Ирана.


Гибель народного любимца

1968 год начался для Ирана с трагедии: погиб Голамреза Тахти, который был знаменитым иранским борцом и олимпийским чемпионом, воспитанным на традициях древней иранской атлетической школы (варзеш-е бастани), важной частью которой было следованием идеалам благородного рыцарского поведения (джаванмарди). Благодаря своей высокой моральной репутации он фактически самым популярным спортсменом Ирана в ХХ веке, хотя десятки иранских спортсменов принесли стране больше медалей, чем он.

Тахти выиграл свой первый чемпионат Ирана в 1950 году, когда ему было 20 лет. Он завоевал золотую медаль на летних Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне, еще одно золото на чемпионате мира 1959 года в Тегеране, затем серебряную медаль на Олимпийских играх 1960 года в Риме и четвертое место на Олимпийских играх в Токио в 1964 году.

Тахти снискал славу своим благородным поведением. Однажды у него был поединок с советским борцом Александром Медведем, у которого было повреждено правое колено. Когда Тахти узнал, что Медведь ранен, он старался не трогать его травмированную ногу, сосредоточившись на другой ноге. В итоге он проиграл матч, но показал, что ценит благородное поведение больше, чем победу над противником.

Все иранцы знали, что Тахти симпатизировал антишахскому движению. Он был сторонником Моссадыка и членом второго Национального фронта, поэтому его смерть послужила поводом для нескольких оппозиционных демонстраций. Голамреза был найден мертвым в своем гостиничном номере 7 января 1968 года. Иранские власти официально объявили о том, что это было самоубийство. Однако большинство людей не поверило этому и не сомневалось в том, что он был убит агентами САВАК из-за своей политической деятельности против режима Пехлеви. Поскольку он был национальным героем, его похороны собрали сотни тысяч скорбящих.

Популярный еженедельный журнал «Тоуфиг» выпустил специальный выпуск, в котором Тахти был изображен с ангельскими крыльями, летящим высоко над толпами оплакивавших его иранцев, а рядом с ним красовалась надпись: «Не плачьте по мне, а плачь по своему собственному положению». Журнал был закрыт шахом через несколько месяцев после печати этого рисунка.

По всей стране активисты студенческих организаций устраивали акции в память о своем герое. Студенты медицинского факультета Мешхедского университета справили сороковой день траура (челле или арбаин) по Тахти. Студенты литературного факультета выпустили специальный бюллетень со стихотворным некрологом, сотни копий которого разошлись по всей стране. Подобной активностью были охвачены все университеты Ирана.

Уже после революции один из палачей САВАК, Бахман Надерипур, находясь под следствием, признался, что Тахти был арестован из-за его открытой поддержки и сотрудничества с Движением за свободу Ирана, хотя близкие Тахти впоследствии опровергли эту версию его смерти.

Похожее изображение

Иранский олимпийский Голамреза Тахти с традиционными иранскими атлетическими снарядами в руках

Конференция по правам человека в столице деспотического режима

1968 год был отмечен сложной динамикой различных событий и процессов в мировой политике. В то время как в Европе конфликт между коммунистическим Востоком и капиталистическим Западом переживал период разрядки, во Вьетнаме он с новой силой раскрыл свой разрушительный потенциал. Эти события вынудили миллионы людей по всему миру, а также в Западной Европе и Северной Америке выйти на улицы и вызвали широкую политизацию в гражданском обществе. В Чехословакии Александр Дубчек с января 1968 года пытался реформировать существующую социалистическую систему вопреки воле Москвы. 4 апреля 1968 года была убита символическая фигура движения за гражданские права в США,  Мартин Лютер Кинг-младший.

В этой обстановке в апреле и мае 1968 года в Тегеране в рамках Международного года прав человека прошла первая в истории Международная конференция Организации Объединенных Наций по правам человека, на которой присутствовали представители 84 государств, 4 региональных и 57 неправительственных организаций (НПО). Цель этой кампании национального и международного масштаба заключалась в повышении осведомленности о правах человека на глобальном уровне. Проведение конференции в Иране ознаменовало постепенные сдвиги в составе ООН, которая пополнялась всё большим количеством молодых государств, избавившихся от колониальной зависимости. Дебаты по правам человека отныне были ознаменованы столкновением между колониализмом и антиколониализмом. В то время как западные государства отказывались принимать меры в области прав человека, деколонизированные государства консолидировались в своей борьбе против расизма, апартеида и последствий Шестидневной войны 1967 года на Ближнем Востоке. Тегеран был выбран руководством ООН из прагматических соображений: стремившийся к укреплению своего международного авторитета иранский монарх Мохаммад-Реза-шах Пехлеви предложил площадку и финансирование, в то время как большинство других государств отказались участвовать в спонсировании мероприятия.

Инициировав программу реформ под названием «Белая революция», шах установил нечто вроде «диктатуры развития», в которой политические и гражданские права были принесены в жертву делу модернизации. В конце 1960-х годов эта модель стала все более привлекательной для развивающихся стран, две трети которых не были демократическими государствами. Запад, особенно Соединенные Штаты, воспринимали подобные режимы как разумную альтернативу коммунизму и поддержали многие из этих антикоммунистических авторитарных режимов, таких как Южная Африка, Южная Корея или Иран. Советский Союз, в свою очередь, поддерживал режимы, придерживающиеся в той или иной мере марксистской или социалистической ориентации, такие как Куба, Египет или Северный Вьетнам. Таким образом, государство-покровитель первой международной конференции по правам человека было государством, в котором подавлялись основные права человека. Эта тенденция продолжалась и в 1970-е годы и способствовала падению политического авторитета ООН.

Большинство западных государств не проявили особого интереса к конференции. США и Великобритании удалось избежать серьезных претензий в нарушении прав человека со стороны стран третьего мира. Представители неправительственных организаций были весьма разочарованы, поскольку они стремились именно к обеспечению гарантий защиты прав человека.

12 и 13 мая 1968 года конференция завершилась принятием 29 резолюций и одной заключительной декларации. Большинство этих резолюций касалось апартеида, Израиля и вопросов экономического развития. Вопрос о реализации и защите прав человека остался совершенно незамеченным.

Картинки по запросу tehran international conference on human rights

Открытие первой международной конференции по правам человека в Тегеране

Майские события и поворот влево

В мае 1968 года во Франции началась череда гражданских беспорядков, продолжавшихся около двух месяцев и сопровождавшихся демонстрациями, всеобщими забастовками, захватом университетов и заводов. События практически парализовали экономику Франции, а политические лидеры опасались гражданской войны или революции, так что национальное правительство на какое-то время потеряло контроль над страной.

Беспорядки начались с серии студенческих протестов против капитализма, потребительства, американского империализма и традиционных институтов, ценностей и порядка, а затем перешли в забастовки на заводах, в которых на протяжении двух недель участвовали 11 миллионов рабочих, то есть более 22% от общего населения Франции на то время. Попытки администрации де Голля подавить эти забастовки силами полиции только еще больше обострили ситуацию, приведя к уличным боям с полицией в Латинском квартале Парижа, за которыми последовало распространение всеобщих забастовок и захватов рабочими предприятий по всей Франции. Де Голль бежал на французскую военную базу в Германии, а по возвращении распустил Национальное собрание и призвал провести новые парламентские выборы 23 июня 1968 года. Насилие прекратилось так же быстро, как и возникло. Рабочие вернулись на свои рабочие места, и когда в июне состоялись выборы, партия голлистов оказалась даже сильнее, чем прежде. Протест, запомнившийся своими абсурдными и постмодернистскими лозунгами («Запрещать запрещено», «Будьте реалистами, требуйте невозможного», «Вся власть воображению!» и т.д.), оказался всего лишь пародией на революцию, эмоциональным выплеском накопившейся в потребительском обществе энергии стрессов и комплексов благополучной молодежи.

Тем не менее, «май шестьдесят восьмого» серьезно повлиял на французское общество. Он и по сей день считается поворотным пунктом в культурной, социальной и нравственной жизни страны. Не менее серьезное влияние эти события оказали на радикализацию студенческих организаций и рост популярности радикальных левых движений по всему миру, в том числе в Иране.

Базировавшаяся в самом центре Европы Конфедерация иранских студентов не оказалась в стороне от этой тенденции. Однако прогрессирующая радикализация этой структуры привела к серьезной внутренней напряженности. Поскольку в конце 1960-х годов в ней стали все громче звучать голоса марксистских групп, из нее вышли исламские активисты традиционного типа, среди которых были Абульхасан Банисадр, Садег Готбзаде и Мостафа Чамран. В этот период, совпавший с китайской культурной революцией, стали более влиятельными маоистские группы, которые бросили вызов всем остальным группам (как исламистам, так и коммунистам из партии «Туде») и пытались установить контроль над Конфедерацией. К началу 1970-х годов большинство лидеров Ассоциации иранских студентов в США уже были маоистами.

Весной 1968 года в Иране расширяет свою деятельность леворадикальная по своим идеологическим установкам Организация моджахедов иранского народа (ОМИН). Если ранее они не вели широкой пропагандистской работы и не проводили регулярных собраний, то теперь принимаются за дело. Они заменяют Центральный комитет на Центральное управление кадров (Кадр-е маркази), в которое вошли главные члены ОМИН (Ханифнежад, Мохсен, Бадизадеган, Асгаризаде, Мешкинфам, Михандуст, Ахмад Резаи, Бакери, Мохаммад Базаргани, Бахман Базаргани, Масуд Раджави). Также летом 1968 года ими была создана специальная Идеологическая группа, которая отвечала за пропагандистскую деятельность, выпуск книг, брошюр и листовок для членов организации.

Картинки по запросу may 1968 events in france

Молодежные протесты в Париже. Май 1968 г.

Шах едет в США за вооружениями

На 1968-1969 годы приходится пик сближения шаха с США. Шах был крайне встревожен планируемым выводом британских вооруженных сил из региона Персидского залива в конце 1971 года. Поэтому одной из главных головных болей в ближайшие несколько лет для него станет стремление максимально нарастить военную мощь Ирана перед лицом возможных угроз со стороны арабских стран, стремительно вооружавшихся и настроенных все более агрессивно к своим соседям.

В 1968 году шах едет в Америку. В июне он посещает в частном порядке Нью-Йорк, Сент-Луис, Кембридж и Чикаго, а в декабре в США отправляется с официальным вояжем по Нью-Йорку, Флориде, Калифорнии и Гавайям премьер-министр Аббас Ховейда. Во время июньского визита шаха, который носил неофициальный характер, президент США Линдон Джонсон подписал с шахом шестилетнее соглашение о покупке вооружений стоимостью в 600 миллионов долларов, которое должно было стать своеобразным «пробным камнем» для дальнейшего расширения американо-иранских связей, предполагавшего предоставление Вашингтону жизненно важных привилегий в сфере политики и безопасности.

Когда 10 июня 1968 года шах прибыл в Нью-Йорк во время своего частного визита в США, 200 иранских студентов окружили здание гостиницы Waldorf-Astoria, где он остановился. На демонстрации в Нью-Йорке иранские студенты раздавали листовки, в которых говорилось: «Иранский народ никогда не признает, что США имеют или когда-либо имели право вмешиваться во внутренние дела Ирана. Поступая так с 1953 года, США уже начали войну против Ирана». Студенты подчеркивали, что шах был приведен к власти американцами в 1953 году «и навязан иранскому народу. Он остается у власти только благодаря военному угнетению».

12 июня 1968 года шах обратился к выпускникам Гарвардского университета в штате Массачусетс, предложив создать “международный аналог Корпуса Мира“. Ассоциация иранских студентов в Соединенных Штатах организовала демонстрацию перед Гарвардским университетом, протестуя против очевидного решения Гарварда дать ему почетную степень и сделать его первым оратором. Когда он начал свою речь, группа протестующих студентов прошла по центральному проходу, неся транспаранты с надписью «Нет степени для диктатора». Их быстро вывели из зала, но они продолжили свою демонстрацию вместе с иранскими студентами за пределами университетского кампуса.

Один из участников протестов, выпускник Технологического института Стивенса в Нью-Джерси Ахмад Шайеган, заявил американской газете The Harvard Crimson, что не знает ни одной иранской студенческой организации – ни в Иране, ни за его пределами –  которая бы поддерживала шахский режим. Он сказал, что Соединенные Штаты и Советский Союз делают из Ирана «еще один Вьетнам», вливая в него оружие на миллионы долларов.

Картинки по запросу iranian shah lyndon johnson

Шах Мохаммад-Реза Пехлеви и президент США Линдон Джонсон. Июнь 1968 г.

Исламское движение

Сторонники Хомейни продолжали заниматься культурно-просветительской деятельностью, требовавшей создания целой сети различных учреждений, в том числе школ, библиотек, типографий и т.д. В 1968 году представителями Тегеранского базара совместно с духовенством и такими влиятельными деятелями, как Мохаммад Бехешти, Мохаммад-Джавад Бахонар, Мохаммад-Али Раджаи и Акбар Хашеми Рафсанджани, была основана школа «Рефах». По словам Рафсанджани, идея открытия этой школы возникла после его беседы с группой влиятельных торговцев базара, с которыми у него были тесные связи, и была продиктована целью удовлетворения потребности в образовании для девочек из религиозных семей. Подобная исламская школа для мальчиков (школа «Алави») функционировала уже с 1955 года. В 1979 году этой мечети, расположенной в престижном районе города – между исторической мечетью Сепахсалар и зданием иранского парламента (Маджлис) – будет суждено сыграть роль самой первой резиденции Хомейни в Тегеране.

В 1968 году Сейед Али Хаменеи перевел на фарси книгу под названием “Мусульмане в освободительном движении Индии”, которая в течение нескольких месяцев была в продаже. Она описывает борьбу индийских мусульман против британского колониализма и создание Пакистана. Книга была хорошо принята читателем и нашла широкий отклик в религиозных и интеллектуальных кругах, получив высокую оценку в том числе от Мортазы Мотаххари и Али Шариати.

Мотаххари активно занимается публицистикой и чтением открытых лекций в университетах, чутко реагируя на актуальные проблемы общества и идеологические вызовы со стороны шахского режима. Одним из главных вызовов подобного рода становится пропаганда иранского национализма, замешанная на прославлении монархии и доисламской культуры иранцев. Эта риторика шахского режима еще больше усиливается по мере обострения отношений с арабскими странами, побуждая Мотаххари обратиться к теме исламского единства и критике националистических идей. 2 января 1968 года после праздничного намаза Ид аль-фитр Мотаххари читает лекцию об исламском единстве, в которой критикует Запад и США за распространение в мусульманском мире идеологии национализма. 19 февраля 1968 года Мотаххари читает лекцию по теме «Иранцы и дух Ислама», в которой подчеркивает исламскую идентичность иранского народа и говорит о том, что иранцы внесли даже больший вклад в развитие ислама, чем арабы. В апреле и мае 1968 года он читает целую серию лекций по теме «Национализм» и «Взаимные услуги Ислама и Ирана», которые были встречены студентами с огромным интересом. 7 июня 1968 г. в своей лекции «Взаимные услуги ислама и Ирана» Мотаххари продолжает развенчивать мифы шахской пропаганды и рассуждает об угнетенном положении женщины в зороастризме, сравнивая его с правовым статусом женщины в исламской религии. Следует заметить, что Мортаза Мотаххари был в этот период не просто одним из идеологов исламского движения, а считался одним из главных доверенных лиц Хомейни. 24 мая 1968 года он был назначен единственным полномочным представителем Имама Хомейни в Иране, отвечающим за сбор религиозных налогов от его имени.

11 октября 1968 года Хомейни встретился в Наджафе с представителем  Организации освобождения Палестины (ООП), заявил об обязательности борьбы с Израилем и одобрил передачу палестинским повстанцам части средств от сбора закята и хумса для расходования «на пути Аллаха», то есть проведения военных акций против сионистского режима.