Хроника революционного Ирана: 1969

Ирак, Шатт-эль-Араб и Хомейни

Дальнейшее ухудшение отношений между Ираном и Ираком после прихода к власти в Багдаде партии «Баас» в конечном итоге привело к тому, что 19 апреля 1969 г. Иран отменил договор 1937 года, объявлявший Шатт-эль-Араб территориальными водами Ирака, но обеспечивавший Ирану расширенные права на судоходство в зоне речных портов.

Это решение было продиктовано тяжелыми для иранской экономики последствиями так называемого Абаданского инцидента 1961 года, когда Ирак сделал фактически невозможным иранское судоходство в Шатт-эль-Арабе. Используя военные корабли в качестве сопровождения, иранские танкеры прошли в Шатт-эль-Араб без помощи иракских лоцманских кораблей, после чего Ирак каждый раз жаловался на то, что правительство Ирана вновь нарушает положения Договора 1937 года. Кроме того, Ирак угрожал заблокировать весь Шатт-эль-Араб, если Иран не прекратит свои предполагаемые нарушения договора 1937 года. Односторонняя денонсация договора в 1969 году привела к вполне предсказуемому росту напряженности между странами, который продолжался на протяжении 1970-х годов (вплоть до подписания Алжирских соглашений в 1975 году, которые будут разорваны Ираком в одностороннем порядке с началом ирано-иракской войны).

Ирак смог ответить на этот демарш Ирана принудительной высылкой более 3000 иранских подданных, проживавших на территории Ирака в шиитских религиозных центрах – Наджафе и Кербеле. Депортация, однако, не коснулась аятоллы Хомейни, которого, несмотря на его связь с иракской шиитской оппозицией (движение «Да‘ват аль-исламийя»), власти Ирака по всей видимости рассматривали как антишахскую фигуру, которую можно будет по возможности использовать для оказания давления на Иран. К нему приходили офицеры «Баас» и предлагали сделать официальное заявление в поддержку Ирака как стороны, пострадавшей от действий Ирана, ссылаясь на наличие у них общего врага – иранского шаха. Хомейни ответил им: «Во-первых, наши разногласия с правительством Ирана – это дело принципа и вопрос идеологии, которая никуда не денется. Ваши разногласия – временные и преходящие. Во-вторых, что иранский режим сделал такого, чего не сделали вы? Они жестоко подавляли народ. Вы также в течение нескольких последних дней вели себя как тираны по отношению к иранцам. Вы их варварски выгоняли, даже оскорбляли улемов, и мне сказали, что ваши агенты в городе Казерун вытаскивали иранцев из ванных, безжалостно бросали их в машины и отвозили на границу».

Также известно, что в это же время в САВАК рассматривали вопрос о том, чтобы, воспользовавшись сложным положением Хомейни в Ираке, предложить ему вернуться в Иран или даже отправиться в Пакистан, но шах счел нецелесообразным оба варианта и пожелал, чтобы Хомейни оставался в Ираке.

Летом 1969 года в Ираке была начата кампания репрессий против шиитского духовенства, аятолла Мухсин Хаким был назван в прессе иранским агентом (из-за публичной поддержки иранских религиозных лидеров, проживающих в Ираке), была введена цензура на религиозную литературу, конфискована вакуфная собственность многих мечетей, многие муллы подвергались арестам. 10 июня 1969 года дом, в котором находился аятолла аль-Хаким во время своего визита в Багдад, был оцеплен полицией. В знак протеста муджтахид устранился от общества и предался уединению. 15 июня 1969 года Хомейни встретился с аль-Хакимом и убедил его занять более твердую позицию в отношении иракского режима.

Картинки по запросу muhsin al-hakim

Аятолла Мухсин аль-Хаким (пятый справа) в окружении учеников.

Перевороты в арабских странах

25 мая 1969 года произошёл военный переворот в Судане. Генерал Джафар Нимейри вместе с четырьмя другими офицерами сверг правительство и стал председателем Революционного совета. После переворота Судан осудил империализм и поддержал СССР, превратившись в очередную «страну социалистической ориентации». К концу 1969 года СССР начал оказывать военную помощь Судану, а коммунисты были введены в правительство. Однако это сближение продлится недолго: после смерти Гамаля Абделя Насера в 1970 году и прихода к власти Анвара Садата Судан будет

1 сентября 1969 года группа военных офицеров во главе с полковником Муаммаром Каддафи (Движение свободных офицеров) устроила военный переворот, свергнув короля Идриса Переворот был поддержан народом, который был недоволен возраставшей концентрацией в руках короля национального богатства страны, прежде всего колоссальных доходов от нефти. Этому также способствовала популярность идей насеризма, арабского национализма и социализма в ливийском обществе, не отличавшемся в этом плане от других стран арабского мира. Поэтому переворот прошел относительно спокойно и бескровно. Сообщений о гибели людей или насильственных инцидентах, связанных с переворотом, не поступало.

Военные путчисты объявили себя Советом революционного командования и провозгласили Ливию  свободным и суверенным государством под названием Ливийская Арабская Республика, которое будет идти «по пути свободы, единства и социальной справедливости, гарантируя своим гражданам право на равенство и открывая перед ними двери почетного труда.» Вскоре Каддафи становится главнокомандующим ливийскими вооруженными силами и фактическим новым главой государства.

Поразительное сходство между ливийским военным переворотом 1969 года и приходом к власти в Египте Гамаля Абделя Насера в 1952 году. Таким образом, египетский опыт и харизматическая фигура Насера сформировали некую модель политического действия для других арабских стран. Каддафи декларировал приверженность Ливии идеям арабского единства и поддержке палестинского дела против Израиля.  Новое правительство категорически отвергло коммунизм как атеистическое учение и официально поддержало арабскую интерпретацию социализма, которая пыталась интегрировать исламские принципы с широкими модернизационными реформами. Исламская составляющая особенно ярко проявит себя по мере усиления режима личной власти Каддафи в 1970-е годы, когда в стране будут применятся многие нормы шариата, а Коран объявлен источником закона. В 1970-1980-е годы этими же тенденциями будет затронут и Джафар Нимейри, который незадолго до своего свержения даже объявит в 1983 году Судан исламской республикой и официально введет шариатское законодательство.

Картинки по запросу gaddafi 1969

Молодой капитан Муаммар Каддафи. 2 сентября 1969 года

Левое движение в Иране

Шахский режим в течении нескольких лет готовился к празднованию в 1971 году 2500-летия иранской монархии, куда планировалось пригласить десятки глав государств и членов монархических домов Европы и Азии. В этой связи перед САВАК была поставлена задача – сурово расправляться со всеми оппозиционными группами, выступавшими против режима.

В феврале 1969 года начался судебный процесс против четырнадцати членов группы Джазани-Зарифи.  Эта группа была создана в 1965 году двумя студентами – Бижаном Джазани и Хасаном Зия-Зарифи, послужив прообразом будущей Организации партизанов-фидаинов иранского народа (ОПФИН). Группа планировала заниматься партизанской борьбой, но не обладала достаточным опытом для этой деятельности. К тому же, в нее быстро удалось внедрится агентам САВАК. Джазани был арестован 9 января 1968 года, за три дня до запланированного им ограбления банка. Группа решила получить необходимые деньги путем ограбления банков, когда деятельность организации зашла в тупик из-за нехватки средств. Зарифи был арестован 14 февраля 1968 года и подвергся интенсивным пыткам, из-за чего был госпитализирован.

Прокурор просил суд применить к Зарифи и Джазани смертную казнь. Международная организация «Amnesty International» направила своих наблюдателей на судебные разбирательства, а Конфедерация иранских студенческих ассоциаций в Европе и США запустила свою собственную международную кампанию, чтобы спасти заключенных. Наблюдатели из различных правозащитных групп, а также представители Британского парламента, были потрясены сообщениями заключенных о пытках и шокированы полным игнорированием процессуальных норм иранским военным судом.

В конечном счете Апелляционный суд ратифицировал суровые приговоры: пятнадцатилетний тюремный срок для Джазани и десятилетний срок для Зарифи. Приговоры для других членов варьировались от 2 до 10 лет. Члены группы находились в тюрьме Каср до весны 1969 года, когда несколько из них попытались бежать на свободу, после чего их всех распределили по разным тюрьмам, располагавшимся в отдаленных районах страны.

Несмотря на то, что ключевые члены организации были арестованы, группа не была полностью уничтожена. Двое ее членов —  Сафаи Фарахани и Сафари Аштияни –  покинули Иран и присоединились к палестинской организации ФАТХ. После возвращения в Иран они стали фигурантами знаменитого Сияхкяльского инцидента (8 февраля 1971 года).

В 1969 году на территории курдских районов в западном Иране возникает марксистско-ленинская организация «Комала» («Комитет революционеров Иранского Курдистана»), которая была создана для борьбы с шахским режимом и стала одной из мощных партизанских групп. «Комала» — это курдское слово, означающее «общество». Первоначально она представляла собой маоистскую студенческую группу, созданную курдскими студентами в Тегеране. На момент создания группы в ней едва ли состояло больше пяти человек. Организация с самого начала характеризовалась неприятием советского ревизионизма и курдского национализма, поначалу выступала против тактики партизанского движения. Однако к концу 1970-х годов она превратится в партизанское движение, которое воспользуется хаосом первых месяцев после победы Исламской революции и будет вести вооруженную борьбу с новой властью.

Картинки по запросу komala 1969

Курдские партизанки из «Комалы».

Организация моджахедов иранского народа

Другая леворадикальная организация, выступавшая с позиций «демократического ислама», но испытывавшая сильное влияние марксистских идей – Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) также вела активную подпольную работу. В 1969 году они подготовили свою программу из девяти пунктов:

  1. В Иране господствовал мировой империализм, особенно американский империализм. Ее экономика в основном находилась под контролем компрадорской буржуазии, а это означало, что земельная реформа превратила страну из «буржуазно-феодальной» в «буржуазно-компрадорскую» систему.
  2. Земельная реформа, по существу, привела к ослаблению революционного потенциала в деревне. Поскольку реальная земельная реформа не была осуществлена, а репрессивные отношения в деревне все еще существовали, инициировать борьбу по китайскому образцу в деревне было невозможно, хотя потенциал для революционной деятельности оставался.
  3. Иран, по существу, был полицейским государством, где вооруженные силы составляли основу высшей власти. Сила и политическая стабильность режима основывались на эффективном функционировании его сил безопасности, которыми руководило ЦРУ.
  4. Поскольку антагонистическое классовое давление и политическая осведомленность иранских масс достигли высшей точки, авангардным группам не нужно было выставлять перед народом истинное лицо режима. Но через соответствующую политическую деятельность массовое отчуждение должно было усилиться.
  5. Распространяя борьбу на массы людей и преодолевая безнадежность и страх, нужно дестабилизировать режим путем разрушения полицейской сети — главной силы, вызывающей разобщенность в антиправительственной борьбе. Это может произойти только в результате вооруженной борьбы.
  6. Организация, будь то на основе монотеистической идеологии или на основе своего понимания исторического опыта, пришла к выводу, что религия ислама в целом и шиитская школа мысли в революционных и боевых традициях шиитов, таких как восстание имама Хусейна, могут быть полезны в мобилизации масс.
  7. Из-за осознания антиправительственных сил в городах (после конституционной революции почти вся борьба происходила в городах) и из-за того, что режим под видом земельной реформы смог скрыть свои слабые места в сельской местности, партизанская война должна быть начата в городах, где возможны действия по дестабилизации правительства и его полицейской сети. Борьба в городах должна идти по этим правилам:

а) нанесение ударов по полицейской сети, поскольку она была главной опорой диктаторского, империалистического режима.

б) обеспечение защиты организации от разрушения в результате серьезных полицейских репрессий. Это должно было быть достигнуто путем создания прочной социальной базы в иранском обществе и подготовки замещающих подразделений для заполнения, когда это потребуется.

в) проникновение в полицейскую сеть таким образом, чтобы их действия были известны организации до их начала.

8. Распространение партизанской войны на сельскую местность. Организация считала, что главные силы революции состоят из рабочих и крестьян. Конечно, это не означало, что борьба имела свои цели в городах; скорее, организация полагала, что окончательный крах режима будет достигнут посредством партизанской войны в городах, в то время как полный крах будет достигнут путем окружения городов с сельских военных баз.

9. Победа будет достигнута за счет совместного использования освободительной армии и сельской партизанской войны. Поэтому после борьбы в деревне должна быть поставлена задача создания «народной армии» для противостояния силам режима.

Таким образом, в это время  у ОМИН была своя политическая доктрина, сеть членов и связи с зарубежными подпольными группами, а также задача сформировать сеть активистов для противостояния шахскому режиму. В 1969 году ОМИН получала оружие и проходило подготовку в лагерях ФАТХ Ясира Арафата в Иордании. Хотя члены ОМИН воздерживались от вооруженных акций, к 1971 году большая часть членов группы также окажется за решеткой.

Картинки по запросу ‫شریعتی حسینیه‬‎

Али Шариати выступает в Хосейнийе-йе эршад

Хосейнийе-йе эршад, Мотаххари и Шариати

В 1969 году Мотаххари читал в Хосейнийе-йе эршад лекции о об искажении религии, цикл лекций, посвященных Имаму Али и вошедших в книгу «Притягательность и способность к отпору Имама Али» (1970). Он также поднимал темы свободы и социальной справедливости, после чего САВАК принимает меры для более тщательного контроля над ситуацией в этом заведении.

В 1969 году в Хосейнийе также появляется Шариати, который, будучи человеком со светским европейским образованием, обладавший задатками яркого и самостоятельного мыслителя, быстро приобретает популярность. Ему покровительствует один из учредителей Хосейнийе-йе эршад, Насер Миначи (будущий член Временного правительства Мехди Базаргана в 1979 году). Миначи старается воспользоваться популярностью молодого Шариати, чтобы привлечь в свой исламский центр больше молодежи, которой в большей степени импонировал посыл лекций Шариати, стремившегося преподнести исламские идеи в максимально очищенной от теологических построений форме, однако балансировавшего, по мнению Мотаххари, на опасной грани, за которой начинался «религиозный эклектизм» (перс. эльтегат-е дини).

В марте 1969 года вышла первая книга Шариати под названием «Исламоведение» (перс. Эсламшенаси), написанная на основе курса лекций, прочитанного им на факультете литературы Мешхедского университета в 1966-1967 гг. Это была работа, которая перевернула представление об исламе целого поколения иранской молодежи, в особенности той ее части, которой импонировали левые идеи. В этих лекциях он подвергает критике традиционный богословский взгляд на ислам и пытается представить «научно-аналитический взгляд на ислам», говоря об исламе как об идеологии, предназначенной для преобразования общества: «На протяжении всей истории исламской цивилизации ислам в смысле исламской культуры и ислама в смысле исламских наук стал комплексом богословских, интерпретационных, исторических мыслей и слов, собранных вместе, чтобы сформировать то, что известно как исламские науки, каждая из которых имеет свою собственную специализированную область исследования… Ислам следует рассматривать как идеологическую школу, а не как культуру или комплекс наук». Он также подспудно подвергает критике шиитское духовенство, которое стало главным носителем этого комплекса богословских знаний, сводящих ислам к культуре и изучению религиозных текстов.

Мотаххари с самого начала имел серьезные разногласия с Насером Миначи  по поводу присутствия в Хосейнийе Али Шариати. Конфликт закончился тем, что Мотаххари вышел из состава совета учредителей, а через год полностью порвал отношения с Хосейнийе, тогда как Шариати продолжал выступать в этом центре, собирая на свои лекции сотни слушателей.

В 1969 году известный иранский писатель и журналист Джалаль Але-Ахмад, автор легендарной книги «Западничество» («Гарбзадеги»), повлиявшей на образ мыслей целого поколения иранской интеллигенции, впервые посетил в Мешхеде Али Шариати и беседовал с ним о необходимости объединения сил с шиитским духовенством в противостоянии шаху. 9 сентября 1969 года он скончался в результате инфаркта на своей вилле в селении Асалем в провинции Гилян. Его внезапная и безвременная кончина, а также спешное предание земле его тела породили слухи о причастности к этой смерти САВАК.