«Фалах»

«Фалах» (перс. горух-е Фалах, گروه فلاح) – иранская подпольная исламская группа, отсоединившаяся от Организации моджахедов иранского народа (ОМИН) и входившая в военизированное крыло исламского революционного движения под руководством аятоллы Рухоллы Хомейни.

В конце 1960-х годов Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) была единственной политической группой исламской ориентации, которая призывала своих последователей к вооруженной борьбе против шахского режима. По мере развития идеологии ОМИН и замещения исламских идей марксистскими, особенно после 1975 года, все больше членов этой группы выходили из состава ОМИН и создавали собственные партизанские группы.

Группировка «Фалах» (от араб. фалах — «спасение») была создана бывшими членами ОМИН Мортазой Альвири и Хасаном Монтазер-Гаэмом, осознавшими еще в 1973 году глубокие идеологические расхождения с лидерами моджахедов, когда они находились в тюрьме. В 1975 они собрали группу молодых людей (Сейед Мохаммад Разави, Дадаши, Форутан, Мохсен Шариатмадари, Хадж Али Бейги, Хамид Фагфур Магреби и Надер Халими), которые объединились на нескольких общих принципах: приверженность Имаму Хомейни как высшему религиозному авторитету (марджа‘ ат-таклид) и лидеру исламского движения, вера в «чистый ислам» (эслам-е наб), свободный от примеси марксистской идеологии, вооруженная борьба против шахского режима и необходимость «саморазвития» (ходсази) как предпосылки политической борьбы.

Члены группы подготовили программу саморазвития, которая включала совершение дополнительных ночных молитв, занятие спортом и чтение книг (в том числе брошюр, созданных на основе некоторых трудов Хомейни).

Первоначально члены «Фалах» примкнули к группе «Махдавиюн», но очень быстро отделились от них из-за разногласий по некоторым вопросам, таким как сохранение контактов с ОМИН. Они также поддерживали контакты с другими исламскими группами, стоявшими на близких позициях, в том числе с группировкой «Форган», которая в последующем пришла под влиянием марксизма к воинствующему антиклерикализму и материалистическому толкованию положений Корана.

Приняв решение начать вооруженную борьбу, лидер группы Мортаза Альвири отправился в 1976 году к Имаму Хомейни в Наджаф. Во время встречи с Альвири Хомейни призвал членов группы не сотрудничать с коммунистами, воздержаться от вооруженной борьбы и отдать приоритет культурно-просветительской работе, а также ориентироваться в идеологических вопросах на Мортазу Мотаххари.

Члены группы сосредоточились на распространении обращений и книг Имама Хомейни, изучении Корана и сборника изречений Имама Али «Нахдж аль-Балага» («Путь красноречия»), посещении закрытых лекций и семинаров Мотаххари.

Группировка принимала активное участие в революционном движении 1978 года, но так и не приступила к вооруженной борьбе. В ходе революционных событий члены группы приобретали пистолеты и изготавливали кустарным способом ручные гранаты, готовясь применить их в случае, если бы Хомейни распорядился поднять вооруженное восстание против шахского правительства и армии. Члены группы «Фалах» участвовали в подготовке встречи Имама Хомейни и во время выступления Хомейни на кладбище Бехеште-Захра 1 февраля 1979 года отвечали за работу звукоусилительной аппаратуры.

После победы Исламской революции члены «Фалах» вошли в состав Организации моджахедов Исламской революции, которую возглавил Мортаза Альвири, вошедший также в Центральный комитет Корпуса стражей Исламской революции (КСИР).