Исламская идеология

Исламская идеология (перс. ایدئولوژی اسلامی) – термин, активно применявшийся деятелями исламского движения в Иране в 1960-70-е годы и отражавший стремление представить исламское учение в виде упорядоченной системы взглядов и идей, которые объясняли бы все аспекты общественной, политической и экономической жизни иранского общества и позволяли бы разрабатывать программу всестороннего преобразования общества, аналогичную марксистской идеологии левого движения. Главными популяризаторами этой концепции были Мортаза Мотаххари и Али Шариати.

Одним из первых понятие исламской идеологии ввел преподаватель философского факультета Тегеранского университета Мортаза Мотаххари, который посвятил разъяснению этого понятия ряд своих публичных лекций во второй половине 1960-х годов и продолжал разрабатывать эту тему вплоть до 1979 года. Он рассматривал идеологию как неотъемлемую часть жизни общества и давал ей следующее определение: «Идеология – это общая теория, универсальный, гармоничный и последовательный план, основная цель которого состоит в совершенстве человека и обеспечении всеобщего счастья, в котором определены основные линии и методы, предписания и запреты, хорошее и плохое, цели и средства, потребности, проблемы и решения, сферы ответственности и обязанности, и который служит источником вдохновения для всех людей в исполнении ими своих обязанностей…»[1]

Проблема «исламской идеологии» приобрела в исламском движении актуальность в связи с распространением марксистской идеологии среди студентов и учащихся религиозных учебных заведений, часть которых тяготела к марксистским идеям в исламском понятийном обрамлении. Мотаххари называл это «эклектичной идеологией» — идеоложи-йе эльтегати (одним из представителей которой он считал Шариати).

Мотаххари считал, что именно исламская идеология, обращающаяся к подлинной природе человека (фитра), является общечеловеческой, тогда как все остальные идеологии обслуживает интересы той или иной группы или класса[2].

Взяв на себя задачу систематичного изложения исламского учения в виде идеологии, Мотаххари руководствовался определенными методологическими критериями и выделял следующие особенности идеологии:

  • Идеология базируется на мировоззрении. Если мировоззрение описывает мир таковым, каков он есть, то идеология является представлением о человеке, устанавливающим, каким он должен быть[3].
  • Универсальная идеология может быть выработана только Богом, который ведает о личном, общественном, мирском и загробном благе человека[4].
  • Идеология нуждается в философских основаниях, придающих ей связность и логичность, и в вере, которая апеллирует к эмоциям человека и формирует его идеал[5].
  • Идеология должна приниматься добровольно, а не навязываться (что достигается благодаря вере)[6].
  • Идеология должна быть универсальной и не зависеть от обстоятельств места и времени (что характерно исключительно для религиозной идеологии, основанной на Божественном откровении, в отличие от идеологий, опирающейся на неустойчивую и неизменчивую «научную» картину мира)[7].
  • Идеология носит неизменный характер и не зависит от интерпретации исламских норм (иджтихад), которая эволюционирует исторически[8].
  • Научный прогресс не только не отменяет идеологию, но и делает ее еще более актуальной для общества[9].

Другой теоретик исламского движения Али Шариати, которого Мотаххари считал оппонентом, тоже стремился представить ислам как универсальную идеологию, делая больший акцент на ее революционном содержании и рассматривая ее как нечто отдельное от богословского понимания религии. Он рассматривал шиизм как наиболее полное выражение духа исламского учения и убеждал иранскую интеллигенцию в том, что шиитский ислам обладает всеми признаками современной и передовой идеологии.

Шариати противопоставлял ислам как идеологию (имеющую целью всестороннее развитие и совершенствование человека) и ислам как культуру (совокупность знаний и доктрин, оторванных от социальной практики). Стремясь представить исламскую идеологию в современном виде и сделать ее привлекательной для интеллигенции и студенчества, он испытывал сильное влияние западных подходов и философских концепций (что и вызывало резкое неприятие у Мотаххари).

Шариати выделял в идеологии три главных элемента: 1) Теоретический базис (мировоззрение); 2) Система ценностей; 3) Модели социальных преобразований и альтернативный строй[10].

Распад СССР и социалистического лагеря привел к завершению главного идеологического конфликта ХХ века и вызвал кризис идеологического сознания как такового, что не могло сказаться на восприятии термина «исламская идеология» в Иране. С критикой исламской идеологии и идеологизации ислама, в частности, выступает ирано-американский автор, один из идеологов реформаторского движения, Абдолкарим Соруш.

[1] Мотаххари, Мортаза. Маджмуэ-йе асар. Т. 2. Тегеран: Садра, 1378 (1999-2000). С. 55-56.

[2] Там же. С. 58-59.

[3] Мотаххари, Мортаза. Такамол-е эджтемаи-йе энсан (Социальная эволюция человека). Тегеран: Садра, 1372 (1993-1994). С. 115.

[4] Там же. С. 116.

[5] Мотаххари, Мортаза. Пейрамун-е джомхури-йе эслами (Об Исламской республике). Тегеран: Садра, 1367 (1988-1989). С. 153.

[6] Мотаххари, Мортаза. Маджмуэ-йе асар. Т. 2. С. 57.

[7] Мотаххари, Мортаза. Эслам ва могтазият-е заман (Ислам и потребности времени). Т. 2. С. 107; Маджмуэ-йе асар. Т. 2. С. 61.

[8] Там же. С. 62.

[9] Там же. С. 55-56.

[10] Шариати, Али. Маджмуэ-йе асар. Т. 23. Джаханбини ва идеоложи (Мировоззрение и идеология). Тегеран, 1372 (1993-1994). С. 189.