Калинин Е. Л. Исламская революция 1979 года в Иране. Записки очевидца

Калинин Е. Л. Исламская революция 1979 года в Иране. Записки очевидца. — М.: Институт востоковедения РАН, 2010. — 236 с.


ISBN 978-5-89282-410-1

Автор книги был очевидцем драматических событий, произошедших в Иране в конце 1978‑го — начале 1979 года. Недовольство населения правлением шаха Реза Пехлеви выплеснулось на улицы городов и привело к революции, уничтожившей монархию в стране. В те годы автор был старшим переводчиком в советской проектно-изыскательской экспедиции, проводившей работы для строительства железной дороги Мешхед — Серахс. Постоянные поездки по стране позволили ему увидеть происходившее изнутри, так как он нередко попадал в самую гущу событий. Книга адресована всем тем, кто интересуется современной историей Ирана.

Скачать книгу

«Отправляясь в Иран в мае 1976 года, я никак не мог предположить, что стану очевидцем крупнейших революционных потрясений в жизни иранского государства. Эти события, изобиловавшие острыми, драматическими моментами, закончились свержением монархического режима, просуществовавшего в Иране непрерывно в течение более 2500 лет. В эти годы экспедиция грузинского проектного института Кавгипротранс, в которой я выполнял обязанности старшего переводчика, проектировала в Иране железную дорогу Мешхед — Серахс и железнодорожную ветку от Астары Иранской до будущей грузовой станции на берегу Каспийского моря. Кроме того, экспедиция проводила технико-экономическое обоснование для проектирования железной дороги Мешхед — Тейабад (ирано-афганская граница). Проектно-изыскательские работы были связаны с частыми разъездами по стране. Так как трассы будущих железных дорог пересекали шоссе, нефтепроводы, газопроводы, военные объекты, работникам экспедиции приходилось согласовывать много вопросов с различными министерствами, ведомствами, в том числе с военным министерством, которое по нашей заявке производило аэрофотосъемку трассы будущей железнодорожной магистрали Мешхед — Серахс. Естественно, все это вынуждало членов экспедиции совершать бесчисленные поездки по стране от Тегерана до Астары, Мешхеда и далее на юг, на север, вдоль ирано-афганской границы. Для ознакомления с различными железнодорожными объектами наши инженеры по рекомендации президента иранских железных дорог неоднократно выезжали по Трансиранской железной дороге от Тегерана до Бендер-Шаха на побережье Каспийского моря и от Тегерана на юг до Исфахана. от автора Таким образом в течение трех лет мне пришлось побывать во всех северных и центральных провинциях Ирана. Поездки не прекращались даже в разгар политической напряженности в стране. Как иранист я получил уникальную возможность вникать в суть происходивших событий и наблюдать их как бы изнутри. Этому способствовали также весьма благоприятные условия передвижения по стране: согласно контракту сотрудники нашей экспедиции считались служащими государственных железных дорог Ирана. Мы имели типовые служебные удостоверения с указанием должности и места работы. Все транспортные расходы (независимо от вида использованного транспорта) и стоимость проживания в гостинице, включая питание, оплачивались иранской стороной. За все время работы экспедиции иранские инженеры и техники волей-неволей вели с нами откровенные неофициальные беседы о развитии событий в стране, хотя такие контакты нашим руководством не поощрялись. Из этих бесед я вынес много полезного. Книга не претендует на какой-то анализ или оценку революционных событий тех дней. К тому же об иранской революции 1979 года много написано. Здесь же отражено лишь то, что мне удалось увидеть своими глазами, и то, что мне немедленно становилось известно через средства массовой информации Ирана, особенно через национальное телевидение. После возвращения из Ирана в марте 1979 года, по горячим следам революционных событий я за короткое время изложил все увиденное и пережитое в форме дневника. Однако тогдашние кураторы из ЦК КПСС по непонятным для меня причинам наложили вето на публикацию в издательстве «Наука». С тех пор прошло много лет. Тему иранской февральской революции заслонили другие злободневные события. Тем не менее надеюсь, что те, кто занимается Ираном и желал бы знать об иранской революции 1979 года непосредственно со слов очевидца, безусловно, найдут в книге много интересного для себя.

Евгений Калинин