Мотаххари, Мортаза

Мортаза Мотаххари (1920 – 1979) – иранский исламский мыслитель и идеолог, видный религиозный и политический деятель времен Исламской революции 1978-1979 годов, преподаватель философского факультета Тегеранского университета.


Биография

Мортаза Мотаххари родился 3 февраля 1920 г. в маленьком городке Фариман, в 70 километрах от священного шиитского города Мешхед с провинции Хорасан. Его отец, Шейх Мохаммад Хосейн Мотаххари, был видным представителем шиитского духовенства. Начальное образование он получил в родительском доме.

С 12 лет Мотаххари учился в богословской семинарии (хоузе-йе эльмийе) Мешхеда, где изучал курс введения в богословские науки (могаддамат) и основы арабского языка. Пора юности Мотаххари совпала со временем наиболее активных реформ Реза-шаха Пехлеви, имевших целью вытеснить религию и духовенство из всех сфер общественной жизни. Тем не менее, он принял решение продолжить свое богословское образование и с этой целью в 1937 г. направляется в Кум.

В Куме он провел около 15 лет своей жизни, пройдя полный цикл богословской подготовки, дающий степень моджтахида. Его учителями были аятолла Сейед Мохаммад Таги-Хансари, аятолла Сейед Мохаммад Ходжат, аятолла Сейед Садр-ад-Дин Садр, аятолла Хадж Сейед Мохаммад Мохаггег-Дамад, аятолла Мирза Махди Аштияни, аятолла Хадж Ага Хосейн Боруджерди, аятолла Мирза Али Ага Ширази, аятолла Алламе Табатабаи, аятолла Сейед Ахмад Хансари, аятолла Сейед Мохаммад-Реза Гольпайгани, аятолла Имам Рухолла Хомейни[1].

С 1940 г. Мотаххари начал посещать лекции Хомейни и до конца жизни стал его верным учеником. В годы обучения в «Хоузе-йе эльмийе» сформировался интерес Мотаххари к политике, так как 40-е гг. в истории Ирана, полные неопределенности и новых надежд, были периодом роста политической активности иранцев, в том числе освободившегося от гнета Реза-шаха Пехлеви духовенства. В значительной степени на становление политических взглядов Мотаххари оказывает влияние аятолла Хомейни, радикальные для того времени идеи которого находят своих горячих последователей среди семинаристов. С этого самого времени Хомейни станет главной фигурой в жизни Мотаххари, непревзойденным авторитетом во всех религиозных и философских вопросах. Мотаххари в свою очередь удостоится особой любви со стороны Хомейни.

В эти годы Мотаххари, будучи молодым семинаристом, сближается с членами тайной исламской организации «Федаян-е эслам», основателем которой был другой студент шиитской духовной семинарии Наваб Савави (1924-1955). Тем не менее, он не стал активистом тайной организации «Федаян-е Эслам» и все свое время отводил учебе. Он пишет, что в годы пребывания в Куме, «мысли так завладели им, что внезапно  в нем пробудилась любовь к одиночеству». Молодой М,Мотаххари стремился проводить свободное время в своей комнате, много читал. Вместе с тем Мотаххари был далеко не безразличен к общественной деятельности и вместе с молодым Хасанали Монтазери и другими семинаристами в 1947 г. организовал кружок, включавший 18 человек, для обсуждения проблем духовенства и упрочнения связей с народом и различными политическими силами Ирана. В рамках этого кружка регулярно проводились встречи и  собрания, которые давали Мотаххари пищу для размышлений. Участники этих собраний в будущем составили костяк революционного духовенства[2].

В первые же годы учебе в Куме у Мотаххари проявился интерес к мистической стороне религии (ирфан), которую он особо выделял среди других дисциплин, казавшихся ему «сухими»[3]. На фоне глубокого интереса к ирфану и исламской философии, в 1940-е гг. у Мотаххари пробуждается также интерес и к материалистической философии, представленной в Иране некоторыми переводами марксистской литературы, сделанными членами иранской коммунистической партии «Туде». Впоследствии он всегда будет разделять философию на «божественную» (фальсафе-йе элахи) и «материальную» (фальсафе-йе мади).

Пятнадцатилетнее обучение Мотаххари в священном шиитском городе Кум (1937-1952) под руководством самых авторитетных и выдающихся факихов и ученых того времени стало периодом его всестороннего развития. По окончании этого периода Мотаххари получил степень моджтахида, позволяющую ему выносить решения по религиозным вопросам.

Похожее изображение

Молодой Мортаза Мотаххари в 1952 году переехал из Кума в Тегеран

В 1952 г. Мотаххари переехал в Тегеран, где начал преподавать в медресе «Марви». В том же год Мотаххари начал читать лекции на факультете богословия и исламских наук Тегеранского университета, а в 1955 г. открыл заседание Исламского студенческого общества, в 1958-1959 годы был главным лектором Исламского общества врачей (до 1972 г.). Уже в это время он приобрел известность как прекрасный оратор и полемист. Вокруг него начал расти кружок преданных учеников, многие из которых впоследствии стали революционными деятелями.

В 1963 г. Мотаххари принимал участие в оппозиционных выступлениях духовенства, возглавляемых Хомейни и известных как события «пятнадцатого хордада», после чего его арестовали на 43 дня. Начиная с этого времени, Мотаххари стал активным участником антишахского движения.

После создания Коалиции исламских собраний (хейатха-йе моталефе-йе эслами), Мотаххари вместе с несколькими другими улемами состоял в руководстве этой организации[4]. После убийства 21 января 1965 г. премьер-министра Хасан-Али Мансура членом одного из исламских советов, Мортаза Мотаххари подвергся аресту и оказался под следствием, но по счастливому стечению обстоятельств избежал тюремного заключения.

После этого случая начался период особенно активной работы Мотаххари по написанию своих трудов, выступлений в университетах, в исламских общественных организациях, чтения проповедей с минбаров мечети «Хидаят» и соборной мечети Нармака (один из пригородов Тегерана). В целом, его деятельность сводилась к распространению и популяризации идеологии революционно настроенного духовенства, возглавляемого Хомейни, среди студенчества, светской интеллигенции, подверженных влиянию западных идей.

Следует отметить, что еще в 1950-е гг. вместе с политически активным духовенством на арену вышла «исламская интеллигенция», пополнявшаяся за счет выходцев из традиционного сословия «базари», получивших современное светское образование и пытающихся выработать новый взгляд на учение Ислама. В 1960-1970 гг. в этой среде появились идеологи, лидеры и организации, представлявшие потенциальную угрозу улемам, а иногда открыто оппонирующие духовенству (Али Шариати, Акбар Гударзи и т.д.). Свою идеологическую задачу Мотаххари видел в контроле над этой прослойкой, нейтрализации  его «антиисламских» идей, борьбе с «искажениями и ошибками», включении его в «исламское движение», направляемое сторонниками Хомейни.

По его мнению, предотвратить проникновение западных идей и их распространение можно было только путем представления ислама как религии, обладающей универсальной и разносторонней системой философско-мировоззренческих принципов, действенной политической стратегией и идеологией. В 1967 г. он с помощью других видных улемов учредил «Хосейнийе эршад» — специальное учебное заведение для религиозного просвещения светской молодежи, в которое был приглашен Али Шариати. Но уже в 1970 г. Мотаххари ушел из «Хосейнийе эршад» из-за разногласий с Шариати относительно идеологических вопросов, и читал лекции по исламским наукам в мечети «Аль-Джавад».

В 1969 г. Мотаххари снова был задержан полицией и некоторое время провел в одиночной камере. Поводом к его задержанию стало объявление о сборе средств для помощи палестинским беженцам. После закрытия в 1973 г. мечети «Аль-Джавад» и «Хосейнийе эршад» Мотаххари в очередной раз оказался за решеткой. По освобождении, он начал чтение проповедей в мечетях «Джавид», «Арк» и др.

Лекции Мотаххари собирали массовые аудитории, состоящие из студентов, преподавателей, молодежи. Однако шахские власти были крайне обеспокоены его успехами и создавали препятствия для его преподавательской и пропагандистской деятельности. В 1974 г. Мотаххари был лишен права официального чтения проповедей в мечетях, и этот запрет не снимался с него вплоть до самой победы Исламской революции. Это дало ему возможность сосредоточиться некоторое время на исследовательской работе, но в 1977 г. он был вынужден уйти уже и из Тегеранского университета.

В 1970-е гг. среди иранского студенчества получили распространение левые идеи, что затрагивает и прослойку «исламской интеллигенции». Появились «исламо-марксистские» кружки и организации. Наиболее крупной организацией такого рода стала Организация моджахедов иранского народа (ОМИН)[5]. Мотаххари переключил свое внимание на борьбу с идеями этой организации, предостерегая слушателей своих лекций от сотрудничества с ними, уличая ОМИН в лицемерии, предательстве и отходе от ислама.

В 1971-1976 гг., когда шахский режим ужесточил свою политику в отношении исламских организаций, и исламские центры закрывались один за другим, Мотаххари перешел к подпольной деятельности, организовывая тайные собрания в Тегеране и Куме, в которых участвовало студенчество и улемы. Он настаивал на продолжении борьбы и сам лично помогал семьям политзаключенных, не оставляя при этом своего основного занятия – написания «книг для просвещения молодежи». В это время он прилагал «особые усилия для объединения двух групп – университетского студенчества и духовенства»[6].

В это время Мотаххари исполнял роль «чрезвычайного представителя» Хомейни, поддерживая с ним контакты через третьих лиц. В 1977 г. Мотаххари вместе с аятоллами Сейедом Али Хаменеи, Бехешти, Хашеми Рафсанджани создает Общество борющего духовенства Тегерана, переросшее со временем в общеиранскую организацию. В 1976-78 гг. он дважды ездил к Имаму Хомейни, сначала в иракский город Ан-Наджаф, а затем в Париж, куда тот перебирается на кануне своего возвращения в Иран. Вместе с Хомейни они обсуждали текущие вопросы революционной борьбы, на Мотаххари возлагалась ответственность за формирование Исламского революционного совета – координирующего органа всего революционного движения (ноябрь 1978 г.), а также Комитета по организации встречи Имама[7]. Мотаххари возглавил обе эти организации и оказался ключевой фигурой в новом руководстве страны после возвращения Имама Хомейни в Иран в феврале 1979 г.

Картинки по запросу ‫شهید مطهری خمینی‬‎

Мотаххари спускается вместе с Хомейни по трапу самолета Air France. Февраль 1979 года

2 мая 1979 г., поздно вечером, выходя из здания Исламского революционного совета после затянувшегося заседания, Мортаза Мотаххари был застрелен боевиками вооруженной группировки «Форкан», стоящей на «исламско-марксистских» позициях. Очевидно, это была месть за методичную критику их идей, которую Мотаххари поместил в предисловии к своей книге «Причины стремления к материализму».

Лидеры «Форкана» видели в духовенстве реакционную и контрреволюционную силу, противостоящую истинному «тоухиду» (принцип единобожия в Исламе). Мотаххари должен был стать первой жертвой на их пути к отстранению духовенства от власти и утверждения подлинно справедливого общества, основанного на социальном равенстве. В одном из выступлений перед своими соратниками Акбар Гударзи объявил: «Мотаххари – это дьявольский элемент. Почему? Потому, что он сотрудничал с шахским режимом и был университетским профессором. Другой недостаток Мотаххари в том, что он ахунд (пренебрежительное обозначение представителя духовного сословия в Иране – И.Г.). Это ахунды встали во главе Исламского революционного совета, чтобы не позволить осуществляться революционному Исламу»[8].

Мученическая смерть Мортазы Мотаххари сделала его легендарной фигурой в истории Исламской революции. Очень характерна реакция на это событие Хомейни, возлагавшего на своего любимого ученика самые большие надежды. Сын Имама Хомейни Ахмад Хомейни вспоминал, что «никакое другое известие так не огорчало Имама»[9]. Во время выступления по случаю трагической кончины Мортазы Мотаххари, Хомейни произнес следующие слова: «Я выражаю свою скорбь и поздравления Исламу, Исламской нации и в особенности доблестно борющейся нации Ирана по поводу гибели великого мученика, мыслителя, философа, непревзойденного факиха Хадж Шейх Мортазы Мотаххари (да освятит Аллах его тайну!). Скорбь по поводу мученической смерти того, кто посвятил свою драгоценную жизнь целям Ислама, боролся с искажениями религии. Скорбь по поводу смерти человека, не имевшего себе равных в исламских науках… Я потерял моего дорогого сына, который был в числе плодов всей моей жизни… Я потерял сына, который был частью моей души…»[10].

Наследие

Основным направлением его ученых изысканий и религиозно-просветительской деятельности было обстоятельное и полное представление всего богатства исламской культуры, которая для Мотаххари была равнозначна шиитскому богословскому наследию. В современном Иране на основе его трудов, лекций, речей, выступлений подготовлено и издано свыше 50 книг, касающихся философии, исламского мистицизма, фикха, истории, этики, коранических наук и охватывающих все аспекты жизни мусульман. Большая их часть написана на доступном языке, что позволяет современному поколению познакомиться с богословскими науками во всей полноте. В основе подавляющего большинства книг Мотаххари лекции, прочитанные им в Тегеранском университете, Исламском обществе врачей, «Хосейнийе эршад», а также проповеди и выступления в мечетях и семинариях.

1.Основы вероучения ислама. В книге «Знакомство с исламскими науками» (Ашенайи ба олум-е эслами) он излагает пропедевтику всех основных исламских религиозных дисциплин, адаптируя их содержание для восприятия широкой аудитории, малознакомой с тонкостями богословия. Работы «Знакомство с Кораном» (Ашенайи ба Кор’ан) и «Человек в Коране» (Энсан дар Кор’ан) вводит иранского читателя в курс коранического послания, рассматривая такие темы, как язык Корана, понимание роли разума и сердца в Коране, взгляд на источники заблуждения и кораническая концепция человека. Один из самых известных и авторитетных трудов Мотаххари – «Ислам и потребности времени» (Эслам ва могтазият-е заман) – состоит из двух томов, в основу которых легли лекции и проповеди Мотаххари, прочитанные им в 1972 г. в Исламском обществе врачей и посвященные актуальным вопросам современности, разрешение которых Мотаххари видит только в Исламе. Книги «Имамат и предводительство» (Эмамат о рахбари), «Разновидности наместничества и близости к Богу» (Велаятха ва велаха), «Тоухид», «Джихад» (1971), «Хадж», «Откровение и пророчество» (Вахй ва нобовват), «Божественная справедливость» (Адл-е элахи), «Человек и вера» (Энсан ва иман), «Вечная жизнь и загробный мир» (Зендеги-йе джавид ва хаят-е охрави) обсуждаются главные столпы шиитского вероучения.

2. Антропология. Особого внимания заслуживает антропология Мотаххари, т.е. его учение о человеке. Мотаххари разрабатывает концепцию «совершенного человека» (энсан-е камель), которое он заимствует из мусульманской философии и суфийских доктрин, в одноименной книге «Совершенный человек». Под совершенным человеком им понимается «человек, который стал обладателем всех человеческих ценностей, стал героем во всех областях гуманизма»[11]. В книге «Человек и судьба» (Энсан о сарневешт) анализируются на основе шиитских источников вопросы судьбы и предопределения, которые на протяжении всей истории исламского богословия часто порождали противоречивые толкования. Беспокоит Мотаххари и проблема подлинной человеческой природы, которую он изложил в лекциях, опубликованных позднее в книге «Фетрат». В книге «Духовная свобода» (Азади-йе ма’нави) он очерчивает горизонты такой философской категории как «свобода», раскрывая ее глубинные мистические аспекты. В этой книге он сопоставляет понятия «общественной свободы» (азади-йе эджтема’и), т.е. свободы в политическом смысле слова, которая в понимании идеологов либерализма отождествляется со свободой в общем смысле слова, и «духовной свободой» (азади-йе ма’нави). Он пишет: «Духовная свобода – это самая великая программа пророков. В основе своей очищение души (тазкийе-йе нафс) и есть духовная свобода… и величайшая беда нашего времени – это то, что все постоянно говорят о свободе, но при этом толкуют только об общественной свободе, а о духовной свободе молчат и по этой причине не достигают также и общественной свободы»[12].

3.Пророк и шиитские имамы. Мотаххари написал несколько книг о Пророке Мухаммаде (САВ) и его пророческой миссии – «Драгоценный пророк» (Пиямбар-е Герами), «Неграмотный пророк» (Пиямбар-е омми), «Печать пророчества» (Хатм-е нобовват) и «Изучая жизненный путь Пророка» (Сейри дар сире-йе набави), в которых дал не просто поверхностное и сухое жизнеописание Пророка, а целостное видение его жизненного пути. Другая работа Мотаххари («Революция и восстание Махди») посвящена пониманию роли Махди в шиизме. Книги «Доброта и твердость Али» (Джазебе ва дафе’е-йе Али), «Храбрость Хусейна» (Хамасе-йе хосейни), «Обзор жизни Пречистых Имамов» (Сейри дар сире-йе аэмме-йе атхар) написаны о шиитских имамах и смыслах, которые заключаются в их жизненных миссиях. Мотаххари оживляет сакральные образы шиитской истории, превращая их в образец для подражания и формируя на их основе идеал общественно активной и нравственной личности, способной преобразовать общество. Он обращается к религиозно-философскому посланию средневекового произведения «Нахдж аль-балага», авторство которого приписывается шиитами самому Имаму Али ибн Аби Талибу, в книге «Экскурс по Нахдж аль-балага» (Сейри дар Нахдж аль-балаге).

4.Экономика. Экономике посвящены две книги Мотаххари – «Проблема ссудного процента» (Мас’але-йе реба) и «Взгляд на экономический строй в Исламе» (Назари бар незам-е эгтесади-йе Эслам), в которых им разъясняются основы «здоровой экономики», философские основания собственности и наследования, раскрываются понятия стоимости и добавочной стоимости, дается определение капитализма и социализма с точки зрения Ислама, осуществляется методичная критика западной кредитно-банковской системы и т.д.

В книге «Взгляд на экономический строй в Исламе» Мотаххари отмечает взаимосвязь экономики и экономического процветания с духовным состоянием общества. Ссылаясь на «Нахдж аль-балага» Али б. Аби Талиба, он говорит о двух «силах» мусульманского социума – «духовной силе» (годрат-е ма’нави), которая опирается на практику аскетизма (зохд), и «материальной силе» (годрат-е мади), то есть экономической мощи. Мотаххари признает эти две «силы» взаимосвязанными и одинаково необходимыми для мусульман. С горечью он указывает на то обстоятельство, что мусульмане, воспитывая себя в духе аскетизма, отказались от «богатств этого мира» и погрузились в бедность, однако, как только «этот мир повернулся к ним лицом», они оказались чрезвычайно слабыми и с духовной точки зрения. Он призывает сохранять аскетизм, но при этом добиваться успехов в укреплении экономического благосостояния общества[13].

Мотаххри также говорит о связи Ислама с экономикой: «Ислам имеет прямую и косвенную связь с экономикой. Прямая связь заключается в том, что в Исламе имеются непосредственные установления относительно собственности, обмена, налогов, наследования, общественной взаимопомощи, вакфов (завещания собственности на богоугодные дела – И.Г.), денежных или иных имущественных взысканий (с правонарушителей – И.Г.)… Косвенная связь Ислама с экономикой заключается в нравственности (ахлаг). В этом отношении некоторые другие религии являются точно такими же…»[14].

5.Положение женщин в обществе. Этой теме посвящены следующие его работы: «Проблема хиджаба» (Мас’але-йе хеджаб), рассматривающая этот вопрос с точки зрения «философии покрытия тела в Исламе», и «Порядок прав женщины в Исламе» (Незам-е хогуг-е зан дар Эслам), в которой раскрываются основные права женщины в сфере семейной жизни, отношений собственности, а также высказывается мысль о глубоком сущностном отличие между мужчиной и женщиной, лежащем в самой их природе. Работы Мотаххари, посвященные специально женской проблематике, не вызывали одобрения в традиционной среде кумских теологов, которые считали возмутительной саму постановку данной проблемы, так что Мотаххари пришлось написать еще одну книгу в ответ на критику с их стороны («Пасохха-йе Остад бе нагд-е кетаб-е Мас’але-йе хеджаб»).

6.Исламская мысль. В сборнике лекций Мотаххари, прочитанных в «Хосейнийе эршад» в 1970 г., который вышел под названием «Возрождение исламской мысли» (Эхья-йе тафаккор-е эслами), формулируются понятия «живой» и «мертвой» мысли в Исламе и дается высокая оценка идеям индийского мусульманского мыслителя и идеолога Мухаммада Икбала. Мотаххари привлекали идеи мусульманских мыслителей средневековья и современности, начиная от Ибн Сины до модернистов и реформаторов Аль-Афгани, Абдо и М. Икбала. Мотаххари и сам был ярким представителем традиции исламской философии (фальсафа или хикма), переданной ему через Алламе Табатабаи и Али Ширази. Мотаххари заново осмысливает универсалии исламской философии и сравнивает их с категориями философии Запада. В своем труде «Тоухидное мировоззрение» (Джаханбини-йе тоухиди) он дает рациональное и философское обоснование догмату единства Творца в Исламе.

7.Исламская философия. Мотаххари оставил несколько объемных трудов по исламской философии. В самом раннем из них, написанном в виде комментария к трактату своего учителя Алламе Табатабаи, «Основы философии и метод реализма» (Осул-е фальсафе ва равеш-е реалисм), он объясняет самые ключевые разделы исламской философии и делает это на доступном и не перегруженном сложной терминологией языке. Эта книга, по признанию многих современников Мотаххари, раскрыла глаза иранской интеллигенции на собственную, оригинальную философскую традицию. О связи философии с шиитским богословием он пишет в работе «Богословие исцеления» (Элахият-е шефа). Само за себя говорит название книги «Движение и время в исламской философии» (Харакат о заман дар фальсафе-йе эслами), где Мотаххари излагает свои взгляды на концепцию движения и времени в исламской философии. Прочитанный Мотаххари курс лекций по толкованию трактата «Манзуме» Моллы Хади Сабзивари лег в основу его книги «Шарх-е манзуме». На основе различных статей Мотаххари по частным проблемам философии вышла книга «Философские статьи» (Магалат-е фальсафи).

«Проблема познания» (Мас’але-йе шенахт) – еще одна книга Мотаххари, в которой скрупулезному анализу подвергается познание, его формы, виды, ступени и этапы, а также его связь действием (то есть связь гносеологии и праксеологии). Все эти темы рассматриваются автором через призму коранического учения.

8.Этика и педагогика. Большое значение для понимания наследия Мотаххари имеют его труды по этике и педагогике, так как этой сфере он отводил большую роль. «Философия этики» — это один из фундаментальных трудов Мотаххари, в котором он дает философское и богословское обоснование исламской этике, которую он рассматривает в сравнительном ракурсе, сопоставляя ее с западными этическими учениями. В книге «Половая этика в Исламе и на Западе» (Ахлаг-е дженси дар Эслам ва гарб), изданной на основе серии статей, размещенных в журнале «Современная женщина» (Зан-е руз) в 1974 г., Мотаххари основательно исследует историю и нынешнее состояние половой этики в западном мире и мусульманских обществах, критикует современные теории «новой половой этики» западных либералов (Б. Рассел) и марксистов. Заслуживает интереса его книга «Обучение и воспитание в Исламе» (Та’лим о тарбият дар Эслам), в которой представлены взгляды Мотаххари на педагогику и дидактику. В книгах «Двадцать речей», «Десять речей», «Шесть речей» и «Наставления и советы» (Хекматха ва андарзха) собраны материалы выступлений и отдельных статей Мотаххари по различным религиозно-этическим вопросам.

9.История и общественные науки. Историческая и общественная проблематика занимает одно из первых мест в интеллектуальной деятельности Мотаххари. Сегодня в Иране пользуются популярностью и известностью книги Мотаххари «Об Исламской революции» (Пейрамун-е энгелаб-е эслами) и «Об исламской республике» (Пейрамун-е джомхури-йе эслами), в которые вощли материалы его выступлений и интервью на первом этапе Исламской революции 1978-1979 гг.. В книге «Социальная эволюция человечества» (Такамол-е эджтема’и-йе башар) он излагает свое телеологическое видение человеческой истории, в котором религия является главным инструментом социального прогресса. Другой книгой, в которой он формулирует исламскую концепцию истории, является «Философия истории» (Фальсафе-йе тарих), в которой он также критикует воззрения исторического материализма и прагматизма, анализируя эти направления западной общественно-философской мысли на достаточно высоком научно-теоретическом уровне. Эти же идеи звучат в его книге под названием «Общество и история» (Джаме’е ва тарих), в которой им исследуется взаимосвязь между этими двумя категориями. Все эти три книги позже выйдут в виде одного издания, озаглавленного «Сражение между истиной и ложью» (Набард-е хагг ва батель). Собрание нескольких богословских статей Мотаххари о «конечности в истории» и «бесконечности Корана и Ислама» получило название «Конечность» (Хатамият). Специально критике марксизма Мотаххари посвящает две своих работы – «Причины стремления к материализму» (Эллял-е герайеш бе мадигяри) и «Критика марксизма» (Нагди бар марксизм).

Свой фундаментальный труд «Совместное служение Ирана и Ислама» (Хедамат-е мотагабел-е Иран ва Эслам) Мотаххари посвятил истории Ирана после распространения на его территории Ислама. Он выступал резко против попыток шаха Мохаммад-Резы и иранских светских националистов  навязать иранскому обществу представление о превосходстве до-исламской культуры Ирана и чужеродности Ислама для иранской цивилизации. В этой книге он показал, что Ислам дал толчок к развитию иранской культуры, а иранский народ внес самый наибольший вклад в формировании цивилизации и культуры исламского мира.

В работе «Исламские движения в последнем столетии» (Нехзатха-йе эслами дар садсале-йе ахир) Мотаххари предлагает вниманию читателя историю освободительного движения от аль-Афгани до современного ему периода, который он считает временем «исламского пробуждения во всем мусульманском мире».

Наибольшую известность в мире получило его историческое произведение «Сказания праведных» (Дастан-е растан), составленное им основе хадисов Пророка Мухаммада (САВ) и двенадцати шиитских имамов, а также исторической и биографической литературы средневекового Ирана для нравственного воспитания иранской молодежи. Эта книга была удостоена премии ЮНЕСКО в 1965 г[15].

10.Литература. Мотаххари также написал комментарий к сборнику стихов «Диван» персидского поэта и мистика Хафиза, вышедший под названием «Мистерия тайны» (Тамашагях-е раз). Известно, что Мотаххари был большим ценителем классической поэзии и сам также писал стихи религиозно-мистического содержания.

[1] Остад. Режим доступа: http://www.rahpouyan.com/vizhe/motahari, свободный. – Проверено 17.04.2008.

[2] Арманха-йе Шахид-е Мотаххари дар баре-йе хоузе. Режим доступа: http://www.motahari.org/about/others.htm, свободный. – Проверено 13.05.2008.

[3] Хатерат. Тахавволат-е рухи. Режим доступа: http://m-motahari.com/ba-khaterat/khaterat.asp, свободный. – Проверено 24.04.2008.

[4] Mahdi Purhossein, Martyr Motahhari’s Political Life/ Islamic Government, №31, 2004. Режим доступа: www.nezam.org/islamicgovernment/31.html, свободный. – Проверено 13.03.2008.

[5] ОМИН – революционно-экстремистская организация, возникшая в середине 1960-х годов в среде студентов-выходцев из «традиционного среднего класса» (базари). Идеология ОМИН изначально представляла довольно эклектичный сплав Ислама, марксистских идей и иранского национализма. После победы Исламской революции в Иране считаются наиболее организованной и подготовленной оппозиционной группой. Резко выступали против режима Хомейни и принципа «велаят-е факих». Организовали ряд крупных терактов против членов правительства ИРИ и руководства Исламской республиканской партии.

[6] Шахид-е Аятолла Мотаххари. Режим доступа: www.irib.ir/occasions/Motahari/MotahhariEN.HTM, свободный. – Проверено 13.05.2008.

[7] Зендегинаме-йе Шахид Остад Мотаххари. Режим доступа: http://motahari.org/about/bio.htm, свободный. – Проверено 12.02.2008.

[8] Говахи. Режим доступа: http://www.rahpouyan.com/vizhe/motahari, свободный. – Проверено 12.05.2008.

[9] Хатерат. Андух-е Эмам. Режим доступа: http://m-motahari.com/ba-khaterat/khaterat.asp, свободный. – Проверено 13.05.2008.

[10] Текст речи Имама Хомейни печатается на задней странице обложки всей серии книг Мотаххари, выходящих в издательстве «Садра».

[11] Гольчини аз соханан. Режим доступа: http://www.rahpouyan.com/vizhe/motahari, свободный. – Проверено 12.04.2008.

[12] Язди Х. Азади аз негях-е Шахид-е Мотаххари. Техран, 1380. С. 37.

[13] Мотаххари М. Назар-е бар незам-е эгтесади-йе эслам. Техран. 1372. С. 127-128.

[14] Там же. С. 16-17.

[15] Honored the Martyrdom Anniversary of Professor Motahhari and «Teacher Day». Режим доступа: http://www2.irib.ir/occasions/Motahari%5Cshahid%20Motahari.en.htm, свободный. – Проверено 18.05.2008.