Мусульманские студенты-последователи курса Имама

Мусульманские студенты-последователи курса Имама (перс. Данешджуйан-е мосольман-е пейров-е хатт-е Эмам, دانشجویان مسلمان پیروی خط امام) – иранская студенческая группа, насчитывавшая около 400 человек, члены которой захватили 4 ноября 1979 года посольство США в Тегеране. Студенты были сторонниками Исламской революции, которые заняли посольство, чтобы выразить свою поддержку Имама Хомейни и свое возмущение тем, что сверженный шах Ирана прибыл в Соединенные Штаты для лечения рака и не был экстрадирован властями этой страны в Иран для того, чтобы предстать перед судом. Захват 52 американских дипломатов в качестве заложников спровоцировал кризис, который длился на протяжении 444 дней.

Эта организация представляла собой группу, в которую входили студенты нескольких крупных университетов Тегерана, в том числе Тегеранского университета, Технологического университета Шариф и Тегеранского политехнического института.

В ноябре посольство заняли около 200 молодых мужчин и женщин, которые постоянно находились на его территории. В американских СМИ предположили, что под видом студентов посольство захватили военные, потому что на кадрах телевизионной съемки, сделанной рядом с посольством, были видны вооруженные люди в темно-зеленой форме, которые напоминали скорее солдат, чем студентов, однако так были одеты члены Корпуса стражей Исламской революции.

Лидерами группы были Эбрахим Асгарзаде, который считается автором идеи захвата американского посольства и разработал план еще в сентябре 1979 года, Мохсен Мирдамади (в будущем депутат меджлиса), Хабиболла Битараф (в будущем член правительства Сейед Мохаммада Хатами, губернатор Йезда), Реза Сейфоллахи (в будущем секретарь Высшего совета национальной безопасности и глава полиции) и Рахим Батени.

В состав группы также входили Муса Рефан (в будущем первый командующий воздушными силами КСИР), Алиреза Афшар (будущий главнокомандующий Басиджа), Камаль Табризи (будущий известный иранский режиссер), Эззатолла Заргами (в будущем президент Гостелерадиокомпании ИРИ) а также много других молодых людей, среди которых были будущие командиры, герои и мученики ирано-иракской войны (1980-1988). Одним из важных членов группы также была Масуме Эбтекар (известная по прозвищу «Сестра Мэри»), девушка в черной чадре, которая благодаря хорошему владению английским языком выступала в роли спикера группы во время захвата заложников в посольстве, а в период президентства Сеед Мохаммада Хатами стала вице-президентом Ирана по делам женщин и семьи. Значительная часть активных членов группы в 1990-е годы составила костяк реформаторского течения в иранской политике и занимала руководящие посты в годы президентства Сейеда Мохаммада Хатами (1997-2005) и Хасана Роухани (с 2013 года).

Несмотря на то, что в названии организации имеется отсылка к предводителю исламского революционного движения аятолле Рухолле Хомейни, который в декабре 1979 года официально занял пост Верховного лидера Ирана, он не был заранее проинформирован о готовившейся студентами акции, но позже поддержал их решение.

Благодаря столько громкой политической акции, вылившейся в настоящий международный скандал и спровоцировавший США на попытки силового решения проблемы с заложниками, группа обрела популярность и широкую поддержку в иранском обществе, которое было охвачено революционным энтузиазмом. Этот шаг также способствовал росту симпатий к исламскому движению и уменьшению влияния левых группировок на умонастроения молодежи.

Термин «курс Имама» тогда еще не имел устоявшегося значения. Впервые он был использован иранскими коммунистами еще в первые месяцы Исламской революции для обозначения своей солидарной позиции с исламским движением по вопросам антиимпериализма, борьбы с монархическим режимом, стремления к социально-экономической справедливости, обеспечению прав и свобод человека. В последующем к этому термину апеллировали различные политические группы Исламской Республики Иран, как консервативной (Фронт последователей курса Имама и Рахбара), так и реформаторской направленности (Объединение исламских ассоциаций студентов-последователей курса Имама).