Обездоленные (мостаз‘афин)

Обездоленные (перс. мостаз‘афин, مستضعفین) – один из терминов идеологов Исламской революции в Иране, имеющий кораническую основу и особое значение в шиитской религиозной традиции, который был актуализирован в 1960-1970-е годы и получил новое осмысление в связи со специфическими условиями этого периода (распространение левых идей, обнищание и пауперизация крестьянских масс и т.д.).

Термин «мустад‘аф» (مُمُسْتَضْعَفْ) образован от арабского корня «д-‘-ф» (ض ع ف), означающего «слабость», «немощность», «бессилие», и относится к тому, кто ослаб и обессилел, но также к тому, кого считают слабым или с кем не считаются[1]. В терминологическом значении это слово относится к угнетенным людям, страдающим от притеснения и несправедливости (зулм) и нуждающимся в помощи.

Термин «обездоленные» четырежды упоминается в Коране. Например, Коран отчетливо говорит о необходимости оказания помощи обездоленным: «И почему бы вам не сражаться во имя Аллаха и ради обездоленных мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого — притеснители. Назначь нам от Тебя покровителя и заступника?»» (Коран, 4:75). В этом аяте под «обездоленными» имелись в виду те мусульмане, которые ввиду своего особо бедственного положения не смогли совершить хиджру и переселиться вместе с пророком Мухаммадом из Мекки в Медину. Кроме того, обездоленные являются той категорией, которой Всевышний обещает «сделать их предводителями и наследниками [на земле]» (Коран, 28:5), когда речь идет Сынах Израиля, подвергавшихся притеснению в Египте.

Шиитская богословская традиция развивает и расширяет это понятие, понимая под «обездоленными» не только мусульман, а две категории людей, живущих в условиях угнетения: во-первых, тех людей, которые оказались настолько слабыми в физическом и экономическом смысле, что не способны отличить истину от лжи; а во-вторых, людей, которые могут определить истину, но стесненные обстоятельства, прежде всего притеснение со стороны угнетателей, не позволяют им поступать согласно этой истине.

Шиитская традиция исходит из того, что аят о том, что угнетенные Сыны Израиля унаследуют землю и станут предводителями на ней, отражает общее правило и является обетованием Всевышнего по отношению ко всем угнетенным и обездоленным, которое полностью осуществится в период проявления (зухур) Скрытого Имама.

В конце 1970 – начале 1980-х годов идея помощи «обездоленным» служила мобилизации экономически бесправных масс иранского общества и побуждала руководство Исламской Республики предпринимать шаги по созданию более справедливого общественного строя. Именно декларация поддержки обездоленных сыграла решающую роль в победе Исламской революции и обеспечении легитимности новой власти[2].

Одним из первых иранских мыслителей исламской направленности, которые сделали шаги в направлении сближения исламского дискурса с антикапиталистическими и антиимпериалистическими идеями современного типа, был Али Шариати. Он провозгласил, что исторический конфликт между угнетателями и угнетенными неизбежно закончится победой угнетенных, полным крахом всех систем угнетения и формированием бесклассового общества[3].

Акцент на поддержке обездоленных и бедных слоев населения также делали в своих идейных работах такие политические деятели, как аятолла Махмуд Талегани и Мохаммад Нахшаб (основоположник исламского социализма в Иране), интерес которых к этой теме был во многом обусловлен близостью к левым течениям.

Аятолла Сеед Рухолла Хомейни в своих ранних работах уделяет не так много внимания этой теме, но в 1970-е годы, когда на фоне диспропорций в экономическом развитии Ирана классовое расслоение в стране значительно усиливается, и вопросы эксплуатации становятся все актуальнее, он уже отводит проблеме «обездоленных». После победы Исламской революции интересы «обездоленных», в первую очередь, обеспечение социально-экономической справедливости, выходят в риторике Имама Хомейни и руководства Исламской Республики на первый план. Данный термин используется ими в основном вместе с другим термином коранического происхождения, обозначающим противоположную категорию людей, которая образует с ним дихотомную пару  – «высокомерные/империалисты» (мостакберин).

Нынешний Верховный лидер Исламской Республики Иран, аятолла Сейед Али Хаменеи, продолжает развивать идею «обездоленных», уточняя и дополняя ее содержание в соответствии с меняющимися политическими и идеологическими условиями, в которых развивается Иран. Он во многом отходит от риторики 80-х годов, когда под «обездоленными» понимались прежде всего социально уязвимые категории населения, нуждающиеся в материальной помощи. Опираясь на толкование буквального смысла коранических аятов об «обездоленных», он напоминает: «Обездоленные – это, по сути, те, кто уверовали в своего религиозного лидера и оказывают сопротивление угнетателям и империалистам, чтобы в конечном счете одержать верх над империалистами». Он также подчеркивает, что в Иране больше нет «обездоленных» в политическом смысле слова, но есть «обездоленные» в экономическом смысле, которые страдают от санкций мировой капиталистической системы[4].


[1] Ша’рани. Дайерат оль-маареф-е логат-е Коран. Т. 2. С. 75.

[2] Bayat, Asef. Street Politics: Poor People’s Movements in Iran. New York: Columbia University Press, 1997. P. xvi.

[3] Шариати, Али. Чера асатир рух-е хаме-йе тамаддонха-йе донйа-ст? (Почему мифы составляют душу всех мировых цивилизаций?) (1969).

[4] Мафахим-е Корани-йе тамаддонсаз дар андише-йе хазрат-е аятолла Хаменеи. Ма‘на-йе хагиги-йе «мостаз‘афин» аз манзар-е Коран чист? Код доступа: http://farsi.khamenei.ir/others-note?id=44276