Операция «Орлиный коготь» (операция США в Табасе)

Операция «Орлиный коготь» (операция США в Табасе) (англ. Operation Eagle Claw) –  операция вооруженных сил США, действовавших по приказу президента США Джимми Картера с целью разрешить кризис с взятыми в заложники сотрудниками американского посольства в Тегеране, которая состоялась 24 апреля 1980 года. Ее провал нанес удар по престижу США во всем мире  стал одной из причин фиаско Картера на президентских выборах, сделав его практически самым неудачливым президентом в истории США.

Командующим Объединенной оперативной группой был назначен генерал-майор армии Джеймс Вот, который подчинялся непосредственно президенту. Военизированная группа Тегеранского отдела специальных операций ЦРУ, возглавляемая отставным офицером спецназа армии США Ричардом Медоузом, получила два задания: собрать информацию о заложниках и территории посольства и доставить спасателей из оперативной группы из пустынной местности неподалеку от Тегерана на территорию посольства в заранее подготовленных автомобилях.

Государственный секретарь США Сайрус Вэнс выступал против военного решения кризиса, на котором настаивал советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Воспользовавшись отпуском Вэнса, Бжезинский 11 апреля провел заседание Совета национальной безопасности, на котором президент Картер санкционировал спасательную операцию. Когда об этом решении сообщили Сайрусу Вэнсу, он решил уйти в отставку, не дождавшись конца операции, поскольку считал, что она не сработает и только поставит под угрозу жизни заложников.

Операция задумывалась как сложная многоэтапная миссия, которая должна была занять в общей сложности два дня. Ещё 31 марта 1980 года, за три с лишним недели до начала операции, боевой диспетчер ВВС США майор Джон Карни был доставлен на самолете «Твин Оттер» в пункт «Пустыня-1», который располагался в иранской провинции Хорасан, неподалеку от города Табас, для обследования и разведки местности. Ему удалось обследовать взлетно-посадочную полосу, наметить схему посадки для американских пилотов, а также взять пробы грунта для определения несущих свойств поверхности пустыни.

В первую ночь три самолета Lockheed EC-130E США с материально-техническим снабжением на борту и три Lockheed MC-130 с бойцами спецподразделения Delta Force и рейнджерами покинули остров Масира у побережья Омана, были заправлены танкерами и вылетели в пункт «Пустыня-1», расположенный в пустыне Деште-Лут в Иране, преодолев расстояние более 1000 миль. На борту были 93 солдата Delta Force для штурма посольства, штурмовая группа спецназовцев из 13 человек из отряда «А» Берлинской бригады для штурма Министерства иностранных дел, где содержались три заложника, 12 рейнджеров из группы для блокировки дорог, а также 15 иранцев и американцев, владеющих персидским языком, большая часть которых выступала в качестве водителей грузовиков. Они доставили более 22 000 литров авиационного топлива для заправки вертолетов.

Восемь вертолетов ВМС США RH-53D Sea Stallion были заранее размещены на борту американского корабля «Нимиц» в 60 милях от побережья Ирана. Вертолеты должны были пролететь 600 миль до «Пустыни-1», дозаправиться там и доставить солдат еще на 260 миль (420 км) – к пункту «Пустыня-2», расположенному в 50 милях (80 км) от Тегерана. Поскольку было утро, вертолеты и сухопутные войска должны были в течение дня скрываться в «Пустыне-2». Спасательная операция должна была состояться во вторую ночь. Во-первых, агенты ЦРУ, которые уже находились на территории Ирана, должны были подогнать грузовики к «Пустыне-2». Агенты ЦРУ и сухопутные силы должны были вместе перебраться из «Пустыни-2» в Тегеран. Армейская рота рейнджеров должна была захватить заброшенную авиабазу Манзарийе близ Тегерана, чтобы обеспечить прибытие туда истребителей С-141, вылетевших из Саудовской Аравии.

Наземные войска в Тегеране должны были атаковать посольство, ликвидировать охрану и освободить заложников при поддержке боевых вертолетов АС-130. Затем заложники и солдаты должны были встретиться с вертолетами, которые вылетели из «Пустыни-2» на близлежащий стадион («Амджадийе»). Наконец, вертолеты должны были доставить всех на авиабазу Манзарийе, откуда самолеты С-141 должны были отвезти всех на авиабазу в Египте. Операция должна была быть обеспечена крылом палубной авиации CVW-8, работавшим на авианосце «Нимиц», и авиакрылом CVW-14, работавшим на авианосце «Корал Си».

В итоге по плану прошла только доставка солдат, техники и топлива самолетом С-130, который с четвертой попытки приземлился в «Пустыне-1» в 22:45 по местному времени. Посадка была произведена в затемненных условиях с использованием импровизированной инфракрасной системы освещения посадки, установленной на взлетно-посадочной полосе еще в марте и видимой только через приборы ночного видения. Самолет высадил группу боевого управления ВВС США (CCT), которая установила параллельную посадочную зону к северу от грунтовой дороги и установила маяки TACAN, чтобы направлять вертолеты. Второй и третий самолеты MC-130 приземлились на обеих взлетно-посадочных полосах и высадили оставшихся солдат спецподразделения Delta, после чего взлетели в 23:15, чтобы освободить место для трех самолетов EC-130 и восьми вертолетов RH-53D и вернуться на базу.

Вскоре после того, как первые подразделения высадились и приступили к охране «Пустыни-1», армейским рейнджером блокпоста была взорвана случайно оказавшаяся там автоцистерна с контрабандным горючим. Пассажир грузовика погиб, но водителю удалось скрыться на сопровождавшем его пикапе. Поскольку было установлено, что автоцистерна занимается контрабандной перевозкой, водителя сочли не представляющим угрозу безопасности миссии. Возникший в результате взрыва пожар осветил ночной ландшафт на многие мили вокруг и фактически обеспечил возможность ориентироваться в «Пустыне-1» для прибывавших туда и дезориентированных ночным мраком вертолетов. Примерно в то же время американскими солдатами был остановлен гражданский иранский автобус с водителем и 43 пассажирами, следовавший по дороге, которая служила взлетно-посадочной полосой для самолетов. Пассажиры были задержаны.

В ходе полета один из вертолетов RH-53Ds Bluebeard 6 был оставлен в пустыне, когда его датчик показал отказ лопасти ротора из-за наличия в ней трещины. Его экипаж был подобран другим вертолетом. Оставшиеся вертолеты столкнулись с неожиданно возникшей песчаной бурей. Один из вертолетов отказался от участия в миссии и вернулся на «Нимиц», поскольку у него вышли из строя летные приборы, сделав невозможным дальнейший полет. Остальные шесть вертолетов долетели до «Пустыни-1» с опозданием на 50-90 минут. Последний вертолет прибыл в 01: 00 с неисправной гидравлической системой.

Теперь, когда оставалось всего пять вертолетов, чтобы перевезти людей и оборудование в «Пустыню-2», ситуация зашли в тупик. Один из командиров порекомендовал генералу Воту прервать операцию. Эта рекомендация была передана по спутниковому радио президенту. После двух с половиной часов ожидания на земле ими был получен приказ об отмене операции.

При проведении дозаправки из-за плохой видимости в условиях пыльной бури один из вертолётов RH-53 врезался в самолёт-заправщик EC-130. В результате последовавшего взрыва и пожара погибли восемь военнослужащих США: пятеро из четырнадцати членов экипажа ВВС США на самолете EC-130 и трое из пяти членов экипажа USMC на вертолете RH-53, причем выжили только пилот и второй пилот вертолета (оба сильно обгорели).

Экипажи вертолетов поднялись на борт EC-130, пять вертолетов RH-53 остались в основном целыми, некоторые были повреждены осколками. EC-130 доставил оставшиеся силы обратно на промежуточный аэродром на острове Масира, где два самолета медицинской эвакуации C-141 с плацдарма в Вади Абу Шихат (Египет) подобрали раненый персонал, экипажи вертолетов, рейнджеров и солдат из Delta Force и вернулись на египетскую базу, после чего раненых перевезли в Региональный медицинский центр армии Ландштуль в Германии. Тегеранская команда ЦРУ покинула Иран.

Белый дом объявил о провале спасательной операции в час ночи следующего дня (25 апреля 1980 г.). После этого инцидента заложники посольства были распределены по разным городам Ирана, чтобы затруднить вторую попытку спасения. Иранские армейские следователи обнаружили на месте инцидента девять тел, принадлежавших восьми американцам и одному иранскому гражданскому лицу. 44 иранских мирных жителя, захваченных в пассажирском автобусе, дали показания в качестве очевидцев неудавшейся американской операции.

Основными причинами провала американской операции были признаны плохое планирование, неэффективная структура командования, отсутствие надлежащей подготовки пилотов и плохие погодные условия.

Несмотря на провал Табасской операции, американским руководством была санкционирована подготовка второй спасательной операции под кодовым названием «Проект медоед» (Project Honey Badger). Было проведено планирование и соответствующие учения, но операция требовала еще больше живой силы и авиации (батальон войск и более пятидесяти самолетов, а также выполнение таких трудных задач, как транспортировка 12-тонного бульдозера для более быстрой расчистки взлетно-посадочной полосы). Еще один план, получивший название «Надежный спорт» (Operation Credible Sport), был разработан, но так и не реализован, поскольку требовал серьезной модернизации транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules путем его оснащения ракетными двигателями с целью обеспечения максимально быстрой посадки и взлета на стадионе «Амджадийе». Три самолета были успешно модифицированы, однако первый из них потерпел крушение во время учений на авиабазе Эглин 29 октября 1980 года, однако экипаж выжил и не получил серьезных травм. Предстоящие президентские выборы и смена администрации в Белом доме вынудили американские власти отказаться от этого плана.

Президент Картер продолжал попытки добиться освобождения заложников до конца своего президентского срока. 20 января 1981 года, через несколько минут после окончания президентского срока Картера, 52 сотрудника посольства США были освобождены, положив конец 444-дневному кризису.

Аятолла Хомейни объявил крушение американских вертолетов и крах операции промыслом Божьим. Он заявил: «Кто разбил вертолеты мистера Картера? Это сделали мы? Это сделали пески! Они были агентами Бога. Ветер — это Божий агент … Эти пески – агенты Бога».

26 апреля 1980 года аятолла Хомейни поручил президенту Абольхасана Банисадру расследовать преступления, совершенные американцами в ходе нападения на Иран. После провала операции, когда об этом стало известно иранцам, на место инцидента выехал командир штаба КСИР в провинции Йезд Мохаммад Монтазерольгаэм. В то же самое время туда вылетели для патрулирования местности самолеты ВВС Исламской Республики Иран, которые не были предупреждены о действиях КСИР. В результате иранский истребитель F-4 открыл огонь по останкам американского оборудования, что привело к гибели Монтазерольгаэма. Этот инцидент послужил основанием для последующих обвинений в адрес Банисадра и военных, которые подозревались руководством КСИР в сговоре с американцами и стремлении уничтожить секретные документы, которые якобы могли оставаться в американских вертолетах. Военные объяснили уничтожение американских вертолетов в Табасе тем, что летчикам показалось, что вертолеты предпринимают попытку взлететь.

Тем не менее, провал американской операции по спасению заложников считается в Иране поражением США и ежегодно отмечается в Табасе, где правительственные чиновники, религиозные деятели и люди собираются и демонстрируют обломки американских самолетов и вертолетов, оставшиеся после инцидента. На месте катастрофы также была построена мечеть под названием «Мечеть благодарности». В 1997 в Иране был снят фильм «Песчаная буря» (перс. «Туфан-е шен», режиссер Джавад Шамагдари). В 2019 году был также снят одноименный 35-минутный мультипликационный фильм (режиссер Мохаммад-Хасан Багери), посвященный событиям в Табасе.