Парса, Мисаг

Мисаг Парса (англ. Misagh Parsa, перс. میثاق پارسا) – американо-иранский социолог, преподаватель Дартмутского университета (США).

Получил степень бакалавра в Квинс Колледже (Городской университет Нью-Йорка), степень магистра и доктора философии в Мичиганском университете. Преподает социологию на кафедре азиатских обществ, культур и языков Дартмутского университета (Хановер, Нью-Гэмпшир, США).

Сфера научных интересов: диктатуры, социальные революции, политическая борьба, Иран.


ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Демократия в Иране: почему она потерпела неудачу и как она может преуспеть (Democracy in Iran: Why It Failed and How It Might Succeed, Harvard University Press, 2016)

Протесты «зеленого движения», вспыхнувшие в Иране в 2009 году на фоне обвинений в фальсификации выборов, потрясли Исламскую Республику до глубины души. Впервые за многие десятилетия казалось возможным проведение серьезных либеральных реформ. Но эта возможность оказалась недолгой, оставив иранских активистов и интеллектуалов с их спорами о том, остается ли какой-либо путь к демократии открытым.

Предлагая новую основу для понимания демократизации в развивающихся странах, управляемых авторитарными режимами, демократия в Иране представляет собой глубокий и опирающийся на историю анализ текущих и будущих перспектив реформ в Иране. Мисаг Парса прослеживает эволюцию теократического режима Ирана, начиная с Иранской революции 1979 года, исследуя проблемы, которые Исламская Республика преодолела, а также те из них, которые продолжают сохраняться: неравенство с точки зрения богатства и доходов, коррупция и кумовство, а также «утечка мозгов» высокообразованных профессионалов. Политическая судьба иранских реформаторов, стремящихся решить эти проблемы, была неравномерной в течение периода, который был отмечен надеждами, возникшими в годы нахождения у власти реформаторов, неудачами при Ахмадинежаде и рождением «зеленого движения. Несмотря на то, что активисты, выступавшие за демократию, добились определенного прогресса, у них было мало ощутимых реформ, которые могли бы продемонстрировать их усилия.

По мнению Парсы, перспективы иранской демократии весьма суровы: постепенные институциональные реформы не будут достаточными для реальных изменений, и правительство не может быть реформировано без фундаментального переосмысления роли религии в политике и гражданской жизни.

Государства, идеологии и социальные революции: сравнительный анализ Ирана, Никарагуа и Филиппин (States, Ideologies, and Social Revolutions: A Comparative Analysis of Iran, Nicaragua, and the Philippines, 2000).

В 1979 — 1986 годы Иран, Никарагуа и Филиппины пережили драматические политические и социальные революции. В этой книге на основе глубокого анализа экономических и политических событий в этих странах рассматриваются условия и процессы, которые привели к революциям и их результатам. В книге исследуются предпосылки революции, связанные с формированием и развитием государства, его вмешательством в экономику, уязвимостью государств и социальными последствиями их политики развития. Обширные первичные данные используются для анализа влияния коллективных действий и идеологий основных вовлеченных социальных групп – студентов, духовенства, рабочих и капиталистов — и того, как они повлияли на потенциал успешного революционного исхода. Парса бросает вызов господствующим теориям социальной революции и разрабатывает альтернативную модель, которая включает в себя различные аспекты. Его книга дает ценные сведения для понимания причин революций, их механики и развития, а также их результатов.

Социальные истоки иранской революции (Social Origins of the Iranian Revolution, Rutgers University Press, 1989).

В этой монографии Мисаг Парса разработал структурную теорию причин и результатов революции на примере Ирана. Он сосредоточился на целях и средствах различных групп иранцев до революции, во время революции и после революции. Для него революция не является прямым результатом идеологий, которые могут иметь меньшее значение, чем структурные факторы, такие как природа государства и экономики, а также интересы каждой группы, их способность к мобилизации, автономия и структуры солидарности.

Существующие теории революции объясняют более ранние революции лучше, чем Иранскую революцию. В Иране большинство протестов происходило в городских районах, крестьяне никогда не играли большой роли, и власть была передана духовенству, а не интеллигенции. В 1970-е годы доходы от продажи нефти росли, экономика развивалась быстро, но неравномерно, а расширенное вмешательство государства подрывало рыночные силы и политизировало накопление капитала. Систематические репрессии против рабочих, помощь высшему классу, нападения на светскую и религиозную оппозицию показали, что государство служит интересам отдельных групп. Когда государство попыталось сдержать высокую инфляцию путем введения ценового контроля на базарах (торговцы, лавочники, ремесленники), их протесты вынудили государство провести реформы, дав возможность промышленным рабочим, белым воротничкам, интеллигенции и духовенству мобилизоваться против государства. Таким образом, структурные особенности делали государство уязвимым перед лицом вызова и нападения.

Подробное разъяснение автором коллективных действий каждой крупной группы в Иране за три десятилетия до революции показывает, как в 1979 году коалиция из нескольких классов и групп во главе с частью духовенства свергла монарха, используя мечети в качестве безопасных мест сбора. В годы послереволюционные годы конфликты, существовавшие до революции, по-видимому, вновь возникли, но в несколько измененной форме. Духовенство теперь имеет контроль над властью, а государство стало централизованно и мощно участвовать в экономике страны.

 

«Иранская Исламская революция 1979 года» (Iranian Islamic Revolution of 1979, The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social and Political Movements, edited by David Snow, Donatella Della Porta, Bert Klandermans, and Doug McAdam, February 2013)

«Идеология и политическое действие в Иранской революции» (Ideology and Political Action in the Iranian Revolution, Comparative Studies in South Asia, Africa, and the Middle East, Vol. 31, No. 1, Duke University Press, 2011)

«Спорный век: Иран с 1919 года» (The Contentious Century: Iran from 1919 In New Cambridge History of Islam, Cambridge: Cambridge University Press, 2010).

«Демократизация движения и продолжение конфликтов Иранской революции (Democratization Movement and Continuation of the Conflicts of the Iranian Revolution, Journal of Iranian Research and Analysis, Vol. 26, № 2, 2009).

«Введение к специальному выпуску, посвященному тридцатой годовщине Иранской революции в сравнительных исследованиях в Южной Азии, Африке и на Ближнем Востоке (Introduction to the special issue on the thirtieth anniversary of the Iranian revolution in Comparative Studies in South Asia, Africa, and the Middle East, Vol. 29, No. 1, 2009)

«Государство, класс и идеология в Иранской революции» (State, Class, and Ideology in the Iranian Revolution, Comparative Studies in South Asia, Africa, and the Middle East, Duke University Press, Vol. 29, No. 1, 2009)

«Конфликты и коллективные действия в Иранской революции: количественный анализ» (Conflicts and Collective Action in the Iranian Revolution: A Quantitative Analysis, Journal of Iranian Research and Analysis, Vol. 20, № 2, 2004)