Пропаганда Исламской революции в Иране, 1979-1981 гг.

В современный период истории плакаты, пожалуй, никогда не служили таким мощным средством мобилизации и коммуникации людей, как во время Исламской революции в Иране 1978-1979 гг.


В современный период истории плакаты, пожалуй, никогда не служили таким мощным средством мобилизации и коммуникации людей, как во время Исламской революции в Иране 1978-1979 гг.

С 1950-х гг. Мохаммад Реза-шах активно насаждал в Иране западный образ жизни – светские развлечения, кинотеатры, разрешение женщинам ходить в европейской одежде с открытым лицом. Любую оппозицию жестоко подавляли сотрудники спецслужбы САВАК. В её застенках погибли сотни тысяч иранцев. Во внешней политике также шах полностью ориентировался на США. Шаху могло противостоять только духовенство, которое опиралось на беднейшее религиозное население. Одним из ярых противников шаха был имам из Кума Рухолла Хомейни. В 1964 г. его выслали из страны, и в ссылке Хомейни развернул масштабную антишахскую деятельностью. В своей книге «Исламское государство» он описал принципы государственного устройства исламской республики. Книги и кассеты с выступлениями Хомейни контрабандным путём передавались в Иран.

Исламская революция 1979 г. – это кульминация многочисленных попыток установить в Иране демократическое правительство в течение всего ХХ-го в. То, что конец монархии близок, стало понятно ещё в октябре 1977 г., когда погиб сын аятоллы Хомейни Мустафа. По слухам, его убили спецслужбы. Первые антиправительственные демонстрации вспыхнули в январе 1978 г. в религиозном городе Кум, и вскоре распространились по всему Ирану. С самых первых дней правитель Ирана Мохаммад Реза-шах Пехлеви пытался подавить недовольство, что привело к жертвам среди гражданского населения.

Согласно шиитскому обычаю, умерших поминают в сороковой день после смерти. Активисты организовали траурные церемонии в честь убитых демонстрантов по всей стране. Это повлекло за собой новою волну антиправительственных восстаний, которые вспыхивали в разных городах с периодичностью 40 дней. Увеличиваясь в геометрической прогрессии, насилие и скорбь повергли Иран в хаос, который вылился во всеобщее восстание граждан. Народное возмущение режимом Пехлеви нарастало. В августе 1978 г. в Абадане был сожжён кинотеатр Rex, а вместе с ним заживо сгорели более 500 человек, находившиеся в это время внутри.

Только спустя несколько недель после этого ужасного события, волна протеста обернулась непосредственно против правительства. День 8 сентября 1978 г. получил название «Чёрная пятница» – в этот день в Тегеране правительственные танки и вертолёты открыли огонь по тысячам демонстрантов. Десятки людей погибли. Чёрная пятница стала поворотным событием в ходе революции, после чего падение шаха стало неизбежным. Это событие отразилось в революционных плакатах. Они изображали залитые кровью улицы Тегерана, а убитых – жертвами, мучениками, погибшими во имя исламского государства. Шах просил помощи у президента США Картера, но тот отказался вводить войска в Иран. Об антидемократических поступках шаха и нарушении им прав человека уже знали и в Европе, к тому же американцы понимали, что революцию уже не остановить.

16 января 1979 г. Мохаммад Реза-шах бежал из Ирана. 1 февраля в страну из ссылки вернулся аятолла Хомейни, которого радостно встретили миллионы иранцев. В образовавшейся пустоте власти Хомейни выглядел явным лидером, и его сторонники принялись за укрепление власти. Через месяц прошёл референдум, по результатам которого монархия в стране была уничтожена, а 1 апреля 1979 года образовалась Исламская Республика Иран. Перемены тут же нашли отражение в плакатах и других средствах печати, так как печатные станки больше не контролировались режимом Пехлеви.

В течение наиболее напряжённого периода с октября 1977 г. по январь 1979 г. протестующие печатали плакаты и клеили их на изрисованные граффити стены. Плакаты отражали тот революционный хаос, что творился на улицах Ирана. Несколько художников решили в своих работах воссоздать эти городские пейзажи, при этом сохранив все надписи, нацарапанные на стенах домов. Это были как анти-имперские лозунги и стихи, так и восхваления главных идеологов революции – аятоллы Хомейни и Али Шариати.

Пропагандистские плакаты, изданные исламским режимом после 1979 г., придавали революции только одно идеологическое направление – религиозное, хотя в восстании участвовали не только религиозные, но и светские группы. Советский Союз поддерживал «Партию народных масс Ирана», также большую роль в революции сыграл Национальный фронт Ирана. В поддержании революционного пыла ключевую роль играли шиитские обряды и символика. В результате художественная программа новообразованной исламской республики подчёркивала шиитские элементы во всех акциях протеста, чтобы придать законность претензиям нового правительства на высшую власть.

  1. Граффити на стене с портретами аятоллы Хомейни и Али Шариати, 1981 г. Это граффити даёт представление о том, как выглядели городские стены в Иране, как протестующие использовали это пространство для выражения своих политических и религиозных идей. Рисунок неизвестного художника, временное революционное «средство массовой информации»: портрет Хомейни, трафаретный образ Али Шариати, лозунги, называющие врагами Америку, СССР, Израиль и шаха. Стена была «спорной территорией» – по белым мазкам краски видно, что сторонники режима Пехлеви закрасили более ранние лозунги. Во время демонстраций раненые и умирающие иранцы нередко писали на стенах собственной кровью «Смерть шаху», как доказательство своего намерения свергнуть шахский режим. Иногда другие демонстранты окунали руки в кровь убитых, чтобы написать лозунг или оставить отпечаток ладони, как в верхнем углу плаката.

  1. «Чёрная пятница», ок. 1980 г. Этот на первый взгляд простой плакат посвящён кровавой бойне в Чёрную пятницу, событие, которое часто рассматривается как «точка невозврата» для иранской революции. 8 сентября 1978 г. правительственные силы безопасности открыли огонь по демонстрантам на площади Жале в Тегеране, погибло более 80 человек. Фон плаката представляет собой план площади, где красными точками показаны места атаки. Двуязычный текст на фарси и английском использует риторику, восхваляя важность шиитских обрядов для передачи революционных настроений против режима Пехлеви. «О, мученики «Чёрной пятницы», О, мученики, О, души, живущие вечно, Вы отдали свою жизнь за веру в «Кровавую пятницу» (17 шахривара), Вы первые войдёте в справедливое государство ислама, О, мученики, свидетели жестокости великого дьявола – Америки, Пусть покоятся ваши души с миром, Вечная память».

  1. Коллаж из детских рисунков, 1980 г. Этот плакат напечатан ко второй годовщине Революции и показывает основные события и Ирано-Иракской войны. Уничтожение статуи шаха; толпа детей держит таблички «Смерть Америке»; противостояние демонстрантов и танков полиции; отдельные восстания. В правом нижнем угле – бомбардировка города (возможно, Хорремшехра). В центре отражён религиозный контекст войны – женщины держат красное покрывало с надписью «шахид», «мученик»; голубь, из клюва которого падают кровавые капли «кровь детей». Самым заметным фактом Ирано-Иракской войны стало именно участие детей, в основном юных мальчишек. 12-летние ребята уходили на фронт по приказу или добровольно. Тысячи детей погибли на полях сражений с верой, что попадут в рай. Этот коллаж составлен из наивных детских рисунков до того, как граждане Ирана в полной мере ощутили всю боль войны.

  1. «Великий день», 1984 г. Свержение статуи шаха стало одним из самых значимых моментов в исламской революции. Художник использовал масляные краски. Над толпой демонстрантов, которые держат на руках раненого товарища, видно, как огромная статуя падает со своего пьедестала. На заднем фоне горят пожары – свидетельство попыток правительства подавить революцию.

  1. «Крики горя: первая ночь мухаррама»,1979 г. В течение всего 1978 г. похоронные процессии шиитов, поминающих умерших в 40-й день, способствовали распространению антиправительственных волнений. На этой открытке нарисованы люди, скорбящие в месяце мухаррам. По мусульманскому календарю мухаррам – первый месяц года и считается священным. Эти дни предполагается проводить в посте и молитве, запрещены войны и кровная месть. В 10-й день мухаррама шииты традиционно почитают память имама Хусейна, который вместе с 72 подвижниками погиб мучительной смертью в сражении при Кербеле в 680 г. На переднем плане мужчина рвёт на себе рубашку, оплакивая гибель имама Хусейна. Акты самоистязания повторяют страдания 72 мучеников в Кербеле. Энергия толпы вылилась в многочисленные восстания в мухарраме 1978 и 1979 гг., что привело в итоге к свержению династии Пехлеви.

  1. «Побег шаха и возвращение Хомейни», 1979 г. Этот плакат подражает традиционным картинам, висящим в чайхане. На нём изображены возвращение аятоллы из ссылки и побег шаха из Ирана, что стало концом революции. Шах бежит через залив к Египту в сопровождении чёрной собаки и красного дьявола. Из его чемоданов с американским и британским флагами сыпятся монеты и денежные купюры. Аятолла Хомейни с Кораном в руках парит над революционными демонстрациями и казнями. На заднем плане у него Эйфелева башня и храм Наджаф – напоминание о пребывании во Франции и Ираке во время ссылки.

  1. Раненый участник восстания и Хомейни на фоне рваного флага США, 1980 г. Этот плакат иллюстрирует хаос и насилие демонстраций, приведших к падению режима Пехлеви и возвращению аятоллы Хомейни. Яркие цвета напоминают кубинское революционное искусство. На земле лежит раненый демонстрант, истекая кровью и держит зелёный флаг (цвет ислама) с надписью: «Независимость, свобода, Исламская республика». Над ним – прозрачный образ Хомейни с разорванным американским флагом, что символизирует освобождение Ирана от влияния США. Показывая незримое присутствие аятоллы в революционных событиях, Исламская республика транслирует идею, что народным восстанием руководил её будущий верховный духовный лидер.

  1. Шахада на фоне толпы, 1979-1980 гг. Шахада – это свидетельство веры, её произнесение означает принятие ислама. «Ля лляху иля лляху» – «Нет иного Бога, кроме Бога». Белые буквы на фоне красного неба и чёрной толпы с поднятыми кулаками. Изображение этого постулата говорит о религиозной подоплёке революционных народных восстаний.

  1. «США ничего не смогут сделать», 1980 г. На фоне большого портрета Хомейни видны размытые кулаки, поднятые вверх – международный символ протеста. Красный текст на английском и фарси предназначен как для иранцев, так и для американцев. Таким образом, показывается пренебрежительное отношение к США и их попытке вмешаться во внутреннюю политику Ирана. Кроме того, плакат напоминает об американских заложниках, которые находились в плену во время 444-дневной блокады посольства США.

  1. «Первая годовщина Иранской революции», 1980 г. На плакате внутри гигантского кулака – чёрно-белая фотография участников восстаний 1979 г. Вверху аят из Корана описывает революцию как религиозную битву добра (или «Истины») против зла (или «Лжи»). Подразумевается триумфальное возвращение в Иран Хомейни, свержение и побег шаха. Этот плакат был напечатан специально для иранских посольств и консульств в США, пока их не закрыли из-за захвата посольства Соединённых Штатов в Тегеране.

    propagandahistory.ru/ Мария Ромахина