Рахимпур Азгади, Хасан

Хасан Рахимпур Азгади (перс.: حسن ازغدی رحیمپور) (род. 1965) – известный иранский шиитский ученый и теоретик консервативной направленности, член Высшего совета культурной революции Исламской Республики Иран. Один из ведущих иранских идеологов, развивающих идеи и концепции, выдвинутые в ходе Исламской революции 1978-1979 гг. и в первые годы существования Исламской Республики.

Азгади выступает с лекциями по всему миру, его внимание сосредоточено на социальных, политических и экономических проблемах современного Ирана, а также таких темах, как идеология Исламской революции империализм, западничество (гарбзадеги), американская гегемония, социальная справедливость, капитализм, коммунизм, христианство, хиджаб, джихад, либеральная демократия, исламская экономика, политический ислам и т.д. Лекции Азгади транслируются по центральному телевидению в рамках передачи под названием «Модель для завтрашнего дня» («Тархи барайе фарда»), которая выходит в эфир каждую неделю после пятничной молитвы.

Хасан Рахимпур Азгади родился в 1965 году во влиятельной семье в Мешхеде. Его отцом был Хайдар Рахимпур Азгади (род. 1932), политический активист, участвовавший в движении за национализацию иранской нефти и член Движения за свободу Ирана, который отошел от него после обострения конфликта между Мехди Базарганом и сторонниками Имама Хомейни.

Хасан Рахимпур Азгади посещал занятия в богословской семинарии Кума, дойдя до уровня «дарс-е харедж» и не получив степень муджтахида. Тем не менее, он решил не носить одежду священнослужителя.

В 2003 году Верховный лидер Ирана Сейед Али Хаменеи назначил Азгади членом Высшего совета культурной революции, призванного формировать политику в области широкого спектра вопросов, связанных с общественной и культурной жизнью Ирана. Его дальнейшее возвышение к вершинам популярности совпало с президентством Махмуда Ахмадинежада (2005-2013), опиравшегося на идеи «принципалистов» (осульгераян), поставивших цель вдохнуть в консервативную идеологию новую жизнь и возродить утраченный за годы правления Рафсанджани и Хатами революционный посыл. Азгади похвально высказывался об Ахмадинежаде за то, что он «возглавил самое популярное правительство в иранской истории». Азгади постоянно делал громкие заявления в поддержку президента и яростно нападал на противников Ахмадинежада, которого он назвал «партизаном, преданным фронту обездоленных людей в мире».

В 2007 году Азгади был назначен членом Совета представителей Верховного лидера в университетах, благодаря чему он получил возможность произносить больше речей в университетских кампусах по всему Ирану, способствуя популяризации консервативного дискурса.

Рахимпур Азгади позиционировал себя в глазах своей аудитории отчасти как нового Али Шариати, выдающегося иранского социолога, который имел уникальный и реформаторский взгляд на ислам и шиизм, и в то же время как новую версию Мортазы Мотаххари, уже более консервативного теоретика Исламской Республики, который был убит в 1979 году террористами из левой группировки, считавшими себя отчасти восприемниками взглядов Шариати. Шариати и Мотахари, оказавшие огромное влияние на антишахское движение и расходившиеся во взглядах на ислам, отражали два полюса в идеологии иранского исламизма – левый и правый. «Принципализм» Азгади при общей консервативной направленности вобрал в себя ряд элементов, присущих дискурсу Шариати с его революционизирующим воздействием на умы иранской молодежи 1960-1970-х гг. Молодой активист лагеря «принципалистов» Хосейн Кадияни сказал о выступлении Азгади в 2017 году: «Я увидел в нем интеллект Мотаххари и страсть Шариати».

23 сентября 2011 года Хасан Рахимпур Азгади принял участие в собрании ветеранов ирано-иракской войны и предложил план текущей и будущей внешней политики Ирана во всем мире. Азгади заявил, что «наши силы сегодня должны быть готовы направиться в Северную Африку, Восточную Азию и в самое сердце Европы. Мы должны быть готовы к глобальным операциям».

В 2012 году Азгади утверждал, что его трижды пытались совершить на него покушение. «Я рад, что западные спецслужбы встревожились из-за меня. Несколько ночей назад мне сообщили, что их команда хочет убить меня в третий раз. Они создали оперативный штаб в Иракском Курдистане. Эта оперативная комната для убийств работает в сотрудничестве с американскими, британскими и израильскими спецслужбами».

После избрания президентом Хасана Роухани Азгади раскритиковал атмосферу, царящую в богословской семинарии Кума, утверждая, что она перестала быть революционной и стала слишком либеральной, что привело к большей секуляризации иранского общества. Он назвал современные иранские религиозные учебные заведения «корнем секуляризма», потому что они не способны теоретизировать по вопросам «религиозной цивилизации». Виновником этого он считает традиционалистское духовенство, которое «спустя сорок лет (после победы Исламской революции – Иран-1979) все еще спорит о том, работают ли банки [в Иране на основе] ростовщичества или нет». Многие умеренные муджтахиды, в том числе аятолла Насер Макарем Ширази и аятолла Хосейн Нури Хамеди, лояльные Верховному лидеру и вилаят аль-факих, негативно отреагировали на речь Азгади в Куме. Его неизменно поддерживал аятолла Месбах Язди, который назвал Азгади «уникальным человеком», тогда как сам Азгади сказал ему на встрече: «Вы были хорошим учителем для нашего поколения»

Азгади также осудил инициированное Роухани подписание Совместного всеобъемлющего плана действий в 2015 году и даже называл его лжецом. Он принимал участие в публичных дискуссиях с современными иранскими либеральными мыслителями, Саидом Хаджарияном и Садегом Зибакаламом. В 2010 году он посетил Россию и принял участие в международной научной конференции «Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы», которая была организована Центром евразийских и международных исследований в Казанском федеральном университете.

Рахимпур Азгади является автором следующих трудов:

— «Хусейн (а) – красный разум»

— «Али (а) и город без идеалов»

— «Махди (а), десять революций в одной»

— «Рациональность: изучение основ социологии»

— «Священная традиция» (Орф-е годс)

— «Фикх и теория государства»

— «Четыре лекции»

— «Пять лекций»

— «Терпимость, но не путем плюрализма»

— «Критический диалог об общественных науках»