Сахаби, Ядолла

Ядолла Сахаби (перс.: یدالله سحابی, 2002-1905) — иранский ученый, писатель, политик. Близкий соратник лидера Национального фронта Мохаммада Мосаддыка и лидера Движения за свободу Ирана Мехди Базаргана. Также считается одним из основоположников геологической науки в Иране.

Ядолла Сахаби родился 25 февраля 1905 года в Тегеране в религиозной семье выходца из Исфахана. После окончания школы около трех лет занимался дорожным строительством в провинциях Хорасана и Семнан. Затем поступил в Высшее педагогической училище (которое в последующем было преобразовано в Университет Тарбият-е Модаррес) и в 1931 году стал одним из первых выпускников этого заведения, получив диплом бакалавра по естественным наукам.

Сахаби поступил в Университет Лилля-Северной Франции в 1936 году и специализировался на геологии. Он получил степень доктора философии и по возвращении на родину был сразу же принят на работу на факультет естественных наук Тегеранского университета. Сахаби считается одним из первых иранцев, получивших докторскую степень за рубежом.

Сахаби начал свою политическую деятельность в 1940-е годы, будучи членом Исламской ассоциации студентов Тегеранского университета. Он был соратником Мохаммада Мосаддыка и членом созданного им Национального фронта, который боролся против американского и британского господства в Иране. В 1950-х гг. он активно агитировал за национализацию иранской нефтяной промышленности. После переворота 1953 года он продолжал поддерживать контакты с Мосаддыком, который находился под домашним арестом, за что был отстранен от преподавания в Тегеранском университете.

Сахаби был одним из основателей Движения за свободу Ирана в начале 1960-х годов. Он говорит о мотивах созданиях Движения за свободу: «Национальный фронт в основном осуществлял светскую политическую деятельность независимо от религиозной мысли, но мы считали, что, если мы и занимаемся политической деятельностью, то в силу религиозного долга, а потому считали, что политическая деятельность зависит от религиозных убеждений». В 1962 году Сахаби был арестован вместе с другими членами Движения за участие в этой политической группе. В 1963 году он был приговорен к шести годам (срок был сокращен до 4 лет). Сахаби провел в шахских тюрьмах в общей сложности около семи лет. Он также был лишен права преподавания в университете.

В 1967 году он был одним из первых, кто навестил дом Мосаддыка после его смерти. Получив разрешение на побывку из тюрьмы, он отправился в дом Мосаддыка, где вместе с аятоллой Занджани участвовал в омовении его тела и совершении необходимых обрядов.

Как и многие другие члены Движения за свободу Ирана, Сахаби занимался популяризацией науки в Иране и придерживался позитивистских взглядов, в том числе в вопросах религии. Например, он выступал за пересмотр исламской позиции по теории Дарвина, изложив свои взгляды в 1960-е годы в книге «Сотворение человека» (Хельгат-е энсан) и найдя сторонников среди духовенства (аятолла Мешкини). Он считал, что необходимо приблизить религиозный дискурс к современным достижениям научного прогресса, чтобы заинтересовать молодое поколение религией.

Во время Исламской революции Хомейни поручил Сахаби создать комиссию для координации забастовочного движения. После победы Исламской революции Ядолла Сахаби был включен в состав Совета Исламской революции, а 18 февраля 1979 года вошел в состав Временного правительства Мехди Базаргана, где он был министром без портфеля, отвечавшим за революционные проекты. Сахаби в сотрудничестве с большой группой экспертов подготовил доклад о развитии Исламской республики в краткосрочной (до 2 лет), среднесрочной (8-12 лет) и долгосрочной перспективе (12-16 лет). Он подал в отставку 6 ноября 1979 года вместе с другими членами правительства в знак несогласия с захватом посольства США в Тегеране.

После отставки из правительства Сахаби принял участие в выборах в первый Меджлис. Будучи избранным в Исламское совещательное собрание первого созыва (1980-1984), Сахаби как самый старший депутат получил временно статус «спикера по возрасту» (перс. раис-е сенни). В Иране, традиционно, с началом работы парламента нового созыва, когда новый спикер еще не избран, временным спикером по умолчанию становится самый старший член парламента. В этот период Сахаби и другие члены Движения за свободу находились в оппозиции руководству Партии Исламской Республики, выступали с жесткой критикой правительства, ограничений общественно-политической деятельности и цензуры средств массовой информации.

Сахаби был сторонником плюрализма и демократии в западном понимании, занимался правозащитной деятельностью и был критиком антизападной политики Исламской Республики и продолжения ирано-иракской войны. Эта позиция позволяла руководству Ирана обвинять его и других либеральных диссидентов в том, что они действуют как марионетки западных держав.

В 1990-е годы Сахаби вместе с другими соратниками по лагерю «религиозных националистов» поддержал реформаторское правительство президента Сейед Мохаммада Хатами. В 2000 году он направил открытое письмо Верховному лидеру аятолле Сейед Али Хаменеи, призвав его дистанцироваться от консерваторов, выступавших против либеральных реформ Хатами.

Его сыновья также были членами Движения за свободу Ирана. Эззатолла Сахаби (1930-2011) был политиком и журналистом, также занимал пост консультанта Временного правительства в 1979 году и был избран в Меджлис первого созыва. Ферейдун Сахаби (род. 1937) занимался академической карьерой и общественной деятельностью, став первым руководителем Организации по атомной энергии Ирана (1979-1981).

Сахаби умер 12 апреля 2002 года в возрасте 97 лет в госпитале Джам в Тегеране и был похоронен на кладбище Эмамзаде Абдолла в Рее (пригород Тегерана).

Верховный лидер ИРИ Сейед Али Хаменеи обратился с посланием по случаю его кончины: «Его основные усилия были направлены прежде всего на ликвидацию обвинения в несоответствии религии и науки, о чем в силу девиантных мотивов неоднократно заявляли те или иные элементы, а также на опровержение представления о том, что религия отделена от политики. На различных этапах своей многолетней борьбы он обращался к культурным средствам, а на некоторых этапах – к политическим методам, и платой за это были долгие годы тюремного заключения при деспотическом режиме… В период Исламской республики, после того, как он покинул исполнительную и законодательную власть, расхождения во взглядах по некоторым вопросам с руководством страны не вынудило его свергнуть на путь бессовестности и предвзятости…»