Шариати, Али

Али Шариати (перс. علی شریعتی, 1977 – 1933) – выдающийся иранский интеллектуал и революционер ХХ века, философ и социолог, получивший известность как один из самых талантливых иранских мыслителей XX века, предложивших оригинальную интерпретацию многих традиционных идей шиитского ислама в духе современной теологии освобождения, а также как один из идеологов Исламской революции.

Али Шариати родился 23 ноября 1933 года в Мазинане, пригороде Сабзевара, на северо-востоке Ирана (провинция Хорасан), в семья представителей духовенства. Его отец, Мохаммад-Таги Шариати, был исламским ученым и преподавателем исламских дисциплин. В 1930-е годы их семья перебралась в Мешхед, где в 1947 году отец Шариати открыл Центр распространения исламских истин, представлявший собой учреждение нового типа, принимавшее участие в общественно-политической жизни, в том числе в движении за национализацию нефти, которое развернулось в Иране в 1950-е годы. Мать Шариати принадлежала к семье мелких землевладельцев из Сабзевара, маленького городка под Мешхедом.

В 1941 году Шариати поступил в начальную школу имени Ибн Ямина, частную школу, в которой преподавал его отец. В старших классах школы Шариати проводил время за чтением книг из обширной библиотеки своего отца. По его собственному признанию, это привело его к первому кризису веры и побудило бороться с сомнениями в вере в Бога и в своих собственных религиозных убеждениях. Утешение он нашел в мистической поэзии, большим поклонником он которой оставался до конца жизни.

После окончания средней школы в 1950 году Али Шариати поступил в педагогический колледж Мешхеда, который окончил в 1952 году. Во время учебы в колледже Шариати впервые познакомился с молодыми людьми из менее привилегированных слоев общества, увидел нищету и лишения, которые существовали в Иране в тот период. В этот период он также знакомится с некоторыми аспектами западной философской и политической мысли. Он попытался предложить решение проблем, с которыми сталкиваются мусульманские общества, опираясь на традиционные исламские принципы, сочетая их с современной социологией и философией. Его статьи этого периода, публиковавшиеся в ежедневной газете «Хорасан», говорят о стремление синтезировать идеи различных западных и исламских мыслителей, а также хорошее знакомство с трудами таких мусульманских модернистских авторов, как Джамаль ад-дин аль-Афгани (Астарабади) и Аллама Мухаммад Икбал, а также западных интеллектуалов вроде Зигмунда Фрейда и Алексиса Карреля.

В 1952 году он стал учителем средней школы и основал Исламскую студенческую ассоциацию, что привело к его аресту после демонстрации. Шариати участвовал в политических митингах и собраниях, а также был одним из ведущих членов группы «Богопочитающие социалисты», сформировавшейся из слушателей лекций его отца в Центре распространения исламских истин. В 1953 году, в год свержения Моссадыка, он стал вместе с другими членами группы членом Национального фронта. 28 февраля 1954 года Шариати был арестован и провел в тюрьме семнадцать дней по обвинению в агитации за Мосаддыка. В 1955 году ему все же удалось получить степень бакалавра литературы в Мешхедском универститете. В 1957 году он был вновь арестован иранской полицией вместе с шестнадцатью другими членами Национального движения сопротивления, к которому он примкнул после разгрома Национального фронта.

15 июля 1958 года Али Шариати женился на своей жене Пуран Шариат-Разави, которая в будущем стала писательницей и родила ему четверых детей.

В 1959 году Шариати удалось получить стипендию на обучение во Франции, и он отправился в с женой и сыном в Париж, чтобы продолжить свое образование в аспирантуре Парижского университета. В годы обучения во Франции он тесно общается с представителями левых движений. В 1959 году, будучи в Париже, Шариати начал сотрудничать с алжирским Фронтом национального освобождения (ФНО). В это же время он начал читать Франца Фанона и вскоре перевел антологию его работ на персидский язык. Шариати первым познакомил иранские революционные эмигрантские круги с идеями Фанона. 17 января 1961 года он был арестован в Париже во время демонстрации в честь Патриса Лумумбы.

В начале 1960-х годов он присоединился к Эбрахиму Язди, Мостафе Чамрану и Садегу Готбзаде, находившимся за границей и стоявшим у истоков Движения за свободу Ирана. В 1962 году он продолжал изучать социологию и историю религий в Париже, посещал курсы исламоведа Луи Масиньона, Жака Берка и социолога Жоржа Гурвича. В том же году он познакомился с философом Жан-Полем Сартром и опубликовал в Иране книгу Джалала Але-Ахмада «Гарбзадеги» («Западничество»).

Шариати вернулся в Иран в 1964 году со степенью доктора социологии, однако был арестован прямо на границе и заключен в тюрьму Хой (в провинции Азербайджан) за участие в подпольной политической деятельности во Франции. Вскоре его перевели в Тегеран, а еще через два месяца отпустили на свободу, позволил вернуться в Мешхед. В 1965 году он начал преподавать в Мешхедском университете.

Через некоторое время у Шариати возникли проблемы с САВАК уже в Мешхеде, и в 1969 году он переехал в Тегеран, где начал читать лекции в новом исламском культурно-просветительском учреждении Хосейнийе-йе эршад. Его лекции этого периода были чрезвычайно популярны среди слушателей Хосейнийе-йе эршад, конспектировались и распространялись представителями различных слоев общества, включая средний и зажиточный классы. Первая его книга вышла тиражом более шестидесяти тысяч экземпляров, которые были быстро распроданы, несмотря на противодействие со стороны властей Ирана.

Успех Шариати в Тегеране вновь встревожил власти, в 1972 году власти закрыли Хосейнийе-йе эршад, а осенью 1973 года он был арестован вместе со многими своими учениками и провел полтора года в тюрьме, в одиночной камере. Благодаря давлению со стороны широкой общественности Ирана и протесту некоторых зарубежных политиков в конечном итоге удалось добиться его освобождения 20 марта 1975 года. Однако он еще два года оставался под пристальным наблюдением САВАК, не мог ни публиковать свои мысли, ни общаться со студентами. В конечном счете власти разрешили ему выехать из страны, и в 1977 году он уехал сначала в Сирию, а оттуда вылетел в Лондон, но через три недели, 19 июня 1977 года, был найден мертвым в съемной квартире в Саутгемптоне, на южном побережье Великобритании. Его смерть оказалась настолько неожиданной, что его сторонники обвинили иранскую службу безопасности САВАК в его убийстве.

Он был похоронен в Дамаске в комплексе мавзолея Сайиды Зайнаб, внучки пророка Мухаммада и дочери Имама Али, который является местом паломничества мусульман-шиитов. Шариати был легендарной фигурой для участников революционного движения, называвших его «учителем революции» (перс. моаллем-е энгелаб), и после его загадочной смерти он обрел ореол мученика. Его портреты неизменно сопровождали демонстрации протеста.

Идеи

Шариати выступал с революционным истолкованием шиитского ислама, который он называл «красным шиизмом» и противопоставлял реакционному «черному шиизму» или «сефевидскому шиизму».  Благодаря стремлению соединить пафос шиитской политической философии с лозунгами социального освобождения и борьбы с классовой эксплуатацией, которые характеризовали левые движения, идеи Шариати часто относят к категории «теологии освобождения», хотя этот термин связан с радикальным направлением в католическом богословии, основанным в 1960-е годы в Южной Америке перуанцем Густаво Гутьерресом и бразильцем Леонардо Боффом.

Шариати выдвигал задачу построения исламского общества, которое должно соответствовать исламским религиозным ценностям. Он выделял три элемента, на которых основываются несправедливые общественные системы во всех странах и которые препятствуют реализации вышеуказанной задачи – «золото» (зарр), «сила» (зур) и «обман» (тазвир), воплощением которых являются капиталисты, диктаторы и клерикалы.

В своих письмах Фанону Шариати доказывал, что отвергать религию в борьбе с империализмом — неправильно. Он считал, что люди могут бороться с империализмом, только восстановив свою культурную идентичность (принцип «возвращения к себе»), которая в исламских обществах тесно переплетена с фундаментальными религиозными убеждениями. Он был критиком понятия «модерн» (таджаддод) и модернизации, уничтожавшей духовные основы незападных обществ.

Взгляды Али Шариати, сочетавшего в своих трудах исламские идеи с некоторыми элементами экзистенциализма и социализма, характеризовались определенным эклектизмом. Несмотря на критику марксизма в работах Шариати, близость к левым движениям и деятелям сказалась на его интерпретациях ислама и шиизма. Он перевел с арабского книгу «Абу Зарр: социалист, поклоняющийся Богу» египетского мыслителя Абдула Хамида Джоудат ас-Сахара, в которой утверждается, что сподвижник пророка Мухаммада Абу Зарр аль-Гифари был самым первым социалистом. Он также использовал марксистские концепции, такие как «исторический детерминизм» и «классовая борьба», чтобы переосмыслить традиционные представления об исламе.

Шариати, солидарный с левыми в вопросах социальной революции, все же считал, что марксизм не может обеспечить третий мир идеологическими средствами для его освобождения. Он исходил из того, что ислам по своей природе является революционной идеологией.

Согласно Шариати, историческим и изначальным источником человеческих проблем было возникновение частной собственности. Шариати критиковал западную либеральную демократию, отмечая ее тесную связь с капитализмом и ограблением народов, неравенством и дискриминацией. Он считал, что именно капитализм разрушил свободу и равенство, основанные на духовности, которые лежали в основе традиционных обществ. Одной из главных проблем современной западной демократии он считал демагогию. Вместе с тем Шариати не отвергал идею демократии и считал, что лучшей формой демократии можно считать правление Имама Али.

Шариати заработал славу антиклерикального мыслителя, однако он считал, что наиболее образованные представители духовенства должны играть руководящую роль в управлении обществом, потому что они лучше всего понимают учение пророков Аллаха и двенадцати непорочных имамов, хотя и ограничивал роль духовенства лишь нравственным руководством обществом в соответствии с исламскими ценностями, наставлением людей с целью реализации заключенного в них духовного потенциала, благодаря которому они могли бы сдерживать гедонистические желания, выходящие на первый план в западном потребительском обществе. В то же время Шариати критиковал верхушку шиитского духовенства, большая часть которого была аполитичной и даже лояльной шахскому режиму, называя их «правыми» и «реакционными». Он также считал, что они поставили фикх на службу капитализму.

Несомненно, Шариати был неоднозначной фигурой для исламского революционного движения в Иране. Другой видный идеолог Исламской революции, аятолла Мортаза Мотаххари, подвергал критике его эклектичные взгляды. В 1968 году он ушел из Хосейнийе-йе эршад в знак протеста против резких выпадов Шариати против духовенства, а после его смерти написал вместе с Мехди Базарганом открытое письмо с осуждением его религиозного эклектизма (перс. эльтегат-е дини). По словам Сайеда Али Хаменеи, Шариати обладал как положительными, так и отрицательными характеристиками. Хаменеи считает, что несправедливо видеть в Шариати непримиримого противника духовенства, и одной из положительных сторон Шариати была его способность излагать мысли простым и понятным для своего поколения языком. По словам Махмуда Талегани, Али Шариати был мыслителем, создавшим школу революции, которая вела молодежь к революционным действиям. Мохаммад Бехешти также считал, что интеллектуальный вклад Шариати имел фундаментальное значение для Исламской революции.

Наследие

Шариати оставил после себя солидное наследие в виде десятков книг, написанных им при жизни или изданных на основе его лекций и выступлений.

Основные работы

  • Хадж (Паломничество)
  • Падение в пустыню
  • Беседы одиночества
  • Марксизм и другие западные заблуждения: исламская критика
  • С чего начать?
  • Миссия свободного мыслителя
  • Свободный человек и свобода человека
  • Добыча и обработка культурных ресурсов
  • Мученичество
  • Али
  • Подход к пониманию ислама
  • Лик пророка Мухаммада
  • Взгляд на завтрашнюю историю
  • Размышления о человечестве
  • Отбор и /или избрание
  • Что ожидается от мусульманской женщины?
  • Хурр (Битва при Кербеле)
  • Пустыня (Кавир)
  • Абу Зарр
  • Красный шиизм и черный шиизм
  • Джихад и мученичество
  • Размышления обеспокоенного мусульманина о тяжелом положении угнетенного народа
  • Послание просвещенным мыслителям
  • Искусство в ожидании Спасителя
  • Фатима есть Фатима.
  • Философия мольбы
  • Религия против религии
  • Человек и Ислам
  • Встань и Свидетельствуй
  • Уроки по исламоведению
  • Али остается один
  • Община и лидерство
  • Мы и Икбал
  • Исторический детерминизм