Шариати, Мохаммад-Таги

Мохаммад-Таги Шариати (перс.: محمد تقی شریعتی, 1987 — 1907) – иранский религиозно-политический деятель, отец видного исламского мыслителя Али Шариати. Основатель Центра распространения исламских истин (Канун-е нашр-е хагайег-е эслами), созданного для противодействия коммунистической пропаганде и идеям радикального секуляризма некоторых иранских националистов (Ахмад Касрави и др.). Считается одним из исламских религиозных активистов ХХ века, положивших начало инновационным подходам к интерпретации исламского учения и реформаторского дискурса в современном Иране. Получил прозвание «Сократ Хорасана».

Мохаммад-Таги Шариати (Мазинани) родился в 1907 году в религиозной семье в городке Мазинан в провинции Хорасан. Его отец, Шейх Махмуд, и дед, Ахунд Молла Горбанали (Ахунд Хаким), были известными в своей округе шиитскими священнослужителями. В 1928 году он поехал в Мешхед для учебы в богословской семинарии. Проучившись в ней несколько лет, он начал преподавать в государственной школе, которая в те годы фактически была оплотом антирелигиозной пропаганды. Это решение было продиктована его убежденностью в том, что будущее ислама в стране зависит от образованных молодых людей, которым необходимо преподносить религию таким образом, который отвечает требования современной эпохи. Этим самым он нарушил две семейные традиции: во-первых, после учебы в богословском училище он не вернулся в свой родной город, а во-вторых, не облачился в одежды священнослужителя и тюрбан, а надел европейский костюм. Кроме того, его подходы к религии, разумеется, не могли не отличаться от того, что входило в стандартную программу обучения в богословской семинарии, что вызывало критику со стороны консервативной части духовенства. Он признавал справедливыми некоторые критические высказывания радикального секуляриста Ахмада Касрави, который был убит за свои взгляды членами группы «Федаян-е эслам» в 1946 году. В частности, он соглашался с тем, что многие обряды и практики мусульман-шиитов не имели оснований в исламской религии и были насаждены в Иране в эпоху Сефевидов. Мохаммад-Таги Шариати также частично разделял взгляды социалистов, при этом выступая против их материалистических и атеистических убеждений. Всё это давало повод его оппонентам распускать слухи о том, что он был суннитом, ваххабитом и даже бабидом.

После отречения Реза-шаха от престола в 1941 году в Иране на некоторое время воцарилась религиозная и политическая свобода. В 1944 году Мохаммад-Таги Шариати основал в Мешхеде Центр распространения исламских истин с целью противодействия росту популярности атеизма и коммунистической пропаганде. Он поставил задачу вернуть в лоно ислама иранскую интеллигенцию, которая по причине ретроградных взглядов основной части шиитского духовенства отшатнулась от религии и увлеклась западными идеями и антиклерикальными концепциями таких деятелей, как Касрави. Шариати стремился отойти от традиционного формата религиозных проповедей и траурных собраний и заинтересовать молодежь и интеллигенцию дискуссиями о современных проблемах, изучением наследия исламской философии и мистической литературы. Он одним из первых инициировал проведение занятий по изучению «Нахдж аль-Балага» (сборника речей и писем Имама Али) и толкованию аятов Корана, что не было принято среди основной массы духовенства и рядовых верующих. Религиозный модернизм Шариати и его учреждения, пытавшихся предложить некий «третий путь», пролегавший между крайностей реакционного понимания ислама и западного секуляризма, вызвал недовольство многих муджтахидов Мешхеда и других городов Ирана.

В 1952 году он принял участие в выборах в Меджлис и проходил первым по списку Исламского коалиционного общества (Джамият-е моталефе-йе эслами), представлявшего исламские религиозные собрания Мешхеда. Ему пришлось конкурировать со сторонниками Мохаммада Мосаддыка и крупными землевладельцами. Шариати поддержал бывшего союзника Мосаддыка, аятоллу Кашани, который превратился в его непримиримого оппонента. Однако в последующем Центр распространения исламских истин занял про-мосаддыковскую позицию, пойдя на союз со светскими силами. После переворота 1953 года и вплоть до лета 1957 года, когда Центр был впервые закрыт властями, а основное ядро его членов, включая Шариати, оказалось в тюрьме, он фактически был оплотом сторонников Национального фронта в Мешхеде. Шариати удалось возобновить деятельность центра в 1962 году при условии, что он ограничиться культурно-просветительской работой и не будет участвовать в политике. Однако в 1965 году Центр был окончательно закрыт властями.

Мохаммад-Таги Шариати умер 20 апреля 1987 г. в Мешхеде и был похоронен в мавзолее Имама Резы. Тогдашний президент Сейед Али Хаменеи, который в юности посещал собрания Центра распространения исламских истин, в своем послании по случаю его кончины отметил его вклад в пропаганду истинного ислама, возрождение религии, борьбу с коммунизмом и политическую активность народа Хорасана.

Книги Мохаммад-Таги Шариати:

— «Начало откровения» (Агаз-е вахй)

— «Принципы вероучения и этики»

— «Имамат в «Нахдж аль-Балага»»

— «Новый тафсир» (Тафсир-е новин)

— «Религиозное учение»

— «Почему Хусейн восстал?»

— «Халифат и вилаят с точки зрения Корана и сунны»

— «Основы экономики в исламе»

— «Махди, обещанный общинам»

— «Али – свидетель пророческой миссии»

— «Молитва»

— «Откровение и пророчество в свете Корана»