Сияхкяльский инцидент (8 февраля 1971 года)

Сияхкяльский инцидент (8 февраля 1971 года) – политический инцидент, произошедший в деревне Сияхкяль, расположенный на побережье Каспия в северной части Ирана (провинция Гилян). Группа вооруженных боевиков левой Организации партизанов-фидаинов иранского народа (ОПФИН) атаковала местное отделение жандармерии, убив три полицейских и освободив двух арестованных ими членов группировки. В результате тринадцать участников этой партизанской операции были преданы суду и казнены. Этот инцидент был первой политической акцией подобного рода и ознаменовал собой начало нового этапа в истории иранской оппозиции – переход к партизанской формы борьбе с шахским режимом.

В конце 1960-х годов в Иране получают распространение радикально левые течения (троцкисты, маоисты и т.д.), сторонники которых объединялись в кружки, изучали труды классиков марксизма и современных авторов (Мао Цзе Дун, Во Нгуен Зяп, Че Гевара, Франс Фанон, Али Шариати и др.). По своим взглядам, они представляли собой широкий спектр от социалистов-анархистов до исламистов, но объединяющим для них началом была приверженность идее вооруженной борьбы как единственного средства борьбы с шахским режимом. В особенности их привлекали методы партизанской борьбы и теория партизанского очага, разрабатывавшиеся Че Геварой и его французским соратником Режи Дебре.

На этом фоне появляются первые партизанские группы, среди которых выделяются маоистско-геваристская по своим взглядам Организация партизанов-фидаинов иранского народа (ОПФИН), отделившая от просоветской коммунистической партии Туде1963 году), и более исламская по своей идейной направленности Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), возникшая в 1965 году.

ОПФИН состояла из двух частей – городской и деревенской. 6 сентября 1970 года деревенская группа начала действовать в горном ущелье Макар, неподалеку от города Чалус в северной провинции Мазендаран. Чуть позже она была вынуждена перебазироваться в провинцию Гилян. Общее количество членов деревенской группы, как потом писал в своей книге «Один годы партизанской борьбы в городе и в горах» один из основателей ОПФИН Хамид Ашраф, составляло 22 человека.

Местность в окрестностях Сияхкяля, покрытая густыми субтропическими лесами, лучше всего подходила для длительной партизанской войны, поскольку затрудняла использование тяжелого оружия и перемещения военной техники. К тому же, за полстолетия до этого, в начале ХХ века, именно Гилян стал ареной для широкого партизанского движения, направленного против власти каджарских шахов (так называемое «Дженгелийское движение»), в котором также принимали участие жители села Сияхкяль.

Группа расположилась на местности и вела подготовку к вооруженной борьбе, планировала установить контакты с горными пастухами и начать вербовку новобранцев среди молодых людей. Однако в начале февраля один из боевиков группы, Хади Бандехода Лангеруди, занимавшийся вербовкой новых членов, был задержан местной жандармерией, что поставило под угрозу все их планы. Опасаясь, что он выдаст других членов группы и важную информацию, они приняли роковое решение – напасть на полицейский участок и освободить своих товарищей.

Плакат ОПФИН, посвященный годовщине Сияхкяльского инцидента

Холодным утром 8 февраля тринадцать молодых людей, вооруженных винтовками, автоматами и гранатами, напали на пост жандармерии в деревне Сияхкяль.

Шах отнесся к этому инциденту очень серьезно и принял особые меры, направив большой контингент вооруженных сил, включавший десантников, вертолеты и полицейские подразделения, командовать которыми было поручено родному брату шаха. В ходе преследования отступившей в горы группы было убито несколько солдатов-призывников и двое партизанов, одиннадцать членов группировки были задержаны. Десять из задержанных в последующем будут расстреляны по решению военного суда, а один член группы погибнет под пытками во время допроса.

Шахские власти развернули пропагандистскую компанию против левых идей в университетах, стали выявлять активистов левых групп и даже на неделю приостановили учебу в тегеранских вузах. Потерпев неудачу в организации вооруженного подполья в отдельно взятой точке страны, ОПФИН одержала моральную победу и в дальнейшем удачно использовала в своей пропаганде этот инцидент как символ уязвимости шахской мощи.

Сияхкяльский инцидент стал началом восьмилетнего периода интенсивной активности разного рода партизанских групп левой и исламистской направленности. За период между Сияхкяльскими событиями и октябрем 1977 года, когда начинаются первые массовые протесты, приведшие в итоге к победе Исламской революции, в Иране были убиты 341 член городских партизанских групп, больше половины которых лишились жизни в ходе перестрелок с полицией и военными. Несмотря на это, число подобных группировок только росло и пополнялось в основном за счет молодой интеллигенции – студенчества и выпускников университетов. К концу 1970-х годов ОМИН и ОПФИН уже насчитывали в своем составе десятки тысяч сторонников.

Сияхкяль стал нарицательным словом для иранской интеллигенции 1970-х годов и оказал большое влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, в том числе на культуру и искусство. Иранский поэт и литературный критик Мохаммад-Реза Шафии-Кадкани даже выделил в современной персидской поэзии «сияхкальский период». Образы сияхкяльских событий становились темой произведений живописи (картина «Сияхкяль» Бижана Джазани), музыкальных композиций и кинокартин. Намеками на эти события пронизан культовый фильм Масуда Кимияи «Олени» (1974), который романтизировал образ левых партизан и поспособствовал росту популярности революционного движения в конце 1970-х годов. В частности этот фильм показывали в кинотеатре «Рекс» в Абадане, когда там произошел пожар, приведший к эскалации народного гнев и ставший поворотным пунктом в Исламской революции 1978-1979 годов.

Похожее изображение

Фарамарз Гарибиян в роли беглого партизана в фильме «Олени» (М.Кимияи, 1974)