Тебризское восстание 18 февраля 1978 года («29 бахмана»)

Тебризское восстание 18 февраля 1978 года (29 бахмана 1356 года, перс. гийам-е мардом-е Табриз, قیام مردم تبریز) – народные демонстрации в Табризе (Иран), приуроченные к сороковому дню траура по жертвам Кумских протестов 9 января 1978 года («19 дея»), которые привели к захвату демонстрантами большей части правительственных учреждений и временной потере контроля над городом со стороны властей. Эти события имели важное символическое значение в процессе дальнейшей эскалации протестных настроений, вылившихся в победу Исламской революции в феврале 1979 года. Тебриз дважды сыграл в истории Ирана решающую роль в развитии революционных событий: один раз, когда в 1908 году тебризский народ поднял восстание против каджарской монархии, приведшее к свержению Мохаммад-Али-шаха в 1909 году, и в другой раз, 18 февраля 1978 года, когда тебризцы выступили против Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви.

На сороковой день траура по жертвам кумских протестов 9 января 1978 года, вызванных негодованием иранцев по поводу публикации оскорблений в адрес Имама Хомейни в газете «Эттелаат», видный муджтахид Иранского Азербайджана, аятолла Кази Табатабаи, вместе с рядом других представителей революционного духовенства, принял решение организовать поминальное собрание в Тебризе. В пятницу 17 февраля 1978 года им и еще десятью улемами было опубликовано воззвание к народу с приглашением принять участие в общегородских траурных мероприятиях по мученикам (шохада) Кума, которые должны были состоять в исторической мечети Гизилли. В это время в городе под руководством Кази Табатабат уже сложился центр антишахской активности – мечеть Шабан, в которой каждый вечер проводились собрания с выступлениями проповедников.

18 февраля 1978 года в 9:00 верующие собрались в мечети «Гизилли» и ожидали начала мероприятия. В это время начальник полицейского управления шестого полицейского округа Тебриза Хагшенас распорядился закрыть двери мечети, однако увидел, что люди продолжают собираться возле мечети. Между полицейскими и верующими завязалась словесная перепалка, в ходе которой полиция открыла огонь по собравшимся. Первым погиб молодой парень Мохаммад Таджаллаи, которого майор Хагшенас убил собственноручно. После этого люди взяли на плечи тело юного шахида и высыпали на улицы города, устроив демонстрацию. Толпа направилась к центру города, молодые люди стали поджигать кинотеатры, места продажи алкоголя, отделения правящей партии «Растахиз» (созданной шахом в 1975 году после принудительного роспуска всех остальных партий), филиалы банка «Садерат» (который был под контролем крупных чиновников и бизнесменов, принадлежавших к секте бахаитов). Участники протестов скандировали лозунги «Долой шаха!» (перс. Марг бар шах!) и «Да здравствует Хомейни!» (перс. Доруд бар Хомейни!), что раньше никогда не делалось в публичной форме.

Похожее изображение

В массовых выступлениях приняла большая часть населения города, что вызвало замешательство у полиции. Демонстранты очень быстро овладели городом. Примерно в полдень губернатор провинции Азербайджан Эскандар Азмуде отдал распоряжение о вмешательстве в ситуацию военных. В город направились грузовики с солдатами и танки. В результате столкновения с военными погибли десятки и получили ранения сотни жителей города.

Официальные средства массовой информации (газеты «Кейхан» и «Растахиз») сообщили о 6 или 9 убитых. Ряд источников оценивал общее количество убитых в 560 человек. В официальном заявлении Конфедерации исламских студенческих ассоциаций Европы от 28 февраля 1978 года говорило о 400 убитых. Количество раненых в большинстве источников оценивается в районе 125 человек, из которых 87 человек находились на лечении в больнице Пехлеви. Тем не менее, большинство раненых отказались от медицинской помощи из опасения попасть под репрессии со стороны тайной полиции САВАК. Количество задержанных составило, по данным различных источников, от 504 до 608 человек.

Географическая близость Тебриза к советско-иранской границе позволила официальным властям говорить о причастности к этим событиям иностранных агентов и коммунистов. Не располагая никакими доказательствами, они проводили параллели между протестами 1978 года и событиями времен советской оккупации Иранского Азербайджана в 1940-е годы, когда протесты под руководством Сеед Джафара Пишевари были инспирированы советской агентурой.

Имам Хомейни обратился к иранскому народу с посланием, в котором заявил: «Мир храбрым и благочестивым жителям дорогого Азербайджана! Приветствую благородных мужчин и усердных юношей Тебриза! Приветствую мужчин, которые восстали против очень опасной династии Пехлеви и лозунгом «Долой шаха!» перечеркнули их клеветнические измышления! Да здравствует дорогой героический народ Тебриза, который своим великим движением крепко врезал по пустословам, которые называют «кровавую колониальную революцию», с которой иранский народ стопроцентно не согласен, «белой революцией шаха и народа», считая этих прислужников иностранцев и продавших себя колонизаторам спасителями страны… Я не знаю, какими словами выразить свои соболезнования уважаемым жителям Тебриза, убитым горем матерям и охваченным скорбью отцам, в каких выражениях осудить эти непрерывные массовые убийства…» (Имам Хомейни. Сахифе-йе Эмам. Т. 2. С. 36).

Тебризское восстание стало поворотным пунктом в революционном движении и рассматривается в литературе как главный катализатор массовых народных выступлений, потому что именно с этого события начинается традиция проведения демонстраций в сороковой день поминовения жертв предыдущих протестов. Протесты перекинулись на Йезд, Шираз, Джахром, Казерун и, в конечном итоге, охватили весь Иран. Тебризские события, начавшиеся в мечети и получившие поддержку со стороны муджтахидов, подчеркнули религиозный характер протестного движения и показали эффективность именно религиозных форм мобилизации населения, связанных с шиитской идеологией, культом мученичества и традицией траурных собраний.