Точка пересечения Исламской революции и Египта: Почему Анвар Садат занял враждебную позицию в отношении Ирана?

После победы Исламской революции президент Египта Мохаммад Анвар Садат занял враждебную позицию по отношению Ирана, несмотря на свои близкие и теплые отношения с режимом Пехлеви, объективным проявлением чего стало предоставление убежища Мохаммад-Реза-шаху Пехлеви после его бегства из страны. Придя к власти в Египте, он сблизился с США, улучшил отношения с Ираном и Израилем, подписав Кэмп-Дэвидские соглашения с сионистским режимом.


 

Близкие отношения Анвара Садата с шахом и солидарность с ним

Отношения Ирана с Египтом в период правления Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви можно разделить на два периода: первый период предшествовал приходу к власти Анвара Садата и пришелся на время Гамаля Абделя Насера, а второй период следовал после него. Первый период начался с переворота Свободных офицеров Египта в 1952 году, и после переворота 19 августа 1953 года, укрепившего позиции шаха в Иране, отношения между двумя странами стали ухудшаться и фактически были прерваны. Однако после смерти Насера и прихода к власти Анвара Садата, ориентировавшегося на США, стали меняться к лучшему, так что даже можно говорить об установлении хорошего и искреннего сотрудничества между шахом и Анваром Садатом, вылившемся в дружбу между их семьями.

В этот период о Мохаммад-Резе Пехлеви говорят как о посреднике в отношениях между Египтом и США. Предоставив кредит в размере 1 миллиарда долларов и экономическую помощь Садату, шах предложил в случае приобретения Египтом новых американских вооружений отправить к ним своих офицеров, чтобы помочь с обучением персонала[1]. Вероятно, одной из причин враждебного отношения Садата к Ирану после революции была потеря таких возможностей и отношений.

С другой стороны Анвар Садат был занят внутренними конфликтами с оппозицией в Египте и, согласно оценке, которую посольство США дало решению Анвара Садата предоставить убежище шаху, он сделал это в рамках своего косвенного противостояния силам исламистов внутри страны[2]. По сути, Анвар Садат проникался все большей симпатией к шаху, осознавая угрозу своему положению в Египте. В этой связи он не мог приветствовать победу Исламской революции в Иране и выступал против нее.

 

Исламская революция и Израиль

Победа Исламской революции в Иране совпала с Кэмп-Дэвидскими соглашениями. После подписания этого соглашения Египет вышел из состояния войны с Израилем, в котором находились другие арабские страны, и официально признал это государство. Это привело к тому, что он не только согласился принять у себя беглого шаха, но и занял сторону Израиля в арабо-израильском конфликте, тогда как Имам Хомейни как лидер Исламской революции с самого начала существования движения предупреждал об «опасности оккупантского Израиля»[3], антиизраильская направленность Исламской революции была очевидна и понятна с самого начала. Имам Хомейни характеризовал Исламскую революцию как оказывающую поддержку всем угнетенным и притесненным народам мира, в особенности народу Палестины, призывал к единству исламского мира и противостоянию с США и Израилем – этот момент получил объективное воплощение в тексте Конституции Исламской Республики Иран.

Он говорит в своем интервью Ассошиэйтед Пресс о Кэмп-Дэвиде: «Кэмп-Дэвидское соглашение и подобные ему соглашения являются заговорами с целью легитимации израильской агрессии, которые в конечном счете изменят условия в интересах Израиля и во вред арабам и палестинцам. Такое положение не будет принято населением региона»[4].

Однако Анвар Садат следовал по иному пути. Сблизившись с израильским режимом, он стал преследовать интересы, которые шли вразрез с Исламской революцией. Его интересы находили смысл в сотрудничестве с США и Израилем. В то же самое время оба эти государства были главными врагами Исламской революции в Иране. К тому же, из-за своего компромисса с израильским режимом Анвар Садат превратился в негативную фигуру в глазах мусульманского сообщества, тогда как позиция Имама Хомейни состояла в освобождении Иерусалима (Кудс) путем борьбы с оккупационным режимом Израиля, что рассматривалось как одна из важнейших целей Исламской революции. Это еще больше усугубило и усилило конфронтацию между Анваром Садатом и Исламской революцией. Анвар Садат знал, что после этого мусульмане и борцы, выступавшие против начатого Египтом процесса мирного урегулирования конфликта с Израилем, потянутся к Исламской революции. Известный египетский журналист Хосейн Хейкаль говорит по этому поводу: «Когда Иранская революция переживала кульминацию, египетское правительство все еще поддерживало шахский режим, и некоторыми египетскими улемами даже были изданы религиозные постановления (фетвы) о необходимости подчинения обладателю власти (вали аль-амр), которые были направлены против Исламской революции в Иране». По словам Хейкаля, Имам Хомейни в своих интервью, которые он давал Хейкалю до победы революции в Париже и после победы революции в Куме, спрашивал его о том, почему некоторые религиозные ученые в Египте издают фетвы против Иранской революции, и Хейкаль подчеркнул, что Исламская революция оказала влияние на народные массы и исламские движения»[5].

 

Влияние Исламской революции на исламское движение в Египте

Страхи Анвара Садата по поводу влияния Исламской революции были серьезными. Он осознавал угрозу исламского движения внутри страны и считал эту революцию волной, которая могла привести в движение эту силу, потому что начало Исламской революции в Иране совпало с возрождением исламского движения в самом Египте. В то время столица Египта была одной из самых светских столиц арабского мира, однако после Исламской революции, эхо которой пронеслось по всему арабскому миру, стабильность самой многочисленной нации региона оказалась под угрозой[6]. Египтяне приклеивали к стеклам своих автомобилей религиозные лозунги вроде «Ла илаха илла-Ллах, Мухаммаду расулю-Ллах» («Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Божий»), аяты Корана и даже портреты Имама Хомейни, что стало объективным свидетельством влияния Исламской революции на Египет[7].

При этом после смерти Гамаля Абделя Насера, когда начался новый период в истории «Братьев-мусульман», Анвар Садат демонстрировал больше внимания религиозным вопросам, чтобы заручиться легитимностью перед лицом исламских движений. В середине 1970-х годов он стал придерживаться в отношении исламского движения политики, имевшей три составляющие: 1) Компромисс с официальным исламом с целью обеспечения поддержки со стороны религиозных лидеров Египта; 2) Стремление добиться симпатии со стороны «Братьев-мусульман» ради нейтрализации оппозиции исламского движения; 3) Подавление исламских военизированных групп[8]. При этом «Братья-мусульмане» не пошли на примирение с Анваром Садатом.

Не сумев сдержать рост исламских движений путем своей тройственной политики 1970-х годов, Анвар Садат задержал в 1980 году более трехсот человек, действуя против исламских групп и косвенно против Ирана, а также установил контроль над мечетями.

Исламская революция привела к тому, что опасения Анвара Садата по поводу этих исламских движений, в особенности «Братьев-мусульман», только увеличились. Поскольку правительство Египта видело, как возросли динамизм и активность этих движений и противников власти в Египте после Исламской революции, оно обвинило Иран в поддержке этих групп и назвало их зависимыми от Ирана, отчего разногласия между этими двумя странами усилились[9].

Еще большую тревогу перед Исламской революцией у Анвара Садата вызывала реакция исламского движения на эту революцию. Движение «Братьев-мусульман» было одной из первых групп, которые прореагировали на Исламскую революцию. В своем манифесте 1979 года они похвалили Исламскую революцию и публично заявили о своем положительном отношении к ней. В этом манифесте об Исламской революции говорилось, что стоящий за ней дух аналогичен тому духу, который привел первых мусульман к исламу. Акцент на связи между религией и политикой был одним из стержневых моментов, которые бросались в глаза в этом манифесте. С точки зрения его авторов, ислам был универсальной религией, которая обладала законами, необходимыми для обоих миров, и была способна регулировать все аспекты человеческой жизни[10]. На этих же ключевых идеях зиждилась и Исламская революция.

Поэтому в своем противодействии влиянию Исламской революции на это движение Анвар Садат оказывал давление на «Братьев-мусульман», вынудив его перейти на подпольное положение и вести свою деятельность тайно, изменив стратегию, но продолжая руководствоваться примером Исламской революции. Оно даже попыталось инициировать народные выступления в университетах и на улицах, но не сумело привлечь народ на свою сторону и потерпело неудачу[11].

Другие исламские движения Египта, вроде «Аль-Джихад», также испытывали на себе влияние Исламской революции. «Аль-Джихад» был вдохновлен революцией Ирана даже в большей степени, чем «Братья-мусульмане». Эти факторы также способствовали неприятию анваром Садатом Исламской революции. Во время задержания членов этой группы в их личных вещах находили конспекты книги «Исламское правление» Имама Хомейни, выписки из книг об Исламской революции и работы доктора Али Шариати[12].

Не сумев справиться с исламским движением, Анвар Садат задержал в 1980 году более трехсот человек и установил контроль над мечетями. В ответ на эти антиисламские меры Анвара Садата, а также его примирение с Израилем, капитан Халед Исламбули совершил против него теракт 4 октября 1981 года[13].

По сути, правительство Египта с самого начала Исламской революции было напугано ее последствиями, как и главы других консервативных арабских режимов, потому что революция Ирана имела религиозный характер и придавала религиозным силам уверенности в себе, что в особенности касалось исламского движения, которое было одной из важнейших политических сил, выступавших против тогдашних правителей арабских стран. Это привело к тому, что арабские страны простили Анвару Садату его сближение с Израилем и примкнули к нему в его конфронтации с Ираном. Поддержка Египтом Ирака во время ирано-иракской войны создала условия для еще большей консолидации арабов против Ирана. В действительности, страх перед влиянием Исламской революции на внутреннюю жизнь арабских стран  объединил их всех против Ирана. Именно это стало важным фактором, побудившим Анвара Садата занять враждебную позицию в отношении Ирана.

Враждебность Анвара Садата по отношению к Исламской революции можно считать следствием трех факторов – близких отношений Анвара Садата с шахом, солидарности с ним, неприятия Исламской революцией сионистского режима Израиля и влияния Исламской революции на исламские движения, в том числе «Братьев-мусульман», что вылилось в противостояние между Египтом и Ираном. В действительности эта конфронтация объяснялась сущностными различиями между Исламской революцией и Имама Хомейни с одной стороны, и Анваром Садатом и Мохаммад-Реза-шахом Пехлеви – с другой.


Сейед Мортаза Хосейни (Институт изучения современной истории Ирана)

Источник: www.iichs.ir/s/9618


[1] علی‌رضا امینی، تاریخ روابط خارجی ایران در دوران پهلوی، تهران، صدای معاصر، 1386، ص 216

[2] عباس میلانی، نگاهی به شاه، کانادا، تورنتو، نشر پرشین سیرکل، چ دوم، 1394، ص 537

[3] امام خمینی، لوح صحیفه امام، ج 6، تهران، مؤسسه تنظیم و نشر آثار امام خمینی، 1389، ص 410.

[4] همان، ج 4، ص 356.

[5] جمیله کدیور، مصر از زاویه‌ای دیگر، تهران، اطلاعات، 1373، ص 12.

[6] محمدباقر حشمت‌زاده، تأثیر انقلاب اسلامی ایران بر کشورهای اسلامی، تهران، پژوهشگاه فرهنگ و اندیشه اسلامی، 1385، ص 148

[7] همان‌جا.

[8] . هرایر دکمچیان، جنبش‌های اسلامی در جهان عرب، ترجمه حمید احمدی، تهران، کیهان، 1372، ص 132

[9]. سیدجلال دهقانی فیروزآبادی و سیدمحمدحسین هاشمی، «اهمیت روابط فرهنگی ایران و مصر در عصر گفت‌وگوی تمدن‌ها»، مجله مطالعات آفریقا، ویژه ایران و مصر، سال پنجم، ش 2 (1379)، صص 64-65

[10] سیدجواد موسوی، علل تیرگی روابط ایران و مصر بعد از انقلاب اسلامی ایران (پایان‌نامه)، تهران، دانشگاه تهران، 1378، صص 52-56

[11]

[12] همان، صص 82 و 90-92.

[13] حمزه امرایی، انقلاب اسلامی ایران و جنبش‌های اسلامی معاصر، تهران، مرکز اسناد انقلاب اسلامی، 1383، ص 242.