Вилайат аль-факих

Вилайат аль-факих (араб. ولاية الفقيه – «правление факиха», перс. ولایت فقیه) – теория шиитского религиозного права (фикх), согласно которой в период сокрытия Имама аль-Махди, функции правителя мусульманской уммы осуществляет факих, то есть знаток религиозного права, соответствующий ряду критериев (джами‘ аш-шара’ит). Первым шиитским ученым, выдвинувшим эту теорию, считает видный муджтахид Мулла Ахмад Нараги (1771 – 1829), который рассматривал правление факиха как религиозно-правовую проблему.

Видными сторонниками вилайат аль-факих были шиитские ученые усулитского направления Джа‘фар аль-Кашиф аль-Гита (ум. 1812-1813), Мухаммад-Хасан ан-Наджафи (Сахиб аль-Джавахир, ум. 1849) и Сеед Рухолла Хомейни (ум. 1989), но ряд других усулитских факихов, в том числе Шейх Муртаза Ансари (ум. 1864), Ахунд Хорасани (ум. 1911) и аятолла Абу-ль-Касим Хои (ум. 1992), выступали с ее критикой.

До Муллы Ахмада Нараги некоторые шиитские ученые говорили о передаче (тафвид) отдельных полномочий Пророка и непорочных Имамов факихам, например, обязанности исполнения телесных наказаний (худуд). Однако в XVIII – XIX веках ряд усулитских ученых развили идеи Нараги и существенно расширили функции факихов. Кашиф аль-Шита и его ученик Мохаммад-Хасан Наджафи более подробно разработали вопросы полномочий факихов и считали, что монархическая власть является нелегитимной без наличия санкции (иджаза) со стороны факихов.

Эти авторы опирались в основном на шиитские предания, в первую очередь хадис ‘Умара ибн Ханзалы, согласно которому судебные функции должны передаваться той части мусульман, которые передают хадисы от Семейства Пророка (ахль аль-бейт). Также использовались рациональные доводы, например, необходимость поддержания порядка в обществе, осуществления власти человеком, обладающим максимальным уровнем религиозных знаний и благочестия.

Согласно этой теории, распоряжение всеми вопросами жизни в исламском обществе возлагается на «правящего факиха» (вали аль-факих). Согласно религиозно-правовому определению, вилайат аль-факих означает правление, руководство и распоряжение делами других людей муджтахидом, обладающим соответствующей квалификацией, которое предполагает управление исламским обществом с целью исполнения в нем исламских заповедей и воплощения в жизнь религиозных ценностей. Как правило, говорится о том, что правящий факих должен быть справедливым (‘адил), сведущим в вопросах своего времени, способным к руководству (мудир) и распорядительным (мудаббир).

Противники теории вилайат аль-факих ограничивали функцию факихов вынесением фетв и судейскими полномочиями. Поэтому один из главных критиков теории Шейх Мортаза Ансари опирался на другую теорию, которую во многом следует рассматривать как альтернативную вилайат аль-факих – понятие религиозно-правового авторитета (марджа‘), предполагавшее необходимость следования верующего мусульманина-шиита одному из муджтахидов своего времени, но только в вопросах шариата, тогда как распоряжение имуществом и жизнями людей оставалось в сфере безраздельной юрисдикции Пророка и непорочных Имамов.

Резко отрицательная позиции Шейха Мортазы Ансари, наиболее авторитетного муджтахида своего времени, в отношении вилайат аль-факих привела к тому, что дискуссия вокруг этой теории прекратилась почти на целое столетие, чтобы вновь заявить о себе уже в конце 1960-х годов, когда Хомейни начал рассматривать ее на своих занятиях по усуль аль-фикх в богословском центре Ан-Наджафа (Ирак). Эти теоретические рассуждения вылились в написание книги «Велаят-е фагих» (1970), религиозно-правовое обоснование нелегитимности монархии в Иране и последовательное отстаивание идеи исламского правления.

Имеется разногласие по поводу объема полномочий вали аль-факих, характера его правления и прихода к власти. Часть сторонников этой теории говорят о необходимости назначения (насб, интисаб), а другие отстаивают принцип его избирательности (интихаб). Представители первого подхода (Имам Хомейни, Абдолла Джавади-Амоли, Мохаммад Момен Кумми, Мохаммад-Таги Месбах-Йазди и др.) считают, что обладающий нужными качествами факих не нуждается в одобрении со стороны общества и оформлении его власти демократическими процедурами. Наиболее последовательным выражением этого подхода стала концепция «неограниченного правления факиха» (вилайат аль-факих аль-мутлака), согласно которой все полномочия Пророка и шиитских Имамов переходят к вали аль-факих, который выступает в роли руководителя исламской уммы и наместника Имама аль-Махди в период его сокрытия.

Сторонники второго подхода (Бехешти, Мотаххари, Хосейнали Монтазери, Нематолла Салехи-Наджафабади и др.) считали, что правящий факих должен избираться большинством народа.

После победы Исламской революции в Иране в 1979 году теория вилайат аль-факих вошла в Конституции Исламской Республики Иран. В статье 57 Конституции ИРИ говорится: «Исламская Республика Иран управляется следующими ветвями власти: законодательной властью, исполнительной властью и судебной властью, которые осуществляются под надзором обладателя неограниченной [религиозно-политической] власти (вали-йе мотлаг-е амр) и предводителя уммы (эмам-е оммат) в соответствии с нижеследующими статьями данной Конституции. Эти ветви власти независимы друг от друга».

Теме вилайат аль-факих посвящено в общей сложности более 700 трудов на арабском и персидском языках, большая часть которых написана после победы Исламской революции. Наиболее значимыми работами, в которых эта теория получила систематичное изложение, являются «Велайат-е фагих» аятоллы Сеед Рухоллы Мусави Хомейни, «Дирасат фи вилайат аль-факих ва фикх ад-даулат ал-исламиййа» («Уроки по вилайат аль-факих и фикху исламского государства») Хосейнали Монтазери (1922 – 2009), «Велайат-е фагих, велайат-е фагахат ва адалат» («Вилайат аль-факих, правление как знание фикха и справедливость») аятоллы Джаводи-Амоли и «Велайат-е фагих, хокумат-е салехан» («Вилайат аль-факих – правление праведников») аятоллы Нематоллы Салехи-Наджафабади (ум. 2006).

И.Р.Гибадуллин