Хезболла

Хезболла (перс.: حزب الله, «Партия Бога») – общественное движение, созданное в Иране после победы Исламской революции для оказания помощи аятолле Сейед Рухолле Хомейни и его сторонникам в укреплении исламского строя в стране. Это движение не представляет собой централизованной структуры с жесткой дисциплиной и организацией, а скорее совокупность самостоятельных групп, привязанных к мечетям и объединенных общим пониманием своих задач в обществе. На базе этого движения сформировалась целая прослойка религиозной молодежи со своим специфическим образом жизни и субкультурой, за представителями которой закрепилось название «хезболлахи».

Название «Хезболла», обычно, переводится на русский язык как «Партия Бога» (в соответствии со значением слова «хезб» в современном фарси), однако в действительности является производным от коранического термина (араб. хизб Аллах – «приверженцы Аллаха»), который используется в нескольких аятах: «Те, кто ищет покровительства Аллаха и Его Посланника и дружбы уверовавших, воистину суть приверженцы Аллаха. Они и одержат победу» (Коран, 5:56). Это название стало собирательным для различных групп уличных активистов, потому что одним из самых популярных лозунгов времен Исламской революции был: «Только одна партия – Хезболла! Только один лидер – Рухолла (имя Хомейни – Иран-1979)».

В шиитском Иране, начиная с Каджарского периода, вокруг тех или иных муджтахидов и их канцелярий, традиционно,  возникали группы горячих сторонников, представлявших городскую прослойку торговцев и ремесленников базара, которые охраняли муджтахидов, а при необходимости могли брать на себя обязанности по обеспечению порядка и участвовать в уличных столкновениях (как было в годы Конституционной революции 1905-1911 гг.).

В первые месяцы после победы Исламской революции стихийно формировались группы активных сторонников Имама Хомейни из среды бедных городских низов, которые были готовы отстаивать идеалы лидера Исламской революции, в том числе с помощью насильственных акций, например, нападали на демонстрации и офисы газет либеральной или левой направленности, рассматривавшиеся как контрреволюционные. В этот период ни правительство, ни какие-либо другие политические структуры не имели прямого контроля над этими силами, которые подчинялись только своим неформальным лидерам (среди которых пользовался авторитетом ходжат оль-эслам Хади Гаффари).

Хезболла сыграла важную роль во время культурной революции, инициированной в апреле 1980 года и направленной против секулярной левой и либеральной интеллигенции в иранских университетах. Члены их уличных отрядов нападали на сходки левых студенческих организаций в университетах Тегерана, Шираза, Мешхеда, Исфахана, Решта, Ахваза и других городов страны.

Когда политические вызовы существованию Исламской республике ослабли, уличные активисты Хезболлы, ряды которых пополнили вчерашние добровольцы Басиджа, воевавшие на фронтах ирано-иракской  войны (1980-1988), переориентировались на борьбу с культурными вызовами и нарушениями норм исламской морали, особенно усилившимися в 1990-е годы, такими как плохое соблюдение хиджаба (перс. бадхеджаби), смешение полов (перс. эхтелат-е мард ва зан) и употребление алкоголя. Обычно, группы молодых людей на мотоциклах нападали прямо на улицах на женщин, недостаточно хорошо покрывавших свои головы. Тогдашний министр внутренних дел Ирана Абдолла Нури  (1989-1993)  попытался остановить эти инциденты, но его попытка не возымела успеха. Этот феномен зачастую увязывали также с военным синдромом ветеранов ирано-иракской войны.

Во второй половине 1990-х годов, когда формируется движение реформаторов в иранской политике, хезболлахи стали проводить акции и нападения против лидеров и видных представителей этого политического лагеря. Члены Хезболлы использовались консерваторами в качестве средства давления на реформаторов и членов их студенческих организаций. В 1995 году возникла полувоенизированная организация «Ансар-е Хезболла» под руководством офицера Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Хосейна Аллахкарама, ветерана ирано-иракской войны и участника боевых действий в Боснии. Эта организация стала координировать деятельность некоторых групп Хезболлы в Тегеране, Тебризе, Мешхеде, Исфахане и некоторых других городах Ирана.

Члены Хезболлы не носят какую-либо униформу, но придерживаются узнаваемого стиля в одежде, сформировавшегося еще в первые годы революции и в годы ирано-иракской войны, который нарочито пренебрегает современной западной модой и обычно включает в себя простые одноцветные рубашки (носятся навыпуск), классические брюки, простые туфли или тапочки, бороду или щетину на лице, иногда особый шейный платок с черно-белым рисунком (чафийе).