Хроника революционного Ирана: 1976

1976 год начался со смены календаря и планов построения «великой цивилизации», пережил летний разул террора леворадикальных организаций и закончился избранием в США Джимми Картера, призвавшего шаха к соблюдению прав человека и проведению демократических преобразований.


УРБАНИЗАЦИЯ И ТРУЩОБЫ

В 1976 году в Иране была проведена очередная перепись населения, результаты которой выявили серьезные сдвиги не только в демографической структуре населения, но и во всем социально-экономическом укладе страны. Иран уверенно шел по пути урбанизации и превращался в страну с преимущественно городским населением, но сама эта ускоренная урбанизация была обусловлено не столько индустриализацией и развитием городов, сколько стремительным обнищанием села, что порождало дополнительные источники социальной напряженности. Если в 1966 году в городах проживало 37,98% населения страны (9,8 млн. из 25,8 млн. человек), то к осени 1976 года городское население составляло уже 46,72% населения Ирана (15,7 млн. из 33,6 млн. человек). Таким образом, за прошедшие десять лет городское население выросло почти на 6 миллионов человек, прежде всего за счет миграционных процессов. Однако за тот же период в деревне, где естественный прирост традиционно был выше, чем в городе, население увеличилось лишь на 1,8 миллиона человек. Это говорило лишь об одном: свыше 2 миллионов жителей села за это время переехали жить в города. Число безработных за эти десять лет выросло со 158 000 до 996 000 человек в 1976 году.

В городах сельские жители, терявшие связь с привычным образом жизни, не имевшие постоянной работы и подверженные множеству проблем, быстро маргинализировались и оказывались на самом дне общества. Массы бывших крестьян селились на окраинах Тегерана и других крупных городов, возводя из доступных им материалов убогие лачуги и создавая целые трущобные городки. За считанные годы вокруг Тегерана выросли настоящие фавелы, которые получали оригинальные названия: Мофтабад (букв. построенный бесплатно), Зурабад (букв. построенный насильно), Халабиабад (букв. построенный из консервных банок), Хасирабад (букв. построенный из тростниковых листьев). Разумеется, они были построены незаконно, а потому отсутствовали на картах, не имели официальных названий, никакой городской инфраструктуры и обеспечения. Тем не менее, они достигали по количеству населения размеров небольших городов. Так, в одном только Халабиабаде в 1976 году проживало больше 60 000 человек.

Представители оппозиционного шиитского духовенства создавали благотворительные учреждения и даже беспроцентные кредитные организации для оказания помощи переселенцам из сельской местности и преодоления их отчуждения в обществе. Эти меры способствуют превращению городских пауперов в одну из ключевых групп, на которые могло опереться исламское движение. В 1976 году начинают происходить стихийные, но достаточно массовые протесты и волнения среди жителей трущоб в Тегеране и его пригородах, прежде всего в Рее. Они выступали против чиновников и полиции, пытавшихся добиться сноса их городков как нелегальных построек. В ходе этих протестов было убито несколько человек, и многие были ранены.

 

НОВЫЙ ИМПЕРСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ ИРАНА

Шах, отменивший ранее партии и объявивший об учреждении единой правящей партии «Растахиз» как новом этапе в своей «революции шаха и народа», не остановился на этом. Он решил, что прекрасным символом вхождения Ирана в новую эра должна стать смена календаря. Он внес в парламент законопроект об изменении введенной полстолетия назад иранской солнечной хиджры (заменившей мусульманский лунный календарь, но сохранившей в качестве точки отсчета переселение пророка Мухаммада в Медину в 622 году) на новый имперский или «шахиншахский» календарь. Законопроект был одобрен 14 марта 1976 года на совместном заседании Сената и Меджлиса, приуроченном к дню рождения шаха, который к тому же готовился к 35-ой годовщине своего восхождения на престол.

Согласно данному законопроекту точкой отсчета иранского календаря становился предполагаемый, а точнее определенный произвольно год коронации Кира, персидского царя из династии Ахеменидов (559 г. до н.э.), которая якобы состоялась за 1180 лет до хиджры пророка Мухаммада. Таким образом, даты нового календаря должны были рассчитываться путем прибавления числа 1180 к дате солнечного календаря хиджры. Исламский по своему происхождению календарь солнечной хиджры объявлялся недействительным.

Таким образом, во время празднования Навруза, 21 марта 1976 года, Иран в одночасье шагнул из 1355 года солнечной хиджры в 2535 шахиншахский год. В своей поздравительной речи шах, рассказав о достигнутых страной успехах и грандиозных планах на будущее, впервые заявил о том, что его целью является построение «великой цивилизации». Это выражение станет названием его книги, которая будет опубликована в 1977 году, буквально перед началом революционных выступлений.

Изменение календаря, разумеется, не нашло положительного отклика в народе. Духовенство сразу же заявило о том, что эта мера направлена на подрыв влияния ислама в обществе. Улемы были справедливо возмущены и заявляли о том, что такого рода меры не предприняли даже большевики в России, сохранившие христианский григорианский календарь. Светские учреждения тоже были недовольны новым календарем из-за необходимости переоформления всей документации и неизбежно возникающей в этих условиях путаницы. Даже националисты высказывались против него, потому что считали выбранную точку отсчета нереальной и выдуманной.

 

ЛЕВЫЙ ТЕРРОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Советский переводчик, работавший в советской проектно-изыскательской экспедиции, Евгений Калинин пишет: «С мая 1976 года вооруженные нападения террористов участились. В Тегеране стало неспокойно. При посещении кинотеатров контролеры бесцеремонно выворачивали наши портфели, искали оружие и боеприпасы. В июне один из террористов попал в полицейскую засаду на улице Черчилля и, расстреляв все патроны своего пистолета, подорвал себя гранатой. Этот случай имел большой резонанс среди жителей столицы, поскольку террористы действовали дерзко, смело, часто шли на самопожертвование во имя своих идеалов».

20 июня 1976 года в Тегеране произошла ожесточенная перестрелка между террористами и полицией на площади железнодорожного вокзала. Трое террористов было убито, несколько прохожих ранено. Были потери и среди полицейских.

29 июня 1976 года был убит при задержании Хамид Ашраф, один из первых членов и лидеров Организации партизан-фидаев иранского народа (ОПФИН), которая вела партизанскую войну против шахского режима Пехлеви в Иране с 1971 года. Ашраф сыграл ключевую роль в консолидации ОПФИН после того, как группа Бижана Джазани была раскрыта и попала за решетку в 1968 году. Он скрылся после событий в Сияхкале и руководил на протяжении пяти лет деятельностью этой группы, которая укрепляла свою подпольную сеть и расширяла масштабы операций, включавших громкие убийства некоторых военных и сотрудников САВАК. Считается, что уничтожение Хамида Ашрафа, раздражавшего своей неуязвимостью режим, стало для шаха навязчивой идеей.

Агентам САВАК удалось поймать его на конспиративной квартире, где он находился вместе с рядом других членов ОПФИН, которые были схвачены живыми. Он предпринял попытку бегства из засады, поднявшись на крышу, но его застрелили. После этого инцидента ОПФИН фактически свернула свою деятельность вплоть до событий Исламской революции.

По официальным данным, в 1976 году в Иране были убиты или казнены по меньшей мере 60 предполагаемых террористов, но скорее всего фактическое число погибших было значительно выше. В первой половине 1976 года сообщалось по меньшей мере о 10 столкновениях между сотрудниками сил безопасности и предполагаемыми террористами, причем в некоторых случаях предполагаемые террористы были убиты.

29 августа 1976 года террористы из Организации моджахедов иранского народа (ОМИН) убили трех американских сотрудников компании Rockwell International, которая имела контракты с иранскими вооруженными силами. Все трое были связаны с проектом «Айбекс», предполагавшим создание крупномасштабной системы электронной разведки для наблюдения за соседними странами. Однако к середине 1976 года большинство членов ОМИН были уничтожены или арестованы, так что террористическая деятельность стала спадать.

 

ДЖИММИ КАРТЕР И ЕГО ПРАВОЗАЩИТНАЯ КАМПАНИЯ

Рост социальной и политической напряженности в Иране совпал по времени с приходом в Белый дом президента Джимми Картера, положившего в основу своей внешнеполитической программы приверженность делу защиты прав человека. Это был чисто демагогический жест, направленный прежде всего на американскую аудиторию, а также преследовавший целью улучшение международного имиджа Америки, сильно пострадавшего после Вьетнамской войны, которая вызвала волну антиамериканских настроений по всему миру. Американцам нужно было избавиться от сложившегося одиозного образа и подстегнуть своих сателлитов к показной демократизации своих режимов с целью улучшения политического фасада и ослабления влияния антидиктаторских и антиимпериалистических сил в этих странах.

Однако эта предвыборная риторика американских демократов, в том числе нападки на проводившуюся администрацией республиканцев политику практически неограниченных поставок оружия репрессивным консервативным режимам вызывали серьезную обеспокоенность у шаха. Продажи американских вооружений Ирану в последние годы росли как на дрожжах. Если в 1970 году Иран закупил оружия на 113.2 миллиона долларов, то в 1975 году – на 1.3 миллиарда, а в 1976 – на 4 миллиарда долларов. Шах отдавал приоритет этим закупкам, даже несмотря на то, что в 1976 году дефицит бюджета составил 2.7 миллиарда долларов.

Опасения шаха подтвердились, и в ходе своей кампании 1976 года  демократы критиковали пытки и политические репрессии, которые становились все более распространенными при шахе в Иране, и ссылались на нарушения прав человека в шахском Иране с целью дискредитировать республиканцев, поддерживавших шаха. Поэтому на протяжении всей предвыборной гонки шах оказывал финансовую помощь кандидату от республиканцев Джеральду Форду, потратив на его кампанию огромные суммы денег. 25 октября 1976 года шах довольно ясно выразил свои взгляды на права человека и демократию в ответ на нападки, сделанные Картером. В интервью газете «Кейхан» он сказал: «Они хотят расспросить нас о демократии и правах человека. Это действительно смешно. Разве демократия означает просто кричать о злоупотреблениях? Разве демократия сводится к созданию шумихи? Неужели демократия только убивает? Какое еще значение может иметь демократия—если она вообще существует – кроме проводимой нами политики?»

Джимми Картер был избран новым американским президентом 3 ноября 1976 года. Вступив в должность, Картер, будучи уверен в стабильности шахского режима, поставил Иран на первое место в списке тех стран, от которых ожидалось по меньшей мере провести показную либерализацию и продемонстрировать хоть какую-то толику уважения к правам человека. Шаху не оставалось ничего, как отправлять поздравительные послания Картеру, в которых он выражал свою поддержку его идеям и политике. В ноябре Амир Аббас Ховейда был отстранен от должности председателя партии «Растахиз», и его место занял Джамшид Амузегар, который в 1977 году сменил его и на посту премьер-министра. С конца 1976 года шах существенно ослабил репрессии и решил сделать более открытым политическое пространство.

 

КОНСОЛИДАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ И БОРЬБА С МАРКСИСТСКИМ ВЛИЯНИЕМ

В мае 1976 года Шариати, вышедший год назад из тюрьмы, сумел получить выездную визу, которая позволила ему в скором будущем вылететь в Париж, а оттуда – в Лондон. Другой выдающийся идеолог исламского движения, аятолла Мортаза Мотаххари, который в прошлом году был вынужден под давлением САВАК отказаться от заведования кафедрой исламской философии якобы по причине болезни и взял академический отпуск на год, читает лекции по философии, экономике и философии истории уже в основном в подпольных условиях, на квартирах некоторых студентов. В конце 1976 года Мотаххари сопровождал Алламе Табатабаи во время его поездки в Англию для прохождения лечения в Манчестере. Эта поездка была нужна ему, чтобы посетить иракский Наджаф и встретиться с Имамом Хомейни. Во время встречи с Мотаххари Имам Хомейни подчеркнул необходимость применения эффективных методов борьбы и создания организации для объединения оппозиционных сил. Это был первый шаг к созданию Общества борющегося духовенства Тегерана. По тайному поручению Имама Хомейни, Мотаххари также стал ездить два раза в неделю в Кум для налаживания более тесных связей с духовенством.

Хомейни также одобрил жесткую позицию Мотаххари в отношении марксистских тенденций в среде мусульманской оппозиции, вызвавших раскол после так называемого «идеологического переворота» внутри ОМИН. Классовое учение и многие другие принципы коммунистической доктрины были популярны среди молодежи и циркулировали даже среди учащихся богословских семинарий Кума. Мотаххари произносит сорок пять лекций по марксистской философии для узкого круга семинаристов в Куме. В 1976 году Мотаххари проводит занятия по экономическим темам (на основе краткого изложения марксистской экономической теории «Принципы экономической науки» Абдольхосейна Нушина). Многие его подпольные занятия пресекались агентами САВАК.

В том же году Мохаммад Мофаттех стал имамом мечети Гоба в Тегеране, где он проводил в жизнь различные нововведения, основал в мечети библиотеку и кассу беспроцентного кредитования (кард аль-хасана). Однако через некоторое время власти запретили ему читать лекции и в этой мечети.