Группа «Абузар»

Группа «Абузар» (перс. горух-е Абузар, گروه ابوذر) —  название группы молодых религиозных людей из области Нахаванд провинции Хамадан. Группа сложилась на основе религиозных собраний, в основном антибахаистской направленности, и преследовала своей целью борьбу с бедностью и социальными пороками, а также свержение шахского режима и борьбу с мировой гегемонией США. Большая часть группы состояла из молодых людей и школьников, которые посещали религиозные собрания и поддерживали связь с аятоллой Раббани-Ширази из Хамадана. Они самостоятельно пришли к выводу о необходимости вооруженной борьбы и диверсионных актах против властей, не испытывая влияния со стороны каких-либо политических организаций и деятелей. Молодые люди изучали труды Мортазы Мотаххари и Али Шариати, а также сборник религиозно-правовых решений (ресале-йе эльмийе) Имама Хомейни. Кружок провел несколько акций локального масштаба, но задержание и казнь членов группы вызвали широкий резонанс в Иране и за его пределами.

Кружок сформировался в 1970 году в Нахаванде (провинция Хамадан). Члены группы основали в Нахаванде медресе «Мехдийе», где обучали исламским наукам молоды людей. Большая часть членов группы состояла в местном отделении антибахаистской организации Анджоман-е Ходджатийе, созданной в 1953 году мешхедским священнослужителем Махмудом Халаби. В уставе Анджоман-е Ходджатийе было прописано, что ее члены не имели право участвовать в политической деятельности. Это обстоятельство побудило костяк будущий группы «Абузар» отделиться от нее, потому что входившие в него молодые люди остро ощущали потребность в изменении окружающего общества.

Молодые люди проводили собрания и занятия по изучению Корана в мечетях и на частных квартирах. В 1972 году они основали религиозный клуб средней школы имени Ибн Сины в Нахаванде, которым заведовал молодой преподаватель Мохаммад Талебиян, который снабжал посетителей клуба религиозной литературой, в том числе тафсирами Корана общественно-политической направленности. Клуб успел выпустить три номера газеты.

В 1971 году, в преддверии празднования 2500-летия иранской монархии, члены группы решили помешать проведению праздничных мероприятий в своем городе. Они обратились к муджтахиду своего города и сумели убедить его помочь им добиться отмены празднеств. В результате, празднества были отменены городскими властями.

Группа отличалась от левых партизанских групп 1970-х годов, так как состояла из неискушенных и неподготовленных к подпольной работе юных ребят, в большинстве даже не прошедших срочной военной службы. Кроме того, несмотря на соответствующие планы, им так и не удалось установить связь с какими-либо зрелыми партизанскими группами того времени и выйти за рамки области Нахаванд. На их счету было непреднамеренное убийство местного ростовщика, чье имущество они хотели конфисковать в пользу группы (11 ноября 1972 года), подрыв с помощью динамита Дома женщин (местного отделения Организации женщин Ирана, патронируемой женой шаха), попытка поджога местного кинотеатра (в октябре 1972 года), ряд удавшихся поджогов государственных автомобилей, планы по убийству полковника САВАК, повреждение электростанции в Мелайере, попытка разоружения полицейского постового в Куме с целью добычи оружия. Последний инцидент, произошедший 16 июля 1973 года, привел к перестрелке с полицией, закончившись разоблачением и задержанием группы. В конечном счете, все члены группы были задержаны, и шестеро членов (Абдолла Ходарахми, Бахман Моншат, Ходджатолла Абдали, трое братьев Машалла Сейф, Рухолла Сейф и Валиолла Сейф) расстреляны 19 февраля 1974 года.

Процесс над ними проходил в условиях секретности, а информация об их казни даже не была размещена в газетах, за исключением нескольких государственных изданий, сообщивших о казни шестерых террористов без указания имен. Вырезка одной из таких публикаций вскоре была найдена на окне студенческого общежития в Тебризе с надписью, сделанной красным фломастером: «Мы отомстим». Иранские студенческие организации за рубежом распространили информацию о казни членов группы «Абузар», разослав письма в различные международные организации и сми. Так их имена были опубликованы во французской газете Le Monde, а затем и в других мировых сми, что серьезно сказалось на репутации шахского режима.

Одним из последствий казни стало появление в Нахаванде группы «Абузар-2» и еще нескольких аналогичных групп в других частях страны. «Абузар-2» успешно занималась подрывной деятельностью вплоть до начала 1979 года.