аc-Садр, Мухаммад Бакир

Аc-Сайид Мухаммад Бакир аc-Садр (араб.: السید محمد باقر الصدر, 1980-1935) – иракский шиитский священнослужитель, муджтахид, религиозный мыслитель и политический деятель. Ученик аятоллы Абу-ль-Касима аль-Хои и других великих ученых богословской семинарии Наджафа. Один из основателей Партии исламского призыва в Ираке. Приходился двоюродным братом Мусе ас-Садру и иракскому политику и религиозному деятелю Муктаде ас-Садру. Был репрессирован и казнен в 1980 году баасистским режимом Саддама Хусейна вместе с его родной сестрой Аминой ас-Садр, получившей почетное прозвание Бинт аль-Худа («Дочь Божественного руководства»), которая была женщиной-учёным, достигшей звания муджтахида, и политической активисткой, боровшейся вместе с братом против режима Саддама Хусейна

Ас-Сайид Мухаммад Бакир ас-Садр родился 1 марта 1935 года в аль-Казимии. Он был вторым ребенком в семье сеидов, которые были выходцами из Джабаль-Амеля в Ливане. Его отцом был ас-Сайид Хайдар ас-Садр аль-Амили, а его мать была дочерью шейха Абд аль-Хусейна Аль-Ясина. Его родословная восходит к шиитскому имаму Мусе аль-Казиму. Все предки Мухаммада Бакира были шиитскими религиозными учеными, жившими в Иране, Ливане и Ираке. Его дед, аятолла ас-Сайид Исмаил ас-Садр (ум. 1920) был великим шиитским муджтахидом. Старший брат и первый учитель Мухаммада Бакира, ас-Сайид Исмаил (ум. 1969), также был видным ученым в Наджафе.

Мухаммад Бакир ас-Садр потерял отца в два года, и его воспитывали мать и брат ас-Сайид Исмаил ас-Садр. Мухаммад Бакир ас-Садр пошел в школу в возрасте 5 лет и закончил обучение в 11 лет. Он с энтузиазмом изучал религиозные дисциплины, продолжая дело своего отца и своих предков, и по совету двух своих дядей, шейха Мухаммада Риды Аль-Ясина и шейха Муртады Аль-Ясина, начал изучать вводный курс исламских наук под руководством своего брата ас-Сайида Исмаила, закончив его в кратчайшее время.

В 1946 году, когда ему было 12 лет, Мухаммад Бакир со своим братом переехал в Наджаф, чтобы учиться у известных ученых этого священного шиитского города. Он изучал фикх и усуль аль-фикх под началом Ас-Сайида Абу-ль-Касима аль-Хои и шейха Мухаммада Риды Аль-Ясина, а также исламскую философию (по сочинению «Аль-Асфар аль-арба‘а» иранского философа и мистика Садр ад-дина Ширази) – на занятиях шейха Садры Бадкубеи. Также известно, что он изучал западную философию, посещая уроки Алламы Джафари. В эти годы он сумел хорошо изучить экономику, логику, этику, толкование Корана и историю. Пройдя через очень интенсивное обучение, Мухаммад Бакир получил степень муджтахида в очень раннем возрасте (примерно в 15 лет – возраст зрелости с точки зрения шариата).

Мухаммад Бакир начал преподавать, когда ему было 20 лет, а в 25 лет он уже преподавал продвинутый курс усуль аль-фикх. Позже он также преподавал философию и толкование Корана. За почти 30 лет преподавательской карьеры у ас-Садра было много учеников, многие из которых были также его политическими последователями и продолжили в последующем его путь. В числе его учеников были ас-Сайид Мухаммад Бакир аль-Хаким, Сейед Махмуд Хашеми Шахруди (бывший глава судебной системы Исламской Республики Иран), Сайид Абд аль-Гани Ардабили, аятолла Мохсен Араки, аятолла Сайид Камаль Хайдари, Сейед Али Эшкевари и др.

Мухаммад Бакир ас-Садр оставил после себя ряд выдающихся сочинений по исламскому фикху и усуль аль-фикх, философии, логике, каламу, экономике, толкованию Корана, истории и т.д.

Труд «Фальсафатуна» («Наша философия») был написан в 1959 году по просьбе высшего шиитского религиозно-правового авторитета Ирака, ас-Сайида Мухсина аль-Хакима. Книга состоит из двух частей: в первой части излагается теория познания в трудах современных западных философов и в исламской философии, а во второй – исламская философская картина мира, призывающая к отказу от материалистического и атеистического мировоззрения.

Другой его важный труд «Иктисадуна» («Наша экономика») был написан между 1960 и 1961 годами. В этой книге ас-Садр подверг критическому анализу две основные экономические модели того времени – капиталистическую и социалистическую, предложив в качестве альтернативы третий путь – исламскую экономическую модель, которая зиждется на указаниях, данных в Коране и Сунне. Многие идеи, изложенные им в книге «Наша экономика», легли в основу современного исламского банкинга.

Благодаря своей блестящей карьере в изучении фикха, усуль аль-фикх и исламской философии, а также поддержке аятоллы аль-Хои, ас-Садр стал пользоваться большим уважением среди ученых и мирян, многие из которых следовали за ним как за марджа ат-таклидом, особенно, после начала его политической деятельности.

Лидер ливанских шиитов, ас-Сайид Муса ас-Садр, приходился двоюродным братом Мухаммаду Бакиру ас-Садру. Он приехал на учебу в Наджаф в апреле 1954 года. В 1954-1958 годах в Наджафе они днем и ночью проводили всё время вместе, ходили на одни и те же занятия, обсуждали научные материалы, поддерживали семейные отношения друг с другом, имели много общих друзей и, что более важно, консультировались друг с другом по культурным, социальным и политическим вопросам. Обоих молодых людей объединял интерес к политике и стремление внести вклад в политическую мобилизацию шиитов. Они принимали активное участие в борьбе против британской оккупации Ирака и освобождении страны от владычества англичан.

Некоторые шиитские ученые Ирака того времени, в том числе ас-Сайид Мухаммад Махди аль-Хаким, ас-Сайид Талиб ар-Руфаи и шейх Махди ас-Самави, пришли к выводу, что им следует создать политическую партию на основе исламской мысли и идеологии для организации исламских политических кампаний и сопротивления пришедшему к власти режиму левого политика Абделькарима Касема, который открыл ворота для коммунистической пропаганды в Ираке, в результате чего в Ираке воцарилась светская и атеистическая атмосфера. В 1958 году шиитские улемы основали Партию исламского призыва (Хизб ад-да‘ва аль-исламийя). Молодой Мухаммад Бакир ас-Садр сформулировал повестку и программу этой партии, основанную на исламских ценностях и убеждениях. По неизвестным причинам в 1963 году Мухаммад Бакир ас-Садр подал в отставку со своего поста, но попросил соратников продолжать свою работу в партии и пообещал поддерживать дальше их усилия.

Также в 1960 году было создано Общество ученых Благородного Наджафа (Джамаат аль-улама фи-н-Наджаф аль-Ашраф), основными членами которого были великие ученые, в том числе шейх Муртада Аль-Ясин, шейх Мухаммад Рида Аль-Ясин, шейх Мухаммад Рида аль-Музаффар и с-Сайид Махди аль-Хаким (сын аятоллы ас-Сайида Мухсина аль-Хакима). В то время ас-Сайиду Мухаммаду Бакиру ас-Садру было около 30 лет, и он был слишком молод, чтобы быть членом Общества ученых Наджафа, но он тесно сотрудничал с ними и фактически был автором их первого манифеста. Одним из важнейших культурных проектов Общества был журнал «Аль-Адва», основанный в 1961 году: передовицы первых пяти номеров журнала были написаны ас-Садром.

После того, как в Ираке в 1968 году пришла к власти светская националистическая партия Баас, она начала баасизацию иракской системы образования, принуждая к вступлению в партию преподавателей школ и университетов. В это время ас-Садр издал фетву, запрещающую любое сотрудничество с партией, благодаря которой лишь очень немногие шииты вступали в ряды Баас. Эта конфронтация с баасистами привела к

Мухаммад Бакир ас-Садр рассуждал о том, что Бог является источником всей власти, единственным законодателем и единственным владельцем ресурсов земли, из чего он делал вывод, что «человек свободен и что ни один другой человек, класс или группа людей не имеют власти над ним», а потому любая форма эксплуатации человека человеком запрещена. Ислам, призывая человечество к Божьему устроению, требует «социальной революции» против «несправедливости» и «эксплуатации», но эта революция носит «универсальный», а не «классовый» характер, и в ней добродетельные богатые стоят плечом к плечу с добродетельными бедняками.

Мухаммад Бакир ас-Садр исходил из того, что критерием легитимности власти является ее одобрение народом. По его мнению, во время большого сокрытия Имама аль-Махди право на правление принадлежит народной общине, а шиитские муджтахиды являются свидетелями процесса народного самоуправления. Эта политическая доктрина несколько отличалась от концепции вилаят аль-факих и была ближе к идеалам народной демократии. Тем не менее, Мухаммад Бакир ас-Садр с начала 1960-х годов поддерживал сторонников аятоллы Сейеда Рухоллы Хомейни в Иране.

5 октября 1965 года, когда Имам Хомейни был выслан из Турции в Наджаф, ас-Садр встречал его вместе с другими учеными. В течение 14 лет пребывания имама Хомейни в Наджафе ас-Садр поддерживал с ним тесные отношения. Известны его слова о Хомейни: «Посвятите себя Хомейни, как он посвятил себя исламу». Ас-Садр также поддержал Исламскую революцию в Иране, написав шеститомную серию книг «Аль-Ислам якуд аль-хайя» («Ислам – руководство для жизни»), в которой рассматриваются такие вопросы, как Конституция Исламской Республики Иран, источники власти исламского правительства и экономика исламского общества.

Всё это повлекло преследования со стороны иракских баасистов, которые подвергали Мухаммада Бакира ас-Садра тюремным заключениям и пыткам. В 1977 году власти даже приговорили его к пожизненному заключению, однако в силу невероятной популярности ас-Садра в народе им пришлось освободить его.

В конце 1970-х годов Мухаммад Бакир ас-Садр начал читать лекции по толкованию Корана, чтобы продемонстрировать политическое содержание исламской религии, пробудить людей в Ираке и подготовить их к революции. Чтение лекций по толкованию Корана было в то время нетипичным для высших религиозно-правовых авторитетов Наджафа. Лекции проводились два дня в неделю с 15 апреля 1979 года по 1 июня 1979 года, после чего иракское правительство не разрешило продолжать лекции, а также арестовало и заключило в тюрьмы представителей ас-Садра во всех городах Ирака. Ас-Садр объявил 12 июня 1979 года днем протеста. В ту ночь аятолла ас-Садр был арестован и отправлен в Багдад.

От ас-Садра потребовали прекратить поддержку Исламской революции, но он ответил: «Я мусульманин, и я несу ответственность за судьбу всех мусульман во всем мире, а не только в Ираке и Иране. Я должен действовать, исходя из своих религиозных обязанностей, которые не ограничиваются Ираном и Ираком. Для меня религиозный долг – поддерживать Исламскую революцию Ирана и ее лидера».

В тот же день сестра ас-Садра, Бинт аль-Худа ас-Садр, прочитал лекцию в усыпальнице Имама Али в Наджафе, попросив людей выйти на улицы и выступить с протестом против тюремного заключения аятоллы ас-Садра. Люди вышли на улицы, и баасистскому режиму пришлось освободить ас-Садра, чтобы предотвратить новые беспорядки на улицах иракских городов.

В субботу 5 апреля 1980 года руководитель Организации безопасности Ирака арестовал ас-Садра и отправил его в Багдад. На следующий день Бинт аль-Худа ас-Садр также была арестована. Барзан Ибрахим — сводный брат Саддама Хусейна и глава Организации безопасности — попытался заставить ас-Садра написать несколько слов против Имама Хомейни и Исламской революции Ирана в обмен на его свободу. В противном случае он угрожал его убить.

В ночь с 8 на 9 апреля 1980 года Мухаммад Бакир ас-Садр и его сестра были расстреляны. По сохранившимся свидетельствам, перед смертью Мухаммада Бакира ас-Садра пытали тем, что вбивали ему в голову гвозди или лили на нее расплавленное железо. Казнь ас-Садров не вызвала никакого общественного резонанса и возмущения на Западе, потому что они ассоциировались с иранской революцией и Имамом Хомейни. Сам Имам Хомейни обратился в связи с этим трагическим событием с особым посланием к исламскому миру, в котором отметил: «Шахид аятолла Мухаммад Бакир ас-Садр и его уважаемая сестра, которые были преподавателями исламских наук и учителями нравственности, пали мучениками от рук иракского режима. Мученичество — достояние, которые эти дорогие нам люди унаследовали от их святых предшественников».

Тела Мухаммада Бакира и Бинт аль-Худа были тайно похоронены на кладбище Вади ас-Салам в ту же ночь, когда они были казнены. После шиитского восстания в Ираке в 1991 году власти в отместку шиитам уничтожили часть этого почитаемого шиитами кладбища, проложив прямо через кладбище автомобильные шоссе и уничтожив множество могил, в том числе могилу ас-Садра. Тем не менее, с разрешения шиитских властей и вдовы ас-Садра, его тело было тайно перенесено в усыпальницу Имама Али, а потом вновь захоронено на кладбище Вади ас-Салам. В 1997 году тело снова было перенесено в другое место из опасения, что могила будет уничтожена властями.  Наконец, в октябре 2007 года его могила была целиком перенесена без эксгумации к воротам Наджафа.