Арабаджян А.З. Исламская Республика Иран : Экономический потенциал: первая половина 90-х годов

Арабаджян А.З. Исламская Республика Иран : Экономический потенциал: первая половина 90-х годов (со стат. обозр. второй половины десятилетия и общ. характеристикой Третьего плана развития ИРИ: 2000/01-2004/05 гг./А .З. Арабаджян. — М.: Вост. лит., 2002. — 384 с.


ISBN: 5-02-018307-5

В монографии проведен комплексный анализ экономического потенциала ИРИ в первой половине 90-х годов на основе выявления динамики общественного продукта, его накопительной основы и развития производительных сил страны по отраслям народного хозяйства. Статистическое обозрение второй половины десятилетия и общая характеристика Третьего плана развития ИРИ выполнены автором в органическом единстве с основной частью исследования.

СКАЧАТЬ КНИГУ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В феврале 1999 г. Исламская Республика Иран (ИРИ) отметила двадцатилетие своего существования. История, которую творят не только развитие производительных сил и порождаемая им эволюция производственных отношений, но и страсти человеческие, в замкнутом и нерасторжимом кольце которых из тысячелетия в тысячелетие протекают указанные выше процессы, распорядилась так, что без большой погрешности это двадцатилетие можно разделить на две почти равные части: 80-е и 90-е годы.

Чем порождена такая возможность? Увы, она порождена не каким-либо объективным фактором, а фактором субъективным. Тем, что первое десятилетие оказалось порой неограниченной власти создателя исламского теократического государства в Иране.

Диктата того, кто разработал и воплотил в жизнь принцип «велаят-е факих» (правление мусульманского богослова-правоведа) с его экономической концепцией так называемой тоухидной экономики[1] (или иначе — «экономики божественной гармонии»), обрекавшей страну на замкнутость и прозябание[2]

Диктата того, кто подчинил интересы общества (даже в рамках исламского теократического государства) утолению своей жажды лицезреть, как обретает плоть его вожделенная мечта, мечта в немалой степени замешенная на жажде отмщения монархии Пехлеви, — диктата Хомейни.

Даже такая трагедия, как начавшаяся в сентябре 1980 г. ирано-иракская война, которая продлилась до августа 1988 г., если не своим началом, то своей длительностью была связана с его волей (с испитием чаши с горчайшим ядом сравнил он свое согласие на замирение, вынужденное огромными человеческими жертвами и страшными разрушениями городов и сел, как и производительных сил вдоль обширной полосы запада и юго-запада страны).

Обозревая жизнь иранского общества военной поры, есть все основания воздать дань уважения жизнестойкости народа этой страны, его трудолюбию, как и усилиям тех государственных деятелей из близкого окружения Хомейни, которые не только силились положить конец войне, но и обеспечивали в сложных условиях рост военно-экономического потенциала страны, восстановление порушенных производительных сил в освободившихся от противника районах, удерживали экономику страны, сферу ее денежного обращения, государственных финансов, ее валютный потенциал от краха и старались поддерживать, пусть минимальный, уровень жизни народных масс в условиях высоких темпов роста населения и хронической инфляции.

Историческая справедливость подсказывает назвать среди таких государственных деятелей прежде всего Али Акбара Хашеми-Рафсанджани, который ко времени ухода из жизни имама Хомейни являлся председателем Парламента страны и своими действиями давал основание полагать, что в своей деятельности как государственного мужа будет руководствоваться объективными потребностями развития иранского общества[3]

В 90-е годы Исламская Республика Иран вступила, несколько оправившись от ущерба, причиненного войной. Первая половина 90-х годов стала временем, когда государство получило возможность сосредоточить свои усилия на экономическом развитии страны, при этом создавая условия, благоприятствующие росту и развитию рыночной экономики (в отличие от политики, проводившейся в первое десятилетие) и уделяя внимание социальным аспектам бытия широких слоев населения как залогу сохранения социально-политического равновесия в обществе, отнюдь не свободном от внутренних противоречий.

Императивом становилось наращивание экономического потенциала страны.

Процесс движения экономического потенциала многогранен, как многогранна и сама экономика. Поэтому возникает вопрос: каковы критерии этого процесса?

Наиболее обобщающим, обобщенным и одновременно общепринятым критерием является величина общественного продукта, взятого в расчете на душу населения. Этот критерий достаточно широко использован в данной работе. Тем не менее он не принят в ней ни в качестве всеохватывающего, ни в качестве единственного, ибо при ином подходе не имело бы смысла затевать работу, ныне предлагаемую вниманию читателя: выявление величины общественного продукта в подушевом исчислении и его динамики не требует специального исследования[4].

Не исчерпало бы тему и выяснение тех аспектов распределения общественного продукта, которое находит свое выражение в движении номинальной и реальной минимальной месячной зарплаты в стране, хотя в данном случае незначительность роста реальной минимальной месячной зарплаты (в долларовом эквиваленте) с 23,7 в 1991/92 г. до 25,8 долл, в 1996/97 г. (табл. Предисл. 1) говорит сама за себя[5].

В данной работе выявление экономического потенциала страны проведено главным образом в рамках анализа динамики общественного продукта страны, накопительной основы воспроизводства этого продукта и развития производительных сил в отраслях народного хозяйства (при этом ударение сделано на последнем), хотя он мог быть рассмотрен и по целому ряду других параметров[6].

Представляется, что избранный подход позволяет увидеть экономический потенциал, так сказать, анфас, в то время как другие подходы позволили бы увидеть его лишь в профиль, взятый при этом под тем или иным углом.

Выбор хронологических рамок работы был определен целым рядом обстоятельств. Первая половина 90-х годов — это первые годы постхомейнистской истории ИРИ.

Первая половина 90-х годов — это первые годы послевоенной истории ИРИ.

Первая половина 90-х годов — это первые годы развития экономики ИРИ в условиях новой экономической политики (1989 г.), предусмотревшей переход экономики страны к рыночной основе после внедрявшейся государством в 80-е годы централизованной модели развития с жестким государственным вмешательством в экономику, регулированием цен и административными методами управления экономикой.

Первая половина 90-х годов — это пора первых результатов возобновления прерванной революцией возможности привлечения и использования иностранного капитала и технологий.

Первая половина 90-х годов — это три из пяти лет Первого пятилетнего плана развития ИРИ (1989/90—1993/94), это 1994/95 год — год перехода к реализации Второго плана развития ИРИ (1995/96-1999/2000) и начальный год этого плана, т.е. время нелегкого (судя по тому, что в 1994/95 г. не было Плана) перехода от одного плана к другому, связанного с раздумьями и поисками.

Первая половина 90-х годов — это пора, когда, преодолев под нажимом обстановки, сложившейся в стране, исламский экстремизм во внешнеполитическом курсе и внешнеэкономической политике, руководящие деятели ИРИ вернулись к дореволюционной стратегии преодоления экономической отсталости через индустриализацию и постоянное развитие связей с мировым хозяйством.

Наконец, первая половина 90-х годов — это период, к завершению которого сдвиги в экономическом потенциале страны в сочетании с демографической ситуацией в ней (продолжавшийся значительными темпами рост численности населения, ускорявшееся омоложение его и связанная с этим проблема трудоустройства новых контингентов рабочей силы) поставили ИРИ перед необходимостью поиска новых путей экономического развития и удовлетворения социальных нужд населения (в первую очередь повышения уровня жизни самых бедных ее слоев) как залога сохранения относительной социальной и политической устойчивости иранского общества в условиях исламского государства.

Иначе говоря, именно первая половина 90-х годов стала порой сочетания, совпадения целого ряда процессов и действия целого ряда факторов, каждый из которых был бы достаточным для того, чтобы избрать именно такие хронологические рамки исследования того или иного аспекта жизни иранского общества[7].

Хотя работа посвящена первой половине 90-х годов, автор считал своим неукоснительным долгом всякий раз показывать (обосновывая статистикой и результатами ранее им же выполненных исследований), что развитие производительных сил в указанный период находилось в преемственной связи с тем, что было достигнуто в дореволюционный период и не было лишь результатом усилий исламского режима. Своеобразным свидетельством наличия такой связи является то, что даже к концу рассматриваемого периода по целому ряду показателей экономика или не достигала уровня дореволюционного периода, или лишь слегка превосходила его. (К чести статистической службы ИРИ, строя статистические ряды, она во множестве случаев начинала их с 1976/77 г.)

Описанный выше подход необходим был еще и для того, чтобы проходящая практически через все исследование мысль о том, что в 90-е годы исламский режим лишь вернулся к дореволюционной задаче индустриализации страны, к задаче движения в направлении экономической развитости, при этом в немалой степени опираясь на уже имевшееся и используя его, мысль эта не оказалась утверждением голословным.

В данном исследовании я меньше всего стремлюсь дать «опись» природных ресурсов Ирана и совершенно спокойно отношусь к уникальным нефтяным и газовым запасам страны, хотя в нужном месте считаю необходимым дать характеристику роли этих богатств, а также тех производительных сил, которые были вызваны к жизни для освоения этих богатств, равно как и дать общую оценку нефтяной промышленности страны как важнейшего звена в формировании экономики в целом, а также ее роли во внешнеэкономических связях и в формировании валютных ресурсов страны. В равной степени я не испытываю нетерпения в том, чтобы как можно раньше и полнее дать характеристику других значительных ресурсов страны, безусловно играющих важную роль в формировании и реализации экономического потенциала ИРИ. Видимо, это вызвано временем, в которое велось данное исследование, — вторая половина 90-х годов XX в. В сознании маячит сказочно богатая природными ресурсами, но обнищавшая Россия, а до нее — закупорившаяся экономика СССР, с одной стороны, и обойденная сколько-нибудь значительными для промышленности и сельского хозяйства природными ресурсами Япония с ее 372 тысячами квадратных километров островной земли и 127-миллионным населением, умудрившаяся стать второй по экономической мощи державой мира и все время находящаяся в стремнине мирового научно-технического прогресса, при этом заметным образом соучаствующая в создании самой этой стремнины.

Будь Россия (СССР) во главе научно-технического прогресса и обладай она способностью рационального использования своих природных богатств, не смолкая звучала бы осанна ее природным богатствам как первооснове мирового масштаба ее успехов.

Прозябай Япония в нищете и отсталости, не было бы конца объяснениям причин ее прозябания отсутствием у нее необходимых природных ресурсов.

Между тем дело обстоит совсем наоборот.

Наличие этих двух феноменов толкает меня на путь поиска факторов, способных наращивать потенциал ИРИ как чего-то созданного силой ума и способностью эффективно созидать. Видимо, эти качества, выступающие в единстве, и играют в конечном счете решающую роль в создании и наращивании экономического потенциала любой страны, а стало быть и Ирана.

Исследуя, выявляя экономический потенциал, исполнитель такой задачи рано или поздно оказывается перед необходимостью дать ответ на вопрос: велик он, потенциал страны, или мал, высок или низок?

Представляется, что для ответа на этот вопрос надо различать два измерения потенциала: абсолютную его величину и величину относительную.

Мерилом абсолютной величины потенциала может стать прежде всего степень, в которой имеющийся потенциал способен удовлетворять материальные, социальные и духовные потребности данного общества — потребности, соответствующие нуждам современного цивилизованного общества. При таком подходе потенциал даже самого малочисленного общества может быть признан высоким.

Мерилом относительной величины потенциала может стать доля данной страны в формировании совокупного экономического потенциала мирового сообщества. При таком подходе высокий абсолютный размер потенциала конкретной страны может в «рейтинге» потенциалов оказаться на одном из последних мест или даже просто на последнем месте.

Малые страны с высоким абсолютным потенциалом, оказываясь на мировой арене в обществе крупных стран с высоким или даже гигантским относительным потенциалом, не имут срама и должны восприниматься как равные среди равных. Такое восприятие «большими» «малых» есть непременное условие цивилизованности мирового сообщества, как равноуважительное отношение физически сильных особей человека к физически слабому.

* * *

Экономическая история Ирана последних 80 лет XX в. стала весьма наглядным свидетельством того, что страна могла развиваться и развивалась лишь в варианте открытой экономики — системы постоянно развивающейся связи с мировым хозяйством и расширяющей свое участие в мировой экономике. Обеспечение этого условия стало императивом в определении судеб ее экономики. Говоря по большому счету, ей удалось обеспечить соблюдение этого условия. При этом решающую роль сыграли два фактора. Один из них может быть признан имеющим объективный характер — наличие в ее недрах мирового значения запасов нефти и создание на базе их силами иностранного капитала мощной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, ставшей источником валютных доходов от нефти в виде концессионных платежей еще в 20-х годах. Второй фактор, носящий субъективный характер, — это безусловная воля государства к индустриализации страны как непременному условию ее экономического развития, обеспечения постоянно проявляющейся тенденции к расширению национальной основы воспроизводства общественного продукта при необходимых для этого темпах его роста.

С середины 20-х по конец 70-х годов выразителем этой воли и организатором ее осуществления являлась монархия Пехлеви. С конца 80-х (т.е. после лихолетья возобладания концепции «тоухидной экономики» и ирано-иракской войны) таковым стало высшее руководство Исламской Республики Иран.

С особой отчетливостью это проявилось с начала 90-х годов, когда стала проводиться новая экономическая политика государства, отходящего от принципов централизованного управления экономикой и дающего простор рыночным методам ее развития, восстанавливающего право и возможность привлечения и участия иностранного капитала в поддержании и развитии страны на условиях, не ущемляющих экономический суверенитет государства.

То, что увидит читатель в главах данной работы, посвященных характеристике тех или иных сторон экономического потенциала ИРИ в первой половине 90-х годов, не было бы возможным без внешнеторговых связей Ирана как по линии импорта, так и по линии экспорта. Это не преувеличение, и об этом по-своему свидетельствуют данные, приведенные в двух таблицах (Предисл. 2 и Предисл. 3), особенно табл. Предисл. 2. Она позволяет увидеть степень содействия Ирану в осуществлении им импорта со стороны одиннадцати таких стран, которые способны быть поставщиками техники высокого класса в сочетании с передовой технологией. Не останавливаясь на роли и динамике поведения каждой из них, здесь достаточно сказать, что на долю этих одиннадцати стран из многих и многих десятков контрагентов Ирана неизменно приходилось более 50% его импорта[8].  Это было значительно меньше, чем в дореволюционном 1976/77 г. (77,2%), но тем не менее представляло явление весьма существенное, свидетельствующее о том, что экономический потенциал весьма солидной группы представителей мирового хозяйства служил источником, не просто подпитывающим, а даже питающим экономику Ирана.

Нельзя, интересуясь экономическим потенциалом Ирана, не сказать, что он оказывался в состоянии не только питаться соками развитых стран, но и выделять им через экспорт питательные средства, при этом в весьма существенной степени (табл. Предисл. 3): на указанные же страны приходилась в основном половина иранского экспорта. И это — без экспорта нефти.

Другим, тоже своеобразным, но уже по-иному, показателем того, что означали внешнеторговые связи Ирана для него самого, показателем степени их масштабности и способности их воздействия на процессы, происходящие в недрах экономики, ее способности вбирать в себя и извергать из себя, являются следующие параметры: соотнесенность величины поступлений от экспорта без нефти, нефтяного экспорта, экспорта, взятого в целом, и затрат на оплату импорта к валовому внутреннему продукту (ВВП), в данном случае взятому в текущих факторных ценах (табл. Предисл. 4).

В них по-своему нашли отражение, если можно так выразиться в данном случае, «проблемные вопросы» экономического потенциала Ирана. Это прежде всего относительная незначительность величины соотнесенности экспорта без нефти к ВВП (стало быть, императивная необходимость наращивания ненефтяного экспорта) и многозначительность отличий всей совокупности указанных величин от таковых, относящихся к дореволюционному 1976/77 г. (одно из средств, дающих возможность выявлять относительную величину сдвигов, происшедших в экономике ИРИ).

Думается, что все сказанное про внешнеторговые связи ИРИ можно сравнить с оправой, в которую надо вставить подлежащий рассмотрению экономический потенциал ИРИ первой половины 90-х годов.

Обстоятельством же, оправдывающим разговор об оправе до показа того, что должно быть вставлено в нее, является следующее: эту оправу сотворил не кто-то сторонний по отношению к потенциалу, а сам потенциал в ходе процессов, происходивших в его недрах.

Процессы эти, весьма походящие на бурление, порождались действием двух сил, одну из которых можно считать имеющей объективный характер, а вторую — квалифицировать как носящую характер субъективный. Первая сила — само добывание членами общества средств к существованию как явление естественноисторическое. Вторая сила — это экономическая политика государства как осознанная необходимость, свидетельством субъективной природы которой является то, что она может оказываться как стимулирующей общественное производство, ускоряющей его эффективность, так и тормозящей его и даже обрекающей на прозябание[9].

В тех процессах, которые будут рассмотрены в главах данной работы, направляющую, а порой и решающую роль играла экономическая политика исламского государства, проводившаяся через упомянутые ранее планы экономического развития ИРИ.

Принятие этих планов как таковых для Ирана как страны не было чем-то новым: в дореволюционном Иране было принято и реализовано пять планов развития, в которых определялась стратегия экономического и социального развития Ирана с 1948/49 по 1977/78 г.[10]

Новыми были те препятствия религиозно-идеологического характера, с которыми столкнулась практика возобновления разработки и реализации этих планов. Здесь достаточно сказать, что в ходе обсуждения в 1983 г. первого плана, который по первоначальному замыслу должен был охватить период с 1983/84 по 1987/88 г., некоторыми депутатами-богословами со ссылками на положения ислама ставилось под сомнение любое планирование под тем предлогом, что якобы такие планируемые и организованные меры для защиты общественного блага невозможны и не могут быть полезны до пришествия сокрытого двенадцатого имама[11].

Следует сказать, что такого рода «доводы» были преодолены под диктатом самой жизни. В частности, Второй план развития ИРИ уже в ходе своей разработки не сталкивался с такими препятствиями и, будучи принят, стал документом, в котором с достаточной полнотой представлена гуманистическая ипостась ислама (подробно см. [8]).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………………………………. 5

Глава 1. Население и занятость…………………………………………………………………. 15

Глава 2. Общественный продукт и его накопительная основа…………………….. 27

Глава 3. Сельское хозяйство……………………………………………………………………… 41

Глава 4. Горнорудная промышленность……………………………………………………. 58

Глава 5. Обрабатывающая промышленность……………………………………………… 65

Глава б. Нефтегазовая промышленность…………………………………………………….. 80

Глава 7. Нефтехимическая промышленность ……………………………………………… 96

Глава 8. Электроэнергетика……………………………………………………………………….. 99

Глава 9. Водное хозяйство…………………………………………………………………………. 105

Глава 10. Транспорт и связь ………………………………………………………………………. 110

Глава 11. Внешняя торговля………………………………………………………………………. 122

Глава 12. Военно-экономический потенциал……………………………………………… 134

Глава 13. Здравоохранение……………………………………………………………………….. 152

Глава 14. Просвещение……………………………………………………………………………….155

Глава 15. О некоторых показателях, выявляющих характер динамики

экономического потенциала ИРИ в первой половине 90-х годов…………………159

Заключение……………………………………………………………………………………………….169

Статистические таблицы

Табл. Предисл. 1 — Предисл. 4 ……………………………………………………………….. .176-178

Табл. 1.1-1.20…………………………………………………………………………………………… 179-193

Табл. 2.1-2.27…………………………………………………………………………………………… 194-217

Табл. 3.1-3.22 …………………………………………………………………………………………… 218-235

Табл. 4.1-4.9 …………………………………………………………………………………………….. 236-244

Табл. 5.1-5.18 …………………………………………………………………………………………… 245-262

Табл. 6.1-6.18 …………………………………………………………………………………………… 263-276

Табл. 7.1-7.6 …………………………………………………………………………………………….. 277-282

Табл. 8.1-8.8 …………………………………………………………………………………………….. 283-288

Табл. 9.1-9.6 …………………………………………………………………………………………….. 289-291

Табл. 10.1-10.21 ……………………………………………………………………………………….. 292-306

Табл. 11.1-11.7 …………………………………………………………………………………………. 307-314

Табл. 12.1-12.4…………………………………………………………………………………………. 315-320

Табл. 13.1-13.7 …………………………………………………………………………………………. 320-324

1 * 3

Табл. 14.1-14.5 …………………………………………………………………………………………. 325-329

Табл. 15.1-15.13 ……………………………………………………………………………………….. 330-341

Табл. Закл. 1 — Закл. 6 …………………………………………………………………………….. 342-346

Приложения

4.1 — О состоянии импорта металлов и изделий из них в Иран и экспорта

металлических руд из Ирана в 50-х — начале 60-х годов………………………………. 347

6.1 — О восстановлении комплекса каталитического крекинга……………………… 348

8.1 — Инфраструктурные отрасли………………………………………………………………… 349

10.1 — Классификация шоссейных (колесных) дорог в ежегоднике

«Салнамее амарие кешвар 1375»………………………………………………………………… 352

10.2 — О создании основ трансиранской системы связи в 60-70-х годах

(отрывок из сборника «Иран. Проблемы экономического

и социального развития». М., 1980, с. 3 9 -4 0 )…………………………………………….. 353

10.3 — Складское хозяйство ……………………………………………………………………….. 354

Литература ………………………………………………………………………………………………… 356

Статистическое обозрение второй половины 90-х годов……………………………….. 361

Приложение к Статистическому обозрению………………………………………………….. 374

Общая характеристика Третьего плана экономического, социального

и культурного развития ИРИ: 1379-1383 (2000/01-2004/05)……………………………. 376

Summary……………………………………………………………………………………………………… 382

[1] Подробно см. [32а].

[2] Концепция «тоухидной экономики» была отвергнута после первых лет существования исламского режима как несостоятельная.

[3] Чтобы у читателя не сложилось впечатления, что эта оценка навеяна деятельностью Хашеми-Рафсанджани в последние годы, считаю уместным сообщить, что вскоре после смерти Хомейни (3 июня 1989 г.) мне довелось дать интервью газете «Today» — органу Денверского университета (штат Колорадо, США). Мне был задан вопрос о том, как я оцениваю обстановку в Иране. Я ответил: «Не будет преувеличением сказать, что „уход Хомейни“ может оказаться поворотным пунктом в экономической и политической сферах жизни иранского общества. Главная роль, которую сыграет Рафсанджани (новый иранский президент), — это роль политика, который способен думать реалистично и извлечь пользу из реализма. Хорошо известно, что он входил в ближайшее окружение Хомейни, но в то же время он имел свое собственное видение будущего страны и ждал наступления своего часа» (см.: Today. University of Denver, for the Faculty and Staff. Vol. 11, № 15. 13.09.1989).

[4] Если не считать порой возникающую необходимость учета попыток приукрасить действительное положение вещей. В этой связи стоит отметить, что один из официальных источников ИРИ определил величину ВВП страны в расчете на душу населения, например, в 1994/95 г. равной 1841 тыс. риалов (или при курсе доллара, равном 1747,5 риала,— 1054 долл.), в 1996/97 г. этот показатель возрос до 3208 тыс. риалов (или при курсе доллара 1752,5 риала — 1830,5 долл.) [47, 1; 49, 1]. Даже оставив в стороне общий низкий уровень дохода на душу населения, нельзя не отметить, что составители источника не сочли нужным учесть инфляцию, которая возросла (1990/91 г. = 100) с 249,3 до 458,8 пункта, или составила 84%. В то же время рост курса доллара признан источником равным 0,3%. Между тем с учетом поправки на инфляцию курс доллара оказывается равным 3215,4 риала, а ВВП на душу населения в 1996/97 г.— 997,7 долл.

[5] И уровень ее в начале 90-х годов, и степень роста ее в первой половине десятилетия, взятые как в номинальном, так и реальном варианте, в достаточной мере свидетельствуют о присутствии в экономическом развитии страны не столь уж неявной социальной направленности, равно как и наводят на мысль о состоянии экономического потенциала страны. Однако, взятые лишь как таковые, они упростят представление о нем, обеднят картину процессов и сдвигов, происходящих в нем.

[6] Среди них можно указать, в частности, на следующие:

— динамика производительности общественного труда, рассмотренная как на макро-, так и на микроэкономическом уровне; — характер изменений в территориальном размещении производительных сил и проблема снижения региональных диспропорций;

— структура и динамика внешнеторговых и экономических связей как один из факторов формирования национальной основы расширенного воспроизводства общественного продукта;

— денежное обращение и государственные финансы как взаимодействующие сферы экономики, опосредствующие движение материально-вещественных потоков и услуг в процессе воспроизводства общественного продукта (проблема эффективности).

[7] Вместе с тем при определении хронологических рамок исследования сыграло определенную роль и следующее: избранный подход к выявлению экономического потенциала ИРИ более, чем другие возможные, требовал наибольшей полноты статистических рядов, не терпя данных отрывочных, выхваченных по отдельным годам. В том числе и поэтому оказалось целесообразным ограничиться лишь первой половиной 90-х годов.

[8] За исключением 1996/97 г. — 48,8%.

[9] Частным случаем проявления этой субъективности стала экономическая политика Мохаммеда Реза Пехлеви после 1974 г., когда четырехкратное повышение цен на нефть было волюнтаристски воспринято как основание для форсирования инвестиционного процесса, приведшего к перегреву экономики, дисбалансам и инфляционному росту цен, ставшим одной из предпосылок революции 1978-1979 гг. и крушения монархии.

[10] Первый семилетний план (23.10.1948-22.09.1955), второй семилетний план (23.09.1955-22.09.1962), третий план (23.09.1962-20.03.1968), четвертый план (21.03.1968 — 20.03.1973), пятый план (21.03.1973 — 20.03.1978).

[11] Сторонники этого направления распространяли слухи и осуждали планирование как ухищрение, продиктованное Соединенными Штатами Америки. На все это сетовал представлявший меджлису план тогдашний премьер-министр Мусави. (Подробно о перипетиях Первого плана см. [7].) Пришествие двенадцатого имама — основное положение махдизма (течение в шиизме). Махдисты считают, что только пришествие двенадцатого имама — Мухаммеда аль-Аскари, который якобы таинственным образом был живым взят на небо между 871 и 878 гг. и пребывает там по сей день, способно устранить зло, царящее на земле. При этом чем больше зла на земле, тем лучше для ожидающих Махди, ибо тем скорее он придет. В описываемом случае трагикомизм ситуации заключался в том, что Мусави, надо полагать, был вынужден так или иначе считаться с такого рода выступлениями.