Ашрафи Эсфахани, Атаолла

Атаолла Ашрафи Эсфахани (1902-1982) –  шиитский священнослужитель, представитель Имама Хомейни и пятничный имам в Керманшахе. Он был руководителем богословской семинарии Керманшаха и основал женское медресе в этом городе. Ашрафи приложил огромные усилия для объединения мусульман-суннитов и шиитов, проживающих в провинции. Он погиб во время пятничной молитвы, будучи убит террористом из Организации моджахедов иранского народа (ОМИН). Поэтому он входит в число так называемых «мучеников михраба».

Атаоллах Ашрафи Эсфахани родился в 1902 году в городе Седе (современный Хомейнишахр) в провинция Исфахан в Иране. Его отец, Мирза Асадолла, был имамом соборной мечети и выступал с проповедями. Его дед, Мирза Мохаммад Джафар, был выдающимся ученым из ливанского Джабаль-Амиля. Ашрафи Эсфахани получил начальное образование в медресе Нурийе. В возрасте двенадцати лет он переехал в Исфахан, чтобы продолжить образование в богословской семинарии. Он изучал арабскую литературу, фикх и усуль аль-фикх, посещал занятия продвинутого уровня (дарс-е харедж) аятоллы Сейеда Мехди Дорчи, аятоллы Сейеда Мохаммада Наджафабади, аятоллы Фешараки и аятоллы Сейеда Хасана Модарреса.

Через некоторое время Ашрафи переехал в Кум, где на протяжении двадцати трех лет изучал исламские науки в медресе Разави и медресе Фейзийе. В Куме Ашрафи посещал занятия шейха Абдолькарима Хаэри Язди, Сейеда Мохаммад-Таги Хансари, Сейеда Садроддина Садра, Сейеда Мохаммада Ходжата и Сейеда Хосейна Боруджерди. Он также изучал философию у имама Хомейни. Ашрафи стал муджтахидом в возрасте сорока лет и получил разрешение на иджтихад от аятоллы Мохаммад-Таги Хансари.

Ашрафи Эсфахани переехал в Керманшах вместе с рядом других ученых Кума по приказу аятоллы Боруджерди в 1956 году. Он стал управляющим богословской семинарией Керманшаха, а затем основал при ней женское медресе и расширил ее библиотеку.

Ашрафи был автором труда «Аль-Баян», посвященного кораническим наукам, а также написал тафсир Корана, представлявший собой краткое изложение шиитских и суннитских комментариев. Его перу также принадлежит четырехтомный труд «Маджма‘ аш-шаттат» на арабском языке, посвященный столпам религии, вероучению и мусульманскому спекулятивному богословию (калам).

После кончины аятоллы Боруджерди в 1961 году Ашрафи Эсфахани призвал жителей западных провинций Ирана выбрать аятоллу Хомейни ведущим религиозно-правовым авторитетом (марджа ат-таклид).

В первые дни Исламской революции в Иране, поскольку Имам Хомейни хорошо знал Ашрафи, по просьбе ученых Керманшаха Ашрафи Эсфахани был назначен имамом для проведения пятничных молитв в Керманшахе. Когда началась ирано–иракская война, Ашрафи агитировал людей отправляться на фронт. Сам Ашрафи посещал иранских бойцов на полях сражений и выступал перед ними с речами.

В этот период он успел расширить религиозный комплек мечети аятоллы Боруджерди в Керманшахе, провести ремонт мечети Вали оль-Аср и построить мечеть Имама Хусейна у себя на родине в Седе, который после победы революции был переименован в Хомейнишахр. Он также открыл в Керманшахе богословскую семинарию Имама Хомейни, при которой начало действовать медресе «Мактаб оз-Захра».

زندگی نامه آیت الله اشرفی اصفهانی

Ашрафи Эсфахани вел аскетичный образ жизни, который нисколько не изменился после того, как он принял на себя ответственность пятничного имама Керманшаха. Он жил в маленьком и старом доме, не позволяя выделять средства на его ремонт и призывая их отдать на нужды пострадавших от иракских авианалетов.

Будучи представителем Имама Хумайни в провинции Керманшах, аятолла Ашрафи Эсфахани стал жертвой двух покушений. В конечном счете, он погиб смертью мученика в полдень 14 августа 1982 года во время пятничной молитвы в Большой мечети. Убийца был членом террористической группы Организация моджахедов иранского народа (ОМИН). После проведения церемонии похорон в Керманшахе его тело было перенесено и похоронено на родине в Хомейнишахре. Согласно его завещанию, он был похоронен на кладбище Тахте-Фулад, рядом с могилой аятоллы Сейеда Абольхасана Шамсабади. Позже был найден еще один фрагмент его тела, который был захоронен на кладбище Баге-Фердоус в Керманшахе.

После мученической смерти Ашрафи Эсфахани Имам Хомейни сделал заявление, в котором выразил свое восхищение этим религиозным деятелем, его благочестием, чистотой души, самоотверженностью и служением на пути религии.