Авини, Сейед Мортаза

Сейед Мортаза Авини (перс.: سید مرتظی آوینی, 1993 – 1947) –  иранский режиссер-документалист, автор и теоретик «исламского кино». В Иране он получил широкую известность как автор телевизионных документальных фильмов об ирано-иракской войне под названием «Ревайат-э Фатх» («Повествование о победе») и часто упоминается как самый яркий деятель культуры, внесший вклад в продвижение идеалов и ценностей Исламской революции.

Сейед Мортаза Авини родился 23 сентября 1947 года в городе Рей, к югу от Тегерана, в мусульманской семье среднего класса, которая не была особенно религиозной.  Авини получил начальное и среднее образование в городах Занджан, Керман и Тегеран. Он с детства он был увлечен искусством, сочинял стихи, писал рассказы и статьи, рисовал.

Он был студентом факультета изящных искусств Тегеранского университета, в который поступил в 1965 году и окончил в 1970-е годы, получив магистерскую степень по архитектуре. В студенческие годы Авини занимался авангардным искусством и вел весьма экстравагантный образ жизни. Его однокурсники рассказывали, что он отрастил длинные волосы и начал носить джинсы и браслеты, некоторое время даже вёл себя как хиппи и употреблял наркотики. Взгляды Авини радикально изменились после 1978 года, когда он заинтересовался исламской мистической литературой и духовными вопросами.

Авини пишет о своих письменных работах: «С началом революции я взял все мои сочинения — в том числе философские работы, рассказы, стихи и т. д… положил их в хлопчатобумажные мешки, сжег и решил не писать больше ничего, кроме «истории души», не ставить «себя» в центр обсуждения …. Я попытался удалить свое «эго» из центра, так что Бог стал для меня всем».  В этом состоянии души он написал книги «Победа крови», «Начало конца», «Небесное сокровище» и «Волшебное зеркало», посвященные кино, различным темам культуры и искусства, а также газелям Имама Хомейни.

Авини был одним из немногих представителей светской творческой интеллигенции шахской эпохи, которые полностью прониклись идеями Исламской революции и стали убежденными сторонниками Имама Хомейни. Вместе с тем он рассматривал свою работу как продолжение и критическое переосмысление космополитичного дискурса современного искусства, который получил распространение в Иране в 1960-е и 70-е годы.

Авини решил участвовать в Исламской революции, снимая документальные фильмы, а не путем непосредственного участия в политике. В отличие от других революционных кинематографистов, таких как Мохсен Махмальбаф, Авини не был политическим активистом, для которого искусство было средством пропаганды идей, а скорее художником и интеллектуалом, для которого революция стала источником нового мировоззренческого опыта. Он унаследовал от иранского модернизма стремление преодолеть присущее современному человеку чувство отчуждения и желание исследовать подлинную жизнь.

В юные годы Авини занимался живописью

Авини начал снимать фильмы на заре победы Исламской революции. Он путешествовал по различным регионам Ирана, снимая документальные фильмы об этнических восстаниях, классовой борьбе, столкновениях революционных сил, нищете и экономической разрухе в сельских районах. В этот период он снял несколько документальных картин о восстании в Гонбаде-Кабусе («Шесть дней в Туркменсахре»), о наводнении в Хузестане и о тирании племенных ханов в Иране (документальный фильм под названием «Жертвы Хана»).

После победы революции он присоединился к телевизионной команде Созидательного джихада, а также работал в государственной телерадиокомпании Исламской Республики Иран. Во время ирано-иракской войны Авини вместе со своей съемочной группой («Ревайят-е Фатх») работал над несколькими документальными фильмами о военной истории, в том числе «Фатх-е хун» («Победа крови»), «Хагигат» («Правда»), «Шахри дар асеман» («Город на небе»), но наиболее известной стала целая серия документальных фильмов под названием «Ревайят-е Фатх», работа над которыми продолжалась практически без перерывов до конца войны в 1988 году. За это время его команда выпустила пять документальных сериалов, включавших почти семьдесят эпизодов.  Каждый эпизод транслировался по национальному телевидению в пятницу вечером.

Авини работал с командой молодых добровольцев-любителей, а не профессиональных телевизионщиков. Он старался избегать приемов, присущих официозному стилю телевизионных новостей. Он старался сохранять максимальную реалистичность, сводя к минимуму использование кинематографических эффектов, редко снимал крупные победы и почти не интересовался стратегией или военными вопросами.

Авини изобрел оригинальные кинематографические приемы, позволившие ему показать религиозную и даже эзотерическую сторону ирано–иракской войны с точки зрения шиитской мистической мысли. В книге «Волшебное зеркало» Авини утверждал, что для создания кино, способного отразить реальность революции и войны, необходимо создать новую форму. Он использовал многослойный звук и религиозную музыку, спецэффекты, стоп-кадры, флэшбэки и спонтанные интервью. Для него зрители были не просто наблюдателями, а сами становились активными участниками реальной войны. Он даже заявил, что его съемочная группа, как кинематографисты, также участвует в этом историческом событии и готова пожертвовать своей жизнью. Семь членов его команды погибли во время съемок различных эпизодов документальной киноповести.

Большая часть этих документальных работ была посвящена отражению того, как бойцы иранского ополчения (Басидж) воспринимали войну и свою роль в ней. Его герои не имели ничего общего со стереотипными героями того, что он называл «западническим кино». Представленные в его картинах бойцы больше походили на суфиев, тоскующих по Возлюбленному. Это были обычные люди со всех уголков страны, которые обнимали друг друга и заливались слезами, говоря о предстоящей встрече с Аллахом.

В его киноповествованиях война изображалась как последняя битва истории, на которой решалась судьба мира, а иранские бойцы объявлялись солдатами Скрытого Имама, которого столетиями ожидали шииты. Авини стремился исследовать природу мученичества в шиитской традиции, для которой в мученической смерти заключался секрет подлинного бессмертия. В одной из своих статей он писал: «У нас есть иллюзия, что мы остались, а мученики ушли. Но правда в том, что время унесло нас с собой, а мученики остались».

روایت فتح در اذهان مردم ماندگار شده است +صوت

Рассуждая о природе авторства в своих фильмах, Авини говорит: «Конечно, все, что пишет автор, исходит изнутри. Все виды искусства таковы. Точно так же фильм является результатом вдохновения режиссера. Но если человек полностью погружается в Бога, тогда Бог будет вдохновлять в своих делах и являться в них. Такова моя цель».

Благодаря интеллектуальным поискам времен своей молодости он хорошо знал и понимал западную философскую мысль и наряду с публикацией теоретических статей о сущности кино и о критике иранского и мирового кинематографа, писал многочисленные заметки об искусстве и мистицизме, о новых видах искусства, романах, живописи, графике, театре, принципах политики, о теории исламского режима и концепции вилаят аль-факих, о культуре Исламской революции и экспансии западной культуры, западничестве и интеллектуализме, модернизме и консерватизме и т.д.

После окончания войны Авини продолжал свою работу в качестве режиссера-документалиста. После смерти Имама Хомейни в 1989 году Верховный лидер Исламской революции Сейед Али Хаменеи, отзывавшийся высоко о его успехах, призвал его создать культурное учреждение, которое получило название в честь культового документального сериала – «Ревайат-е Фатх». Это учреждение стало ведущей организацией, занимавшейся созданием военных документальных фильмов.

Мортаза Авини погиб 9 апреля 1993 года в Факке, на северо-западе провинции Хузестан, где он осматривал местность для съемок нового эпизода очередного документального фильма из серии «Ревайат-е Фатх» под названием «Шахри дар асеман» («Город на небесах»). Он был убит осколками от разорвавшейся рядом с ним наземной мины. Сейед Али Хаменеи назвал его посмертно «Господином мучеников, погибших на литературном поприще» (Сейед шахидан-э ахл-е галам). День его мученической смерти был объявлен днем «искусства Исламской революции».