Ахангяран, Садег

Садег Ахангяран (перс.: صادق آهنگران, род. 1957) – иранский певец, исполнитель шиитских молитв и траурных песнопений (закер), популярный в годы ирано-иракской войны в 1980-1988 гг. Член Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Его голос стал одним из символов революционного Ирана в 1980-е годы и воодушевлял бойцов КСИР и народного ополчения (Басидж) на фронтах войны с Ираком.

Мохаммад-Садег Ахангяри (изначальное имя Садега Ахангярана) родился в Ахвазе, в семье выходцев из города Дезфуль. Ахангяран начал выступать на шиитских траурных собраниях с подросткового возраста.

Во время революционных протестов 1978-1979 года принимал участия в демонстрациях, в том числе скандировал с мегафоном в руках в ритмичной манере антишахские лозунги, которые подхватывались тысячами демонстрантов. После победы Исламской революции стал сначала членом революционного комитета, а потом записался в КСИР. В настоящее время он продолжает занимать пост в Корпусе стражей Исламской революции.

Ахангяран читал мелодичным голосом молитвенные тексты между обязательными молитвами, такие «Дуа Кумайль», а также исполнял религиозные гимны во время военных операций в годы ирано-иракской войны, за что получил прозвище «Сладкоголосый соловей Хомейни» (так его называла даже иракская пресса). Первой его траурной элегией (ноухе), которая была показана по телевидению, была знаменитая элегия «Эй шахидан-е бе-хун-гальтан-е Хузестан доруд» («Мир вам, о валяющиеся в крови мученики Хузестана!»), которая была написана Хабиболлой Моаллеми и прочитана Ахангяраном в Джамаране в присутствии аятоллы Сейеда Рухоллы Хомейни. В последующем эта запись многократно транслировалась иранским телевидением. Популярными стали также такие его элегии, как «Хузестан», «Ку шахидан-е ма? («Где наши мученики?»), «Ба нава-йе караван («С мелодией каравана»), «Карбала монтазер-е ма-ст, бийа та беравим» («Кербела ждет нас, приди, чтобы уйти»).

مداحی حاج صادق آهنگران در محضر رهبر انقلاب اسلامی

Ахангяран записал несколько альбомов своих песнопений, среди которых известны «Даг-е азали» («Вечная скорбь»), «Дашт-е Карбала» («Степь Кербелы»), «Аташ ва атш» («Огонь и жажда»), «Так-таранеха» («Одиночные песни»). В 1992 году он записал альбом «Ашк-афшан» («Расточающий слезы»), посвященный третьей годовщине смерти Имама Хомейни.

После окончания войны Ахангяран решил получить высшее образование и окончил факультет персидского языка и литературы Тегеранского университета.

Он женился в 1980 году, когда ему было 23 года. Имеет три сына и дочь. Старший сын Мохаммад-Али Ахангяран (род. 1981), шиитский священнослужитель и иранский политик-реформист, получил богословское образование в медресе Шахида Мотаххари и учился в докторантуре в Швейцарии. Он был близок к экс-президенту Мохаммаду Хатами, считается поклонником музыки, кинематографа и театрального искусства, входил в состав жюри театрального фестиваля Фаджр.

В 2012 году вышла книга «Кетаб-е Ахангяран» Али Акбари, написанная на основе бесед автора с Садегом Ахангяраном. Эта книга объемом 920 страниц, содержащая воспоминания Ахангярана о войне и тексты более 500 исполнявшихся им религиозных песнопений, практически сразу же стала бестселлером в Иране. В первую же неделю было распродано более 3000 экземпляров книги.