Ахмад Ваэзи. Что такое вилаят аль-факих? Ч. 2.

Ахмад Ваэзи (род. 1963) – иранский философ, ученый и священнослужитель, который руководит отделом исламской пропаганды в Куме. В 2001 году он переехал в Великобританию, чтобы преподавать в Кембриджском университете, а также в Исламском колледже и Лондонской богословской семинарии (хоузе-йе эльмийе). Основным направлением его интересов являются исламская философия и политическая теория шиизма. В своей монографии «Шиитская политическая мысль» он анализирует исторические и религиозно-правовые истоки концепции вилаят аль-факих, которая лежит в основе политического строя Исламской Республики Иран. В этой части он доказывает авторитетность концепции вилаят аль-факих с точки зрения традиционного фикха шиитов-имамитов.


Читать

Значение вилаят аль-факих «Ахмад Ваэзи. Что такое вилаят аль-факих? Ч. 1.»

Слова «вали» и «вилаят» имеют один и тот же корень (w-l-y). Из его основного значения «находиться рядом или близко к кому-то или чему-то» выводятся общие значения «быть ответственным», «управлять» и «осуществлять власть». В исламской юридической терминологии термин «вилаят» имеет несколько употреблений. Ниже представлены некоторые из них:

  1. Вилаят аль-караба

Этот тип власти (вилаят) дается отцу или деду по отцовской линии над несовершеннолетними и теми, кто невменяем (даже после достижения ими подросткового возраста). Это право действовать в качестве опекуна основано на родственных отношениях.

  1. Вилаят аль-када’

Согласно имамитскому фикху, непогрешимый Имам изначально обладал исключительной властью судить среди людей, основываясь на Божьем законе и откровении. Однако в настоящее время справедливый и способный факих может взять на себя эту ответственность с разрешения имама.

  1. Вилаят аль-хаким

В этом случае полномочия предоставляются обычному судебному исполнителю (хаким) для надзора за интересами человека, который не в состоянии самостоятельно заниматься своими делами, например, умалишенного или сумасшедшего. Если у кого-то нет опекуна (вали), то в таком случае факихи говорят: судебный исполнитель (аль-хаким) является опекуном тех, у кого нет опекуна.

  1. Вилаят аль-мутлака (абсолютная власть)

Согласно свидетельствам из Корана и преданий, например, айату 6 суры 33, ученые-имамиты верят, что Пророк и имамы обладают божественной властью над людьми. В айате говорится, что Пророк имеет больше прав над верующими, чем они сами над собой. Таким образом, ему делегирована власть среди людей. Эта же власть, согласно верованиям шиитов, также даруется имамам.

  1. Вилаят аль-усуба

По мнению суннитских факихов, эта власть связана с наследованием; она охватывает категорию наследников. Эта категория вилаята не принимается учеными-имамитами.

Согласно доктрине имамитов, абсолютная власть (вилаят аль-мутлака аль-илахийа) остается у Отсутствующего Имама даже во время его великого сокрытия. Поэтому, чтобы осуществлять власть, каждому справедливому и способному факиху требуется санкция имама, который, в свою очередь, определен Богом как обладатель абсолютной власти и опеки.

Хотя все ученые-имамиты в целом согласны с доктриной наместничества (ниябат), которая подчеркивает роль способных факихов как заместителей Отсутствующего Имама, которым доверена определенная степень его полномочий. Однако решающий вопрос заключается в масштабах и объемах этого наместничества и в том, в каких делах факихи обладают полномочиями.

Чтобы прояснить масштабы этой дискуссии, необходимо изучить традиционные роли и функции, которые выполняют квалифицированные факихи в качестве заместителей имама.

а) Издание фетв (аль-ифта)

Что касается руководства в религиозно-правовых постановлениях и религиозных обязанностях, то тем, кто не обладает достаточными познаниями в исламском праве и правовой системе (шариат), необходимо обратиться к мнению факиха. Факих, который издает религиозно-правовые постановления, известен как «марджа ат-таклид», а термин, означающий следование или подражание их мнению – как «таклид».

Среди ученых нет разногласий относительно выполнения этой функции высококвалифицированным факихом. В конце концов, когда у человека возникают вопросы по определенной теме, для него вполне естественно обратиться с ними к специалисту в этой области, не только в сфере религии, но и во всех аспектах жизни. По этой причине, хотя факих и должен обладать определенными качествами, чтобы взять на себя эту роль, нет необходимости в явном разрешении на это со стороны имама. Другими словами, эту функцию не нужно упоминать в качестве примера власти имама и типа вилаята.

б) Судейство (аль-када)

Юридически установлено, что справедливый факих способен выступать посредником в спорах и выносить решения по судебным делам. Имамы считают, что эта функция (вилайят аль-када или вилаят аль-хукума) входит в сферу божественной власти имама. Следовательно, только те, у кого есть его разрешение, могут взять на себя эту роль. Имам ас-Садик (мир ему и благословение) назвал отправление правосудия (хукума) шариатским правом и обязанностью имама:

«Остерегайтесь отправления правосудия (хукума). Поистине, отправление правосудия принадлежит имаму, который осведомлен в вопросах судебных решений (када) и который является справедливым (аль-адиль) среди мусульман, как Пророк или его наследник»[1].

Имамитские факихи обычно соглашаются с тем, что эта ответственность (вилаят аль-када) доверена справедливому факиху в качестве заместителя имама.

Дела хисбы (аль-умур аль-хисбийа)

Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Султан – это вали того, у кого нет вали»[2].

Согласно этому хадису, султан является опекуном (вали) тех, кто нуждается в опекуне по определенной причине. Например, когда умирает отец несовершеннолетнего или душевнобольного человека. Имамитские факихи распространяют эту роль на ряд дел, для надзора за которыми требуется уполномоченный опекун; они известны как «аль-умур аль-хисбийа» и включают религиозные пожертвования, наследование и похороны (а также упомянутые выше вопросы). Хотя все имамитские факихи признают законность и необходимость этой роли факиха, они расходятся во мнениях относительно того, назначается ли он в соответствии с шариатом или нет, потому что он, естественно, лучше всего подходит для этой роли. Некоторые утверждают, что нет явного разрешения, вытекающего из исламских преданий, которое могло бы оправдать авторитет факиха в таких случаях (хисба). Однако, хотя шариат молчит по этому поводу, это не означает, что вопросы хисбы не требуют внимания. И факих, обладающий знанием шариата, справедливый и благочестивый, логически имеет приоритет над всеми остальными в этих случаях.

Эти три функции составляют лишь часть полномочий имама; в истории имамитского шиизма религиозно-правовой авторитет (марджаийя) в значительной степени ограничивался этими ключевыми ролями (особенно первой). Однако религиозный авторитет и обязанности имама как опекуна (вали) выходят далеко за рамки трех вышеупомянутых функций. Те, кто верит в общее наместничество (вилаят аль-амма), утверждают, что роль факиха не ограничивается лишь несколькими религиозными обязанностями, и скорее он обладает той же властью, что и имам. Он имеет право и обязанность возглавлять шиитскую общину и выполнять все функции и обязанности непогрешимого имама.

В дополнение к отправлению правосудия (вилаят аль-када) и вопросам «хисбы», имам также имеет право выполнять государственные, юридические и экономические обязанности. Политический характер этих обязанностей, следовательно, подразумевает, что имам является лидером и правителем мусульманского общества (вилаят ас-сийасийа). Те, кто выступает за вилаят аль-амма, расширяют сферу полномочий факиха, включая в него следующие обязанности:

  • Руководство в сфере политики, поклонения и молитв

Имамитские факихи подчеркивают, что выполнение определенных религиозных церемоний, таких как проведение молитв на Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр, в дополнение к пятничным молитввам (салят аль-джума), может возглавлять только имам или тот, кто был им назначен. Эта точка зрения предполагает, что руководство молитвами является политико-религиозной позицией и функцией истинного имама. Например, шейх аль-Муфид[3] говорит:

«Хорошо известно, что каждое несовершенное существо нуждается в ком-то, кто может дисциплинировать его, чтобы оно воздерживалось от дурных поступков…Он также должен быть тем, кто защитит исламскую территорию и соберет людей, чтобы проводить пятничные и праздничные молитвы»[4].

Кроме того, официальное подтверждение новолуния для религиозно значимых событий (например, начала месяца Шавваль для проведения Ид аль-Фитра) требует одобрения справедливого и способного имама (имам аль-адиль).

  • Законное наказание (худуд)

В исламских традициях установлено, что приведение в исполнение законного наказания (худуд) требует санкции имама. Учитывая, что некоторые категории шариатских наказаний связаны с причинением боли, увечий или смерти, тот, на кого возложена эта обязанность, должен обладать законными полномочиями для решения этих вопросов. Отправление правосудия и приведение в исполнение шариатских наказаний, очевидно, требует политической власти, в противном случае невозможно обеспечить их законность и последовательность. Функции, связанные с отправлением правосудия, такие как определение компенсации (дийа), раздел наследства и такие дела, как возмездие (кисас), также принадлежат имаму.

  • Исламские налоги

Сбор и распределение налогов является одной из важнейших функций любого правительства, поэтому те, кто имеет право выполнять эту обязанность, также обладают политической властью (вилаят ас-сийасийа). Суннитские факихи, обычно, утверждают, что султан (заместитель), обладающий политической властью, может взимать налоги, такие как закят. С другой стороны, имамитские факихи считают, что имам имеет исключительное право взимать исламские налоги (закят, садака, харадж) и решать, как их следует расходовать.

  • Джихад (священная война) и оборона

В отличие от ряда суннитских факихов, которые рассматривают борьбу с неверующими за расширение исламского государства как форму «джихада», в понимании имамитских факихов сфера джихада не так широка, и, чтобы предотвратить злоупотребление этой концепцией коррумпированными политическими властями, они настаивают на том, что необходимым условием для джихада является разрешение имама. Шейх ат-Туси говорит:

«Крайне важно, чтобы тем, кто начинает джихад против неверующих (куффар), был имам»[5].

Абдульазиз Сачедина объясняет, почему с точки зрения имамитов нет обоснования джихада без разрешения имама: «Первоначальная цель джихада, по словам имамитов, не была сохранена при халифате. То, что заставило джихад отклониться от цели Корана, было приходом к власти несправедливой и неправедной власти, утверждавшей, что она ведет джихад во имя Бога. Из двух основных целей джихада, а именно призыва людей откликнуться на Божье руководство и защитить основное благосостояние общины, первая цель, по мнению всех имамитских факихов, требовала присутствия справедливого имама или лица, наделенного им такой властью. Это должно было гарантировать, что джихад против неверующих будет предприниматься строго во имя дела Божьего»[6].

Эти четыре категории полномочий и функций создают существенную проблему при определении сферы полномочий наместника. Если имам полностью делегировал свои полномочия и обязанности справедливому и способному факиху в качестве своего заместителя в период большего сокрытия, то опека (вилаят) факихов будет носить универсальный характер (амма). Общая опека подразумевает, что исламское общество нуждается в «вали» для руководства и организации своих дел, независимо от того, присутствует ли непогрешимый имам или нет.

Вилаят аль-факих можно определить как власть, доверенную ученым факихам, чтобы они могли направлять и консультировать мусульманскую умму в отсутствие непогрешимого имама. Эта власть исходит от имама, который является аль-Худжатом (доказательством Бога), а потому следует подчиняться их приказам как единственной законной власти. Однако остается некоторая неопределенность в отношении объема полномочий (вилаят), которые были делегированы факихам.

Концепция «вилаята» охватывает множество степеней власти. Высшей формой власти (вилаят), даруемой факиху, является универсальный тип власти (вилаят аль-амма), тогда как самая основная форма воплощена в полномочиях осуществлять «хисбу» и отправление правосудия (када). Некоторые люди совершают ошибку, предполагая, что вилаят аль-факих относится только к универсальной власти, тогда как на самом деле он относится ко всей сфере наместничества ученого в отсутствие непогрешимого имама.

 

Некоторые неверные представления

На этом этапе необходимо рассмотреть два распространенных заблуждения, связанных с вилаят аль-факих. Многие люди ошибочно полагают, что это нечто новое и отличающееся по своей сути от традиционного статуса марджа ат-таклида. Это недоразумение вызвано недостаточным вниманием к определениям понятий «вилаят» и «марджа’иййя», и взаимосвязи между ними, а также различию между «фетвой» и «повелением» (хукм) факиха как «вали».

Роль марджа ат-таклида широко рассматривается как исключительно правовой институт, к которому мусульманская община может обращаться в случае религиозных вопросов и заповедей, касающихся практической стороны ислама (вопросы фикха). Однако это определение не является всеобъемлющим; оно концентрируется исключительно на одной из узаконенных функций факиха, игнорируя другие функции. Как мы упоминали ранее, факих выполняет по меньшей мере три важные функции: будучи экспертом в области исламского права и юриспруденции, он имеет право издавать фетвы (функция «ифта»). Однако, как назначенный заместитель имама, он имеет полномочия (вилаят) осуществлять «хисбу» и судейство (када). Соответственно, каждый факих имеет право издавать указы (фетвы) и в то же время быть назначенным «вали» для выполнения конкретных функций. Когда факих вершит правосудие или действует в качестве законного опекуна тех, у кого нет законного опекуна (маула ‘алайха), он известен как «вали» или «хаким аш-шар‘», а когда на него ссылаются в религиозно-правовых вопросах, его обычно называют «марджа ат-таклид». Необходимо проводить различие между «фетвой» как постановлением, изданным факихом в качестве религиозного авторитета (марджа), и «хукмом» как приказом, изданным им в качестве «вали» и «хакима», то есть опекуна или правителя.

«Фетва» квалифицируется как постановление, изданное факихом на основе его выводов из исламских источников. Он пытается определить позицию шариата и божественных заповедей в отношении конкретного вопроса, в котором его мнение будет принято теми, кто подчиняется его религиозной власти (мукаллид). С другой стороны, «хукм» – это приказ, изданный «вали» в отношении определенного набора обстоятельств, исламской правовой системы и интересов мусульман. Следовательно, это обусловлено не только тем, что он выводится из религиозного источника, хотя он и должен соблюдать шариат при вынесении такого приказа. «Хукм» предназначен для эффективной организации и разрешения трудностей в мусульманском обществе.

Другой ключевой вопрос касается взаимосвязи между первой функцией факиха, которой является вынесение фетв (ифта), и другими обязанностями, которые относятся к его опеке (вилаят). Теоретически эти два элемента кажутся независимыми и полностью отделимыми друг от друга, но могут ли они действительно быть отделены друг от друга?

Предположим, что было сто справедливых и способных ученых, которые обладали качествами, необходимыми для того, чтобы взять на себя роль «вали» и «марджа ат-таклида». Не является ли обязательным для всех них в индивидуальном порядке (ваджиб аль-айни) брать на себя ответственность за все три функции факиха? Ответ отрицательный. Выполнение этих функций является «достаточной необходимостью» (ваджиб аль-кифайа), что означает, что если бы некоторые из них взяли на себя эти три обязанности, то другие больше не были обязаны издавать «фетвы», судить или действовать в качестве опекуна (если другие факихи отвечают требованиям сообщества). В заключение, хотя факих потенциально когда-либо может стать «марджа ат-таклидом» и «вали», лишь немногие из них могут эффективно выполнять эти функции.

В своей высшей степени универсальная опека факиха (вилаят аль-амма) также охватывает политическую власть (вилаят ас-сийасийа). Некоторые противники этой доктрины утверждают, что значение «вилаят» в имамитском фикхе, по существу, несовместимо с политической властью. Они утверждают, что, согласно исламской правовой системе, «опека» требует наличия того, кто нуждается в опекуне (маула ‘алайха), что по определению относится к тем, кто бессилен в своих делах, в то время как политическая власть не может предполагать, что субъекты правления попадают в эту категорию. Поэтому опека факиха ограничена по объему и не имеет никакого отношения к политической власти[7].

Термин «вилаят» используется в Коране и исламских преданиях в двух случаях; во-первых, существуют обстоятельства, когда «маула ‘алайх» не может заниматься своими собственными делами (в случае его безумия, недееспособности или незрелости) – это вопросы «хисбы» (умур аль-хисба). Второй случай включает в себя полномочия имама по отправлению правосудия (вилаят аль-када) и сбору налогов. Однако этот случай не предполагает какой-либо недееспособности со стороны «маула ‘алайх». Хотя люди, как правило, способны сами управлять своими частными делами, в каждом обществе остаются вопросы, которые требуют наличия надежного, заслуживающего доверия и справедливого органа для их решения и контроля. Коран представляет Аллаха, Пророка и (согласно шиитской точке зрения) имамов в качестве опекунов (вали) над верующими. Ясно, что в этих айатах верующие (маула ‘алайх) рассматриваются как нуждающиеся в божественном руководстве и управлении, а не как бессильные люди, нуждающиеся в надзоре во всех своих личных делах.

Полномочия и опека факихов являются социальной обязанностью, которая делегируется им. Следовательно, это не дает им повышенного статуса среди людей, как и не понижает статус людей, которые признают опеку справедливого и способного факиха. Имам Хомейни говорит:

«Под властью мы подразумеваем руководство, управление страной и соблюдение священных законов шариата. Это представляет собой серьезную и трудную обязанность, но не придает никому экстраординарного статуса или не возвышает его над уровнем обычных людей. Другими словами, власть здесь имеет значение правления, управления и исполнения закона, вопреки тому, во что верят многие люди, это не привилегия, а серьезная ответственность»[8].

Исторический фон

Универсальная опека (вилаят аль-амма), несомненно, является наиболее фундаментальным элементом политической доктрины имамитов в эпоху сокрытия (гайбат). Поэтому важно понять, какую позицию исторически занимали наиболее образованные имамитские факихи в отношении этой концепции. Более того, часто ошибочно полагают, что «вилаят аль-амма» – это новое явление в исламской мысли, которое не имеет истоков среди ранних имамитских факихов. Однако краткий обзор исторического опыта имамитского фикха показывает не только слабость этого предположения, но и доказывает, что «вилаят аль-амма» является концепцией, широко поддерживаемой многими выдающимися факихами.

При изучении исторического опыта научных исследований легко упустить из виду два важных момента. Во-первых, мы часто предполагаем, что наши предшественники подходили к проблеме с той же точки зрения и с той же ясностью, что и мы. Однако это ожидание редко оправдывается в отношении дискуссий по таким темам, как политика, которые охватывают различные аспекты, каждый из которых представляет собой область специализированных исследований (например, философия и идеология).

Поэтому вряд ли правильно предполагать, что политические мыслители прошлого обязательно следовали той же интерпретации проблемы или методологии, что и современные интеллектуалы. Во-вторых, хотя ученые сегодня могут свободно писать и выражать свои собственные мысли, это часто заставляет нас ошибочно ожидать, что социальный и политический климат был таким же и для ученых прошлого, которые на самом деле жили при нелегитимных и часто деспотичных правителях. Таким образом, они часто были вынуждены практиковать осторожность (такийя) и не могли четко изложить свое мнение.

Среди сторонников «вилаят аль-амма» есть два направления мысли. Есть те, кто прямо и недвусмысленно настаивает на том, что опека факиха является универсальной. В то время как, с другой стороны, некоторые ученые утверждают, что ученому-факиху может быть поручено выполнение ряда обязанностей в дополнение к основным трем, а именно вынесению фетв (ифта), судейству (када) и «хисбе».

Последнее из этих двух мнений обычно встречается в ранний период развития шиитского фикха. До появления династии Сефевидов в Иране шиитская община существовала как меньшинство, не имевшее политической власти. Следовательно, универсальная власть факиха, вопросы правления и политического фикха имели очень мало отношения к обстоятельствам, в которых находился шиизм, а потому факихи уделяли меньше внимания обсуждению вопросов политической теории и обязанностей правителя.

Принимая во внимание мнения этих ученых, важно признать, что они не только излагают свое личное мнение (иджтихад) относительно сферы опеки факиха, но также утверждают, что это мнение соответствует общему консенсусу (иджма‘) имамитских факихов. Это подтверждает предположение о том, что факихи, которые исторически хранили молчание по политическим вопросам, таким как управление и универсальная власть, поступали так в силу социальных и политических обстоятельств того времени (такийа).

Что касается первой школы мысли в вопросе «вилайат аль-амма», то один из самых значимых имамитских факихов, аль-Мухаккик аль-Караки говорит:

«Имамитские факихи единодушны в том, что полностью квалифицированный факих, известный как муджтахид, является заместителем (на’иб) непогрешимых (мир им!) во всех делах, связанных с должностью заместителя. Следовательно, обязательно обращаться к нему в судебных делах и принимать его вердикты. При необходимости он может продать имущество стороны, которая отказывается выплачивать то, что ему причитается… Более того, если бы не «вилаят аль-амма», многие дела и потребности шиитской общины остались бы незавершенными»[9].

Шейх Мухаммад Хасан, автор энциклопедического труда по имамитскому фикху «Джавахир аль-Калам», пишет: «…исполнение исламских приговоров и выполнение религиозных предписаний являются обязательными в эпоху сокрытия. Статус заместителя имама (мир ему и благословение!) во многих случаях относится к факихам. Социальный статус факиха такой же, как и у имама. В этом отношении нет никакой разницы между ним и имамом (мир ему и благословение!).

[Вердикт] наших факихов по этому вопросу [един]: в своих работах они часто подчеркивают идею обращения к опекуну/правителю (хаким), который является агентом и представителем Отсутствующего Имама. Если у факихов не будет универсальной опеки, все дела шиитов останутся без внимания. Те, кто выдвигают возражения по поводу вилаят аль-амма факихов, кажутся несведущими в фикхе и изречениях непогрешимых; они не задумывались над их изречениями и их значением»[10].

Хадж Ага Реза Хамадани также утверждает, что вилаят аль-амма является единодушно принятой шиитскими факихами концепцией: «В любом случае, нет никаких сомнений в том, что квалифицированные факихи (джами‘ аш-шараит), обладающие всеми совершенными, необходимыми качествами, чтобы занять пост покровителя (вали), являются заместителями имама своего времени в этих вопросах. Наши факихи засвидетельствовали это в своих трудах. Их заявления указывают на то, что они считают опеку факиха во всех вопросах настолько неоспоримой, что некоторые из них считают консенсус (иджма‘) ключевым доказательством универсального наместничества факиха (нийабат аль-амма)»[11].

Как мы говорили ранее, многие факихи возлагают на факиха обязанности, которые требуют, чтобы ему была доверена универсальная власть. Доказательства, касающиеся назначения факиха заместителем имама, охватывают многие главы фикха, объяснение которых потребовало бы многих страниц. Однако в интересах нашего обсуждения мы рассмотрим здесь лишь некоторые из них. Шейх аль-Муфид (334-413 л.х.) утверждает, что применение шариатского наказания (худуд) является одной из ключевых функций факиха:

«Это обязанность исламского правителя (султан аль-ислам), который назначен Всемогущим Богом для приведения в исполнение шариатских наказаний (худуд). Исламскими правителями являются непогрешимые имамы из семейства Мухаммада (мир ему!) или назначенные ими правители и губернаторы (хаким). Они возлагали эту обязанность на факихов, где это было возможно».

Ранние имамитские факихи применяли к имамам такие титулы, как «султан аль-ислам», «хаким» и «вали». Многие из них, такие как «султан аль-ислам», изначально принадлежат непогрешимым (пророкам и имамам) и поэтому редко применяются к другим людям. Однако большая их часть также относятся и к тем, кто является назначенным заместителем имама. Например, Фахр аль-Мухаккикин[12] говорит:

«Значение слова «хаким» в данном случае – это справедливый правитель (ас-султан аль-адиль) или его заместитель. Когда нет доступа к султану или его конкретному заместителю, это становится обязанностью высококвалифицированного факиха… а потому, когда автор (Аллама аль-Хилли) говорит «когда нет хакима», он подразумевает под «хакимом» все эти три [вышеуказанные функции]»[13].

Мухаккик аль-Караки также придерживается вышеприведенных толкований слова «хаким». Он пишет: «[Это] конкретный заместитель. В эпоху сокрытия универсальным заместителем имама (ан-наиб аль-амм) является высококвалифицированный факих… Следует отметить, что когда факихи используют термин «хаким» без каких-либо оговорок, он относится исключительно к высококвалифицированному факиху»[14].

Важно помнить, что «судья» не является синонимом слова «хаким». Это связано с тем, что приведение в исполнение шариатских наказаний, по мнению ученых-имамитов, делегировано правителю (хаким), а не судье (кади). Хафс ибн Кийас спросил у имама ас-Садика (мир ему!): «Кто отвечает за наказание –  правитель или судья?» На что имам ответил: «Применение шариатских наказаний (худуд) относится к тому, у кого есть «хукм» (властные полномочия)»[15].

Это различие ясно указывает на то, что применение шариатских наказаний (худуд) требует полной политической власти, что, в свою очередь, требует универсальной опеки (вилаят аль-амма). Точка зрения, которую поддерживают многие имамитские факихи, такие как аль-Караки, звучит следующим образом: «Имам назначает надежного, высококвалифицированного факиха, который может принимать религиозно-правовые решения. Соответственно, его постановления имеют силу, и обязательно помогать ему в осуществлении шариатских наказаний (худуд) и судействе (када) среди народа. Неправильно говорить, что факих предназначен только для отправления правосудия и вынесения юридических решений, и что пятничная молитва выходит за рамки этих двух обязанностей. Такое мнение крайне слабо, потому что факих был назначен правителем (хаким) самими имамами, что хорошо отражено в преданиях»[16].

Как мы уже говорили, пятничная молитва (джум‘а) – это политическая функция, которая, по мнению имамитских факихов, относится к Имаму. Поэтому каждый имамитский факих, который считает, что факихи способны выполнять эту функцию в период сокрытия (гайбат), также должен был бы признать действительность «вилаят аль-амма».

Более того, если полномочия факиха не ограничиваются ролью судейством и опекунством, то имамитский муджтахид может сказать, что факихи имеют полномочия собирать исламские налоги, что является очевидным признаком универсальной власти. Шахид аль-Авваль говорит:

«Сказано, что обязательно отдавать «закят» факиху во время сокрытия, если он просит об этом сам или через своих представителей, потому что он является заместителем имама, как и сборщик налогов. Однако, более уместно заявить, что его наместничество от имени Имама применимо во всех тех вопросах, в которых обладает полномочиями сам имам; в то время как сборщик является представителем имама только в определенной функции»[17].

Шахид ас-Сани также считает, что исламские налоги (закят) должны доставляться имаму или доверенному факиху во время сокрытия. Позже он объясняет, почему закят должен выплачиваться факиху: «Следует иметь в виду, что он (факих) назначен в интересах общества, и если бы он был несправедлив, то это причинило бы вред тем, кто имел право на получение закята»[18].

Завершая исторический обзор «вилаят аль-амма», необходимо еще раз подчеркнуть, что эта доктрина широко поддерживается более поздними имамитскими факихами, которые явно и более четко, чем их предшественники, отстаивают универсальную власть факиха. Ниже представлены некоторые из этих факихов и сочинения:

(1) Мулла Ахмад ан-Нараки в своей работе «Аваид аль-Айям», глава «Вилаят аль-фукаха», с. 529.

(2) Сайид Мирфаттах аль-Мараки в «аль-Анавин», с. 355. Бахр аль-Улум в «Булкат аль-Факих», том 3, с. 231.

(3) Шейх Абд Аллах Мамакани в «Рисалат аль-анам фи хукм амваль аль-имам», с. 14.

(4) Мирза ан-Найини в «Аль-Макасиб ва-ль-бай»’, под редакцией шейха Мухаммада аль-Амили, том 1, с. 336.

(5) Сайид Мухаммад Хусайн Боруджерди в «Аль-Бадр аз-захир фи салят аль-джум‘а», с. 71.

(6) Сайид Мухаммад Риза Гульпайгани в «Аль-Хидайя иля ман ляху-ль-вилайя», с. 46.


Ахмад Ваэзи

Источник: al-islam.org


[1] Abdulaziz Sachedina, The Just Ruler, Oxford University Press, 1988, p. 129.

[2] Мухаммад Бакир аль-Маджлиси, Бихар аль-Анвар (110 томов), Тегеран: Китаб аль-Эльм, 1985. Глава 1. Хадис 29.

[3] Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Ну‘ман, известный как аль-Муфид, является одним из величайших имамитских факихов и богословов. Он родился в Дуджале, примерно в 90 км от Багдада, в 949 или 950 году. Его базовая и начальная подготовка и учеба проходили под руководством его отца. Он отправился в Багдад в возрасте двенадцати лет. Среди его книг по фикху есть «Аль-Мукни’а», на которую ат-Туси написал комментарий – «Тахзиб аль-Ахкам» (одна из четырех основных книг имамитского шиизма).

[4] Шейх Аль-Муфид. Аль-Иршад. Тегеран, 1972. С. 674.

[5] Мухаммад ибн Хасан ат-Туси. Аль-Мабсут фи фикх аль-имамийа. Тегеран, 1958. Том 2. С. 9.

[6] Abdulaziz Sachedina, The Just Ruler, p. 110.

[7] Мехди Хаэри Язди. Хекмат ва хокумат. С. 177.

[8] Islam and Revolution, pp. 62-63.

[9] Трактаты (ар-Расаиль) Мухаккика аль-Караки под редакцией Мухаммада аль-Хассуна, первый сборник (Ар-Рисала фи-с-салят аль-джум‘а). Кум, 1409 л.х. С. 142, 143.

[10] Мухаммад Хасан. Джавахир аль-Калам. Тегеран: Дар аль-Кутуб аль-исламия, 1398 л.х. Т. 21. С. 396-397.

[11] Хадж Ага Реза Хамадани. Мисбах аль-факих. Глава Хумса. Т. 14. С. 291.

[12] Мухаммад, сын Алламы Хилли. Его знаменитая книга по фикху – «Ида аль-Фаваид», является комментарием к книге его отца («Аль-Кава‘ид»). Он умер в 771 году л.х.

[13] Фахр аль-Мухакикин. Ида аль-Фаваид. Том 2. С. 624.

[14] Аль-Джами‘ аль-Макасид. Том 11. Китаб аль-васайа. С. 266-267.

[15] Шейх Хурр аль-‘Амили, Мухаммад ибн Хасан. Васаиль аш-ши‘а. Том 18. Кум: Институт Ахль аль-Байт, 1412 л.х. С. 220

[16] Джавахир аль-Калам. Т. 15. С. 196.

[17] Джавахир аль-Калам. Т. 15. С. 422.

[18] Джавахир аль-Калам. Т. 15. С. 422.