Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 23: Изучение сущности единства человечества и гражданского статуса граждан

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Взгляд ислама на истоки возникновения прав

Дискуссии в области политической философии тесно связаны с философией права и некоторыми другими областями. Там обсуждаются общие и схожие вопросы: например, юридический вопрос рассматривается в рамках политической дискуссии. Исходя из этого, на предыдущей лекции мы затронули проблему философии права, то есть сущность единства с точки зрения принадлежности к человечеству. Мы сказали, что все люди, действительно, обладают общностью в плане принадлежности к человечеству, и, согласно исламу, у нас нет людей первого или второго сорта, но из этого не обязательно следует, что все люди равны в социальных вопросах с точки зрения их прав и обязанностей.

В этом контексте те, кто преследует злонамеренные мотивы, изображая себя революционными мусульманами и используя достижения Революции в своих целях, действуют против Революции, говоря, что, поскольку у нас нет людей первого или второго сорта, все люди в обществе должны иметь одинаковые права, в том числе на создание партии и занятие гражданских и военных постов.

По их мнению, президентом или премьер-министром может быть любой человек, независимо от его убеждений и идеологии. Он может создать любую партию, какую захочет. Их аргумент состоит в том, что, поскольку все люди равны, из этого следует, что, несмотря на их непринятие Революции или Конституции, они имеют право пользоваться всеми правами. В опровержение этого заблуждения следует сказать, что у нас и вправду нет людей первого или второго сорта, но источником всех прав и обязанностей являются определенные качества, отличные от принадлежности к человечеству.

Некоторые неправильно поняли этот факт или из злых побуждений неправильно истолковали его. Кто-то говорит: «У нас есть граждане первого и второго сорта. Граждане первого сорта – это духовенство, в то время как остальные считаются гражданами второго сорта!» У нас нет другого выбора, кроме как посвятить эту лекцию рассмотрению этого утверждения и его опровержению.

Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо обратить внимание на одну из серьезных дискуссий среди философов права во всем мире, которая посвящена тому, откуда, по сути, происходят права? На каком основании мы можем сказать, что человек имеет право делать определенные вещи? Каждый из различных подходов в философии права, таких как историческая теория прав, позитивизм, естественное право и так далее, дает свой собственный ответ на этот вопрос.

У ислама также есть свой особый взгляд. Согласно исламу, источник всех прав должен восходить к Всевышнему Богу, потому что все творение принадлежит Ему. Все, чем кто-либо обладает, исходит от Него. В космических масштабах наше существование и все, что у нас есть, принадлежит Богу — «Воистину, мы принадлежим Аллаху» [инна ли-Ллах] — и все – «от Аллаха» [мин Аллах]. Точно так же и на законодательном уровне все дела должны исходить от Всевышнего Аллаха. Таков наш общий взгляд на происхождение и источник прав, который можно резюмировать следующим образом: именно Бог дарует права всем остальным. Предоставляет ли Бог равные и одинаковые права всем людям?

Или же Он предоставляет определенные права некоторым из Своих слуг, которые Он не предоставляет другим? Как правило, мы знаем, что Бог даровал пророкам (мир им!) права, которых Он не давал другим, дал одно определенное право родителям и другое право – детям. Бессмысленна ли божественная воля, дает ли Бог право человеку без каких-либо оснований и лишает этого права другого человека, или в действительности Им соблюдается определенный критерий? Если и есть какая-то основа, то в чем она?

Основой прав, дарованных Богом Своим рабам, является их положение и статус во Вселенной. Условия требуют, чтобы они имели определенные права для выполнения своих конкретных обязанностей. Мы все созданы для того, чтобы силой воли и свободой выборам двигаться к истинному и окончательному совершенству. Итак, у нас есть общая обязанность двигаться по пути совершенства, который в исламской культуре называется «поклонением Богу»:

«Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это — прямой путь» (Коран, 36:60-61).

В другом аяте Бог говорит:

«Мы направили к ним посланника из них самих: «Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?» (Коран, 23:32)

Итак, ядром призыва всех пророков (мир им!) является поклонение Богу, и это универсальное обязательство всего человечества имеет юридические последствия. То есть всякий раз, когда человек хочет двигаться по пути совершенства и близости к Аллаху, в его распоряжении должны быть необходимые средства и возможности. Точно так же и в обществе должны быть законы, способствующие этому движению. Если человек хочет двигаться к Богу, он должен быть живым. Таким образом, отсюда вытекает право на жизнь как главное из прав. Второе право – это свобода передвижения, потому что этот путь не является обязательным. Он должен быть свободен в своем выборе, чтобы выбрать свой путь.

Третье право – это пользование материальными благами этого мира, потому что, если он не будет пользоваться ими, то не сможет жить и существовать. Чтобы выжить и добыть пропитание для совершения этого путешествия, он имеет право пользоваться в этом мире одеждой и едой. Он имеет право использовать инстинкты, которыми наделил его Бог, в том числе и сексуальный инстинкт. Итак, он должен сам выбрать себе супругу. Как вы можете заметить, права сопровождаются обязательствами.

В предыдущих рассуждениях мы также указывали на взаимосвязь между правами и обязанностями. Поскольку мы обязаны двигаться к Богу и повиноваться Ему, у нас должны быть определенные права, пользуясь которыми мы можем продолжать двигаться по этому пути. Исходя из этого, все в обществе и общественной жизни, что препятствует этому движению к совершенствованию людей, должно контролироваться исламским государством. Государство должно противостоять элементам, которые препятствуют и мешают этому движению исламского общества к Богу. В своей личной жизни любое заинтересованное лицо также обязано приобрести эффективные и влиятельные инструменты для устранения препятствий на своем пути. Основой обладания правами являются способности индивидов, в том числе способность к развитию и совершенствованию. На их плечи будут возложены обязанности и обязательства, в отношении которых они будут обладать определенными правами.

 

Влияние естественных и приобретенных различий на права и обязанности

Мы все, по сути, едины в своей принадлежности к человечеству, но у людей есть огромные различия, которые можно разделить на две категории. Первая категория состоит из естественных и предопределенных различий. Основная категория различий между людьми может быть возведена к естественным биологическим различиям, таких как гендерные различия между мужчинами и женщинами. В физиологическом, биологическом, психологическом и эмоциональном отношении между двумя полами существуют различия, которые являются причиной различий в их правах и обязанностях.

То есть правда в том, что мужчина и женщина – это люди, и они оба являются людьми «первого сорта», но женщина должна выполнять определенные обязательства из-за уникального строения ее тела и ее психологического склада. Мужчина никогда не сможет выполнять ту роль, которую играет женщина в репродукции и грудном вскармливании. Поэтому на нее возлагаются определенные обязательства. Она обязана играть свою ключевую роль в вынашивании плода целых девять месяцев. Затем в течение двух лет она обязана кормить и воспитывать ребенка. Соответственно, для нее также должны быть предусмотрены особые права.

Если в силу своих естественных и врожденных свойств женщина должна вынашивать ребенка, а затем кормить и воспитывать его, и в то же время работать как мужчина и быть обязанной обеспечивать свое пропитание, она не может выполнять свои основные обязанности, и это будет несправедливостью по отношению к ней. Значит, у нее должны быть особые права. То есть мужчина несет ответственность за то, чтобы обеспечивать ее пропитанием и снимать с ее плеч бремя поиска хлеба насущного. Если бы женщина была вынуждена работать, то такое количество видов работы привело бы ее к выкидышу или задержке в кормлении.

Также и в эмоциональном отношении, если бы у женщины не было экономической безопасности, и она беспокоилась о своем пропитании, ее беспокойство и стресс косвенно повлияли бы на ребенка. Научно доказано: чем больше душевного спокойствия у женщины, тем больше у нее шансов вынашивать более здорового ребенка. По этой причине ислам предоставил женщинам особые права. Например, в экономическом отношении, жизнь женщины должна обеспечиваться мужчиной. Жена может даже попросить у мужа плату за то, что она кормила грудью своего ребенка. То есть она должна иметь привилегии в сфере семьи за свои усилия и жертвы.

Таким образом, что касается прав и обязанностей мужчины и женщины, то представление о том, что, раз они оба являются людьми, то их права и обязанности также должны быть одинаковыми, неверно. У женщины есть свои особенности, как и у мужчины. Эти различия являются источником различий как в обязанностях, так и в правах.

Следовательно, одно различие является естественным и предопределенным. То есть ни у кого нет выбора быть мужчиной или женщиной. Это неким образом связано с Божественной волей:

«Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского» (Коран, 42:43).

Таким образом, сила воли и свобода воли отдельных людей не имеют никакого отношения к определению их собственного пола и пола их детей. Поэтому эти различия, которые приводят к различиям в правах и обязанностях, являются естественными.

Другая категория различий между человеческими существами носит добровольный характер и применяется к тем, кто приобретает в жизни особые навыки. Например, человек, получающий образование, должен будет взять в обществе на себя обязательства, которые не может взять на себя неграмотный или невежественный человек.

Кроме того, если необразованный человек, не осведомленный в политических вопросах, скажет: «Я тоже имею право быть президентом», ему скажут: «Чтобы быть президентом, вы должны претендовать на этот пост. Если у вас есть необходимые возможности, вы можете выдвинуть свою кандидатуру, и если люди проголосуют за вас, то вы сможете стать президентом». Он не может сказать: «Поскольку нет людей первого или второго сорта, это означает, что я тоже имею право стать президентом». Юридически неправильно, когда любой человек, который идет вразрез с целями нации и не принимает ее конституцию, говорит: «Я хочу быть президентом этой страны, так как я тоже человек!»

Вы не имеете права занимать какой-либо пост в стране просто, потому что вы человек. Должность требует определенной квалификации. Например, в Исламской Республике президент должен быть мусульманином. Немусульманин — несмотря на все почести, которые мы ему оказываем, и права, предоставленные ему Конституцией — не может быть президентом.

 

Определение различных категорий лиц в законах о гражданстве

Во всех странах мира существуют особые условия для занятия секретных должностей. Среди таких вопросов – гражданство. Во всем мире гражданство не является чем-то одинаковым и единообразным. Любой, кто обладает базовыми знаниями в области международного частного права, может понять этот момент. Например, если некий иранец хочет получить гражданство одной из европейских или американских стран, то, прежде всего, принятие его заявления на получение гражданства будет подчинено определенным условиям. Даже после принятия его заявления о предоставлении гражданства ему не будет разрешено стать президентом, поскольку он является гражданином второго сорта.

Возможно, пройдя серию тестов, он сможет получить гражданство первого сорта. В любом случае было бы неправильно, если бы любой, кто является гражданином страны, обладал всеми правами, которыми пользуются все жители этой страны, потому что гражданство имеет множество категорий. Просто утверждая, что не существует людей первого или второго сорта, мы не можем прийти к выводу, что также не существует гражданства первого или второго сорта. Каждая страна установила определенные условия для своих граждан. В исламе также учитываются определенные условия. Таким образом, тот факт, что все люди одинаковы в плане принадлежности к человечеству, не означает, что все они также равны с точки зрения гражданства.

Таким образом, хотя в каждой стране все люди считаются гражданами этой страны, они не обладают правом занимать все должности и посты, поскольку их права не одинаковы. Основания и критерии определения их прав различны. Мы считаем, что все это должно восходить к Божественной санкции. Те, кто живет в либеральных или демократических странах и не принимает божественные законы, утверждают, что необходимо следовать только воле людей, но мы утверждаем, что помимо воли людей также должна быть божественная санкция. Воля, право голоса и закон не должны противоречить божественной санкции и Божьему закону.

В любом случае, ни одна страна не предоставляет одинаковое гражданство всем лицам и не отменяет гражданство второго сорта только из-за отсутствия второсортной человечности. Этот вопрос также упоминается в нашей Конституции. Я удивляюсь, почему наши критики упустили из виду правовое положение, которое гласит: «Принимающие иранское гражданство будут пользоваться всеми правами, предоставляемыми всем иранцам, за исключением права быть президентом, министром, заместителем министра или любым должностным лицом во внешнеполитическом ведомстве». То есть любой, кому предоставлено иранское гражданство, не имеет права быть политическим посланником, послом, временным поверенным в делах, консулом или министром. Возможно, он принял иранское гражданство, и Иран также мог предоставить его, но у него не будет этих прав. Это текст нашего закона.

 

Гражданство первого и второго сорта в соответствии с исламом

Здесь мы кратко отметим, что главным приоритетом в правовой теории ислама для классификации стран является система верований, а географические границы не имеют реальной основы. Повестка ислама заключается в создании глобального исламского государства, которое будет реализовано, с Божьей помощью, с приходом Владыки Века (да ускорит Аллах его славное пришествие!), когда географические границы будут устранены, и все члены исламской уммы будут гражданами одной страны и подданными единого государства с исламом в качестве основы их гражданства.

В этом государстве права и обязанности немусульманина будут отличаться от прав и обязанностей мусульманина. Немусульмане не выполняют всех обязанностей мусульман и не пользуются всеми правами. При определенных обстоятельствах вали аль-факих и исламское государство могут временно признавать географические границы. Таким образом, если мы сегодня признаем географические границы, то это не опирается на исламскую повестку. Это скорее связано с необходимостью, осознаваемой в свете региональных и международных законов, которые становятся обязательными для нас посредством указов, издаваемых вали аль-факихом. В действительности эти границы должны быть определены и подтверждены вали аль-факихом.

Итак, в исламе одним из условий гражданства является принадлежность к мусульманам, необходимая для гражданства первого сорта, в то время как немусульманин имеет гражданство второго сорта.

 

Функциональное различие между вилаят аль-факих и другими системами

Те, кто всегда говорит о народных и демократических правительствах и стыдится того, что их правительство основано на вилат аль-факих, не обращают внимания на оказанные им этой стране услуги. Они не обращают внимания на то, что благодаря теории вилаят аль-факих законы и указы исламского государства и конвенциональные законы Исламского совещательного собрания после утверждения Наблюдательным советом являются религиозно обязательными для мусульман, поскольку они санкционированы вали аль-факихом, а его власть, в свою очередь, основана на авторитете Бога.

Это большое достоинство, которым обладает эта система. Но если мы не примем систему вилаят аль-факих, то подчинение законам и указам будет основано на приверженности людей законам в соответствии с их требованиями. Они могут отказаться от своих обязательств, пересмотреть свое требование и изменить статью закона по своему усмотрению. Таким образом, в демократической системе нет религиозной основы для подчинения людей законам.

В исламском государстве законы становятся обязательными с разрешения и одобрения вали аль-факиха. Помимо того, что люди руководствуются обычными требованиями, подкрепленными их голосованием, существует также религиозная основа, выступление против которой является грехом, ведущим к Божьему гневу. В этом разница между соблюдением законов исламского государства и подчинением законам, законность и авторитет которых поддерживаются только волей большинства. Поскольку большинство депутатов Меджлиса избираются народом, они считают своим долгом соблюдать эти законы.

Теперь, если рассуждать рационально, то в какой степени депутаты, которые не голосовали за законы, или меньшинство, которое не голосовало за тех депутатов, которые одобрили эти законы, обязано соблюдать эти законы? Когда закон одобряется депутатами большинства народа, должно ли меньшинство, психологически и эмоционально противившееся этому закону, быть обязано ему подчиняться? Как они могут быть связаны волей большинства?

Повиновение исламским законам, которые ратифицированы депутатами Меджлиса и одобрены вали аль-факихом, было сделано обязательным Богом, и даже те, кто не голосовал за эти законы, в религиозном плане обязаны их соблюдать. Конечно, мусульмане осознают этот факт и искренне привержены соблюдению законов исламского государства, которые имеют божественную легитимность. Они не выступают против этих законов, потому что знакомы со структурой и правилами божественного исламского государства. Этот уровень послушания и принятия законов и правил относится к числу достоинств и отличительных черт божественной системы, которая была реализована в нашей стране под названием системы вилаят аль-факих.

Изучив исламское движение и революцию, мы поняли, что повсеместное повиновение людей лидеру-факиху и искреннее подчинение повелениям и указаниям Имама было ключевым фактором нашего продвижения и победы во времена Революции и после ее победы. Кроме того, этот же фактор был причиной того, что наша нация с честью одержала победу в навязанной нам неравной войне с Ираком.

Знает ли кто-нибудь в мире, что одним из важных факторов победы Исламской революции в Иране была религиозная вера народа в необходимость и обязательность повиновения своему религиозному лидеру? Затем, в стране, где исламская система зиждется на жертвах и самоотверженности мучеников, которые боролись и вели джихад по приказу своего лидера и религиозно-правового авторитета [марджа ат-таклид], в высшей степени несправедливо, что некоторые деятели пишут и утверждают, что Имам как бы плавно плыл по волне народного движения и представил его как исламское движение и революцию!

Верно ли это утверждение? Если бы мусульмане Ирана не присутствовали на сцене Революции, не выполнили бы свои духовные и религиозные обязанности и не подставили свои груди под пули, могла бы Революция увенчаться успехом? Если бы не приказ Имама, то разве они сделали бы это? С нашей стороны несправедливо забывать и отрицать эти реалии.

Истина заключается в том, что религия и руководство Имама сыграли ведущую и решающую роль в возникновении Революции, ее продолжении, а затем и в победе в войне в ходе преодоления всех невзгод, трудностей и проблем. С Божьей помощью, благодаря руководству компетентного преемника выдающегося Имама и его проницательной политике, эти события будут продолжаться дальше, как и прежде, и благодаря единству и солидарности самоотверженного народа Ирана, под сенью руководства вали аль-факиха (да защитит его Всевышний Аллах!), люди достигнут дальнейших этапов и новый степеней совершенства и прогресса.

Подводя итог, можно сказать, что разделение гражданства на категории – это то, что принято всеми политическими системами мира, и разница в категориях гражданства создана далеко не нами. Эта разница в категориях гражданства не имеет ничего общего с сущностной человечностью. Принадлежа человечеству, все люди относятся к одному классу.

Однако либо они от природы обладают определенными качествами, которые могут быть источником различий в обязанностях и правах, либо они приобрели квалификацию, качества, способности и таланты, которые являются причиной того, что они должны выполнять определенные обязанности, а также пользоваться определенными правами. Таким образом, источником различий в правах и обязанностях являются либо естественные различия, либо различия, возникающие в результате индивидуального выбора и свободной воли. Например, исповедание определенной религии или приобретение необходимых качеств и способностей для занятия должности или поста, включая принятие определенных принципов и основ, может способствовать изменению категории их гражданства.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org