Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 26: Особые функции государства и исламский взгляд на участие общественности

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Исключительные функции государства

Помимо необходимости гарантировать выполнение законов, существуют и другие причины, стоящие за потребностью в правительстве или исполнительной власти. Именно благодаря рассмотрению совокупности этих причин становится возможным логически объяснить и обосновать набор обязательств и прерогатив правительства. Если бы обязанностью правительства было только выполнение законов и обеспечение их выполнения, то такая цель была бы достигнута путем организации вооруженных сил. Тем не менее, правительства, в том числе исламское правительство, имеют и другие обязательства, такие как удовлетворение социальных нужд общества, которые выходят за рамки ограниченной сферы индивидуальных действий.

Иногда мы изучаем жизнь человека и рассматриваем его потребности как личности. Естественно, заинтересованное лицо должно удовлетворять эти потребности путем напряженной работы, действуя в рамках правил и положений. Однако некоторые потребности связаны не только с семьей или конкретным человеком, но и со всем обществом или его широкой частью. Например, внутренняя и внешняя безопасность – это общественная потребность. Разработка необходимых средств для борьбы с насилием в семье, нарушением закона и отсутствием безопасности, а также организация мощных сил обороны для противодействия внешним врагам, угрожающим исламской стране, не относятся к определенной части общества. Они связаны со всеми членами общества. Поскольку один человек или несколько человек не в состоянии удовлетворить такие потребности, они должны удовлетворяться всем обществом. Несомненно, вводя правила и предпринимая необходимые шаги, правительство может удовлетворить от имени общества такие потребности.

Организованное движение и эффективная военная сила необходимы, когда возникает угроза у границ. На самом деле всестороннее участие в оборонительной войне должно основываться на законе. Здесь личные и субъективные операции и действия, основанные на личных предпочтениях, не могут принести никакого хорошего результата и не могут остановить вражеские силы и их организованные и хорошо спланированные военные маневры. Благодаря эффективным программам и планам, разработанным организацией, состоящей из военных экспертов, которые знакомы с опасностями, исходящими от противника, и их уровнем оснащения и возможностей, вооруженные силы будут достаточно хорошо организованы для осуществления военных операций. Такая потребность может быть удовлетворена только органом, который обладает полной властью над всеми членами этого общества.

Именно правительство может, разрабатывая специальные программы и правила, мобилизовать людей на участие в войне, чтобы предотвратить опасность для их страны. Кроме того, чтобы быть готовым противостоять внешним и внутренним угрозам, нужно приобрести необходимое оборонительное вооружение и средства, а также принять во внимание эффективную военную подготовку отдельных лиц, чтобы страна могла иметь достаточную защиту от внешних угроз, а также для обеспечения внутренней безопасности. Эту важную задачу может выполнить только правительство, приказы которого выполняются и считаются обязательными для народа.

Примеры, упомянутые в связи со второй причиной необходимости правительства, то есть удовлетворения коллективных потребностей общества, придают большое значение вопросам обороны страны и противостояния внешним врагам. В нашей стране вооруженные силы, состоящие из армии и Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), выполняют эту важнейшую и жизненно важную обязанность. Кроме того, примеры, которые мы упомянули в связи с первой причиной, то есть гарантированием соблюдения закона, относятся к поддержанию внутренней безопасности и практическим способам принуждения правонарушителей к соблюдению закона. Эта важная обязанность была возложена на дисциплинарные силы.

К числу общественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены отдельными лицами и должны решаться государством, относятся медицинские потребности общества. Общество всегда было на грани заражения инфекционными заболеваниями, некоторые из которых представляют серьезную угрозу и, если их не предотвратить, могут привести к тяжелым человеческим жертвам. В прошлом человеческие общества страдали от заразных и инфекционных заболеваний, таких как холера, чума и оспа, которые приводили к большим человеческим жертвам из-за отсутствия передовых знаний в области медицины и гигиены. Благодаря межгосударственным программам и использованию полученных знаний и средств в медицине сегодня стала возможной профилактика и ликвидация этих заболеваний.

Например, детский паралич (полиомиелит) привел к тяжелым человеческим жертвам для нас, но благодаря планированию, масштабным медицинским мероприятиям и инициированию программ вакцинации наша страна добилась ценных результатов. Несомненно, без государственного планирования и участия общественности такие программы не могли бы осуществиться. Сила, превосходящая силу отдельных людей, т.е. правительство, планируя, предоставляя средства, издавая необходимые приказы и кодифицируя специальные правила и положения, должна предпринимать шаги в этой сфере, и люди должны следовать правительственным приказам, чтобы можно было удовлетворить потребности общества в области здравоохранения и устранить корень болезней, угрожающих обществу.

Аналогичной является война с контрабандой, распространением и употреблением наркотических средств, поскольку эта разрушительная катастрофа серьезно угрожает физическому, психологическому и эмоциональному благополучию общества. Без вмешательства государства, серьезных шагов и хорошо спланированных программ эти вещи не будут искоренены, и ограниченные меры отдельных лиц не будут иметь существенного значения. Таким образом, из-за множества этих потребностей и различий между ними для удовлетворения каждой из них были предусмотрены свои министерства.

Конечно, отдельные люди могут удовлетворить многие потребности общества, но мотивация для их удовлетворения имеется далеко не у всех и не одинаково сильна. Если они предоставляются отдельными лицами, то потребности не могут быть удовлетворены в достаточной степени. Некоторые слои общества по-прежнему будут лишены этих удобств и необходимых вещей. Поэтому удовлетворение этих потребностей также было делегировано правительству, чтобы избежать каких-либо недостатков. Например, людям можно поручить строительство школ, учебных центров, создание учебных программ и обеспечение бюджета, необходимого для этих центров по всей стране, как это делалось раньше.

Сегодня в некоторых развитых странах управление многими из этих центров и их содержание возложено на людей, но, к сожалению, не у всех людей есть веские мотивы строить или выделять бюджетные средства для тех учебных заведений, где дети могут продолжать учебу на разных уровнях. Конечно, мы не отрицаем, что всегда были благотворители, которые брали на себя большие расходы по строительству школ, но их деятельность ограничена и не охватывает все слои общества. Если правительство делегирует эту потребность добровольцам, интересы общества не будут обеспечены.

Поэтому правительство должно иметь соответствующую программу и проводить соответствующую политику, чтобы служить интересам общества. Бюджет на эти нужды должен быть выделен народом. То есть, взимая налоги и другие таможенные пошлины и рассматривая необходимые способы, правительство должно заставить людей оплачивать расходы на эти нужды или само обеспечивать бюджет за счет национальных ресурсов. Какие бы средства ни использовались, образование должно быть в распоряжении всех членов общества, так как это необходимо для его благополучия. Если обстоятельства изменятся, и некоторые волонтеры возьмут на себя расходы по строительству и управлению академическими центрами, то с правительства будет снято это тяжелое бремя.

Двойная структура функций государства

Определенные обязанности могут быть делегированы людям. Но правительство не может делегировать некоторые важные обязанности народу; например, вопросы обороны и войны не могут решаться отдельными неорганизованными лицами и группами. Разработка политики, планирование, распределение бюджетных средств и удовлетворение потребностей в этом жизненно важном и фундаментальном вопросе должны быть возложены только на правительство. Конечно, взяв на себя ответственность за ведение войны и оборону, планирование, разработку политики и содействие, правительство может разрешить людям добровольно участвовать в военных действиях в качестве народного ополчения [басидж] и защищать исламскую родину и правительство.

Поэтому правительству нет необходимости брать на себя всю социальную ответственность. На самом деле, люди сами могут взять на себя многие обязанности и добровольно финансировать их за свой счет. Правительство, и в самом деле, должно играть ключевую роль, чтобы обеспечить сплоченность и избежать любых разногласий, освободить место для участия общественности и принятия на себя ответственности, разработки общих и долгосрочных программ. Основная роль некоторых министерств заключается в выработке политики, а остальная часть работы выполняется самими людьми.

Например, основная функция Министерства торговли заключается не в том, чтобы заниматься торговлей, так как, в принципе, внутренняя и внешняя торговля должны осуществляться людьми. Из-за злоупотреблений, совершавшихся во времена предыдущего режима лицами, связанными с монархией, при совершении коммерческих сделок высокого уровня, которые никогда не были выгодны народным массам, в Конституции предусмотрено, что торговля и коммерческие сделки высокого уровня могут осуществляться только правительством.

В принципе, деловая и коммерческая деятельность должна осуществляться народом, а не правительством. Известно, что правительство не является подходящим торговым агентом. Если оно непосредственно участвует в коммерческой деятельности, то терпит неудачу, потому что в торговле и промышленности и в экономических делах в целом личная мотивация и групповая конкуренция играют очень важную роль, и при правильном руководстве такая мотивация приводит к прогрессу, развитию и динамизму в торговле и промышленности. Когда торговля становится государственным делом, мотивации больше нет. В результате никакого прогресса происходит.

В тоталитарных правительствах и централизованных государствах, таких как социалистические и коммунистические режимы в Китае, Кубе, бывшем Советском Союзе и странах бывшего Восточного блока, государство непосредственно брало на себя всю деятельность, разработку политики и планирование, и во всех экономических, коммерческих, промышленных и сельскохозяйственных мероприятиях люди не играли никакой роли в качестве исполнительных агентов государства. Все дела были поручены государству, а люди, то есть фермеры и фабричные рабочие, работали как государственные служащие и наемные работники. Вопреки этому подходу, исламское правительство в принципе считает, что функции, которые могут принести пользу, если будут возложены на людей, должны быть переданы им, а к их собственности и автономии необходимо относиться с уважением.

Потребность в организациях, работающих с малообеспеченными слоями общества

Как уже было отмечено, в обществе должны создаваться общественные учреждения, чтобы слои населения с низким уровнем дохода, которые не могут удовлетворить некоторые из своих потребностей, могли воспользоваться предоставляемыми ими возможностями и услугами. Например, существует необходимость в специальных медицинских центрах с бесплатными лекарствами для обслуживания тех, кто не может позволить себе расходы на лекарства. Таким образом, больницы были построены для этой цели в рамках закона о социальном страховании. В развитых странах такие центры оказывают населению обширные услуги, освобождая их от уплаты медицинских сборов, а государство обязано покрывать медицинские расходы людей за счет налогов или национальных ресурсов.

Если система налогообложения разработана таким образом, чтобы покрывать часть государственного бюджета, включая социальное и медицинское страхование, то люди обязаны платить налоги. В развитых странах используются сложные методы, с помощью которых никто не может уклониться от уплаты налогов. Налогоплательщики также пользуются льготами и привилегиями, связанными с налогами, но малообеспеченные и уязвимые слои населения пользуются бесплатными услугами социального и медицинского страхования. При этом возникает вопрос: будет ли лучше доверить общественную благотворительную деятельность и строительство медицинских центров людям, чтобы пациенты могли пользоваться их услугами, или государство должно заставить этих людей платить налоги и само участвовать в строительстве медицинских центров, чтобы слои населения с низкими доходами могли пользоваться их услугами?

Бесспорно, первый вариант лучше и желаннее. Этот вариант предпочтительнее с точки зрения исламских законов. В исламе людям рекомендуется тратить часть своих заработков на общественные благотворительные цели и позволять другим извлекать из них пользу, поскольку таким образом ценность благотворительности будет сохранена, а ее деятели достигнут самосовершенствования и загробного вознаграждения, в то время как потребности общества будут удовлетворены. Но если люди будут вынуждены отдавать часть своего заработка, то ценность добровольного участия будет утрачена, и они не получат никакой духовной награды и не обретут совершенства.

Институт благочестивых пожертвований является примером добровольной благотворительной деятельности нашего доброжелательного мусульманского народа на протяжении всей истории, которая принесла огромную пользу нашему обществу. Можно сказать, что в этой стране нет ни одной деревни, которая не обладала бы каким-нибудь благотворительным учреждением, приносящим пользу людям. Однако в последние годы, к сожалению, эти пожертвования уменьшились, и все меньше людей создают благотворительные учреждения, несмотря на ценность, благородство и святость этого богоугодного дела. Кроме того, у нас есть много благотворительных учреждений, которые либо забыты, либо не управляются должным образом.

Несомненно, если бы благотворительные учреждения были возрождены, а их статус снова признан, многие потребности государства были бы удовлетворены, и если бы многие благотворительные учреждения были восстановлены, с государства частично было бы снято тяжелое бремя, и, таким образом, люди также получили бы больше духовных наград. Если люди начнут заниматься благотворительностью по своей собственной воле и желанию, пользуясь большей свободой и автономией действий, то тем больше наград они получат.

Однако, если люди не предпринимают никаких действий, и общие потребности не удовлетворяются в достаточной степени, государство оказывается вынуждено принуждать людей платить налоги путем принятия и применения обязательных законов и удовлетворения общих нужд.

Предпосылки для участия общественности в исламе

Поручение дел людям и создание условий для участия общественности в различных сферах общественной жизни, таких как удовлетворение широких нужд населения, признается в качестве одной из характеристик гражданского общества. Конечно, «гражданское общество» и многие другие термины, возникшие на Западе, иногда используются в разных значениях. Однако мы рассматриваем эти термины в соответствии с приемлемыми для нас концепциями. Например, были представлены различные, а порой и противоречивые концепции и толкования понятия «гражданское общество».

Одно из значений термина «гражданское общество» заключается в том, что дела общества, насколько это возможно, нужно забрать у государства и поручить самим людям. Люди по мере возможности должны быть готовы добровольно участвовать в общественной деятельности, а государство должно вмешиваться только в случае необходимости. Конечно, во всех странах общее формирование политики в социальных вопросах осуществляется государством, а практические программы и различные этапы их реализации осуществляются населением.

Несомненно, вышеупомянутая концепция гражданского общества является фундаментальным исламским принципом, на котором с самого начала основывалось исламское общество и Город Пророка [мадинат ан-наби]. Первоначально исламское правительство или государство не осуществляло всю социальную деятельность. Именно люди осуществляли большую часть социальной деятельности, но постепенно, с развитием общества и появлением новых потребностей, положение дел стало таким, что простые люди больше не могли удовлетворять свои потребности, и их должен был удовлетворить такой организованный институт, как правительство.

Например, потребность в освещении города раньше можно было удовлетворить, разместив факелы в переулках и на улицах, и таким образом люди могли ходить по ним ночью. Естественно, указанная потребность на таком уровне могла бы быть удовлетворена самими людьми. Однако в настоящее время, когда для освещения города и его жилых районов используется электричество, люди в одиночку не могут удовлетворить эту потребность. Таким образом, государство должно предоставить необходимые средства для удовлетворения этой потребности.

Факторы, подрывающие участие общественности

В целом, можно отметить два фактора, подрывающих участие общественности в удовлетворении общественных потребностей. Первый фактор – это ежедневный рост потребностей, а также сложность и специализация процесса удовлетворения этих потребностей. Это условие практически лишает людей возможности удовлетворять эти социальные потребности и возлагает на правительство ответственность за заполнение существующего вакуума.

Второй фактор – ослабление моральных и религиозных ценностей и преобладание среди людей ориентированной на прибыль западной культуры, которая побуждает их помогать себе, а не другим. Западная культура основана на спекуляции, индивидуализме и свободе от ответственности, которые возобладали на Западе после эпохи Возрождения, а потом постепенно проникли в мусульманские страны и ослабили духовные и нравственные мотивы мусульман.

Это отучало человека думать о других и помогать нуждающимся и активизировало чувство безразличия к ближним. Эта культура убеждает человека избегать принятия социальных обязанностей и преследовать только свои интересы. Эта культура диаметрально противоположна исламской культуре, которая веками господствовала среди нашего народа, призывая его думать об интересах общества и служить нуждающимся.

Пренебрежение исламскими традициями и ценностями и проникновение западной культуры в последние годы препятствовали процветанию благородной традиции благотворительных пожертвований [вакф], а количество пожертвованных на благотворительные нужды зданий и земель значительно сократилось по сравнению с прошлым. Кроме того, сократились другие добровольные общественные благотворительные работы, а существовавший в исламском обществе дух вежливости ослаб. В результате обязательства правительства возросли, а его бремя стало тяжелее. Если благодаря Исламской революции исламские и общечеловеческие ценности возродятся, и люди будут уделять внимание своим духовным, моральным и религиозным обязанностям, занимаясь благотворительностью, то бремя ответственности правительства уменьшится, и оно сможет возложить часть своих обязанностей на людей. Такое положение дел, в некотором смысле, будет возвращением к исламскому гражданскому обществу.

Статус гражданского общества в исламе

Я хотел бы подчеркнуть, что гражданское общество в этом смысле коренится в исламе и призыве Пророков (мир им!), но, отойдя от ислама, мы отошли и от гражданского общества. Теперь, с благословения ислама, нам нужно вернуться к нему. Запад не должен вести и направлять нас к созданию гражданского общества. На самом деле это мы должны держать их в повиновении, поскольку во времена расцвета исламской цивилизации большинство западных обществ были полуварварскими. Исламская культура и цивилизация постепенно цивилизовали их, и они унаследовали гражданское общество от ислама. Сегодня они утверждают, что экспортируют характерные черты западной культуры в нашу страну и цивилизуют нас!

Таким образом, идеальное гражданское общество коренится в исламе и исламской цивилизации, и благодаря возвращению к исламу это гражданское общество получит материальное воплощение. Однако у «гражданского общества» есть и другие значения, которые для нас неприемлемы. В настоящее время на Западе «гражданское общество» используется в противовес «религиозному обществу» и относится к обществу, в котором религия не имеет никакого господства и не играет никакой роли в общественных организациях и общественной деятельности. В таком нерелигиозном гражданском обществе, которое сегодня активно пропагандируется, все члены общества имеют равные возможности занимать все государственные и общественные должности.

Если они говорят, что иранское общество должно быть преобразовано в гражданское общество, это подразумевает, что еврей также может стать президентом Ирана, потому что все люди равны с точки зрения их человеческой природы, и у нас нет людей первого или второго сорта. Под предлогом «гражданское общества» они добиваются официального признания атеистической и девиантной секты, связанной с сионизмом. Под предлогом того, что все люди равны, они хотят, чтобы члены печально известных групп, склоняющихся к Америке и сионизму, также имели возможность занимать важные посты, такие как пост президента.

Если мы утверждаем, что между гражданами в какой-то степени присутствует и признается различие, то это потому, что в Конституции были установлены некоторые требования по поводу занятия определенных политических постов, и Бог также говорит:

«Аллах не дарует неверным способа [одержать верх] над верующими» (Коран, 4:141).

Такая точка зрения не противоречит гражданскому обществу. Согласно исламу, «гражданское общество», в котором неверующие и мусульмане имеют равные права и возможности занимать политические посты, неприемлемо. Мы открыто заявляем, что ислам не позволяет неверующим преобладать над мусульманами в исламском обществе. Это также не позволяет какой-либо атеистической секте и партии, связанной с сионизмом, получить официальное признание. Не имеет значения, называют ли они это различие в правах и квалификациях «дискриминацией граждан» или каким-либо другим словом.

Новые способы противодействия исламским критериям отбора

Сегодня те, кто связан внутри страны с Глобальным Высокомерием, стремятся продвигать западный либерализм и демократию, выдвигая лозунг равенства между людьми и гражданами. Они хотят привить веру в то, что между людьми нет разницы, поскольку они пользуются равными правами, и при разработке законов страны их взглядам должно уделяться равное внимание. Конечно, согласно исламу, люди не принадлежат к разным классам. В этой связи Бог говорит:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).

В приведенном выше айате человеческие существа были объявлены равными по своим внутренним и сущностным качествам, и, таким образом, различия или классовое расслоение между ними немыслимы. Однако последняя часть айата указывает на акцидентальные различия [‘арази].

То есть некоторые ценные характеристики и атрибуты, приобретенные некоторыми из людей, дают им превосходство над остальными. Таким образом, богобоязненные люди занимают возвышенное положение в глазах Бога, и нельзя сказать, что все люди равны перед Богом. Аналогичным образом, ввиду различий между отдельными лицами из-за наличия заслуг и квалификации, они различаются по способностям и не могут занимать какую-либо должность, требующую определенной квалификации. Например, повсюду в мире неграмотный человек не может быть президентом. Можно ли сказать, что рассмотрение условия грамотности для вступления на президентский пост противоречит равенству между людьми? Означает ли это, что людей поделили на два класса: грамотные и неграмотные?

Повсеместно в мире для ключевых должностей, таких как президентство, предусмотрены особые требования. Исламский характер нашей политической системы также обусловила определенные требования. Президент должен обладать достаточной грамотностью и образованием, быть преданным сторонником ислама и не иметь связей с врагами ислама. Это соответствует исламским принципам. Итак, если для того, чтобы стать депутатом Меджлиса или занять другие должности, предусмотрено условие принадлежности к мусульманам, это не означает дискриминации людей по классам. В исламском обществе, мусульмане имеют определенные права и обязанности благодаря выплате хумса и закята, а для последователей других религий предусмотрены особые права и обязанности. Это не означает дискриминации людей по классам, хотя можно сказать, что эти различия связаны с различными категориями гражданства.

Утверждать, что должность Верховного лидера, Президента или другие ключевые и стратегические посты могут занимать те, кто выступает против ислама и исламской системы и кто не принимает Конституцию, равносильно тому, чтобы доверить ислам его врагам! Это нерационально и невозможно, и если, не дай Бог, кто-то захочет это сделать, то ислам не позволит им, потому что Бог не дал неверным господства над мусульманами и не приемлет такого господства над мусульманами. Это наше убеждение, и нам все равно, даже если нас обвинят в сегрегации граждан.

Необходимость сохранения исламских ценностей и принципов, а также противодействия вражеским заговорам

Равенство с точки зрения принадлежности к человечеству не обязательно означает равенство в правах. Все люди, действительно, равны в плане их человеческой природы, но они не таковы в плане человеческих добродетелей. Поэтому в исламском обществе многие должности и посты должны быть доверены людям, обладающим необходимыми достоинствами и квалификацией. Таким образом, Верховный Лидер должен быть факихом, чтобы он мог контролировать соблюдение исламских законов, поскольку он не может успешно осуществлять надзор, если он не знаком с исламом. Кроме того, президент должен быть мусульманином. Еврей или христианин не могут править обществом, 90% населения которого состоит из мусульман.

Мы не должны беспокоиться, если газеты и авторучки в руках тех, кто связан с Глобальным Высокомерием, обвинят нас в том, что мы верим в существование граждан второго сорта. Ничего большего от них ожидать нельзя, ведь они отрицают даже основы ислама. С помощью исламской системы мы должны стремиться представить ислам миру таким, какой он есть, а не таким, каким его проецируют его враги.

Если мы говорим или пишем что-то такое, что нравится газетам и средствам массовой информации американской гегемонистской державы и заставляет их аплодировать нам, мы не должны радоваться этому. На самом деле, мы должны быть встревожены и обеспокоены. Известно, что, когда Аристотелю сказали: «Такой-то тебе аплодировал», он заплакал. Когда его спросили, почему он плачет, он сказал: «Я не знаю, что за глупый поступок я совершил, если он понравился этому невежественному человеку!» Если мы делаем что-то на благо наших врагов и представляем ислам в приятной для них манере, то мы служим врагам, а не исламу! Мы должны защищать ислам, который был представлен нам Пророком (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и Ахль аль-Бейтом (мир им!), а не «ислам», который диктуют нам враги.

Мы не можем считать мусульман и немусульман равными при занятии ключевых государственных постов. Как ислам может позволить нам официально признать ради «гражданского общества» религию, связанную с международным сионизмом?


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org