Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 27: Взгляд на структуру исламского государства

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Фундаментальное различие в понимании правительства между исламской и светской системами

Особая функция и обязанность правительства заключается в удовлетворении потребностей общества и исполнении законов.

Что касается законодательства, то, как мы сказали, законы в исламском обществе отличаются от светских обществ с точки зрения функций и масштабов. В светских обществах законы ратифицируются и применяются с целью удовлетворения только материальных и мирских потребностей людей. В некоторых политических системах даже предусмотрено, что правительство не должно поддерживать какую-либо религию, и в государственных учреждениях или общественной деятельности не должно быть никаких признаков пропаганды и исповедания религии.

Однако в исламской системе закон призван обеспечивать не только материальные интересы, но и духовные интересы — более того, он отдает приоритет духовным интересам. Этот вопрос также рассматривается в связи с исполнительной властью. В исламской системе правительство должно обеспечивать соблюдение законов, которые касаются жизни людей, а также их духовных дел и вопросов загробного существования.

По этой причине, рассуждая о законодательстве, мы говорили, что исламские законы необходимы для обеспечения духовных интересов, скорее с целью обеспечения их приоритетности. Обязанность исламского государства также заключается в применении законов, касающихся духовных интересов, божественных прав и исламских обрядов, а также в предотвращении нарушений и посягательств на исламские святыни. Этот вопрос входит в число важнейших обязанностей исламского государства.

 

Представление западниками модели светского государства

В некоторых периодических изданиях и публичных выступлениях часто отмечается, что у государства нет других обязанностей, помимо удовлетворения материальных потребностей людей, поддержания безопасности страны и предотвращения хаоса и беспорядков, а обеспечение духовных интересов и религиозных вопросов входит в сферу обязанностей улемов и исламских семинарий! Такое мировоззрение является отражением влияния западной культуры и светской мысли. Как было отмечено ранее, одним из ярких проявлений западной культуры является секуляризм, который отделяет религию от политики.

В секулярных и нерелигиозных государствах светская деятельность и вопросы относятся к сфере политики и регулируются государственными деятелями, а духовные дела намеренно никак не увязываются с государством. Если определенные люди хотят заниматься духовными и религиозными делами, они должны тратить на эти цели свое личное время и средства, но государственные средства не могут использоваться, поскольку государство не несет никаких обязательств в отношении религиозных потребностей людей. Напротив, в исламской культуре важнейшей обязанностью исламского государства является защита ислама, продвижение исламских обрядов в обществе, предотвращение их забвения и предотвращение оскорбления исламских святынь и обрядов, да убережет нас от этого Аллах!

Выдвижение идеи о том, что «государство не должно вмешиваться в религиозные дела» теми, кто не принимает исламскую культуру и следует западной культуре, не является чем-то неожиданным. Наше отличие от них носит фундаментальный характер, яблоком раздора является вопрос о том, является ли ислам истиной или нет. Это утверждение принадлежит не мусульманину, который верит в основы ислама, а тому, кто неправильно понимает исламскую культуру.

 

Миссия государства по сохранению и продвижению исламских идеалов

Помимо обязанностей, которые обычно берут на себя светские и религиозные государства, исламское государство обязано обеспечивать соблюдение исламских обрядов. Конечно, люди могут добровольно участвовать в некоторых исламских обрядах, таких как выполнение общих молитв, проведение праздников и траурных церемоний, управление религиозными школами и строительство национальных религиозных центров, отвечающих за проведение исламских обрядов. Среди этих центров имеются исламские семинарии, представляющие собой наиболее важные религиозные учреждения, которые занимаются сохранением, защитой и продвижением исламских обрядов и культуры, расходуя религиозные средства, выплачиваемые людьми, и не получая никакого бюджета от государства.

Но участие людей не означает, что государство избавлено от своих обязательств, и неправильно считать, что государство не несет никакой ответственности в этих вопросах. На самом деле, если добровольных действий людей недостаточно, необходимые шаги должно предпринимать государство. Например, хадж является религиозным актом и должен выполняться в качестве религиозного обязательства любым мусульманином, который способен его совершитть [мустати‘] с физическом, ментальноми финансовом отношении.

Опираясь на хадисы, факихи в своих книгах по юриспруденции пишут, что если ситуация такова, что в мусульманском обществе или стране хадж не становится ни для кого обязательным, потому что никто не может позволить себе дорожные расходы, или же те люди, кто физически, ментально и финансово способен выполнить это предписание, для кого хадж является обязательным, не отправляются добровольно в путь для его совершения, так что в Доме Аллаха нет ни одного паломника, мусульманские государства обязаны отправлять группы паломников, тратя средства из государственной казны, чтобы выполнение исламских обрядов, которые защищают интересы всех мусульман, не было приостановлено.

Таким образом, хадж, действительно, является религиозным делом и не может рассматриваться как чисто политическое или мирское дело, и люди обязаны совершать его и тратить на него свои личные средства, но если люди отказываются его совершать или не могут себе этого позволить, исламское государство обязано предоставить средства и условия для выполнения этого божественного обязательства с целью сохранения исламских обрядов и обеспечения соблюдения законов.

Таким образом, фундаментальное и основное различие между исламским и светским государствами заключается в том, что исламское государство, прежде всего, должно заботиться об исполнении религиозных обрядов и выполнении социальных законов и постановлений, уделяя им приоритетное внимание. Конечно, на практике обычно не возникает противоречий между духовными и материальными делами, но если какое-либо противоречие все же возникает, духовным делам должно уделяться приоритетное внимание.

Таким образом, главными обязанностями исламского государства являются исполнение исламских обрядов, сохранение исламских законов и культуры, предотвращение любых действий, которые ослабляют исламскую культуру и пропагандируют в обществе атеистические порядки.

 

Методы, используемые государством для выполнения своих обязанностей

Как уже было отмечено ранее, государство должно взять на себя ответственность за удовлетворение потребностей общества, связанных с военными действиями и обороной. Бремя планирования, разработки политики и реализации таких вопросов лежит на плечах государства. Однако, помимо обязанностей, которые должно выполнять только государство, исламское государство также должно играть определенную роль в удовлетворении некоторых потребностей общества, и это делается двумя способами:

(1) государство отвечает только за планирование, разработку политики и надзор за осуществлением этих задач и не вмешивается непосредственно в их осуществление;

(2) в дополнение к планированию, разработке политики и надзору, оно также участвует в их реализации.

В продолжение нашей беседы, позвольте мне сказать, что для реализации социального проекта, прежде всего, необходимо объяснить цель проекта и, следовательно, соответствующим образом разработать общую политику и основные направления деятельности. Затем для реализации этой политики необходимо произвести детальное и тщательное планирование. У проекта должен быть конкретный график, должно быть указано его начало и завершение, а также предоставлен бюджет. Далее должна быть организована группа, которая должна будет реализовать проект. Необходимо указать, как должен быть завершен данный проект, указать иерархию исполнителей и работников, а также определить их статусы и функции.

Рассмотрим, например, проект Международного аэропорта Имама Хомейни. Первоначально шла дискуссия о необходимости реализации указанного проекта, связанного с общим планированием и развитием в стране. После признания необходимости проекта была запланирована его реализация и определены его масштабы, объекты, условия, план и дизайн. Затем была определена квалификация подрядчика и исполнителя проекта, его график и бюджет, и, наконец, были объявлены тендеры, чтобы он мог быть передан подрядчику, который предложил наиболее выгодную цену.

В таких случаях правительство, разработав политику и осуществив планирование, также берет на себя ответственность за реализацию проекта, поручает какому-либо министерству его реализацию и выделяет бюджет, используя средства, рабочую силу и государственные услуги, или же, выразив готовность к реализации проекта, оно выделяет на него бюджет и нанимает компанию для его реализации. В обоих случаях правительство берет на себя обязательство реализовать этот проект. Тем не менее, после разработки политики и планирования может выйти так, что правительство будет лишь контролировать реализацию проекта. То есть правительство направит инспекторов для контроля за процессом, чтобы предотвратить нарушение законов и правил, ненадлежащее выполнение проекта и незаконное присвоение государственных средств, чтобы гарантировать, что проект реализуется в соответствии с первоначальной политикой и в рамках национальных интересов.

 

Модели тоталитарных и либеральных государств

Что касается социальных вопросов, обязанностей и потребностей, таких как военные действия, образование, здравоохранение, медицинское обслуживание, гигиена и охрана окружающей среды, которые в принципе являются обязанностями правительства, возникает вопрос: является ли единственной обязанностью правительства разработка политики и максимальный контроль? Или, помимо разработки политики и контроля над ней, правительство должно также взять на себя ответственность за ее реализацию? Какой из этих ответов правильный с точки зрения ислама? Следует ли делегировать правительству управление и распределение бюджетных средств в начальных и средних школах и университетах?

Или же некоторые из этих задач должны быть делегированы правительству, а другие – народу? Например, во многих странах, включая нашу, начальное образование является обязательным, а расходы на него несет правительство, но высшее образование не оплачивается правительством, и оно не обязано принимать студентов без получения от них платы. Таким образом, в некоторых странах услуги высшего образования населению не предоставляются бесплатно.

В некоторых политических режимах и административных системах государство осуществляет социальную деятельность для предотвращения репрессивных действий капиталистов и тех, кто ставит под угрозу интересы общества для продвижения индивидуальных интересов и личных целей. Возникновение этих коллективистских идей и формирование социалистических и коммунистических стран было реакцией на жестокость, совершаемую в капиталистических странах по отношению к массам.

В западных странах капиталисты осуществляли настолько сильное угнетение обездоленных и угнетенных, что возникла крайняя тенденция, направленная на то, чтобы делегировать всю деятельность государству, которое распределяло бы общественные блага и доходы поровну между людьми, чтобы все они могли одинаково пользоваться ими. Основой социалистической мысли, которая значительно процветала в последние десятилетия, в области социальных, политических и экономических вопросов было искоренение угнетения людей. Это можно было видеть в таких могущественных странах, как бывший Советский Союз, Китай и их государства-сателлиты. С тех пор они были признаны главными соперниками капиталистического блока.

Эта реакция и ее лозунги получили распространение и в нашей стране, и вокруг них сплотились сторонники. В результате в последние десятилетия в нашей стране были созданы социалистические и коммунистические партии, но они распались с началом Исламской революции. Исторический опыт показал, что абсолютное господство государства в экономической, политической и социальной сферах было неправильным и неэффективным путем, который привел к дезинтеграции и краху коммунистических стран, особенно нашего великого северного соседа (бывшего Советского Союза). Мы все были свидетелями того, как коммунистическая мысль разрушила экономические, социальные и политические основы такой могущественной страны, как бывший Советский Союз, и привела к расчленению и падению этой великой империи.

На противоположном конце коммунистической и социалистической мысли находится либерально-капиталистическая мысль, которая утверждает, что все дела делегированы людям, и они вольны делать все, что им заблагорассудится. Государство вмешивается в сферу общественной жизни только в той мере, в какой это необходимо, а именно для предотвращения хаоса и поддержания безопасности. Естественно, в либеральной системе, в которой люди пользуются большой свободой в социальной, политической и экономической сферах, те их них, у кого имеется больше ресурсов, средств и возможностей, приобретают больше капитала и выигрывают во всех сферах.

В частности, в экономической сфере они опережают других на так называемом конкурентном рынке. В результате, благодаря расширению прибыльной экономической деятельности они приобретают огромный капитал. Обездоленные и слабые члены общества день ото дня становятся все более бедными и обездоленными. Этот широкий разрыв между экономическими классами, сосредоточение национальным и государственным капиталом небольшим классом общества и распространение нищеты и лишений в других слоях общества привели к росту общественных протестов, восстаний и бунтов против политиков, их изгнанию с политической сцены и формированию коммунистической системы — сценарий, который, казалось, имел больше преимуществ для обездоленного класса. Чтобы избежать и предотвратить революцию и общественное восстание в либеральных странах, бедным и малообеспеченным были предоставлены необходимые возможности.

Во многих европейских странах, которые принимают либеральную систему, действуют социалистические партии, и даже некоторые правительства контролируются социалистическими или социал-демократическими партиями. Например, Лейбористская партия, которой иногда удается получить большинство голосов при формировании кабинета министров в Великобритании, имеет социалистические наклонности. Эта ориентация на обездоленные слои общества, оказание им предпочтения и предоставление им возможностей призваны удержать их от восстания против политиков, потому что, как только наступит относительное благосостояние для всех слоев общества, у обездоленных классов больше не будет причин для восстания. Среди возможностей, предусмотренных ими для широкой публики – страхование безработных и пенсионеров, медицинское страхование и строительство мэрией города множества небольших домов с низкой арендной платой, предназначенных для малообеспеченных слоев населения.

Таким образом, в политической философии существуют две доминирующие и диаметрально противоположные теории о государстве. Первая теория – это социализм, который уделяет больше внимания обществу и отдает предпочтение коллективным интересам перед индивидуальными. Применяя эту теорию на практике, государство усиливает вмешательство и контроль в сферах общественной жизни, чтобы предотвратить незаконное присвоение государственных средств и угнетение обездоленных и угнетенных. Противоположностью социализму является либерализм. Исходя из своих соображений, сторонники этой теории считают, что государство должно осуществлять минимальное вмешательство в дела общества. Максимальную или минимальную степень вмешательства государства, связанную с вышеупомянутыми теориями, можно проследить в их выступлениях, статьях, газетах и книгах.

Западные и европейские правительства являются либеральными правительствами. Они делегировали государственные учреждения частным компаниям. Например, Департамент почты и телеграфа не контролируется правительством, а скорее управляется частным образом компаниями, которые контролируют продажу, транспортировку и передачу телефонных линий и предоставляют различные услуги в разных городах. Роль государства ограничивается планированием и надзором за частными компаниями. Аналогичным образом, обеспечение водой, электричеством и другими общественными потребностями граждан было поручено частному сектору. В нашей стране большая часть вышеперечисленных услуг осуществляется правительством.

 

Идеалистический и реалистичный взгляд ислама на государство

Здесь можно задаться следующим вопросом: какой из двух способов считается более подходящим в исламской системе? Что лучше: максимизировать вмешательство государства и взять на себя контроль или свести к минимуму это вмешательство и делегировать дела народу? Как мы уже говорили на предыдущей лекции, на самом деле содействие массовому участию общественности в различных сферах жизни общества – это одно из значений гражданского общества, в соответствии с которым социальная деятельность должна быть максимально делегирована народу.

Ислам придерживается умеренного взгляда на государство, который представляет собой сочетание идеализма и реализма. Многие теории и взгляды, с которыми вас знакомят на занятиях, как в университетах, так и в семинариях, привлекательны, но, будучи идеальными и желанными, они не могут быть воплощены в жизнь в практическом мире. Например, одно из предположений состоит в том, что если моральное совершенствование людей достигнет уровня, на котором все они будут соблюдать законы, то отпадет необходимость в контролирующих и сдерживающих факторах. Это очень заманчивое предположение, но этот уровень никогда не будет достигнут.

С другой стороны, поскольку в обществе всегда будут совершаться правонарушения, неправомерно говорить, что желательной является максимальная суровость, чтобы никто не осмеливался нарушать законы. В марксистских и фашистских странах, находившихся на военном положении, правительственные приказы строго выполнялись, а полиция и правоохранительные органы были настолько суровы в обращении с нарушителями, что никто не осмеливался нарушать законы. Примером таких стран был наш западный сосед (Ирак при баасистском режиме), который навязал нам нежелательную войну на целых восемь лет. Там правила мощная полиция, которая жестко пресекала любые нарушения и протесты. Лицо, совершившее незначительное нарушение, расстреливалось или казнилось без какого-либо суда или следствия.

Когда обездоленные и бедные члены общества видят, что процветают взяточничество и завышение цен, которые обрекают их на невыносимое давление и трудности, они желают, чтобы с этими спекулянтами поступили сурово, а некоторых из них даже казнили, чтобы никто больше не осмеливался практиковать взяточничество и завышать цены! В социалистических странах такие пожелания в той или иной мере реализуются, но надо видеть, что ислам говорит о строгости к нарушителям и преступникам.

Если основываться на том, что мы можем вывести из айатов Корана и преданий, ислам предусматривает умеренный и сбалансированный подход к исламскому государству.

В уголовном законодательстве ислама предусмотрены суровые наказания за некоторые преступления, нарушения и развратные действия. Однако, с другой стороны, он также установил определенные условия и ограничения для доказательства и установления факта этих преступлений, так что на практике доказать их можно лишь в очень немногих случаях. Следовательно, эти законы и суровые наказания могут применяться только в очень редких случаях — например, в одном или двух случаях в год. Например, в Коране так говорится о наказании за воровство:

«Что касается вора, будь то мужчина или женщина, отрубите им руки в качестве воздаяния за то, что они заработали» (Коран, 5:38).

По поводу наказаний для тех, кто совершил развратные действия, то в нем говорится:

«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» (Коран, 24:2).

Тем не менее, с другой стороны, ислам установил очень сложные условия для доказательства и установления факта такого преступления, как прелюбодеяние [зина], предусмотрев, что такое решение должно быть приведено в исполнение при условии, что четыре справедливых свидетеля, которые лично видели совершение акта прелюбодеяния, дадут показания в суде. В случае, если в суде будет присутствовать менее четырех свидетелей, преступление не только не будет доказано, но и заявитель будет наказан плетью за клевету.

Ислам не обязывает государство удовлетворять все потребности общества, включая ненужную роскошь, и не запрещает ему полностью вмешиваться в общественную деятельность. Вместо этого масштабы вмешательства государства соответствуют изменяющимся обстоятельствам, которые требуют вмешательства государства.

Иногда ситуация такова, что гражданское общество должно быть сформировано по образцу первой мусульманской общины, созданной Пророком (с) в Медине, в которой руководящим принципом было то, что все, что может быть сделано или принято самими людьми, должно быть делегировано им. Они должны взять на себя ответственность за удовлетворение основных потребностей, таких как обучение и образование, электричество, водоснабжение и канализация, и не позволять каким-то спекулянтам и оппортунистам пользоваться преимуществами и посягать на права обездоленных, лишая их возможности удовлетворения основных потребностей. В таком случае государство должно вступить в сферу социальной деятельности, чтобы противостоять коварным планам спекулятивных капиталистов. Например, если частная телекоммуникационная компания предлагает людям дорогостоящие услуги, государство должно предлагать более дешевые услуги или взять на себя предоставление всех телекоммуникационных услуг.

 

Недостатки централизованной системы государства

Государственная централизованная система или делегирование основных социальных функций государству является неправильной и неэффективной по многим причинам. Например, если государство хочет удовлетворить все потребности общества, оно должно создать государственные организации, в которых значительный процент сотрудников — скажем, 20% — будет состоять из представителей народа. У этого подхода есть три фундаментальных недостатка. Первый недостаток заключается в том, что расширение государственного сектора повлечет за собой огромный бюджет, который создаст дополнительные проблемы для общества.

Второй и более серьезный недостаток заключается в том, что как только создается организация такого масштаба, в ней становится больше нарушений, появляются достаточные основания для преступлений и злоупотреблений. Например, если государство хочет предотвратить обирание народа, оно должно назначить отборных инспекторов, которые будут сообщать о случаях таких злоупотреблений, проводя внезапную проверку магазинов. Если правительство назначит инспектора в каждый магазин, то можете себе представить, какая большая рабочая сила потребуется.

Кроме того, некоторые из этих инспекторов будут нарушать закон, получая взятки от владельцев отдельных магазинов, чтобы не сообщать об их злоупотреблениях. В результате необходимо будет создать целый отдел для расследования деятельности инспекторов. Так или иначе, опыт показал, что такие схемы практически никогда не являются успешными, поскольку они не приносят никакого хорошего результата. На самом деле они приводят к дальнейшим нарушениям и взяткам.

Третий недостаток централизованной системы, который особенно серьезен с точки зрения ислама, заключается в том, что она заставляет людей формировать себя и совершать добрые дела с помощью принуждения и давления. Действие человека ценно только в том случае, если оно проистекает из его собственного свободного выбора и воли, но, если действовать человека побуждают принуждение и сила, предусмотренный исламом духовный и возвышающий эффект перестает оказывать влияние на душу человека, и конечная цель теряется.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org