Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 29: Политическая иерархия в исламском государстве

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Особые функции исламского государства

Нашему читателю было бы нелишне кратко ознакомиться с конкретными функциями исламского государства, прежде чем взглянуть на его политическую иерархию.

  1. Обеспечение исполнения законов, которые касаются непосредственно граждан.
  2. Применение уголовных законов, которые относятся непосредственно к государству. То есть, если определенные лица не действуют в соответствии с основными законами или не нарушают их, государство обязано наказывать их на основании закона.
  3. Удовлетворение потребностей общества, которые может удовлетворить только государство и которые выходят за рамки возможностей отдельных лиц и групп. Ярким примером этих потребностей является вопрос защиты от внешних врагов.
  4. Удовлетворение тех потребностей, которые изначально не относились к государству, поскольку их, как правило, удовлетворяют обычные граждане, но которые больше не могут ими удовлетворяться.
  5. Одной из важных и важнейших обязанностей государства является эксплуатация национальных богатств и ресурсов, которые в исламской культуре называются «анфаль»: например, леса, моря, шахты, нефть и газ, золотые рудники и другие общественные богатства, у которых нет конкретных владельцев, и никто не имеет право лично эксплуатировать их. Существует необходимость в том, чтобы государство должным образом использовало эти ресурсы в интересах общества.
  6. Последнее и самое важное, отличительной чертой исламского государства является то, что помимо удовлетворения материальных потребностей и выполнения обязанностей, которые имеются у всех государств, необходимо также удовлетворять духовные потребности общества. В этом направлении сохранение исламских обрядов, обеспечение всеобщего религиозного образования, предоставление возможностей для распространения ислама и реализации исламских целей входят в число исключительных обязанностей исламского государства.

 

Квалификация должностных лиц исламского государства

Учитывая важнейшие обязанности исламского государства, становится ясной квалификация должностных лиц и служащих исламского государства во всех эшелонах власти, потому что квалификация должностных лиц соизмерима с их обязанностями. Несомненно, чем тяжелее и деликатнее обязанности, тем более квалифицированными должны быть исполняющие их должностные лица. Поскольку ответственность государства в исламской политической системе является более обременительной по сравнению с другими государствами, должностные лица исламского государства также должны повышать свою квалификацию. В любой системе должны соблюдаться законы, но по сравнению со светскими системами правовой кодекс в исламском государстве шире.

Целью закона в нерелигиозных системах является удовлетворение материальных потребностей общества, поддержание социальной безопасности и предотвращение хаоса и беспорядка. Такая цель может быть достигнута в более простых условиях. Если мы добавим к этому защиту духовных интересов и религиозных ценностей, как это предусмотрено в Конституции [Ирана], и осуществление этой цели возложено на исламское государство, то квалификация, необходимая для должностных лиц в исламской политической системе, будет более сложной, чем в других политических системах.

В свете этого введения настало время заявить, что любой исполнитель закона во всех политических системах должен обладать тремя общими качествами. Помимо текстуальных религиозных доказательств, эти три квалификации и принципа для должностных лиц исламского государства также имеют под собой прочную рациональную основу.

 

  1. Знание права

Тот, кто хочет применять закон, должен досконально знать его и быть знаком с условиями и способами его применения. Если он не знает закона, то будет склонен нарушать его и не будет его исполнять, а также станет выходить за рамки принятой им ответственности. Более того, в свете того, что законы исламской системы согласуются с основами ислама, каждый сотрудник, должностное лицо или руководитель должны быть знакомы с религиозными законами и законодательными актами, имеющими отношение к его профессии и сфере ответственности, поскольку он обязан действовать в рамках этих законов.

Для того, кто берет на себя какую-то ответственность, первостепенное значение имеют приобретение правильных знаний, получение достоверной информации и понимание своей ответственности. Это знание характера и масштабов ответственности, которую человек берет на себя, не бывает одинаковым. Иногда человек несет на себе небольшую ответственность в каком-то ограниченном и специализированном подразделении, в котором действует не так много соответствующих правил и положений. В этом случае знания, необходимые для принятия этой ответственности, являются весьма ограниченными. Иногда сфера ответственности человека шире: например, он является мэром города. В этом случае заинтересованное лицо должно надлежащим образом знать все законы, касающиеся управления различными районами города, а также порядок их применения и контроля за их выполнением.

Аналогичным образом, имеется гораздо больше условий принятия на себя большего количества обязанностей, таких как должности министров и президентский пост, который является высшей исполнительной должностью. Лицо, занимающее президентский пост, должно обладать выдающимися знаниями и быть знакомо с законом, и идеальным и лучшим человеком, взявшим на себя такую ответственность, будет тот, кто обладает максимальными познаниями в законодательстве.

 

  1. Моральное превосходство

В дополнение к знанию закона, представитель исполнительной власти, а также все должностные лица и управляющие должны также обладать особым моральным совершенством, чтобы они не злоупотребляли имеющимися в их распоряжении должностными полномочиями и возможностями, руководствуясь личными и фракционными мотивами, побуждающими их выходить за рамки своих обязанностей. Человек может хорошо разбираться в законе, но как только его применение противоречит его интересам, он может быть готов нарушить его исключительно ради защиты своих интересов.

Есть много примеров подобных нарушений со стороны руководителей и политиков разных стран. В газетах по всему миру часто можно прочитать, что президент той или иной страны приговорен к нескольким годам тюремного заключения за финансовые злоупотребления, или какой-то министр или начальник осужден судом. Причина в том, что у них недостаточно благочестия и морального совершенства, чтобы предпочитать общественные интересы своим собственным. Таким образом, они нарушают закон.

Итак, вторая квалификация исполнителей закона – это обладание моральным совершенством, которое также известно как богобоязненность [таква], чтобы они могли противостоять капризам, желаниям и личным или фракционным интересам и стойко отстаивать истину.

 

  1. Управленческие навыки и опыт

Человек может быть сведущим в юриспруденции, благочестивым и высоконравственным, но не обладать достаточными навыками и необходимой проницательностью для применения закона, а на практике не знать способов фактического применения этого закона. По этой причине тем, кто отвечает за руководство делами общества, строго запрещено возлагать ответственность на тех, кто не обладает необходимыми навыками, опытом и эффективностью в выполнении своих обязанностей. Таким образом, чтобы администратор продемонстрировал удовлетворительную и желаемую степень эффективности, при его выборе для занятия должности должна учитываться и эта квалификация.

В исламе, как и во всех политических системах, при отборе администраторов и руководителей делается акцент на этих трех качествах, но особенно подчеркивается второе качество, то есть богобоязненность и моральное превосходство. В других политических системах мира акцент делается больше на двух других условиях и в меньшей степени на благочестии и чувстве справедливости администраторов. Да, иногда это условие выражается в виде отсутствия судимостей у тех, кто занимает государственные должности.

 

Необходимость определения уровня квалификации государственных деятелей

Момент, над которым стоит задуматься и которому следует уделять внимание в различных философских школах, заключается в том, что каждая из этих квалификаций имеет разные уровни, которые, в свою очередь, представляют разные ценности. Например, богобоязненность имеет различные уровни и степени. Один из его уровней, который на самом деле является самым низким – это выполнение того, что является обязательным, и избегание любого греха. Другой уровень – это тот уровень, которым обладают святые [аулийа] и великие религиозные лидеры, такие как Имам Хомейни (да пребудет над ним милость Аллаха!), а также те, чье положение близко к положению Непогрешимых. Обладая этим высоким положением, они удерживают свой разум или мышление от неискренности и нечестивых мыслей.

Итак, какой уровень следует рассматривать в качестве источника и основы квалификации тех, кто занимает административные должности? Если мы возьмем за основу самый высокий уровень богобоязненности, то столкнемся с проблемой, потому что таких людей (с очень высоким уровнем богобоязненности) очень мало и, возможно, их достаточно только для того, чтобы занимать самые высокие должности в стране, но недостаточно для занятия должностей низкого ранга. Если мы считаем, что достаточен самый низкий уровень богобоязненности, то, как правило, обнаруживаем, что такие люди нарушают законы и противоречат цели своих должностей.

Эта проблема стала вызовом для тех, кто представляет практические методы в различных сферах и областях человеческого поведения. Что касается обладания различными уровнями моральных достоинств, некоторые исходят из принципа «либо все, либо ничего». То есть либо человек должен обладать высочайшим уровнем морального совершенства, либо следует пренебречь необходимостью обладания моральными достоинствами. В различных областях социальных наук, включая философию морали, существует особая группа авторов, придерживающихся такой идеи.

 

Отвергая ценностный подход Канта в области поведения

Те, кто знаком с эпистемологическим аспектом философии морали, знают, что одной из самых популярных школ философии морали является школа известного немецкого философа Иммануила Канта. Он считал, что любое действие имеет моральную ценность, если оно совершается в наилучшей форме без участия каких-либо вторичных намерений или мотивов эмоционального или социального порядка. То есть, если человек хочет сделать что-то хорошее и достойное, он должен делать это исключительно потому, что это хорошо и достойно, а не ради предполагаемого благоприятного результата или эмоционального удовлетворения.

Поэтому Кант не придает никакого значения поступку матери, которая просыпается в полночь, услышав крик своего ребенка, и кормит его, хотя, по мнению простых людей, она сделала что-то ценное. По его словам, она кормит своего ребенка из-за инстинктивной эмоциональной связи между ними. Если она не будет кормить своего ребенка, она будет раздражена, а на самом деле, кормя своего ребенка, она удовлетворяет свои эмоциональные и психологические потребности.

Точно так же, если человек делает что-то полезное для общества или говорит правду, чтобы завоевать доверие людей в общественной жизни, его поступок лишен какой-либо моральной ценности. Слова правды имеют моральную ценность только в том случае, если человек говорит правду исключительно по той причине, что говорить правду – это хорошо. У Канта были очень высокие стандарты морали. Реальное воплощение его моральной философии вряд ли можно найти где бы то ни было. За исключением действий лишь очень немногих, добрые поступки людей не имеют моральной ценности, потому что они совершаются ради эмоционального удовлетворения, получения личных, социальных и, самое главное, духовных и загробных вознаграждений.

Итак, действие является морально хорошим, если оно обладает всеми необходимыми условиями, а если в нем отсутствует хотя бы одно из условий, оно вообще не имеет моральной ценности. В других областях, в том числе в дискуссиях о политике и государстве, также говорится, что государство является легитимным, когда все его должностные лица обладают требуемой квалификацией в удовлетворительной степени. Это напоминает нам о создании долгожданного правительства истины.

До победы Исламской революции некоторые религиозные, но непримиримые и отклонившиеся от истины мусульмане в нашем обществе имели такое же представление о государстве, говоря: «Мы должны думать о создании исламского правления только тогда, когда в нашем обществе будет много таких людей, как Салман аль-Фариси, чтобы на каждого из вас можно было возложить обязанности мэра любого города или населенного пункта. До тех пор, пока нами не были подготовлены такие праведные и достойные люди, как Салман, не следует участвовать ни в какой революции или движении».

Эта группа недалеких людей считала, что до прихода Достопочтенного Повелителя Эпохи (да ускорит Аллах его славное пришествие!) не было подходящих условий и оснований для исламской революции или движения, поэтому не следует устраивать никакую революцию. Соответственно, следует дожидаться революции Последнего Имама (мир ему!) с помощью его 313 выдающихся и видных сторонников, чтобы установить правительство справедливости и равенства. Они считают, что до тех пор, пока не будет такого количества выдающихся с точки зрения морали и благочестия личностей, любое политическое движение или шаг неуместны.

Благочестивые и искренние деятели должны быть доступны, чтобы им можно было поручить все стратегические должности и посты, и в управлении обществом не могло появиться никаких недостатков или любого рода лазеек. Наименьшее возражение и критическое замечание, которые можно выдвинуть против этой точки зрения, заключаются в том, что этого никогда не может произойти в реальности. Кроме того, если не предпринимать никаких шагов для свержения находящегося у власти правительства и установления исламского правления до тех пор, пока не появится нужно число праведных, выдающихся и видныз личностей с высочайшей степенью благочестия и морали, то коррупция и зло в обществе будут возрастать и мешать позитивному социально-политическому развитию.

 

Иерархический подход ислама к оценке и распределению обязанностей

В отличие от вышеупомянутой одноуровневой и одномерной системы ценностей, в некоторых системах, касающихся личных и индивидуальных действий, а также социально-политических изменений, функционируют различные уровни и разнообразные схемы. В первую очередь предлагается идеальная схема, затем другие схемы с меньшими степенями, преимуществами и условиями и, наконец, схемы для чрезвычайных обстоятельств. В различных случаях и ситуациях в исламе всегда имеется ранжированный и иерархизированный подход.

Например, в исламе любой человек, достигший половой зрелости, обязан совершать молитву с предельной концентрацией и искренностью, включая все другие условия. Но это постановление не является фиксированным, а может быть изменено в чрезвычайных и исключительных ситуациях. Это применимо только к ситуации, когда человек способен совершать молитву со всеми ее условиями и составными частями, тогда как в исключительных и чрезвычайных ситуациях некоторые из ее условий и составных частей больше не требуются. В ситуации, когда молящийся должен совершить омовение [вуду], но у него нет доступа к воде, или он должен совершить омовение, но ему доступна только холодная вода, которая вредна для него, или же он физически не может совершить омовение, ислам не руководствуется концепцией «либо все, либо ничего».

Ислам не говорит, что молиться следует только тогда, когда могут быть выполнены все условия, и делать это с предельной концентрацией и искренностью или не молиться. В таких случаях, вместо этого, ислам предлагает человеку альтернативы, соизмеримые с исключительной и чрезвычайной ситуацией, в которой он может оказаться. В вышеупомянутом примере предписано, что если человек не способен принять ванну или совершить омовение, в зависимости от обстоятельств, он все равно должен молиться после совершения сухого очищения [тайаммум], и если он не может молиться стоя, то он должен совершать молитву в положении сидя, если же он не может молиться сидя, то он должен молиться лежа. Даже в ситуации, когда человек все еще находится в сознании, но не может двигать своим телом, включая язык, ислам не освобождает его от молитвы. Даже в такой критической и плохой ситуации он должен молиться, но в той мере, которая соответствует его состоянию или ситуации.

Это показывает, что в исламской системе ценностей учитывались различные качественные и количественные уровни социально-политических и религиозных обязательств, каждый из которых имеет ценность, соизмеримую с его природой. В первую очередь рассматривается высшая и идеальная степень, а ниже следуют вторая и третья степени вплоть до самой низкой степени, которая связана с чрезвычайной или исключительной ситуацией. Обязанность человека в последней ситуации – это наименьшее, чего от него можно ожидать.

 

Поклонение имеет разные степени ценности

Другим примером, который может показать фундаментальное различие и разницу между теорией Канта и исламской точкой зрения, является ценность поклонения [‘ибада] и его различные степени. Высшая форма поклонения — это то, что совершается исключительно из любви и почтения к Богу – это именно то поклонение, которое Повелитель Правоверных (мир ему!) описал в одной из своих литаний [мунаджат]:

«Мой Господь, я поклонялся Тебе не из страха перед Твоим наказанием или из алчного стремления к Твоей награде, но я нашел Тебя достойным поклонения, поэтому я поклонялся Тебе»[1].

В другом месте Имам Али (мир ему!) делит верующих на три группы:

«Одна группа людей поклоняется Аллаху из желания награды –  это поклонение торговцев, другая группа поклоняется из страха – это поклонение рабов, а третья группа поклоняется Аллаху из благодарности – это поклонение свободных людей»[2].

В своем высказывании Имам Али (мир ему!) считает поклонение, совершаемое исключительно из благодарности и почтения к Богу, высшим и наилучшим, и ислам хочет, чтобы все верующие совершали такое поклонение. Однако ясно, что не у всех есть положение, способности и преданность для совершения такого поклонения. Такое поклонение может совершаться только искренними друзьями Аллаха, положение которых настолько возвышенно, что они растворились в Красоте Возлюбленного, и даже если их бросят в адское пламя, они не откажутся от поклонения и призыва к Нему, и даже если их не впустят в рай, они не перестанут поклоняться Ему. Без сомнения, таких людей вряд ли можно найти в многомиллионном количестве.

Так вот, если мы принимаем кантовское понятие «все или ничего» и верим, что поступок является нравственно хорошим только тогда, когда он соответствует всем необходимым условиям и возможностям, и в нем не имеется ни малейшего недостатка, это означает, что единственно приемлемым поклонением является поклонение высшей степени, которое совершается исключительно из благодарности и почтения к Богу, и тогда принимается только поклонение искренних друзей Аллаха, а не поклонение тех, кто желает рая или боится Божественного наказания. Ислам не приемлет такой близорукий и фанатичный взгляд.

Чтобы облегчить положение служителей Божьих и устранить любые трудности или препятствия на их пути, ислам рассматривает различные степени в том, что касается поклонения и других обязательных действий — степени, которые начинаются с минимальных требуемых способностей и условий, то есть обладания самыми малыми величинами, вплоть до высшей степени или того уровня, на котором человек обладает всеми необходимыми возможностями и условиями, и достижение его означает достижение человеком высшего духовного статуса.

Это напоминает поклонение таких личностей, как Повелитель Правоверных (мир ему!) и ученики его школы [мактаб], которые достигли самого высокого положения и знания и достигли высшей степени служения Богу. Однако поклонение тех, кто ниже их и достиг более низкого положения, и поклонение Богу из желания обрести духовные награды и воздаяния также приемлемо. То же самое касается и поклонения тех, кто стоит еще ниже их и поклоняется Богу из страха перед Его наказанием. Их поклонение также имеет определенную ценность.

 

Ранжированные модели исламского правления

Основа ценностей в исламе заключается не в принципе «все или ничего» и не представляет собой какой-то один уровень. Ценности имеют различные степени, которые начинаются с самой низкой степени и заканчиваются самой высокой. То же самое относится и к исламской политической системе. Ислам представляет собой идеальную форму правления, которая может быть реализована при определенных обстоятельствах теми, кто обладает исключительными качествами, способностями и достоинствами, которых нельзя найти у других. В действительности, эта форма исламского правления может быть реализована только теми, кто обладает непогрешимостью [‘исмат] и не имеет ни малейшего недостатка и порока в своем мышлении, речи или действиях.

Это высшая форма исламского правления, которую можно было до сих пор описать — правительство, возглавляемое тем, кто не только воздерживается от мыслей о грехе, но и не совершает даже неосознанных ошибок. У него нет ни малейшего порока, и он полностью придерживается того, что хорошо, в совершенстве знает свод исламских законов и в точности их исполняет. Это именно та идеальная форма правления, которая была реализована пророками, включая Пророка Ислама (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), и во время короткого правления Повелителя Правоверных (мир ему!).

Конечно, можно представить и более идеальный вариант, чем этот, но его невозможно реализовать, а именно ту форму правления, при которой глава исполнительной власти, а также все командующие, губернаторы и мэры являются непогрешимыми [ма’сум].

Как мы уже говорили, эта форма правления никогда не будет реализована, потому что ни в какой период времени количество безгрешных личностей не будет таким, чтобы они могли занимать все государственные посты. Единственная идеальная форма, которая может быть воплощена в реальность – это та форма, в которой непорочный человек возглавляет правительственную иерархию. Кроме того, эта идеальная форма будет воплощена только во время присутствия непорочного руководителя после устранения всех препятствий для его правления.

Таким образом, в исламской политической системе были рассмотрены различные этапы и степени правления. После неудачной попытки установить высшую форму исламского правления во главе с непорочным (в период сокрытия Имама) мы не должны отказываться от попыток создать исламское правление.

В случае недоступности непогрешимого Имама мы должны доверить управление тому, кто с точки зрения знаний, богобоязненности и управленческих талантов, высшая степень которых может быть найдена исключительно в непорочном, поскольку он обладает непогрешимостью в знаниях, мотивах и действиях — ближе всего к непогрешимому Имаму. В отсутствие такого человека управление должно быть доверено тому, кто ниже его по положению, и надо идти дальше от одного к другому, пока очередь не дойдет до того, кто обладает наименьшей квалификацией для управления государством. При наличии более низкой степени цели правительства никогда не будут осуществлены. Ни при каких обстоятельствах не следует выбирать такую форму правления.

 

Рациональное доказательство системы вилаят аль-факих

Идеальная и высшая форма исламского правления, которая является желательной в соответствии с исламом – это правление непорочного. Если его идеальная форма не может быть установлена из-за отсутствия непорочного, то для правления должен быть избран тот, кто ближе всего к непогрешимым как по своим знаниям, так и по своим деяниям. Он не может быть никем иным, как компетентным факихом, который, благодаря заслугам, способностям и близости к непогрешимым с точки зрения своих знаний, поведения и управленческих навыков, считается преемником непогрешимого имама.

Итак, обоснование системы вилаят аль-факих заключается в том, что при отсутствии прямого доступа к непогрешимому имаму, государственными делами должен руководить компетентный факих, который превосходит остальных в знании законов, в благочестии, даже в социально-политических вопросах, в соблюдении социальной справедливости и исполнении законов, и обладает политической хваткой для управления обществом и практическими навыками в применении законов, в борьбе со злом и плотскими желаниями, предпочитает интересы ислама личным и фракционным интересам.

По этому поводу, вероятно, можно сказать: поскольку у нас нет прямого доступа к непорочному, необходимая для исламского правителя квалификация больше не является необходимой или заслуживающей доверия — ни знание исламской юриспруденции, ни богобоязненность, ни управленческие навыки. Любой может выдвинуть свою кандидатуру для управления мусульманами, и если большинство людей примет его, то его власть должна быть авторитетной и обязательной. На самом деле эта гипотеза основана на принципе «все или ничего».

То есть, если высшая форма квалификации, которой обладает только непорочный, недоступна для нас, эти же самые качества в их более низких формах больше не имеют значения. Если никто не обладает благочестием непогрешимого Имама, то благочестие вообще не нужно правителю. Порочный человек, совершающий смертные грехи, также может занимать высший пост в исламском государстве. Тот, кто не обладает элементарными знаниями в области фикха, также может занимать высший пост в исламском государстве. Согласно исламской политической системе, это представление вообще не имеет никакого оправдания и категорически отвергается. Это может быть оправдано только в западной демократической теории.

В мусульманских странах некоторые интеллектуалы, обладающие поверхностными и скудными знаниями об исламе, смешали свое понимание ислама с принципами западной культуры и поддались эклектике. Поддерживая демократическую модель, они на практике показывают, что приняли концепцию «все или ничего». Эти недалекие мусульмане верят, что в эпоху присутствия непогрешимого имама исламским обществом должен править он, а в его отсутствие критерием должно быть мнение большинства, и никакое условие, кроме общего признания, не должно быть обязательным. Такая точка зрения никоим образом не совместима и не согласуется с исламской точкой зрения и господствующим духом исламских законов.

Ислам установил для своих законов различные уровни. В своей системе ценностей он также учел различные степени ценности. Что касается социальных вопросов, мы также можем отметить, что в нем учитываются особые или специфические условия для некоторых социальных вопросов. В случае несоблюдения всех необходимых условий приемлемыми являются те условия, которые могут быть выполнены. С целью прояснения этого момента мы рассмотрим вопрос о благочестивом пожертвовании [вакф], который является одним из социальных законов ислама.

В заповедях о вакфе указано, что, если имущество, пожертвованное на благотворительные нужды [маукуфа], предназначено для определенного использования, оно должно использоваться только для этого конкретного предназначения. Теперь, если это конкретное использование практически больше недоступно и не имеет объективного воплощения, то благочестивое пожертвование должно быть использовано для тех нужд, которые более всего напоминают его изначальное предназначение. Например, наши предшественники сделали много благочестивых пожертвований, чтобы обеспечить кормом верховых животных паломников к священной усыпальнице Господина Мучеников (мир ему!). Доход от пожертвованных ими владений тратился на корм лошадям и верблюдам, на которых паломники ездили в мавзолей Имама аль-Хусейна (мир ему!) в Кербеле.

Однако, поскольку это предназначение сейчас неосуществимо, поскольку никто больше не отправляется в Кербелу для паломничества верхом на лошади или верблюде, а путешествия совершаются воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом, должны ли мы отказаться от этих пожертвований и не рассматривать какую-либо пользу от них, руководствуясьь принципом «все или ничего», или, как того требует исламская перспектива или подход, должны выбрать другие варианты, в наибольшей степени напоминающие предыдущее предназначение, чтобы обеспечивать топливом самолетов и транспортных средств паломников в Кербелу?

Точно так же, если даритель [вакиф] пожелает, чтобы после него любой из его сыновей, который станет муджтахидом, взял на себя управление его вакфом, но ни один из его сыновей не стал муджтахидом, хотя один из них почти достиг иджтихада или почти является муджтахидом, останется ли вакф без опекуна, если ни один из потенциальных опекунов не будет обладать полной квалификацией? Или мы должны выбрать второго по уровню квалификации в отсутствие опекуна, обладающего совершенной квалификацией, т.е. в отсутствие муджтахида выбрать того, кто почти достиг уровня иджтихада?

В религиозных и социально-политических вопросах есть много примеров, которые и разум, и религия рассматривают как имеющие множество степеней. Точно так же в исламском государстве рассматривались различные степени правителей. В случае отсутствия высшей степени, то есть непогрешимого имама, как в нынешний период сокрытия, управление должно быть поручено тому, кто является заместителем непогрешимого Имама (мир ему!) и находится ближе к нему во всех отношениях, и это не кто иной, как компетентный факих.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org


[1] Бихар аль-анвар. Т. 41. С. 14.

[2] Нахдж аль-Балага. Изречение 237.