Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 34: Положение исламских законов и превосходство нашей системы над другими системами

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Связь непреложных законов ислама с государственной структурой и изменяемыми законами

Как уже было сказано ранее, люди утверждают, что законы и постановления, необходимые нашему обществу, должны приниматься и ратифицироваться в законодательном собрании. Если полагаться только на те законы и постановления, которые упоминаются в исламских текстах, таких как Книга Аллаха и Сунна, мы никогда не сможем удовлетворить потребности общества. Учитывая, что в исламской республиканской системе законы ратифицируются депутатами Меджлиса — на основе системы, которую можно видеть и в других демократических странах — почему же мы тогда настаиваем на том, чтобы называть нашу систему «исламским правленим» и представлять законы, ратифицированные Меджлисом, как «исламские законы»?

Нет никаких сомнений в том, что в каждой стране народные представители действуют в соответствии с доминирующей там культурой и учитывают ценности общества в процессе ратификации законов. Само собой разумеется, в нашей стране, население которой является мусульманским и в которой доминируют определенная культура и ценности, депутаты Меджлиса более-менее учитывают религиозную культуру и ценности. Но в любом случае процесс принятия законов в нашей стране – это процесс, который можно видеть в демократических странах. Поэтому, какая необходимость говорить, что наше правление является исламским, и что в нашей стране действуют исламские законы?

Как мы уже говорили, ответ на это возражение заключается в том, что законы ислама делятся на две категории: (1) неизменные законы и (2) изменяемые законы, которые также меняются в зависимости от обстоятельств времени и места. Несмотря на изменения и преобразования в человеческих обществах и возникновение различных условий с точки зрения времени и места, неизменные законы ислама не меняются. Их форма и содержание остаются постоянными и неизменными. Они должны соблюдаться при любых обстоятельствах и в любое время. Теперь, если при ратификации действующих законов страны не соблюдаются неизменные законы ислама, а ратифицированные законы противоречат законам и указам исламской религии, эти законы не являются исламскими, даже если они единогласно ратифицированы народными депутатами.

Любой закон, противоречащий исламу, не имеет легитимности и юридической силы. На самом деле его вообще нельзя рассматривать как закон. Как предусмотрено в статье 4 Конституции нашей страны, все законы и постановления исламской страны должны соответствовать исламским законам и стандартам. Если принятый законопроект противоречит религиозным принципам, он не имеет юридической силы.

Поэтому непреложные законы ислама, упомянутые в Коране, и подлинных достоверных преданиях, должны соблюдаться, и никакие изменения или исчезновение некоторых условий не могут повлиять на них. Между тем, у нас есть ряд изменяемых законов, которые определяются компетентным органом в соответствии с потребностями и условиями времени и места.

В современной культуре изменяемые законы известны как статутные законы, которые принимаются и ратифицируются законодательными органами, но в исламской культуре и юридическом языке изменяемые законы представляют собой те же административные законы, принятие и ратификация которых находятся на усмотрении вали аль-факиха, который может издавать и применять специальные постановления, соответствующие изменяющимся условиям и потребностям общества. По крайней мере, ратифицированные постановления, подлежащие исполнению, должны одобряться и утверждаться им.

Конечно, иногда вали аль-факих непосредственно издает законы и постановления, и иногда эти законы утверждаются различными экспертами в консультативном органе при вали аль-амр аль-муслимин после их достаточного изучения и обсуждения. В любом случае, согласно исламу, авторитетность статутных законов и постановлений зависит от санкции и одобрения со стороны вали аль-амр аль-муслимин, в противном случае они вообще не имеют обязательной силы.

Вали аль-амр аль-муслимин или любой другой законодательный орган не имеет права издавать статутные законы и постановления в соответствии со своими личными прихотями, пренебрегая общими принципами, стандартами и ценностями ислама. Другими словами, статутные законы и изменяемые постановления должны разрабатываться и ратифицироваться в рамках общих непреложных законов и постановлений ислама факихом или экспертом в религиозных и юридических вопросах, который имеет возможность применять их к конкретным случаям.

Поскольку это трудная задача, в Конституции Исламской Республики Иран предусмотрено, что законопроекты, ратифицированные Исламским совещательным собранием, должны быть окончательно одобрены Наблюдательным советом, который состоит из выдающихся юристов и экспертов по правовым вопросам, призванных следить за тем, чтобы эти законы и постановления, ратифицированные Меджлисом, не противоречили исламским стандартам.

 

Первичные и вторичные законы и гипотетическое противоречие вторичных законов исламу

Некоторые люди воображают, что временные административные указы и законы, принятые в соответствии с определенными обстоятельствами времени и места, в некоторых случаях противоречат законам ислама. Это происходит потому, что люди всегда склонны рассматривать в качестве божественных законов ислама только первичные законы, не зная, что вторичные законы, принятые для особых условий, также рассматриваются как религиозные законы. В исламе также есть ряд других законов, которые называются «вторичными законами» и относятся к чрезвычайным случаям и особым условиям. Некоторые из этих второстепенных законов также упоминаются в Книге Аллахе и Сунне, в то время как другие упоминаются в других религиозных источниках. Их принятие находится на усмотрении вали аль-амр аль-муслимин.

Например, мы обязаны совершить малое омовение [вуду] перед совершением наших молитв. Если для нас является обязательным [ваджиб] большое омовение [гусль] перед молитвой, то мы должны совершить большое омовение. Обязательный характер вуду и гусля является частью основных законов, предназначенных для обычных ситуаций, когда наши тела физически здоровы, а вода не вредна для нас и имеется в наличии. Но в исключительных ситуациях, когда из-за болезни мы не можем совершить омовение, поскольку вода вредна для нашего здоровья, или у нас нет доступа к воде, совершение сухого омовения [тайаммум] становится обязательным вместо вуду и гусля в качестве вторичного закона. По этой причине говорят, что если у вас нет доступа к воде, или если вода вредна для вашего здоровья, тайаммум считается экстренной заменой вуду и гусля.

Когда в Коране и преданиях упоминаются первичные законы, а также вторичные законы, которые также называются «чрезвычайными законами», мы не можем заметить никакой разницы между ними, потому что на практике субъектом первичного закона, такого как норма о вуду и гусле, является тот человек, у которого есть доступ к воде, и чьему здоровью вода не вредит, в то время как субъектом вторичного закона, такого как норма о тайаммум, является тот, кто не имеет доступа к воде, или для здоровья которого вода вредна. Таким образом, некоторым людям велено совершать омовение, а другим – сухое омовение.

Однако в некоторых случаях, вопреки основным законам, действуют специальные законы, которые подходят для исключительных и чрезвычайных ситуаций и особо не упоминаются религией. Здесь говорится, что первичные законы должны исполняться, если они не вызывают проблем и затруднений, потому что ислам не хочет, чтобы рабы Божьи подвергались невыносимым затруднениям при выполнении своих обязанностей:

«…и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (Коран, 22:78).

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран, 2:185).

Примечательным моментом является то, что в некоторых случаях чрезвычайные законы и их замена первичными законами упоминаются в религии, а в других случаях другие чрезвычайные или вторичные законы не упоминаются. Однако на вали аль-амр аль-муслимин возлагается обязанность определять обязанности народа, если какие-то конкретные основные законы не могут быть исполнены или их выполнение приведет к невыносимым затруднениям. Итак, вали аль-факих объявляет в соответствии с исламскими стандартами вторичные законы ислама, потому что ислам предписал ему определять обязанности людей в случае возникновения проблем и затруднений, из-за которых выполнение определенных первичных законов может быть приостановлено.

Таким образом, поскольку они знакомы лишь с основными законами ислама, когда вали аль-амр аль-муслимин или законодательный орган исламского государства принимает какой-то закон, противоречащий основным законам, некоторые люди утверждают, что такой закон противоречит исламу. Дело в том, что указанный закон не противоречит ни исламу, ни религиозным законам, а скорее противоречит первичным законам ислама, поскольку относится к вторичным законам. Бесспорно, вторичные законы также считаются частью исламских законов.

Согласно исламу, путешественник не должен поститься, но местный житель или человек, не являющийся путешественником, должен поститься. Никто не считает, что отказ путешественника от поста противоречит заповедям ислама, потому что сам ислам прямо предписал, что путешественник или больной человек не должны поститься. Аналогичным образом, в отношении социальных, гражданских, судебных и коммерческих законов, если действие соответствующих первичных законов приводит к невыносимым затруднениям для людей, применение этих законов приостанавливается. В соответствии со специальными правилами и положениями вали аль-амр аль-муслимин принимает новый закон или указ, соответствующий требованиям времени и места. Определенно, упомянутый вторичный закон не противоречит исламу. Он может противоречить основным законам ислама, но ислам включает в себя как первичные, так и вторичные законы.

Ввиду новых потребностей, которые постоянно возникают в исламском обществе в результате изменения социальных условий, таких как расширение дорог или необходимость управления городом и поддержания его чистоты и благоустройства, или необходимость в системе водоснабжения и канализации, электроснабжения и других, которых раньше не существовало —и из-за сложности социальных условий, демографического взрыва и других социально-экологических факторов эти потребности больше не могут удовлетворяться самими людьми, поскольку они не похожи на потребности прошлых обществ, которые могли удовлетворяться самими людьми. Таким образом, соответствующие власти должны издавать специальные постановления.

Наша точка зрения заключается в том, что эти постановления не являются безосновательными и не формулируются бесцельно в соответствии с личными прихотями. На самом деле, эти второстепенные законы и постановления должны находиться в рамках общих законов ислама. Не имеет значения, указывают ли эти вторичные законы на предпочтение более важного перед менее важным, или их принятие зависит от требований времени и места. В нашей системе эта часть вторичных законов обычно утверждается Исламским совещательным собранием с санкции и одобрения вали аль-факиха. Следовательно, такие законы не выходят за рамки исламских законов, потому что они либо утверждаются указом вали аль-амра аль-муслимин, либо разрабатываются в соответствии со специальными правилами и положениями, такими как «трудности и неудобства» [‘уср ва харадж], «исключение вреда» и другие принципы [кава‘ид], имеющиеся в фихе.

Таким образом, нельзя отказываться от Книги Аллаха и Сунны и принимать законы в соответствии с волей и диктатом народа под таким простым предлогом, что в исламском правлении некоторые временные постановления и изменяемые законы не упоминаются в Коране и Сунне. Непреложные законы ислама должны обязательно соблюдаться, а изменяемые законы также должны приниматься вали аль-факихом или теми, кому он предоставил полномочия в рамках основных законов и общих указов.

 

Недостатки демократических систем

Как мы уже говорили ранее, структура государства подобна пирамиде с тремя наклонными сторонами, которыми являются: (1) законодательная власть, (2) исполнительная власть (3) и судебная власть. Эта пирамидальная форма правления приобрела популярность со времен Монтескье, который выдвинул теорию разделения властей.

В настоящее время государство имеет три ветви власти, но это не обязательно означает, что такая же схема должна сохраняться и в будущем. В связи с новыми достижениями или появлением новых социальных условий могут произойти изменения в структуре правительства. Например, могут быть созданы дополнительные ветви власти, которые, в свою очередь, сделают структуру государства четырехугольной или, возможно, пятиугольной. Тем не менее, следует отметить, что основное правило и принцип нашей системы заключается в том, что все полномочия, составляющие структуру государства, сходятся друг с другом на вершине пирамиды.

То есть, если мы сравним структуру правления, состоящую из различных полномочий и цепочек командования, с пирамидой, то по мере того, как мы будем спускаться вниз по каждой из ее сторон, мы будем обнаруживать все больше децентрализованных и рассредоточенных полномочий. У основания пирамиды мы увидим многочисленные правительственные ведомства. Но по мере того, как мы постепенно поднимаемся вверх, полномочия правительственных структур становятся все более централизованными и интегрированными, пока, наконец, все эти полномочия не пересекаются на вершине пирамиды, где эти разрозненные и многочисленные полномочия достигают единства и ясности.

В пирамиде власти три стороны власти постепенно сходятся на вершине, и эта точка является местом соединения и интеграции всех властей. Так сказать, полномочия всех властей и их ветвей объединяются, и именно в этой точке они разделяются и разбегаются по разным сторонам — исполнительной, законодательной и судебной властей, каждая из которых имеет свою собственную иерархию власти или субординации.

 

Необходимость координирующего органа ветвей власти

Действительно, государственная система состоит из трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной — но они должны быть связаны друг с другом. Поскольку все они составляют единый государственный аппарат, между ними должно иметься некое координирующее учреждение или объединяющий фактор. Из-за отсутствия этого объединяющего фактора во многих демократических системах мира можно заметить отсутствие координации, что иногда даже приводит к общенациональному кризису. С целью предотвращения таких кризисов в некоторых системах были приняты определенные меры. Одной из таких мер является предоставление президенту права вето.

Например, законодательный орган имеет право принимать и ратифицировать законы, и в соответствии с его функцией члены конгресса ратифицируют тот или иной законопроект после продолжительных дебатов и обсуждений. Затем указанный законопроект утверждается членами сената. Однако, поскольку президент имеет право накладывать вето и приостанавливать действие законопроектов, ратифицированных парламентом, он может наложить вето на ратифицированный законопроект и приостановить его реализацию, по крайней мере, на ограниченное время. Если бы законодательство было правом законодательной власти, а исполнительная власть не имела права вмешиваться в дела законодательной власти, то как бы исполнительная власть наложила вето на законопроект, ратифицированный законодательной властью, и приостановила его реализацию? Таким образом, полное разделение властей непрактично. Всегда существует своего рода дублирование функций между законодательной и исполнительной властями.

Аналогичным образом, из-за отсутствия координирующего органа и объединяющего фактора в некоторых странах иногда возникают трения между тремя ветвями власти в результате политических разногласий между партиями. Иногда это приводит к тому, что страна остается без правительства или кабинета, таким образом, оказываясь практически парализованной. Например, правительство или кабинет министров формируется и осуществляет полномочия, но через некоторое время парламент его распускает, и, таким образом, оно распадается.

Также имеется возможность, что в течение определенного периода новое правительство или кабинет не могут быть сформированы, потому что кандидат на пост премьер-министра, намеревающийся сформировать правительство, не может набрать большинство голосов в парламенте. В парламентских системах правящей партией, которая может сформировать правительство, является та партия, которая имеет абсолютное большинство мест в парламенте или может получить большинство голосов благодаря союзу с другими партиями.

Недавно в одной из соседних с нами стран какое-то время не было правительства или кабинета министров, потому что кандидат, выдвинутый на пост премьер-министра, не смог набрать большинство голосов депутатов. Члены парламента занимаются также и текущими делами страны, но всякий раз, когда премьер-министр и его заместители назначаются лишь временно, естественным образом получается так, что они не относятся к своей работе серьезно. Например, страна, чьи чиновники медлят и проявляют небрежность в течение шести месяцев, очевидно, понесет большие убытки.

В некоторых политических системах президент имеет право в особых обстоятельствах временно распустить парламент. Таким образом, исполнительная власть открыто вмешивается в дела законодательной власти и даже распускает законодательный орган. Несомненно, такое вмешательство приводит к напряженности, разногласиям и даже серьезным кризисам. Причина этого заключается в том, что либо законами этих систем не был заранее предусмотрен некий значимый и влиятельный фактор предотвращения таких кризисов, либо предусмотренный для этого фактор не настолько эффективен. Например, в некоторых системах институт президента рассматривается как простая церемониальная должность и не обладает исполнительной властью. Время от времени, когда страна сталкивается с кризисом, именно президент обеспечивает стабильность, разрешая кризис. На самом деле он демонстрирует свою роль и функции только во время кризиса.

 

Координация ветвей власти в системе вилайят аль-факих

В существующих на данный момент в мире системах предусмотрены меры для спасения страны от кризиса в случае вмешательства властей в дела друг друга, но ни одна из этих мер или решений не является достаточной, и проблема или трудность сохраняются. Однако в системе вилайят аль-факих, которая, к сожалению, преподносится некоторыми предвзятыми авторами как реакционная, такие ситуации были приняты во внимание. Всякий раз, когда страна сталкивается с кризисом, есть фактор, который направляет нацию, с благоразумием и проницательностью разрешает кризис и не позволяет стране погрузиться в пучину гибели.

Как и в других странах, у нас также есть исполнительная власть, возглавляемая президентом, а также судебная и законодательная власти, которые отделены друг от друга. Но они являются представителями одной и той же системы и объединяются на вершине политической пирамиды. Все эти ветви власти сходятся в одной точке. Центральной и главной точкой системы, расположенной на вершине пирамиды, является вали аль-факих, который объединяет все силы и объединяет их.

В отличие от других систем, в которых либо нет никакого координирующего органа или объединяющего фактора, либо, если таковой имеется, он очень слаб и ограничен в полномочиях, в системе вилайят аль-факих три ветви власти находятся под руководством и контролем единого координационного центра системы, а именно вали аль-факиха. Он также является гарантом Конституции. Он следит за тем, чтобы исламские законы, ценности, цели и идеалы Революции не были нарушены. Он также служит координирующей инстанцией между тремя ветвями власти, призывая их всех к товариществу, единству, дружбе и взаимопониманию. Если страна сталкивается с какой-либо серьезной напряженностью, он ослабляет ее и спасает страну, оказавшуюся на грани катастрофы.

В течение более чем двадцати лет после победы Исламской революции, будь то во времена выдающегося Имама (да пребудет над ним милость Аллаха!) или Верховного Лидера (да продлит Аллах его величественное присутствие!), во многих случаях страна переживала интенсивные кризисы, вызванные определенными спорами и напряженностью, которые волей-неволей возникали в обществе. Если бы не мудрое руководство Лидера, наша страна столкнулась бы с кризисами, которые сегодня переживают такие страны, как Турция, Пакистан, Бангладеш и Афганистан. К счастью, благодаря присутствию этой святой личности и его положению, а также любви и нежных отношений между ним и народом, такие кризисы были преодолены.

 

Превосходство системы вилайят аль-факих над другими системами

Сравнивая исламскую систему нашей страны с существующими в мире демократическими системами, которые в настоящее время известны как самые передовые государственные системы, стоит перечислить отличительные признаки исламских систем:

  1. Внутренняя сплоченность

Первое отличие нашей системы – это ее внутренняя сплоченность. Мы показали пример внутренних противоречий этих систем, заявляющих о том, что ни одна ветвь власти не должна вмешиваться в дела другой, но на самом деле мы не знаем ни одной системы, в которой три ветви власти были бы полностью независимы и не вмешивались бы в дела друг друга, и в которой не нарушался бы закон. Они санкционировали определенную степень вмешательства в дела друг друга, не говоря уже о незаконном вмешательстве, нарушениях и давлении, оказываемом одной ветвью власти на другую.

Мы действительно можем наблюдать, как одна ветвь власти пользуется властью и оказывает давление на другие. Как только в распоряжении исполнительной власти оказываются военные силы и правоохранительные органы, экономические и финансовые средства, а также бюджет страны, на практике в ее распоряжении оказываются все инструменты давления, и глава исполнительной власти может злоупотреблять своей властью, когда захочет.

Таким образом, в демократических системах всего мира можно наблюдать своего рода внутреннее противоречие. Однако в нашей системе этого противоречия не существует, хотя все три власти отделены друг от друга, и каждая из них обладает независимыми полномочиями. Это потому, что в нашей системе есть координирующий и объединяющий элемент, называемый вали аль-факих, который в силу своей власти над тремя ветвями власти координирует и объединяет их.

Как стержень системы, он предотвращает возникновение любого кризиса. Мы даже были свидетелями того, как во многих случаях Верховный лидер предотвращал возникновение напряженности между должностными лицами трех ветвей власти. Всякий раз, когда возникал кризис, глава исполнительной власти официально просил его разрешить этот кризис, используя предоставленные ему полномочия, что он и делал. Вали аль-факих напрямую не является главой ни одной из трех ветвей власти, но он назначает главу каждой из этих властей, и, согласно Конституции, он подтверждает [танфиз] результаты голосования народа. Именно вследствие утверждения или назначения с его стороны статус и функции каждого из глав трех ветвей власти приобретают легитимность и официальный характер.

  1. Внутренняя и психологическая гарантия исполнения законов

Второе отличие нашей системы – это внутренняя и психологическая гарантия исполнения законов, которая существует в отдельных людях. Эта внутренняя гарантия исполнения законов проистекает из чувства религиозной ответственности за соблюдение законов и постановлений этого исламского государства. Такой внутренней гарантии или контроля не существует в других системах. Почти во всех других системах законы навязываются людям силой и насилием. Всякий раз, когда люди чувствуют больше свободы и меньше контроля над собой, они избегают подчинения законам.

Часто можно услышать, что некоторые люди говорят о соблюдении закона и порядка в европейских странах. Они утверждают, например, что в западных или европейских странах люди спонтанно и инстинктивно действуют в соответствии с законами и постановлениями и платят налоги. Эта внешняя дисциплина и порядок обусловлены развитой системой контроля, которая заставляет людей соблюдать законы и платить налоги. Из-за этого лишь немногие могут нарушать законы.

Система сбора налогов там, благодаря многовековому опыту, особенно за последние полвека, выработала сложный, но точный механизм. Благодаря этому налоги собираются с населения на дифференцированной основе, и массы охотно платят их. Однако, гигантские компании, сотрудничающие с государственными чиновниками и устанавливающие связи с представителями власти, пытаются уклониться от уплаты налогов.

На данный момент я считаю необходимым сказать тем, кто увлечен Западом, что их разговоры о порядке, дисциплине и высоком уровне культуры – не что иное, как пустая риторика, которая далека от истины. Например, утверждается, что в западных странах водители добросовестно соблюдают правила дорожного движения и поддерживают образцовый порядок и дисциплину. Это утверждение не соответствует действительности. Я приведу пример, который опровергает это утверждение.

Меня пригласили выступить с речью в Филадельфийском университете в Соединенных Штатах. Чтобы увидеть города и поселки по пути, я поехал на машине из Нью-Йорка в Филадельфию. По пути я заметил, что водитель машины обычно ставил перед собой некое устройство и через некоторое время убирал его. Он повторял это много раз. Это пробудило во мне чувство любопытства, и я спросил его о том, какая польза от этого изобретения.

Он сказал, что в Америке ограничение скорости составляет 90 миль в час. Чтобы обнаружить любое нарушение, полиция установила вдоль автомагистралей радары. Поскольку движение и скорость транспортных средств контролируются радаром, данное устройство используется для его подавления. Это устройство можно легко продать и купить на рынке. Зная это, полицейские стоят вдоль автомагистралей, чтобы останавливать и штрафовать водителей, которые с помощью этого устройства подавляют полицейский радар и превышают скорость. Таким образом, установив указанное устройство, они могут ездить с любой скоростью, которая им нравится. Всякий раз, проезжая возле полицейских, они прячут его, а потом устанавливают снова!

Вы можете видеть, что для того, чтобы обойти правила и сделать бесполезным механизм мониторинга правоохранительных органов, они изобрели некий контрприем, и этот прибор в изобилии продавался на открытом рынке. Тем не менее, мы полагаем, что у американцев такая прогрессивная культура, что они охотно и радостно подчиняются предписаниям и поддерживают порядок и дисциплину. Уголовные преступления, которые, как сообщается, происходят там каждый день, имеют долгую историю. Знакомый, вернувшийся в Иран после многих лет проживания в Америке, сказал, что в Америке нет ни одной средней школы, в которой не было бы вооруженных полицейских. Тем не менее, время от времени мы становимся свидетелями убийств в этих школах. Например, вооруженный ученик недавно насмерть застрелил своих одноклассников и учителя! Это пример порядка и дисциплины в этой стране!

Главным фактором, который побуждает людей на Западе соблюдать закон, является внешний фактор — страх перед штрафом, тюремным заключением или физическим наказанием. Если бы они не только боялись этого сдерживания и могли бы сделать неэффективной систему мониторинга правоохранительных органов, то большинство из них без колебаний нарушили бы законы. Однако в исламской системе, помимо этого внешнего сдерживающего фактора, который так же там имеется, существует и более важный фактор, и, если его культивировать среди людей, он имеет большой потенциал для решения социальных проблем. Это внутреннее сдерживание, которое заставляет людей подчиняться постановлениям и законам.

Этот фактор проистекает из веры в необходимость соблюдения законов и постановлений исламского государства. На самом деле люди считают подчинение законам частью своих религиозных обязанностей. Если бы не были установлены исламская система или государство, и имам как лидер и религиозно-правовой авторитет [марджа ат-таклид] не объявил бы повиновение законам исламского государства религиозно обязательным, люди подчинялись бы законам только для того, чтобы быть застрахованными от физического наказания или штрафа.

В настоящее время, повинуясь вали аль-амр аль-муслимин, религиозный и революционный народ Ирана действует в соответствии с законами и постановлениями государства, хотя в некоторых случаях они знают, что эти законы работают не в их пользу. Эта внутренняя гарантия исполнения законов, которая проистекает из веры людей и является очень важным и ценным фактором в убеждении людей соблюдать законы, есть в нашем обществе, но мы не до конца понимаем ее ценность.

Этот фактор заставляет людей считать законы исламского государства законами Бога и повиноваться им как угодным Ему, и, таким образом, имея чувство религиозной и божественной ответственности, они следуют им и считают их нарушение грехом. Конечно, мы не отрицаем, что в нашей системе также есть случаи нарушения закона, но по сравнению со случаями соблюдения законов эти нарушения незначительны. Если бы процент нарушений был больше, чем процент послушания, больше не могло бы быть прогресса, и система распалась бы.

  1. Лидер, обладающий высшей степенью благочестия и заслуг

Третье отличие нашей системы по сравнению с другими системами заключается в том, что Верховный лидер должен обладать высочайшим уровнем благочестия, моральной целостности и личного честности, потому что он является заместителем Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и Имама Времени (мир ему!). Люди признают его проявлением и воплощением личности Имама Времени (мир ему!). Таким образом, они также переносят на него свою любовь и привязанность к Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и Имаму Времени (да ускорит Всевышний Аллах его славное пришествие!).

Если Верховный лидер, который занимает высший пост и осуществляет все политические полномочия, допустит нарушение или грех, который ведет к нечестию и несправедливости, он автоматически будет отстранен от должности обладателя вилайята над мусульманами, так что не будет необходимости в судебном слушании или разбирательстве для доказательства преступления, это будет просто увольнение. Если он, не дай Бог, совершит преступление, это приведет к тому, что он потеряет справедливость и будет уволен. Единственная функция Ассамблеи экспертов – объявление его некомпетентным, потому что его увольнение является следствием потери им качества справедливости!

В мире нет политической системы, в которой высокопоставленные чиновники обладали бы такой моральной честностью, какой обладает Лидер в нашей системе. На самом деле лидеры некоторых стран открыто вовлечены в моральное разложение и грех. Например, в Соединенных Штатах Америки, одной из так называемых величайших, цивилизованных и прогрессивных стран мира, президента обвинили в моральной и сексуальной распущенности[1]. Некоторые свидетели засвидетельствовали факт совершенного им разврата и преступления, и он сам признался в этом. Однако, когда вопрос о его импичменте был поднят в Конгрессе, а затем передан в Сенат, большинство сенаторов оправдали его по этому обвинению.

Таким образом, он оставался у власти в качестве президента до конца своего срока, и после этого никаких проблем не возникло[2]. Все люди мира знали, что он совершил прелюбодеяние и лжесвидетельствовал, но из-за политического сотрудничества некоторых сенаторов необходимое количество голосов для объявления импичмента президенту не было получено, и оставление его на посту является воплощением морального разложения! Есть много подобных случаев с высокопоставленными чиновниками, которые открыто нарушали свои собственные законы и даже были осуждены в суде, но остались на своих постах благодаря своим политическим связям. Иногда их также избирали на другой срок.

Согласно исламу, если Лидеру не достает хотя бы одной квалификации, и он совершает преступление, его увольняют с поста, потому что, совершив тяжкий грех, он лишается справедливости и становится преступником. Следовательно, он оказывается не в состоянии руководить мусульманами. Больше нет необходимости в каком-либо судебном разбирательстве или голосовании Ассамблеи экспертов, чтобы доказать его преступление. Ни одна система в мире не проявляла такой суровости по отношению к государственным должностным лицам, особенно к высшему должностному лицу, то есть Лидеру.

  1. Соблюдение духовных и реальных интересов людей

Наконец, одним из наиболее важных отличий нашей системы является соблюдение реальных интересов людей. Как мусульмане, мы верим, что Бог лучше знает интересы людей, и мы хотим, чтобы эти интересы были реализованы в обществе. Это важное стремление не может увенчаться успехом иначе, как с соблюдением религиозных законов и установлений. На этой земле только Исламская Республика Иран, конституция которой (статья 4) предусматривает, что все действующие законы и постановления страны должны приниматься и выполняться на основе исламских стандартов. Если закон или ратифицированный законопроект противоречит общим принципам религии, он не имеет юридической силы. Поэтому единственная страна, законы которой гарантируют реальные интересы людей, – это наша страна.

Все знают, что эта система достигла своих целей благодаря жертвам нашего народа и крови мучеников, особенно мучеников «седьмого тира»[3]. Пожертвовав своими жизнями и своей ценной кровью во имя Революции, они передали нам честь, благородство и высокие ценности. Мы должны быть бдительны, чтобы лишиться этих ценностей из-за своей неблагодарности. Сегодня многие заняты тем, чтобы очернить сущность ислама, вилайят аль-факих, исламскую систему и исламские принципы, потому что эти ценности подобны шипам в их плоти. Они изо всех сил старались уничтожить их и нанести им удар, пуская в дело все свои способности, мастерство и хитрость.

Иногда они ставят под сомнение суть ислама и исламских законов в своих выступлениях и многотиражных газетах, говоря: «Сегодня больше не время говорить о ваджибе и хараме. Мы должны дать людям свободу решать самим и выбирать то, что им нравится!» Они также осмеливаются оскорблять вилайят аль-факих. Если бы высокопоставленные чиновники от культуры не отличались высокой терпимостью, они были бы привлечены к ответственности и наказаны по закону. Но эти чиновники не предпринимают необходимых действий.

Именно здесь, как революционные мусульмане и последователи Имама и Верховного Лидера, мы обязаны выявлять эти наглые и дерзкие элементы и не допускать, чтобы священная религия ислама, шиизм и ценности, которые являются средством нашего счастья в этом мире и в следующем, продавались по ничтожной и жалкой цене на ярмарке лживых политиков и продвигающих культуру без всякой идентичности, и это не принесет нам ничего, кроме позора, унижения и проклятия Бога, Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), ангелов и будущих поколений. Не бывать этому!


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org


[1]     Имеется в виду сексуальный скандал с участием экс-президента США Уильяма Джефферсона «Билла» Клинтона и Моники Левински, бывшей стажерки Белого дома. Палата представителей США одобрила две статьи импичмента Биллу Клинтону 19 декабря 1998 года, что сделало его лишь вторым президентом в истории США, которому был объявлен импичмент. Статья I обвиняет его в лжесвидетельстве в его показаниях об отношениях с Левински, в то время как статья III обвиняет его в препятствовании правосудию и фальсификации показаний свидетелей. Сенат США начал против него процесс импичмента по двум статьям, одобренным Палатой представителей, но 12 февраля 1999 года Сенат оправдал его по предъявленным ему обвинениям.

[2]     Стоит отметить, что на протяжении всей полемики опросы общественного мнения показывали, что подавляющее большинство американцев считали, что президент выполняет свою работу хорошо, и что его не следует подвергать импичменту или отстранять от должности.

[3] Речь идет о взрыве бомбы в штаб-квартире Партии Исламской Республики, совершенном членами Организации моджахедов иранского народа (ОМИН) 7 тира 1360 года солнечной хиджры (28 июня 1981 года), когда там находились первый глава судебной власти доктор аятолла Сейед Мохаммад-Хосейн Бехешти и 71 член партии, среди которых были представители органов судебной власти, мыслители, писатели и революционные деятели.