Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 36: Необходимость категоричности в осуществлении исламских предписаний

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Разум или совесть человека предлагают ему совокупность предписаний о том, что ему можно и чего нельзя, а также формулируют законы и нормы, которые налагают на него определенные ограничения. Однако, поскольку эти ограничения исходят изнутри самого человека, они не лишают его свободы. Никто никогда не утверждал, что диктат и увещевания совести лишают человека каких-либо свобод. Подобными этим внутренним увещеваниям и заповедям разума или совести (для тех, кто верит в Бога и Его религию) являются заповеди и предписания, исходящие из внешних источников, то есть из того, что дано Богом и Его Посланником (да благословит Аллах и приветствует его и его род!). Подобно тому, как разум или совесть требуют от нас определенных действий, Бог возложил на нас определенные обязанности, основанные на наших реальных интересах.

Благодаря Своему бесконечному знанию Бог полностью осведомлен об этих интересах, но они находятся за пределами нашего понимания. В этом случае, помимо совести или внутреннего «связанного» [муттасил] разума, Бог выступает в роли совершенного и бесконечного «отстраненного» (мунфасил] разума человека, которые распознает его интересы, пользу и вред, на основе которых Он требует от нас совершения определенных вещей, потому что эти вещи выгодны для нас, и воздержания от других вещей, потому что они вредны для нас.

Такого рода ограничение свободы человека проистекает из его личных или частных отношений с Богом и Его религией, не имея отношения к предметам политической философии и философии права, а потому, не представляя никакой проблемы с политической точки зрения. Все те, кто верит, признают на основе своих убеждений, что они должны делать определенные вещи и воздерживаться от других вещей, и что это обязательство не связано с обществом, а скорее проистекает из личных отношений человека с Богом, подобных отношениям с его разумом или совестью.

 

Социальное воздействие человеческой деятельности и необходимость существования государства

Речь идет о том, что те или иные действия не только связаны с соответствующим человеком и его жизнью в этом мире и в загробной жизни, но также влияют на других. Вот почему большинство мыслителей в мире считают, что должен существовать институт, который предотвращает любые действия, наносящие вред обществу, и наказывает виновных. Таким образом, в этом коренятся глубинный смысл и необходимость наличия государственного аппарата. Исходя из этого, все люди, за исключением анархистов, особенно политические и юридические эксперты, считают существование государства необходимым. Но мораль, или добро и зло, различаемые разумом или совестью человека в том, что касается его личной жизни, не имеет ничего общего с областью политики и государственного правления.

Другой момент, который рассматривается в этой связи, заключается в том, что помимо решения личных или частных духовных проблем, разум также ограничивает свободу человека. Может ли государственный аппарат ограничивать свободу? Ответ заключается в том, что в связи с общественной жизнью государство призвано ограничивать свободу. Оно издает законы и постановления, разрешает определенные действия, запрещает другие, а также штрафует, сажает в тюрьму или наказывает нарушителей. В некоторых государственных системах, включая исламскую систему, предусмотрены даже физические наказания, в том числе смертная казнь.

Итак, мы должны принять предположение, что государство в основном предназначено для ограничения социальных действий и социальной свободы. Принимая во внимание вышесказанное, очевидно, представление о том, что «свобода стоит выше государства и закона», является ошибочным. Государство должно ограничивать свободу. Заявлять о том, что ни один институт не может ограничить общественно-политическую свободу людей, все равно что сказать, что государство вообще не нужно, а существующее на данный момент государство является бесполезным, нелегитимным, незаконным и навязанным.

 

Источник легитимности власти и проблема демократии

После того, как мы признали, что общество должно иметь легитимное или законное государство, которое ограничивает социально-политические свободы, мы сталкиваемся с двумя фундаментальными вопросами: (1) Откуда государство приобретает свою легитимность и на основании какого права ограничивает свободу? (2) В какой степени государство может ограничивать свободу?

По нашему убеждению, легитимность демократического правительства не имеет четкого, приемлемого и убедительного обоснования, кроме как в свете исламской политической теории. Если мы говорим, что с помощью государства люди ограничивают свою собственную свободу, помимо того, что человек может по своему желанию ограничить свою свободу и контролировать свои действия без какой-либо необходимости в том, чтобы государство делало это за него, то эта точка зрения будет парадоксальной и противоречивой, потому что любой, кто хочет быть свободным, может не ограничивать свои действия и движения.

Новейшая и лучшая теория легитимности государства, выдвинутая на сегодняшний день в мире и принятая большинством людей, заключается в том, что народ делегирует часть своих прав государству. То есть человек, который является хозяином своей судьбы и может издавать законы и постановления для регулирования своих действий и ограничивать свою свободу, предоставляет государству право принимать и исполнять законы и постановления для управления его общественной жизнью. Это делегирование государству права на управление собой известно как демократия.

Существует много возражений по поводу теории демократии в ее современном понимании. Мы укажем только на три из них.

 

  1. Первое возражение

Имеет ли человек право осуществлять власть, устанавливать границы и оказывать давление на самого себя? Имеет ли он право наказывать себя? Бесспорно, все правительства, существующие сегодня в мире, устанавливают различные формы наказания для нарушителей закона. Итак, имеет ли человек право совершить самоубийство или он может делегировать другому право убить его? Если человек действительно имеет право совершить самоубийство, из этого следует, что он может позволить другим принять закон, на основании которого они могут приговорить его к смертной казни, если он совершит определенные преступления.

Но мы не сомневаемся, что никто не имеет права совершать самоубийство, потому что у него нет такой власти над своей жизнью, чтобы он мог положить ей конец по собственному желанию. Жизнь человека принадлежит Богу, и никто другой не имеет права причинять ей какой-либо вред. Согласно нашему религиозному или правовому пониманию, человек не имеет права даже причинять вред себе или своему телу. Никто не должен травмировать свое тело, например, ампутировать себе руку или палец, потому что тело человека принадлежит Богу, и человек не имеет над ним никакой власти, чтобы распоряжаться им по своему усмотрению. По сути, как может человек предоставить государству право принимать и утверждать судебные и уголовные законы и разрешать ему наказывать нарушителей и преступников, ампутировать руки ворам и казнить других преступников?

 

  1. Второе возражение

Давайте предположим, что мы принимаем идею о том, что человек имеет право осуществлять власть над своей жизнью и телом, может наносить вред своему телу и положить конец своей жизни. Он делегирует это право государству. В действительности те, кто признал государство, назначили законодательный орган своим агентом или представителем для ратификации законов и постановлений, включая гражданские и уголовные законы, касающиеся их общественной жизни. Аналогичным образом, они выбрали исполнительный орган в качестве своего представителя для исполнения законов. Однако в этом вопросе человек может только предоставить государству право осуществлять власть над собой. Он не имеет права наделять государство полномочиями осуществлять власть над другими и лишать их определенных прав и свобод.

Настоящее условие демократии заключается в том, что люди уполномочивают государство действовать в качестве своего представителя для принятия и исполнения законов, как это практикуется в демократических системах мира. Если правительство формируется большинством голосов, то есть более 50% проголосовавших, оно может принимать и применять законы и постановления для управления обществом, включая теми, кто не голосовал за это правительство. В действительности, как только больше половины людей — далеко не все из них — проголосуют за то или иное правительство, это правительство и его постановления получат официальный и легитимный статус, и все члены общества должны будут соблюдать эти постановления.

Серьезный вопрос заключается в том, что меньшая половина людей не проголосовала за правительство и не признала его своим представителем, принимающим решения от их имени. Как может правительство иметь какое-либо право издавать законы и постановления с целью регулирования их общественной жизни, и какое оно имеет право управлять ими и наказывать любого нарушителя из их среды? Таким образом, нет рационально приемлемой причины для того, чтобы правительство насильно управляло теми, кто выступает против него и не голосовал за него, и заставляло их подчиняться себе.

 

  1. Третье возражение

Клиент имеет право отстранить своего агента или уволить и аннулировать свое решение и выбор. Таким образом, если человек избрал своего представителя в парламенте, а затем отменил свое решение об избрании его своим представителем, то предполагается, что он имеет право отстранить его от этой должности. Более того, агент имеет право выбирать только то, чего хочет и желает его клиент. Он не имеет права делать выбор, противоречащий мнению его клиента. Таким образом, если все люди или их половина выступает против ратификации закона, какое право имеет правительство выполнять его?

Следовательно, нет убедительного критерия легитимности демократической системы. Единственное, что утверждают теоретики демократической системы – это то, что демократия или правление представителей, избранных большинством народа – это лучший метод и способ, который может быть выбран для управления страной или обществом. Если правительство будет сформировано на основе голосов меньшинства, и их требования будут выполнены, право большинства будет нарушено. В результате они восстанут против немногих, и, несомненно, будет трудно подавить их выступления. Таким образом, в соответствии с необходимостью правительство должно быть сформировано на основе голосов большинства и функционировать согласно их воле. Это не означает, что у правительства есть убедительное обоснование легитимности.

 

Легитимность государства в исламе

С исламской точки зрения, тот самый разум, который говорит человеку, что одно действие хорошо, а другое –  плохо, и что его родители, учителя и люди имеют на него определенные права, которые он должен соблюдать, говорит ему, что права Бога, который создал мир, его и всех людей, являются более значительными и глубокими, чем права всех остальных, и что он должен признать это. Теперь, если Бог — который является Нашим Господом и сотворил нас, и по чьей воле всё возникает и прекращает свое существование – замыслит, чтобы человек выполнял свои законы и правила, его позиция будет оправданной, независимо от того, принимают ее люди или не принимают.

Если Бог имеет величайшие права над людьми — пожалуй, даже все права принадлежат Ему — предоставляет право управлять людьми и осуществлять над ними опеку Посланнику (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), непогрешимому Имаму или заместителю непогрешимого Имама, он имеет право применять божественные законы в обществе, потому что он был назначен Тем, кому принадлежат все творения.

Следовательно, исламская политическая теория, на основе которой исламский правитель имеет право от имени Бога исполнять божественные законы и наказывать нарушителей и преступников, не имеет никакого противоречия, и эта теория отвечает рациональным принципам. Конечно, она приемлема для тех, кто верит в Бога. Те, кто не верит в Бога, конечно же, не примут эту теорию. Вначале мы должны будем доказать им существование Бога и сущность единобожия [таухид].

Они должны принять Бога и принять ислам, и тогда мы должны будем сесть вместе и обсудить исламскую политическую теорию. Таким образом, для тех, кто верит в Бога, Посланника (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и исламскую религию, наиболее рациональная легитимность правления, которая когда-либо могла быть задумана, заключается в том, что Господь вселенной делегирует право управлять людьми одному из своих рабов и назначает его правителем.

Познавая ислам и понимая его политическую теорию, мы узнаем, что помимо прав, которые люди имеют друг над другом, есть еще одно право, и это право Бога над людьми.

Если Бог приказывает своему слуге что-то сделать – даже если это идет ему во вред – он должен это сделать, потому что он подданный Бога и принадлежит Ему, и, будучи Господом, Бог может осуществлять власть над любым из своих рабов. Конечно, по своей бесконечной милости, благожелательности и милосердию Бог не приказывает и не запрещает ничего вредного для Своих созданий. Он не желает никому причинять вреда. Его заповеди и запреты служат благу, благополучию и интересам людей как в этом мире, так и в будущей жизни. В случае, если они пострадают, действуя по Его заповедям — например, на пару дней лишаться определенных материальных удовольствий и благ — Бог вознаградит их в последующей жизни и воздаст им за это тысячекратно и более того.

 

Пророки и их способ руководства людьми

Бог посылает своих посланников (мир им!), чтобы призвать людей к тому, что хорошо и благостно для них в этом мире и в будущей жизни. Вначале посланник или пророк Божий направляет и призывает их к истине и читает им отрывки из богооткровенного Писания. Давая им сведения и повышая уровень их понимания и знаний, он подготавливает почву для принятия ими истины и божественных обязанностей. Фактически, на этом этапе посланник играет роль «отстраненного или внешнего разума» [‘акль аль-мунфасиль]. Не оказывая ни на кого давления, не принуждая людей ни к чему и не лишая их свободы, он повышает уровень их понимания, чтобы направить их к свободному выбору и решению о добровольном принятии ислама и его высоких принципов.

Бог поручил посланнику информировать людей об истине и лжи и позволить им свободно выбирать один из двух путей — истину или ложь. По этой причине он не может силой принуждать людей к принятию своего призыва и передавать им свое учение посредством оказания давления, поскольку это противоречит Божьей воле. Бог хочет, чтобы люди выбирали то, что им нравится, познав истину и ложь. Итак, в начале своей миссии посланник Божий должен установить контакт с людьми, взаимодействовать и разговаривать с ними, донести до них свое послание с помощью рациональных доказательств, божественных знамений и чудес, чтобы сообщить им истину.

Призывая людей к Богу и его знамениям и устанавливая божественный порядок, посланники Божьи не прибегают к какому-либо принуждению людей или навязыванию им чего бы то ни было. В политическом плане они уделяют особое внимание свободе человека и его сознательному выбору. На самом деле они уважают свободу людей в большей мере, чем мы наблюдаем в других идеологических системах. Они следят за тем, чтобы при взаимодействии с призывом и предлагаемой системой у людей был абсолютно свободный выбор, потому что цель Бога при сотворении человека состоит в том, чтобы он был свободным и осуществляющим выбор созданием, свободно принимал истину и руководствовался ею. Использование принуждения и силы Божьими посланниками для установления божественного порядка противоречит божественной цели.

Если предполагается, что человек выбирает путь с помощью принуждения и силы, скорее всего, он не будет знать истинности пути и даже может подумать, что этот путь неправильный. Чтобы распознать правильность и правдивость пути, человек должен быть проинформирован и осведомлен с самого начала, и необходимо создать условия для его свободного выбора.

Опять же, поскольку божественная цель состоит в том, чтобы позволить человеку свободно, обдуманно и осознанно принять путь истины и божественные знамения, Бог не навязывает людям путь истины путем демонстрации чудес. Он не желает лишать людей сознательного выбора даже посредством проявления чудес и вмешательства в их свободный выбор, чтобы они без принуждения приняли истину и не сопротивлялись ей. По сути, Бог сказал:

«Ты можешь погубить себя от скорби оттого, что они не становятся верующими. Если Мы пожелаем, то ниспошлем им с неба знамение, перед которым покорно склонятся их шеи» (Коран, 26:3-4).

 

Необходимость устранения препятствий на пути руководства

Бог желает направлять людей посредством своих посланников и отделить путь истины от пути лжи, чтобы они могли выбрать правильный путь на основе знания, понимания и свободного выбора. Высокомерные спекулянты, которые накопили чрезмерное богатство, эксплуатируя невежество людей, рассматривали призыв посланников (мир им!) как большое препятствие на пути к их сатанинским целям и интересам. Они восстали против Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и не позволили ему говорить с людьми и читать им айаты истины, чтобы направлять их по прямому пути.

Применяя чрезмерные пытки, преследования, притеснения и создавая невыносимые трудности, они препятствовали наставлению людей на прямой путь. В Священном Коране Бог назвал эту группу «лидерами неверия» [а’иммат аль-куфр] и главарями нечестия и порока, повелев Посланнику (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и его сподвижникам сражаться с ними и избавиться от них, потому что их присутствие и сатанинская деятельность препятствовали осуществлению завета. Бог хочет, чтобы все люди направились по прямому пути и могли отличать путь истины от лжи, но они препятствуют Его божественному замыслу:

«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (Коран, 9:12).

Если человеку, идущему по дороге, мешает камень или большой валун, у него нет другого выбора, кроме как убрать его, чтобы продолжить движение. Таким образом, он будет стараться изо всех сил и сделает все, чтобы избавиться от данного препятствия. В принципе, каждый разумный человек устраняет любые препятствия на своем пути. Аналогичным образом, для реализации своей цели Бог повелевает Посланнику (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), его сподвижникам и всем мусульманам на протяжении всей истории бороться и устранять препятствия на пути Божественного руководства, то есть угнетателей, монархов, тиранов, стяжателей и всех сатанинских сил, которые препятствуют пути Божественного руководства.

Бог не требует, чтобы вы улыбались им и радостно просили их позволить людям следовать Божественному руководству! Если бы они прислушивались к просьбам и воздерживались от своих злых поступков, они не были бы высокомерны. По сути, они высокомерны, порочны и нечестивы. Они хотят, чтобы другие стали их слугами и подданными, эксплуатировать их в полной мере и не позволять им угрожать их собственным интересам.

По сути, они не позволяют людям следовать пути истины и становиться последователями Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!). Конечно, для верующих и людей, следующих прямому пути, нет другого выбора, кроме как жестоко противостоять им. По этой причине в Коране Бог повелевает Святому Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) сражаться с ними и поступать с ними жестоко, сурово и твердо, хотя этот Пророк был описан Богом в Коране следующим образом:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Коран, 3:159).

В другом месте Корана Бог повелевает ему сражаться и быть суровым с неверующими:

«О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Коран, 9:73).

В еще одном айате Корана Бог приказывает Посланнику (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) отомстить тем, кто угрожал жизни и имуществу мусульман, и бороться с ними со всей строгостью:

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали» (Коран, 2:190-191).

 

Необходимость сохранения божественных ценностей и отрицания западных ценностей

Долг каждого мусульманина – бороться и вести джихад против врагов Бога. Мужество, религиозное рвение и пыл, целеустремленность, самопожертвование и преданность являются одними из величайших и самых высоких исламских ценностей, которые помогают сохранить  самобытность, жизнеспособность, независимость и свободу исламской религии. Вводя набор бесполезных, придуманных ими самими и желанных только для них ценностей, таких как абсолютное отрицание насилия, высокомерная западная культура пытается лишить нас этих исламских ценностей. По этой причине они всегда говорят, что насилие полностью заслуживает осуждения и порицания, когда оно используется мусульманами, но не ими самими!

Как они могут ожидать, что мы просто будем сидеть сложа руки и улыбаться им, в то время как они искореняют наши религиозные ценности и нападают на религиозные святыни, которые нам дороже наших жизней и ради которых мы готовы пожертвовать всем? С какой целью Он наделил нас гневом и яростью? Разве мы не должны противостоять кучке жестоких предателей и наемников путем применения насилия? Разве мы не должны бурно реагировать, когда они угрожают нашей религии? Должны ли мы оставаться на месте и улыбаться?! Что повелевает этот айат: «И убивайте их, где бы вы ни столкнулись с ними»? Почему Он говорит:

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (Коран, 48:29).

Они говорят, что ислам против насилия. Вы должны спросить их: «Против какого рода насилия выступает ислам?» Они предлагают ряд таких двусмысленных концепций, как абсолютные ценности, чтобы скрыть правду, лишить людей духа мученичества, жертвенности и храбрости, религиозного рвения и национального пыла, а вместо этого привить им бесчувственность, безразличие и небрежность. Они постоянно говорят о снисходительности и терпимости. Должны ли мы также проявлять снисходительность и терпимость по отношению к тем, кто хочет отнять у нас нашу религию, которая нам дороже нашей жизни и чести?

Поэтому, создавая исламское государство, нужно заниматься просвещением и руководством людей, а также указывать им прямой путь. На этом этапе не следует применять насилие или грубую силу. На данном этапе обман, ложные обещания и использование любого фактора, препятствующего истинному руководству людей, являются неправильными. На этом этапе нужно говорить с людьми рационально или логически с предельным хладнокровием, выдержкой, терпением, силой духа, ясностью и искренностью, чтобы показать им правду и вызволить их из трясины небрежности и невежества.

Конечно же, на этом пути нужно устранять препятствия, и необходимо противостоять тем, кто мешает направлению людей по прямому пути, чтобы подготовить почву для склонения людей к истине. Когда какая-то группа людей принимает истину, необходимо, как и прежде, продолжать культурную работу по руководству и просвещению людей с предельным терпением и терпимостью, чтобы численно увеличить последователей истины и расширить исламское общество. В Коране Бог призывает Посланника (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) проявлять терпение и терпимость при передаче Божьего послания, проявлять стойкость и выдержку, сталкиваясь с трудностями, словесными оскорблениями, унижениями, жестоким обращением и преследованиями, чтобы люди направились к истине:

«Терпи же, как терпели твердые духом посланники» (Коран, 46:35).

Когда в соответствии с Божественной волей будет создано исламское правление, в обществе должны быть внедрены исламские законы и постановления. Как и в других государствах, иногда будет необходимо применять грубую силу. Государство должно иметь необходимые средства для борьбы с противниками. Необходимо предусмотреть тюрьмы, штрафы и наказания для преступников и нарушителей. Оно должно использовать военные силы и правоохранительные органы для противостояния внешним врагам и подавления внутренних беспорядков. Государство не может полагаться только на моральные наставления. Правитель, у которого нет инструмента грубой силы и который полагается только на увещевания и напоминания – это не правитель, а преподаватель этики!

Итак, поскольку исламское государство создано благодаря всеобщему признанию и приверженности народа и занимается исполнением исламских законов и постановлений, а также делами страны и народа, ему приходится иметь дело с теми, кто бунтует и создает беспорядки. Как указано в фикхе, обязательно [ваджиб] вести джихад против подстрекателей к мятежу, которые называются термином «люди мятежа» [ахль аль-баги]. Например, Имам Али (мир ему!) вел походы против подстрекателей к мятежу и расправлялся с ними.

После кончины Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), когда государство перешло в руки других людей, Имам Али (мир ему!) занимался просвещением и наставлением народа. В течение 25 лет он выполнял эту обязанность и дистанцировался от государства. Однако, когда огромное сборище людей из разных мусульманских стран, таких как Египет и Ирак, а также Медина, призвало его править в качестве их имама и лидера, Имам (мир ему!) ясно засвидетельствовал доказательство [худжа] и принял на себя ответственность за управление народом.

Учитывая присутствие такого огромного сборища людей и их преданность, которая была беспрецедентной в истории ислама, больше не было причин дистанцироваться от государства. Он был вынужден взять под свой контроль государство, хотя у него не было личной заинтересованности в управлении народом. Только чувство ответственности перед народом побудило его принять пост главы государства. Как сказал Имам Али (мир ему!),

«Но, клянусь Тем, Кто заставил семя прорастать и сотворил живую душу, если бы не пришли присутствующие, и (тем самым) не было воздвигнуто доказательство существования поддержки, и если бы не взял Аллах с ученых договор, что те не будут безмолвно взирать на пресыщение притеснителей и голод угнетенных, тогда повесил бы я вервь халифата на его (халифата) собственные плечи (, и напоил бы последнего (халифа) из той же чаши, что и первого, и узрели бы вы тогда, что весь этот мир дольний значит для меня не больше чем чихание козы!»

После нескольких дней правления Имама Али (мир ему!) те, кто выступал за дискриминацию и несправедливость и считал себя выше других, не могли вынести справедливости Али (мир ему!), те же, чьи сатанинские желания и чье узурпированное и нелегитимное правление оказались в опасности во время правления Али (мир ему!), и те, кто были внешне аскетичными и преданными поклонниками, но были лишены правильного и ясного понимания учения ислама, чье поверхностное понимание и непримиримость мешали им понять здравую логику Али (мир ему!), восстали и непрерывно создавали беспорядки, навязав Имаму (мир ему!) Верблюжью битву, битвы при Сиффине и Нахраване.

В чем в тот момент состоял долг Имама (мир ему!) как исламского правителя, который понимал, что божественное правление и законы находятся в опасности? Должен ли был Имам (мир ему!) расслабиться и наблюдать за развитием событий под предлогом того, что насилие заслуживает осуждения и порицания, а не стоять на пути мятежников?

Чтобы сохранить исламское правление и мусульманские земли, Имам (мир ему!) размахивал своим мечом и сражался с мятежниками и бунтарями. Во время Верблюжьей битвы некоторые сподвижники Посланника (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), в том числе Талха и Зубайр, которые много лет сражались на стороне Посланника, были убиты. Хотя Зубайр был двоюродным братом Имама (мир ему!) и, несмотря на его жертвы и храбрые поступки, совершенные вместе с Посланником (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), Имам (мир ему!) не пощадил его. Имам Али (мир ему!) не сказал: «О Зубайр, ты мой двоюродный брат. Приходи, и давай будем друзьями. Я пойду с вами на компромисс и удовлетворю ваши требования».

Вместо этого Имам (мир ему!) твердо верил, что его государство было праведным, и те, кто восстал и устроил мятеж против него, должны быть подавлены. Таким образом, когда они начали бунтовать и устраивать мятежи, он увещевал и давал им советы. Когда они отказались подчиниться, он расправился с ними мечом и даже убил некоторых из них. Причина заключалась в том, что Имам (мир ему!) считал права Бога и мусульман более важными, чем личные желания отдельных людей. Он считал, что для сохранения исламской системы применение насилия и суровых мер является обязательным.

 

Предостережение людей от заговорщиков и наймитов

До Исламской революции Имам Хомейни (да смилостивится над ним Аллах!) также выступал с речами и заявлениями с целью просвещения и руководства людей, а также продолжал консультировать режим. Однако, когда люди присягнули Имаму и выразили готовность пожертвовать собой ради ислама, пресечь угрозу со стороны врагов Бога и установить исламское правление на этой земле, Имам принял на себя политическую ответственность, сказав: «В силу ответственности и опеки [вилайя] Бог наделил меня властью, и, полагаясь на вашу помощь и содействие, я нанесу удар по этому режиму и установлю государство».

То есть, как вали аль-факих, Имам имел право на управление, а его вилайят имел Божественную легитимность, но когда люди еще не вышли на сцену и не присягнули ему на верность, этот вилайят не имел фактического проявления. Благодаря преданности народа и его замечательному присутствию на арене Революции, выражению готовности пожертвовать собой или своей жизнью ради ислама и своего лидера упомянутый вилайят получил реальное воплощение, и было создано исламское государство.

Бесспорно, это исламское государство, которое было создано кровью сотен тысяч мучеников и выжило благодаря славному присутствию сил, лояльных и преданных Революции, которые защищают границы страны и охраняют высокие ценности этой революции. Эти преданные люди не позволят кучке наймитов и платных агентов подвергать опасности интересы ислама, а также имущество, жизни и честь людей.

Когда банда бунтовщиков, наймитов и иностранных агентов высыпала на улицы, устроила беспорядки, сожгла и разграбила государственную собственность, преследовала людей и даже поджигала мечети [в дни беспорядков в Тегеране после 9 июля 1999 года], те, кто говорил, что бунтовщики не должны подвергаться жестокому обращению, поскольку ислам не позволяет прибегать к насилию, либо не поняли ислам, либо хотят уничтожить ислам и мусульман!

Бунтовщиков нельзя остановить улыбкой. С ними нужно бороться, используя грубую силу. Мы не должны допустить повторения этих горьких событий в нашей стране. Наш народ не будет обманут этими словами и не будет слушать тех, кто говорит, что насилие абсолютно запрещено во все времена. Если они и сохраняли трезвость и терпение, то только благодаря их послушанию приказу Верховного Лидера. Всякий раз, когда наши преданные люди чувствуют, что Верховный Лидер действительно чем-то доволен, они жертвуют своими жизнями, чтобы реализовать это.

Когда Верховный лидер призвал к тишине и спокойствию, они проявили трезвость и стойкость, не вышли на улицы и не устроили демонстрации без его приказа. Однако в то время, когда они должны были выразить свою преданность Революции и показать врагам, что они всегда готовы защищать ислам и Революцию, они устроили по всей стране великолепные демонстрации, которые поразили их врагов и людей всего мира.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org