Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 9: Рассмотрение статуса законов в религиозной системе

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Принципы исламской политической теории

Что касается философии и исламской политической теории, то следует иметь в виду, что есть люди, которые принимают все ее принципы, другие признают лишь некоторые из них, а третьи не принимают ни одного из них. Тем не менее, если попытаться прояснить и обосновать эту теорию, крайне важно объяснить эти принципы. Поскольку некоторые из этих принципов не требуют пояснений, мы лишь кратко упомянем их и подробно объясним другие принципы, которые требуют более обстоятельного обсуждения и изучения.

 

  1. Закон

Одним из принципов и предпосылок обсуждения этой темы является потребность общества в законе. Как было сказано ранее, еще один принцип исламской политической теории заключается в том, что закон должен быть санкционирован Богом. Его исполнитель также должен иметь разрешение от Бога. Сказать, что закон должен быть божественным, значит сказать, что Сам Бог издает закон и раскрывает его в Коране, или власть издавать закон дана Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), либо непогрешимому Имаму (мир ему!), либо тем, кто наделен Пророком или непогрешимым Имамом (мир ему!) властью издавать различные приказы в различных обстоятельствах.

Следовательно, у нас есть три вида божественного закона:

  1. Закон, который издал Сам Бог, и в котором Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или любой непогрешимый Имам (мир ему!) не играют никакой роли;
  2. Закон, который Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или непогрешимый Имам (мир ему!) ввел в действие властью, данной ему Богом;
  3. Изменчивые повеления, которые некоторые люди принимают с разрешения непогрешимого Имама (мир ему!), и которые являются обязательными для исламского общества, потому что их источник можно отнести к воле Бога.

Таким образом, Сам Бог непосредственно издает закон, и Его постановления упоминаются в тексте Корана. Однако в том, что касается исполнения закона, Бог не является субъектом или исполнителем. Исполнителем должен быть тот, кто присутствует в обществе и является заметным для людей, и он предлагает, запрещает, а также исполняет законы.

Это относится в первую очередь к Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или непогрешимому Имаму (мир ему!), а во вторую очередь – к лицу, которое Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или непогрешимый Имам (мир ему!) наделил исполнительной властью, т. е. к тем, кто во времена Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или в присутствии непогрешимого Имама (мир ему!) были отправлены в качестве губернаторов и правителей на исламские территории и в провинции для осуществления этих законов. В период сокрытия Имама (мир ему!) за соблюдение законов несут ответственность факихи, которые определяются общим назначением.

Вышесказанное в широком смысле относится к макрокосму исламского правительства, а именно к законодательству и его осуществлению. Судебный орган на самом деле является частью исполнительного органа и в силу своей особой важности обладает независимым статусом.

 

Статус естественных законов и установленных законов

Одним из принципов и предпосылок нашей дискуссии является необходимость кодификации права для общества. Второй принцип заключается в том, что, по нашему мнению, обязательным законом является то, что прямо или косвенно предписано Богом. Те, кто выступает против этой точки зрения, говорят, что общество не нуждается в законе, независимо от того, принят ли он Богом или кем-либо еще. У этой теории сегодня нет сторонников, потому что никто не может отрицать эту потребность общества. В настоящее время даже в деревне, где живет всего несколько человек, считается обязательным наличие законов и приказов, которым должны следовать люди.

Однако в прошлом, когда условия жизни были простыми, некоторые считали, что они не нуждаются в законодательных актах. По их мнению, только интеллект мог распознать набор естественных законов, и если вы знаете естественный закон, то не было необходимости в специальных людях для принятия законов. В прошлом теория естественного права и естественных законов первоначально была представлена человеческим обществам таким образом, что если бы их спросили: «Какому закону мы должны следовать?», они ответили бы: «Посмотрите на себя или посмотрите на вселенную, чтобы узнать, какой закон в ней господствует, и именно этот закон будет царить в обществе», доказывая, что даже теория естественного права четко приняла принцип необходимости закона.

Ни один мыслитель никогда не утверждал, что человечество не нуждается ни в каком законе, даже в естественных законах. Яблоко раздора среди философов заключается в следующем: что является достаточным — рациональный, естественный или божественный закон? То есть достаточны ли для общества законы, которые все люди могут распознать своим интеллектом? Или нам также нужны конкретные законодательные акты?

Как мы уже говорили, если когда-либо в прошлом представлялось, что естественных законов, рациональных законов или «рациональных независимых установлений» [мустакиллат-и ‘аклийа] было достаточно для удовлетворения потребностей общества, сегодня это предположение неприемлемо. Также нет никакого смысла поднимать и изучать его. В наши дни, просто оглядываясь вокруг, каждый человек понимает, что в его сложной внутренней, внешней и международной ситуации ему нужны сотни социальных и международных законов.

К числу социальных и внутренних законов относятся законы, касающиеся дорожного движения и транспорта. Каково будет состояние транспорта и дорожного движения в каждом городе и населенном пункте, если не будет законов о дорожном движении? Что произойдет, если скорость транспортного средства, его право проезда (слева или справа) и все другие правила дорожного движения и вождения не будут иметь определенный вид? В какой части мира люди могут вести безопасную и здоровую жизнь, несмотря на несоблюдение этих законов?

Это правда, что правила вождения не во всех странах кодифицированы единообразно. В таких странах, как Великобритания и Япония, водительское сиденье находится с правой стороны, при этом движение осуществляется по левой стороне дороги, в то время как во всех других странах, включая Иран, все обстоит наоборот, но правила вождения в любом случае кодифицированы, и водители осведомлены о правилах, зная, по какой стороне дороги ехать. Приведенный выше пример относится к числу случаев, которые показывают незаменимость закона в обществе. Конечно, эта необходимость может ощущаться и в других вопросах, таких как семейное и международное право.

Одним из примеров, свидетельствующих о необходимости принятия международных законов, является вопрос, связанный с Каспийским морем, которое является источником споров между прибрежными государствами вокруг разведки его природных ресурсов. Нельзя согласиться с тем, что каждое государство может эксплуатировать каспийскую нефть, газ и другие ресурсы без какого-либо закона. На самом деле, должен существовать своего рода режим, который определяет масштабы эксплуатации каспийских воздушных, морских и подземных ресурсов каждым прибрежным государством. Проблемы, существующие между прибрежными государствами из-за отсутствия регулирующего режима, проложили путь к необходимости принятия законов и правил для справедливого распределения ресурсов.

Таким образом, ощущается настоятельная необходимость принятия законов и правил в свете человеческих потребностей. Например, до недавнего времени не существовало конвенций, соглашений и законов о морях, воздушном пространстве, пустынях и других подобных вещах, потому что человечество еще не нуждалось в них. Однако в результате все большего взаимодействия между людьми, группами, нациями и странами возникла необходимость в таких законах.

Поскольку закон определяет объемы прав каждого человека и общества, Благородный Коран отдельно упоминает о необходимости закона в общественной жизни. Следует отметить, что существование права в общем смысле не ограничивается общественной жизнью. На самом деле, если человек хочет вести гуманную жизнь и достичь в ней совершенства, ему нужен закон.

Для личной жизни достаточно моральных законов, но социальные, национальные, международные и политические проблемы требуют законов для обеспечения справедливости между конфликтующими группами. Например, если государство возьмет больше полагающейся ему доли Каспия, начнутся войны и конфликты, а потому необходимость кодификации социально-политических законов становится очевидной. Таким образом, коллективная потребность в законе является аксиомой.

Каждый разумный, здравомыслящий человек знает, что в случае отсутствия закона общественная жизнь, человеческий комфорт и благополучие находятся под угрозой. Принимая во внимание упомянутые нами примеры, очевидно, что естественного закона недостаточно. Мы нуждаемся в установленных законах, потому что разум [‘акл] предписывает нам придерживаться справедливости и беспристрастности, но для определения подхода, который будет гарантировать справедливость и беспристрастность, нам нужен другой закон.

Например, разум диктует, что природные ресурсы Каспия должны быть справедливо разделены между прибрежными государствами. Тогда встанет вопрос о том, как следует «справедливо разделить» их? Означает ли «справедливое разделение», что страна с наибольшей площадью, прибрежной зоной или количеством прибрежного населения, проживающего вдоль Каспия, получает львиную долю? Ответ на такие вопросы должен быть дан юридической инстанцией. В большинстве случаев необходимо наличие законодателя. Теперь давайте посмотрим, кто должен быть законодателем.

 

  1. Законы, имеющие божественный и религиозный источник

Ислам утверждает, что Бог издал законы и открыл их Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!). Итак, после принятия первого принципа, который заключается в необходимости закона, второй принцип заключается в принятии религии в качестве источника законодательства. На данном этапе в мусульманской стране могут быть люди, которые не принимают ислам. Точно так же в немусульманской стране может найтись человек, который примет это.

Человек, который сомневается в существовании Бога, также не принимает Его религию и закон. На первом этапе для него невозможно доказать, что закон должен быть принят Богом, и в принципе для человека, который отрицает Бога, идея о том, что «закон должен быть божественным», неприемлема. Мы должны сначала доказать существование Бога с помощью богословских и философских аргументов, а затем существование Пророка (мир ему!) и истинной религии – теологически. Наконец, нам нужно доказать, что закон, который Бог прямо или косвенно принимает, становится обязательным для верующего.

Мы уже говорили ранее, что человек может верить в Бога и саму суть религии и пророчества [набувва], но может не согласиться с тем, что социальный закон должен быть принят Богом. По его словам, человек должен молиться, поклоняться и обращаться с мольбами Богу, ходить в мечеть или любой другой молитвенный дом, но его общественная жизнь не имеет ничего общего с Богом, чтобы Он сам должен был принять закон. Такая вера неприемлема в исламе. Человек не может утверждать, что он принимает основы религии, а именно: Коран, высказывания Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), подлинные изречения и поступки Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и имамов (мир им!), но не социальные законы ислама.

 

Необходимость признания основ религии

Любая система идей и убеждений имеет неотъемлемые элементы, которые технически называются «необходимыми положениями» [зарурийат]. Любой, кто знаком с этой системой — принимает он ее или нет — знает, что она состоит из отдельных частей. Другими словами, в систему могут быть добавлены или исключены из нее сотни деталей, но ее основные части остаются, чтобы она отличалась от других систем. Таким образом, если мы принимаем религию как некую систему, то мы должны признать, что в ней имеются постоянные, определенные и фиксированные части, которые отличают ее от других систем.

К сожалению, некоторые люди говорят, что они принимают ислам, но не признают, что он имеет некий фиксированный принцип, и считают, что все его части имеют различные и неоднозначные толкования. Они говорят, что не выступают против ислама, но его принятие не требует, чтобы все молились. Они верят, что молитва существует, и некоторые даже совершают ее, но каждый мусульманин не обязательно должен молиться и считать это постоянной частью ислама!

Что касается поста и других социальных предписаний, они считают, что Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), имамы (мир им!) и другие ранние мусульмане практиковали их. Однако они не признают, что существование ислама зависит от них или что без них ислам перестанет существовать. В этот момент на первый план выходит следующий вопрос: если это так, то на чем основан ислам, без чего он не будет существовать? Согласны ли вы с тем, что единобожие [таухид] является принципом ислама, и что тот, кто в него не верит, не является мусульманином?

В ответ они говорят, что эта интерпретация, основанная на их понимании ислама, является правильной. У другого человека может быть иная интерпретация ислама, и мы не можем сказать, что только наше понимание ислама является правильным! У другого человека может быть такое понимание ислама, что существует два бога или тысяча богов, или что в исламе вообще нет бога, и мы не можем привести доказательства того, что наше понимание ислама более правильное! Даже если мы утверждаем, что наше понимание ислама правильное, мы не можем сказать, что другие не имеют права интерпретировать ислам. Самое больше, что мы можем сказать: «На мой взгляд, мое понимание ислама лучше», и это также относится к мнению других.

Несомненно, намерение таких людей состоит ни в чем ином, как во введении в заблуждение других, ибо ни в одной науке или области знаний части двух одинаковых систем нельзя отличить друг от друга. Две системы отличаются друг от друга, когда составные части одной системы отличаются от составных частей другой или, по крайней мере, некоторые части нельзя найти в другой системе. Если все части системы могут быть заменены аналогичной частью другой системы — например, элемент A в этой системе может быть заменен элементом A этой системы; аналогично, элемент B в этой системе может быть заменен элементом B этой системы и т. д. Две системы нельзя рассматривать как отличные друг от друга.

Если признать существование системы под названием «ислам», то она должна иметь некоторые отличительные черты, которые бы отличали ее от других религий. То есть в ней должны быть закреплены принципы, на которых основан ислам. Теперь, если мы верим в такие принципы, как таухид, набувва и ма‘ад, молитва и поклонение [‘ибада], но в то же время считаем, что все они изменчивы и подвержены различным толкованиям, мы не можем доказать какой-либо фиксированный элемент и утверждать, что это один из принципов ислама. Поэтому мы должны сказать, что какой-то определенной системы, называемого исламом, не существует! В таком случае, что же мы защищаем?

Как мы можем приглашать других в ислам, если мы не учим их, как стать мусульманином и действовать в соответствии с исламом, каким бы образом или в какой бы форме они его ни понимали? Если вы пришли к выводу, что нужно молиться, вы должны молиться, а если вы пришли к противоположному выводу, то действовать соответствующим образом. Вы вольны исповедовать ислам в соответствии со своим пониманием! В чем разница между таким пониманием ислама и христианства или любой другой религии? Какой смысл приглашать людей в ислам?

Если предполагается, что каждый должен исповедовать ислам в соответствии со своим собственным пониманием, и не существует определенного и постоянного принципа и оси, наше приглашение в ислам на самом деле остается только на словах. С этой точки зрения, не имеет значения, приглашаем ли мы людей в ислам, христианство или даже отрицаем религию!

 

Неизменные принципы и заповеди ислама

Это явный обман и лицемерие — говорить, что кто-то принимает ислам, но считает, что не существует конкретной интерпретации ислама, и что все его принципы подвержены изменениям и различным интерпретациям. Таким образом, ислам можно истолковать таким же образом, как и христианство, а мусульманина нельзя отличить от христианина. Итак, мы не можем сказать, что такой-то является мусульманином или немусульманином!

Каждое здание состоит из таких элементов, как фундамент, стены и крыша, и его можно отличить от разрушенного сооружения. Нельзя утверждать, что здание не имеет составных элементов. Также нельзя сказать, что здание останется зданием с фундаментом, стенами и крышей или без них. Оно останется зданием, независимо от того, будет ли оно построено на земле, в воздухе или на море, и у него нет ни спецификации, ни фиксированных элементов. Точно так же, предполагая, что ислам не имеет фиксированных и фундаментальных принципов, мы не можем сказать, что определенная система является исламом, в то время как другая система не является исламом.

Поэтому, как только человек принимает ислам, он должен принять множество конкретных элементов как неотъемлемые части системы. Конечно, система также может содержать подозрительные и условные части или представлять собой открытую систему, к которой могут быть добавлены или исключены из нее отдельные части. Бессмысленно говорить, что система не имеет определенных частей, оставаясь при этом отдельной системой.

Друзья и враги одинаково знают фундаментальные и сущностные элементы ислама. Помимо таухида, набуввы и ма‘ада, в исламе есть и другие фундаментальные элементы, которые известны всем, включая тех, кто отрицает Бога. Например, ритуальная молитва и хадж признаны основными элементами ислама. Все люди мира знают, что в определенный период мусульмане совершают паломничество в хадж. Теперь может ли кто-нибудь сказать, что в «исламе», который он знает, нет хаджа?

Всем известно, что в исламе существуют ритуальные молитвы. Теперь, если кто-то говорит, что он принимает ислам, но, согласно его пониманию религии, ритуальная молитва не является существенной ее частью, действительно ли он понял ислам, или он обманщик, который ложно представляет себя мусульманином, чтобы не лишиться преимуществ мусульманина или не оказаться изолированным от исламского общества? Ясно, что хадж, молитва и пост являются неотъемлемыми частями этой системы и основами религии, принимаемыми всеми мусульманами.

Если человек утверждает, что знает ислам, может ли он сказать, что в исламе нет уголовного закона для предотвращения воровства, в то время как Коран прямо подтверждает это в айате «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили» (Коран, 5:38). То же самое верно и в отношении других наказаний, которые подтверждаются явным указанием в тексте [насс] Корана. Основы ислама носят фиксированный характер, и нам больше нет необходимости сидеть вместе и доказывать их один за другим. Таким образом, если доказать, что основой ислама является Коран, истинно ниспосланный Богом, то мы должны будем признать, что все, что говорится в Коране, является правильным, и что он включает в себя множество фиксированных, сущностных и определенных элементов.

Конечно, некоторые айаты могут иметь разные толкования, но само существование двух разных толкований айата не означает, что из Корана нельзя вывести какой-либо фиксированный и определенный элемент, и что любой может интерпретировать его так, как ему нравится.

Как только человек, знакомый с арабским языком, обратится к Корану, он найдет в нем ряд конкретных тем, которые не имеют ничего общего с различными человеческими интерпретациями и не зависят от предположений, умонастроений и законов, которые мы узнали из науки. Например, что касается айата о молитве или отсечению руки вора, человек, живший во времена аристотелевских «четырех стихий» и птолемеевских «семи сфер», истолковал бы его точно так же, как тот, кто живет в наш век закона относительности Эйнштейна. Нельзя сказать, что закон относительности Эйнштейна является правилом наших дней, а значит смысл этого айата также изменился.

Возможно, есть айат, слова которого связаны с определенными науками из-за изменения лексического смысла и других факторов, но есть некоторые предметы, понимание которых не имеет никакого отношения к различным наукам.

 

Фиксированные основные законы и решающие понятия Корана

Как мусульмане, так и немусульмане знают, что в исламе есть набор фиксированных основных законов. Набор определенных понятий может быть выведен из Корана и понят человеком, независимо от того, верит он в Коран или нет. Понимание этих понятий зависит от знакомства человека с арабским языком, а не от того, является ли он мусульманином. Однако не все сюжеты Корана являются таковыми. Некоторые айаты Корана таковы, что из них могут быть выведены различные смыслы.

Еще одной характерной особенностью Корана является то, что он имеет много уровней смысла: явный [захир], неявный [батин] и эзотерический [батин аль-батини], но мы сосредоточились на основах религии, на элементах, которые никогда не меняются, и, несмотря на разницу в подходе и интерпретации, их значения остаются фиксированными, определенными и неизменными. Например, отрывок «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Коран, 2:43) указывает на совершение молитвы как обязательное предписание [ваджиб], в то время как этот отрывок указывает на пост как обязательное предписание: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам» (Коран, 2:183).

Независимо от навалившегося на наши головы множества научных теорий и научных исследований, смысл этих айатов никогда не изменится.

Всякий раз, когда мы говорим об основах религии, мы считаем их неизменными, определенными и неизменными, потому что они являются одним из самых фундаментальных и решающих источников ислама. То есть мы считаем Коран и Сунну авторитетными, имеющими четкие доказательства. Те, кто отрицает основы религии, говоря, что невозможно иметь определенное и абсолютное понимание ислама, невежественны, пребывают в заблуждении или эгоцентричны, не верят в ислам и только обманывают мусульман.

Несомненно, одним из основных и основополагающих принципов исламской политической теории является то, что закон должен быть принят Богом. Те, кто отрицает божественный закон, на самом деле отрицают одну из основ религии. Точно так же, как обязательность молитвы может быть выведена из Корана, можно выявить заповедь о прелюбодее и прелюбодейке.

С той же ясностью, с которой правило о молитве и посте может быть подтверждено в Коране, послушание Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) также становится обязательным, и в религиозном законе ислама положение Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) признается положением, требующим абсолютного повиновения [муфтарад ат-та‘а]. В этой связи Бог говорит:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (Коран, 4:59).

Бог также говорит:

«Берите все, что дает вам Посланник, и отказывайтесь от всего, что он запрещает вам…» (Коран, 59:7).

Ислам нельзя принять без принятия смысла айатов, в которых упоминаются основные черты ислама, или путем избирательного соблюдения некоторых из них. Такое поверхностное принятие ислама является практикой тех, о ком говорит Бог в этом айате:

«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других» (Коран, 4:150).

Затем, говоря о таких людях, Бог говорит:

«[они] являются подлинными неверующими» (Коран, 4:151).

Таким образом, тот, кто верит в ислам, должен принять весь свод исламских законов и повелений, и верить, что основы ислама не зависят от научных разработок или новых научных теорий. Таким образом, тот, кто считает айат о молитве истинным, также считает таковым айат, относящийся к постановлению о воровстве. В Коране также можно найти аллегорические и случайные фрагменты, представляющие собой изменчивые элементы ислама, но нужно верить, что Коран и ислам должны иметь фиксированные и определенные части, которые отличают его от других религий.

 

Устранение сомнений по поводу существования противоречивых толкований ислама

В исламе существуют тысячи определенных постановлений, по поводу которых все исламские школы мысли [мазахиб] имеют единое мнение. Многие различия между суннитами и шиитами связаны с второстепенными вопросами, которые составляют незначительную часть исламских законов. По большинству предметов юриспруденции [фикх] между двумя школами нет никакой разницы.

Точно так же в шиитской школе мысли различие между религиозными заключениями правоведов [фукаха] по некоторым законам не означает различия во мнениях по всем вопросам. Подобным образом разница в назначении двух врачей для лечения конкретного заболевания не означает, что в медицинской науке нет фиксированных и определенных элементов.

Поэтому в исламе у нас есть множество несомненных положений [йакинийат], по поводу которых нет никаких споров и сомнений. Существование различий в некоторых случаях не должно заставлять нас скептически относиться к определенным принципам и отбрасывать ислам в сторону. К сожалению, в наши дни всякий раз, когда говорят об исламе, больные сердцем люди, которые на языке Корана являются «теми, в чьих сердцах есть отклонение» (Коран, 3:7), говорят: «Какой ислам? Шиитский или суннитский? Ислам факихов или интеллектуалов с университетским образованием?»

Несмотря на существование единого набора единодушно принимаемых моральных предписаний, норм частного порядка и социальных правил в вопросах убеждений и установленных принципов, а также коммерческих и международных законов, они почему-то сосредоточены на спорных и неоднозначных вопросах. Почему эти больные сердцем и извращенные умы спрашивают: «О каком исламе идет речь?», когда говорят, что университет должен быть исламским.

В ответ на это следует сказать, что это тот самый ислам, который говорит, что Бог Един; это тот самый ислам, который предписывает молитву; это тот самый ислам, который запрещает нарушение прав других и способствует осуществлению справедливости. Являются ли эти пункты спорными среди мусульман? Внедряйте в университетах те же бесспорные принципы, по поводу которых сунниты и шииты придерживаются единого мнения, и вы получите наибольшее удовлетворение от всего. Естественно, что всякий раз, когда они не хотят следовать предписаниям ислама, они находят оправдания, такие как»Кто говорит, что должен быть реализован ислам факихов, а не ислам интеллектуалов?»

 

Сомнение по поводу способности ислама удовлетворять все человеческие потребности

После того, как было доказано, что в исламе существуют социальные законы и постановления, возникают определенные скептические вопросы: рационально ли, чтобы все человеческие потребности в разные эпохи содержались в какой-то одной системе? Может ли ислам, источниками которого являются Коран и достоверные предания, охватить все элементы, необходимые человечеству в разные эпохи и периоды? Вышеперечисленные вопросы имеют как теоретические, так и практические аспекты, и могут быть рассмотрены в обоих направлениях. Конечно, следует признать, что эти вопросы заслуживают рассмотрения. Изначально представляется, что ответить на них непросто. Однако, принимая во внимание объяснения, которые мы представили ранее, ответить не так уж сложно.

 

  1. Изучение теоретического аспекта вопросов

Ответ на теоретический аспект вопроса «Как один свод законов может отвечать всем человеческим потребностям во всех аспектах жизни?» таков: «Конечно, люди не могут принять совокупность совершенных законов, которые бы подходили для человечества в разные эпохи и периоды, потому что из-за их недостаточных знаний и интеллектуальной ограниченности они не могут изучить все аспекты и измерения человеческой жизни и рассмотреть соответствующий закон для каждого случая».

Однако Тот, кто создал людей, знает «что было» [ма кана] и «что будет» [ма якун], для Кого вчера, сегодня и завтра одно и то же, всеведущ о том, что было за тысячи лет до и будет тысячи лет спустя, может принять такой кодекс законов. Таким образом, нельзя сказать, что невозможно принять кодекс совершенных законов, которые подходили бы для всего человечества на протяжении всей его истории и охватывали бы все аспекты человеческой жизни, потому что это может сделать Тот, кто обладает полным знанием прошлого и будущего и хорошо осведомлен обо всех аспектах бытия человека на протяжении всей истории.

 

  1. Изучение практического аспекта вопросов

Практический аспект вопросов таков: «Как основные элементы, приписываемые Богу и упомянутые в Коране и достоверных преданиях, могут удовлетворить все человеческие потребности в течение этих эпох и периодов, учитывая их ограниченные масштабы?» Ответ таков: «Мы не можем представить для каждого случая конкретный закон, в котором идеально учитывались бы все конкретные условия времени и пространства. Это происходит потому, что юридические казусы не нуждаются в ограниченных законах. Они предпочитают законы общего характера.

Мы не можем определить все юридические казусы как особые и определенные. Таким образом, можно сказать: «Бесчисленные казусы не требуют бесчисленных категорий». Каждая совокупность этих казусов может иметь общий заголовок, а указанный заголовок может содержать конкретное постановление. Таким образом, «общее постановление носит фиксированный и ограниченный характер, но его казусы бесчисленны и разнообразны».

Казус в определенное время может требовать одного постановления и принимать иную форму в другое время и в других условиях, так что постановление по нему может измениться. Таким образом, проблемы и изменения, которые в них происходят, разнообразны и многочисленны, но общие заголовки носят ограниченный и фиксированный характер. В действительности, аспекты человеческой жизни обширны и регулярно возрастают с каждым днем. С развитием и прогрессом человеческой цивилизации и социальной жизни возникают новые проблемы и вопросы, все из которых нуждаются в конкретных законах, учитывающих все потребности. Тем не менее, все эти изменчивые законы могут иметь определенные критерии. Те, кто признает эти критерии в фиксированных выражениях, могут в конкретных случаях принимать конкретные законы с разрешения Того, кто ниспослал общие законы и научил их общим критериям.

Говоря, что в обществе должны выполняться законы ислама, мы имеем в виду не только законы, непосредственно открытые Богом в Коране, потому что эти законы упоминаются в Коране в общем и абсолютном смысле. Мы имеем в виду, что Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), непогрешимые имамы (мир им!) и те, кто знаком с духом этих законов, хорошо осведомлены о критериях и могут отличать общие законы от частных случаев, а также определять проявления, способы применения и постановления этих общих божественных законов.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org