Аятолла Мохаммад Бехешти. Божественная культурная революция

В этой лекции Сейед Мохаммад Бехешти, один из ведущих политиков и идеологов Исламской революции, рассуждает о сущности этой революции, ее миссии и задачах, которые лежат прежде всего в плоскости культуры, потому что он рассматривает человека как существо культурное. Для Бехешти революция — это непрерывный и вечный процесс, связанный с неизбывной и неисчерпаемой целью человеческого социума — формированием возвышенной культуры, которая могла бы вывести человека за пределы материальных параметров его существования и соединить с вечным началом и истоком его бытия — Божественным Абсолютом.


Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

«Господи, открой мою грудь и облегчи мне мою задачу. Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мои слова. Да пребудет мир с Посланником, доверенным лицом и прочной вервью Аллаха, нашего господина и покровителя, последнего из пророков, Абу ль‑Касима Мухаммада (с); и мир непорочным имамам из его семейства. Да пребудет мир с нами и праведными слугами Аллаха!

Человек – это культурное существо. Многие мыслители рассматривают человека как экономическое существо в большей степени, чем что-либо другое, и поэтому основывают все оценки на этом суждении. Однако на самом деле человек – существо культурное. Он создает определенную культуру и желает жить с ней.

Однако человеческая культура имеет свои корни и различные измерения. Она имеет экономические, эмоциональные, духовные и инстинктивные измерения, которые включают его потребность в пище, одежде и крове, его жажду любви и привязанности, его стремление к власти и статусу, а также его поиск и стремление к Богу. Если мы внимательно изучим культуру отдельного человека или общества, мы заметим в ней все эти элементы. Однако некоторые из них могут быть более заметными в определенных обществах.

В некоторых обществах религиозные и духовные тенденции преобладают и играют решающую роль, в то время как в других – той же цели служат экономические тенденции. В некоторых обществах проявляется стремление к власти и положению, а в других отчетливо проявляется любовь к плотским удовольствиям. В некоторых обществах эстетические тенденции более выражены, в то время как в других более выражены тенденции стяжательства.

Каковы же тогда основные факторы, влияющие на жизнь человека и определяющие характер его коллективной культуры? Каковы ее основные компоненты и какую форму они принимают, находясь в ее составе? Каковы ее источники и каковы факторы, определяющие направление ее эволюции?

Мораль и поведение каждого индивида являются проявлением и выражением коллективной сущности, которой является их культура. Это совокупность их мировоззрения, поведения и норм. Именно по этой причине мировоззрение человека, то есть его отношение к миру и цели его создания, рассматривается как базис его поведения. Некоторые культуры рассматривают человека как материальное существо и рассматривают Вселенную как чисто материальную сущность. Согласно этой точке зрения, люди рождаются в этом материальном мире, чтобы расти, жить, стареть и умирать или даже умирать до наступления старости.

Существует и другая точка зрения, согласно которой существование человека является более всеобъемлющим, чем одно лишь его физическое существование, которое ограничено небольшим промежутком времени между его жизнью и смертью. Согласно этой точке зрения, нынешняя жизнь – это лишь фаза его существования, которая выходит за пределы физической смерти. Эти разные взгляды заставляют людей по-разному относиться к проблемам повседневной жизни.

Что же тогда придает реальный смысл и цель человеческому существованию, а также имеет отношение к нашей культурной революции? Что такое философия жизни, философия бытия и становления с исламской точки зрения? Это, конечно, ряд знакомых вопросов, с которыми я намерен методично разобраться, дабы прийти к желаемому выводу.

Как мусульмане, мы верим, что этот физический и феноменальный мир является проявлением Творца природы и материи. Это проявление творческого источника жизни, Бога, Источника всех существ — этого возвышенного Существа, этой бесконечной Силы и этого огромного Магнита, который постоянно притягивает и выравнивает все существа, рассеянные в пространстве и времени. Любая неспособность привести себя в гармонию с Его силой превращает существа в бессмысленные, незначительные и блуждающие не‑сущности. В случае с человеческими существами отношения выравнивания и единения человека с Божественной Сущностью зависят от выбора человека и его самосознания.

Именно Бог является реальностью бытия и смыслом существования. Все имеет смысл только в свете существования Бога. Говорить о мире без Бога – все равно что говорить об абсурдных и бессмысленных вещах. Таково мнение верующего в существование Бога, мусульманина и «естественного человека» по поводу его отношений со Вселенной и ее Создателем. Это убеждение мусульманина, который верит в Коран, в День Воскресения и Судный день.

Коран одинаково подчеркивает как мирскую жизнь, так и жизнь после смерти. Согласно Корану, существование человека рассматривается в длительной перспективе. Очевидно, что человек с таким мировоззрением не может, думая о будущем, планировать свою жизнь только в рамках физической жизни и смерти. Реалистичный и дальновидный человек строит планы на более длительный срок после смерти, включая свою будущую жизнь.

В первые пять или шесть лет своей жизни человек не имеет никакого плана относительно своего будущего и просто живет в настоящем. Примерно в возрасте тринадцати или пятнадцати лет мужчины достигают достаточной зрелости, чтобы думать о своем будущем, и становятся достаточно осведомленными, чтобы размышлять о своем будущем и готовиться к нему. Это время, когда дальновидный человек планирует и строит свою жизнь, учитывая свои желания и потребности.

Несмотря на то, что большую часть времени человек занят делами этой преходящей жизни, продолжительность жизни в этом мире – это всего лишь часть реальной жизни человека. Поступки, совершенные в этой жизни, указывают на жизнь в другом мире, которая, безусловно, намного длиннее, чем жизнь в этом мире. Так не здесь ли, в этой жизни, он должен решить, что он будет делать в следующей, точно так же, как он делает это в школьные годы?

Обычно человек принимает решение о своей будущей профессии еще в школьные годы. Это явление имеет лишь слабое сходство с процессом подготовки себя к жизни после смерти ‑ жизни в вечности. То, что является общим для обоих курсов – это жизнь с поминанием Бога и Его любви, обретением душевного покоя и духовного блаженства благодаря Божьему свету в своем сердце:

«Верующими являются только те, у кого при упоминании Бога трепещут сердца, и когда им читают Его знамения, это укрепляет их в вере, и они уповают на своего Господа» (8:2), а также:

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28).

Его поминание преобразует все душевные тревоги, беспокойства, страхи и напряжение в мир и спокойствие.

 

Тема обсуждения

Все, что было сказано до сих пор, должно было послужить фоном для нашей дискуссии о философском понимании самого возвышенного измерения нашей социальной и культурной революции. В этом отношении «поминание Бога» является наиболее важной доктриной, которая может наиболее эффективно продвигать наши цели.

«Поминание Бога» должно укрепляться как в нашей личной, так и в нашей общественной жизни. Добиться этого одновременно очень легко и очень трудно. Это легко, потому что мы более или менее верим в Бога. Мы не полностью отчуждены от Бога. Ритуальные молитвы, которые мы совершаем утром, днем и вечером, являются свидетельством связи между Богом и нами. Ибо, если бы это было не так, мы бы не возносили наши молитвы, когда мы совсем одни, и рядом с нами нет родителей, жен, детей или соседей, чтобы напомнить нам или упрекнуть нас.

Мы действительно молимся, как в одиночестве, так и в присутствии других людей. Именно из-за важности «поминания Бога» в нашей жизни мы произносим свои молитвы независимо от того, присутствует ли рядом тот, кто может нас видеть, или нет. Даже такой доли веры достаточно, чтобы принести пользу нашему существованию. Мы должны приумножить это достояние, добавив к нему Его поминание и любовь к Нему, которые могут дать свет и тепло нашему существованию.

Очевидно, что материалист изолирует себя во тьме неведения о существовании Бога ‑ той тьме, где лучи Божественного света не касаются его, и он остается оторванным от Бога и Его священного поминания, делая свою собственную жизнь бессмысленной и абсурдной или, по крайней мере, лишенной смысла и света. Те, кто изучал и внимательно наблюдал за обстоятельствами нашего времени, возможно, заметили, что нигилизм – это естественная судьба тех, кто заключает свою жизнь в стены материализма.

Наша культурная революция должна вести наше общество по просвещенному пути Божьей любви, чтобы Божественный свет мог осветить жизнь каждого из нас и оказать глубокое и творческое влияние на наше поведение. Это очень сложная задача, требующая большой силы воли, старания и бдительности. Крайне важно, чтобы культурная революция разработала программу для последователей каждой возрастной группы и разработала план, обеспечивающий основу для их интеллектуального и духовного развития.

 

Культурная революция

Культурная революция – это очень сложный и запутанный процесс. Она не так проста, как кажется, и требует большого усердия и самоотверженности со стороны всех, кого это касается: преподавателей и студентов университетов, религиозных лидеров и мыслителей, планировщиков и интеллектуалов, короче говоря, всех последователей пути Божьего, которым необходимо определить отправную точку, дабы путем прохождения этого пути и непрестанных усилий определить остальную часть пути.

Культурная революция – это не простое предприятие, которое можно осуществить за короткое время. Это революция, которую необходимо начать и продвигать с большой осторожностью и самоотверженностью. Она не может развиваться и продвигаться автоматически сама по себе без какого-либо приложения усилий со стороны ее участников. Участники, человеческие индивидуумы, сами по себе не являются какими-то автоматическими, механическими существами.

Одной из самых серьезных ошибок, совершенных в век сциентизма, было предположение о человеке, согласно которому он является полностью автоматической машиной. Особенно с тех пор, как были изобретены автоматические и саморегулирующиеся машины, эта точка зрения получила широкое распространение.

Этот тип мышления доминировал в человеческих умах практически на протяжении всего этого столетия сциентизма. Антропология рассматривалась как изучение сложных механизмов с чувствительными тонкими проводами. Но, к счастью, за последние тридцать-сорок лет это отношение постепенно меняется. То, что считалось сверхавтоматическим, сложным и тонким механизмом, оказалось уникальным человеческим телом, а тело – лишь ничтожной частью всего человеческого существования.

 

Человек – неизвестное существо

Конечно, понятно, что те аспекты человеческой жизни, которые напоминают аспекты биологических организмов, можно в какой‑то степени сравнить со сложным механизмом суперавтоматической машины. Но это не единственные вещи, которые составляют человеческое существо. Человек не является человеческим существом только из-за этих физических характеристик.

Именно культура формирует настоящего человека. Когда мы подходим к этому моменту, все виды оценок или подходов к человеку, основанных на физике или физиологии, полностью рушатся, поскольку они не смогли предложить приемлемого понимания человеческого существа. За последние сорок лет гуманитарные науки пришли к выводу, что человек – это пока еще неизвестное существо.

Возможно, одна из лучших книг на эту тему, появившихся за последние десятилетия, написана Алексисом Каррелем под названием «Человек: неизвестное существо». Выдающийся врач и продукт эпохи сциентизма, он считает, что человека нельзя определить в терминах научных критериев или формул.

Даже самые передовые открытия эмпирических наук, таких как физика, биохимия и биология, не могут удовлетворительно объяснить человеческое существование. Он идет еще дальше и говорит, что эти научные дисциплины проявляют бессилие даже в лечении его физиологических заболеваний, где невозможно игнорировать его духовные силы. Его существо уклоняется от критериев, выработанных наукой. Тем не менее, культурная революция может открыть новые возможности для понимания этого неуловимого существа, которым является человек.

Однако человек не может быть уверен, что он будет следовать этим безопасным путем гарантированного спасения без каких-либо помех, если он будет предоставлен самому себе. Теперь мы можем правильно понять значение айата:

«Веди нас прямым путем» (1:6),

который мы повторяем по меньшей мере пять раз в день.

Я помню, что в первые дни моей юности среди представителей молодого поколения проводились очень увлекательные дискуссии на самые разные темы. Примерно тридцать шесть или тридцать семь лет назад проблемы идеологического значения, такие как материализм, марксизм и древнеиранские представления, стали темами наших горячих дискуссий.

Темы варьировались в широком диапазоне, возможно, куда более обширном и богатом, чем те темы, которые обсуждаются сегодня. С тех пор, как после долгого периода репрессий и ограничений началась эпоха независимости и свободы, в которой, тем не менее, отсутствовал какой-либо опыт борьбы и конфликтов, имевших место в течение последних восьми-десяти лет, предшествовавших нашей революции. Вот почему вопросы, которые задавались, и ответы, которые требовались, варьировались в широком диапазоне.

В те дни, будучи набожным мусульманским юношей, я иногда участвовал в горячих дискуссиях с другими молодыми людьми. Временами у нас возникали горячие и возбужденные споры. Один из часто задаваемых вопросов касался айата:

«Веди нас прямым путем» (1:6).

Был задан вопрос: что означает то, что мы каждый день повторяем это в своих молитвах: веди нас прямым путем? Разве дело не в том, что мы мусульмане? Если ислам – это прямой путь, разве мы, будучи мусульманами, уже не на правильном пути? Если Бог указал нам правильный путь, какой смысл просить Его вести нас прямым путем? Разве это не подразумевает сомнения в том, чему мы следуем? Почему же тогда мы верим в ислам и совершаем молитвы? Поскольку сам акт совершения молитвы подразумевает тот факт, что мы верим в ислам.

Я помню, как некоторые люди делали неуместные замечания и давали неадекватные объяснения. Они привыкли давать вводящие в заблуждение и незрелые ответы, которые сами по себе могут привести к ужасным последствиям, вызывающим серьезные отклонения и недопонимание.

 

Человек нуждается в постоянном руководстве

Суть в том, что понятие «Веди нас прямым путем» было сформулировано не только для того, чтобы произносить его в каждой молитве, но и потому, что человек всегда нуждается в Божественном руководстве. Почему? Потому что человеческая жизнь не похожа на высокоавтоматизированные циклы машины или компьютера, которые работают в соответствии с определенными предопределенными планами или программами. С другой стороны, человек постоянно находится в процессе выбора и отбора, и это состояние требует постоянного руководства.

Человек – вечный искатель и исследователь, а исследователю всегда нужен проводник. Кто может быть лучшим проводником, чем Аллах, чье руководство может провести человека через сложные хитросплетения мирской жизни, оживить и возродить в нем сознание и осведомленность, которые могут предупредить его об опасностях и напомнить ему о его обязанностях.

Конечно, некоторые люди могут стать чрезмерно сознательными в этом отношении и вообразить себе, что все, что они делают, неправильно и вредно. Это болезнь, а не осознанность.

Нам нужно быть бдительными и сознательными, а не подозрительными и мнительными. Мнительность и нерешительность могут оказаться вредными в той же степени, в какой правильное мышление может оказаться полезным. В различных айатах Корана неоднократно подчеркивалось, что пророки были посланы, чтобы освободить людей из тисков невежества и нерадивости посредством самореализации и поминания Бога. Коран предупреждает человека об опасном и рискованном пути, по которому ему предстоит пройти.

Поэтому нам необходимо возродить, восстановить и сохранить в себе чувство осознанности и ответственности по отношению к своим обязанностям, которое проистекает из нашего стремления к Богу посредством этой культурной революции. Мы должны достичь состояния постоянства этой формы сознания, что, конечно, представляет собой непростую задачу.

Чтобы лучше прояснить сложность этой задачи, я приведу несколько примеров. Человек, который интерпретирует все проблемы жизни в состоянии отчуждения от Бога и вырабатывает целый набор взглядов и точек зрения, может продвигаться по жизни без каких-либо опасений или страха перед последствиями. Но богобоязненный человек не может принять ни один из этих взглядов бездумно и без рассмотрения последствий.

Есть определенные люди, которые придерживаются политики стремления к комфорту и удобству. В детстве они растут с таким отношением, а став взрослыми, предпочитают вести безопасную и спокойную жизнь, свободную от всяких болей, трудностей и опасностей. Такой тип мировоззрения типичен для человека, чья главная цель – избежать боли и неприятностей.

Однако, когда человек, преданный Богу, пытается уклониться от своих обязанностей по отношению к Богу, его совесть непрестанно упрекает его в безответственном поведении. Его совесть призывает его преодолевать всевозможные трудности ради достижения своей цели и требует пожертвовать своим благополучием, имуществом или даже своей жизнью: он также должен быть готов пожертвовать всем, чтобы исполнить Божью волю. Его внутренний голос требует, чтобы он не боялся получить травму или быть убитым, и чтобы он принял идею жертвования своей жизнью ради Бога.

Каждый раз, когда мы навещаем госпитализированных молодых людей, раненых или искалеченных ради нашей революции или на фронтах войны, мы удивляемся и преисполняемся восхищения, видя их. Их сияющие счастьем лица отражают их внутреннюю радость, в то время как мы знаем, что они страдают от сильной боли и плохого физического состояния. Эти храбрые воины ислама лежат на своих больничных койках, радостно приветствуя нас улыбками на своих бледных лицах, хотя они, возможно, страдают от боли.

Я помню, как однажды я отправился навестить одного из этих пылких героев нашей Исламской революции. Это был мужчина средних лет. Очевидно, полученные им раны были чрезвычайно болезненными, но его лицо было светлым и умиротворенным. Айат Корана гласит:

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28)

Следует помнить, что, хотя его (раненого воина) переполняла боль, а лихорадка, вызванная его воспаленными ранами, была настолько сильной, что он с трудом мог открыть глаза, все же его лицо было счастливым и сияющим, отражая внутренний мир его души.

Что на самом деле было активным в нем, что заставило его душу одолеть его больное тело? На самом деле это была его процветающая вера и доверие к Богу, а также вера в то, что Бог наблюдает за ним и его делами. Его поведение не было обусловлено стремлением к комфорту. Это показывает, как господство Божественной культуры трансформирует человеческое поведение даже в таком удручающем состоянии физической боли и мучений. Такого человека нельзя заставить свернуть с пути Божьего на какой-то другой путь.

В то же время на другой стороне есть люди со сварливым и безрассудным характером, которые не могут жить без того, чтобы с кем-нибудь поссориться. Такой человек вечно ищет возможность затеять ссору. Для него почти невозможно оставаться спокойным, не сталкиваясь с кем-то. Есть определенные люди ‑ и их немало, ‑ которые режут других, получают ножевые ранения и серьезно ранят себя, но их мало волнует их боль. Раны, которые они получают, причиняют им сильную боль, но они преодолевают боль благодаря своей необычайной любви к «героическим» подвигам.

Таким образом, герой и негодяй во многом похожи друг на друга. Оба действуют в условиях опасности. Большие опасности их не тревожат. Но призовите антисоциального негодяя вернуться на путь Божий, вложить свой меч в ножны, сложить нож и подчиниться долгу.

Когда он пребывал в неведении относительно своих обязанностей по отношению к Богу, у него была определенная линия действий и поступков, и он был вполне счастлив и доволен своим бездумным и бездуховным образом жизни. Но теперь, когда он посвятил себя определенной идеологии и внял определенному зову, он стал осторожен и хорошо знает, каким должен быть его курс действий. Теперь он обладает полным осознанием.

 

Сознательный выбор

Дорогие сестры и братья, самая большая боль, которую испытывает человек – это напряжение от свободного и сознательного выбора, когда человек оказывается в состоянии нерешительности относительно различных проблем и неоднозначных ситуаций, которые необходимо решать в соответствии с Божьими указаниями.

Это время, когда человек должен отказаться от своего безрассудного нежелания идти по возвышенному пути исламской культуры и принять мучительный выбор и осознание. Именно тогда безрассудный негодяй, равнодушный к удобствам, который легко отрекся бы от своего здоровья, своих конечностей, даже своей жизни, чтобы удовлетворить свою жажду приключений, был бы переполнен болью и муками выбора, характерными для достойного воина.

Сознательный выбор становится еще более трудным, когда, подобно Али (А), ему нужно выбрать свой курс действий, стоя у груди своего врага с обнаженным мечом в руке. В тот же момент, когда он решает перерезать ему горло, в течение нескольких секунд происходит инцидент, который не могла предсказать никакая автоматическая и самая сложная система предупреждения.

Что нужно было сделать? Его противник оскорбляет его, плюя ему в лицо. Что нужно сделать? Злой и мстительный, а также победоносный человек внутри него приказывает без промедления отрубить голову сопернику, но более сознательный и честный выбор, направляемый свыше, предостерегает его и говорит ему, что обнажать меч ради утоления личной жажды мести не подобает человеку, воспитанному в исламской культуре и традициях. Он встает и убирает меч в ножны.

 

Цель ислама

Цели и задачи обычного политика известны каждому. Он стремится к высокому политическому положению, социальному статусу и власти. Он честолюбив до такой степени, что готов пойти на любое преступление ради достижения своих эгоистичных целей. Он не удержался бы от любого преступления, интриги или убийства на этом дьявольском направлении. Все, что он делает, имеет одну и ту же цель. Он вынашивает планы и заговоры и использует любую возможность, чтобы победить своих соперников. Он пытается уничтожить своих соперников с помощью всевозможных уловок, стратегий и заговоров, прибегая к помощи своих союзников, пока не победит соперника, либо сам не столкнется с поражением. Его цели и задачи ясны.

Если вы попытаетесь проследить причины различных политических столкновений, происходивших ради власти и статуса, на протяжении всей истории, начиная с тех времен, когда сражения велись самым примитивным оружием, до современной пропагандистской войны нынешних дней, то вы заметите, что мобилизация сил и ресурсов имела общую цель обретения власти и была направлена на то, чтобы поставить врага на колени.

Однако, если задать политику следующие вопросы: для чего нужна моя власть? Что бы я сделал с офисом, которым так дорожу? Эти вопросы опровергли бы предположение о том, что власть является самоцелью. Это означало бы, что власть и положение – это не средство удовлетворения его жажды богатства и богатства, а средство реализации Божественных идеалов, перед которыми несет ответственность каждый человек.

Когда человек достигает такого положения, от него ожидают, что он будет осторожен и внимателен к каждому своему шагу. Он постоянно нуждается в Божественном руководстве. Прежде чем сделать какой-либо шаг, он должен сначала тщательно обдумать, как противостоять противникам.

Как он должен бороться с ними? Должен ли он поговорить с ними? Должен ли он раздавить их? Должен ли он быть добрым или суровым с ними? Должен ли он завоевать их сердце? Следует ли использовать грубые и оскорбительные слова или их следует смягчать добрыми и ласковыми словами?

Цель не в том, закончится ли жестокость или мягкость по отношению к врагу его победой и увеличением чьей-либо власти; критерием здесь является не сила, а приверженность Божественному долгу.

Покорение или уничтожение врага не является целью исламской культуры. Она говорит о воспитании и обучении врага. Такого ограничения не существует для человека, который просто вовлечен в борьбу за власть и который не привержен идеалам Бога, поскольку он в основном заинтересован в победе над врагом.

Но для того, кто верит в Божественную логику, цель состоит в том, чтобы избавить врага и научить его следовать правильным путем ‑ не для того, чтобы заставить его повиноваться и сдаться, а для того, чтобы направить его к повиновению Богу.

 

Божественное присутствие

Если мы привержены Божественному долгу во всех наших решениях, мы должны быть чрезвычайно осторожны в своих путях, поведении, тактике и стратегии. Вы признаете, что это чрезвычайно трудная задача, которая требует постоянного руководства Бога и вдохновения от нашей Божественной школы мысли.

Человек, занимающий ответственное положение в Божественном обществе, должен в совершенстве осознавать Божье руководство при выполнении своих обязанностей: он постоянно нуждается в этом Божественном руководстве и Божественном свете как источнике ислама, призванном указать ему правильный путь и направить его на этот правильный путь выполнения своих обязанностей.

С человеком, скорее всего, будут связываться по деловым вопросам для различных целей разные люди: к нему может подойти близкий друг или сосед. С точки зрения обычного благоразумия, его образ действий может быть ясен: он делает одолжение другу или соседу. Но как честный и искренний исламский администратор, он должен действовать справедливо и беспристрастно.

Нужно относиться ко всем одинаково. Его критерием должны быть справедливость и беспристрастность. Для него, нет друга или незнакомца, родственника или иностранца, соседей и других, соотечественников и иностранцев, людей, говорящих на одном языке, и тех, кто говорит на других языках, людей, разделяющих одну и ту же религиозную веру, и тех, кто исповедует другую веру – все равны и одинаковы. Он не должен делать различий между ними, за исключением определенных случаев, которые тоже укладываются в рамки ислама.

Человек всегда должен обдумывать и оценивать свои поступки не с помощью обычных социальных норм, а с помощью Божественных гуманистических стандартов, чтобы соответствовать Божественному идеалу. Мы всегда должны проверять и судить себя в соответствии с этим. Это Божественная философия, управляющая жизнями преданных граждан Исламской Республики, которые присоединились к этой Революции.

Теперь мы сами можем увидеть, насколько мы преуспели в своем усердии, и в какой степени эта философия была реализована в нашей жизни. Как далеко продвинулась наша молодежь в этом направлении функционирования в соответствии с Божьей волей, и как далеко им еще предстоит пройти?

 

Предостережение

Здесь я хочу предостеречь молодежь и людей среднего возраста, которые составляют основную часть активного поколения: никогда не считайте, что вы не сможете изменить себя из-за возраста. Согласно логике Корана, никто никогда не бывает слишком старым.

Один из самых возвышенных исламских принципов рассматривает человека как существо, которое всегда находится в процессе становления. С самого первого и до последнего дня своей жизни человек всегда находится в процессе развития и изменений: это состояние подобно состоянию постоянно меняющейся жидкости. В Коране говорится по этому поводу:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (39:53).

Таким образом, всем людям среднего и пожилого возраста желательно быть активными и решительными в поддержке культурной революции и полными решимости развивать манеры и подходы в соответствии с Божественным строем. Их поведение и взаимоотношения людей друг с другом – все должно соответствовать Божественному духу и соответствовать чувству Божественного долга и поминания Бога.

И если чувствуется, что наше состояние не сильно улучшилось, а старые ошибки все еще сохраняются в тех или иных вещах, мы должны признать, что наша внутренняя культурная революция не достигла желаемой степени глубины.

Действительно, если ожидается, что культурная революция с ее философским измерением и ее измерениями сознания и мировоззрения в качестве ее основных элементов будет развиваться, то она должна вести и индивида, и общество в направлении коранического и исламского идеала.

Вместо того, чтобы рассматривать все в эгоистичных и узких терминах личного соответствия и разногласий, достоинства и унижения, люди должны настроиться на то, чтобы оценивать свою жизнь, выбор и поступки в более широкой перспективе Корана и ислама. Они должны стереть из своего сознания такие мнимые предположения, которые имели распространение в дореволюционные дни.

 

Увековечение революции

Если мы рассмотрим степень продвижения нашей революции, то заметим, что нам еще предстоит пройти очень долгий путь. На самом деле для жизни ислама и Революции было бы жизненно важно, чтобы в будущем она продолжалась вечно и бесконечно.

Экономическим, гражданским, административным, военным и другим подобным проблемам следует придавать дополнительное и второстепенное значение. Нашей главной и основной целью должно быть поддержание нашего правления, политики, наших вооруженных сил, нашей производственной и коммерческой деятельности, экспорта и импорта в соответствии с исламскими идеалами. Все должно быть подчинено исламской сущности, исламскому сознанию и исламской перспективе.

Если мы будем пренебрегать суверенитетом исламского мировоззрения над всеми аспектами нашего существования, наша революция, скорее всего, окажется под угрозой.

 

Важнейшее измерение Исламской революции

Что является самым важным и главным аспектом этой революции? Ответ таков: культурный аспект.

Эта революция, к счастью, началась как культурное движение. Это было связано с тем, что за последние несколько лет мы успешно изменили этот аспект нашего коллективного образования и нашей политической системы. Другие революции, конечно, начинаются с определенной специфической культурной ноты, но наша исламская революция в этом отношении превзошла все другие революции.

Мы можем по праву увязать ее победу с преобладающим среди нашего народа исламским духом самопожертвования и стремления к мученичеству. До тех пор, пока этого не произошло, победа была невозможна. Не будет ли большой трагедией, если эта революция, являющаяся результатом культурного движения, превратится в нечто иное, чем то, чем она была при своем рождении?

Если мы не будем охранять ее с особой тщательностью, эта победа в любой момент может превратиться во что-то другое. Мы несем ответственность за то, чтобы каждый из нас решил никогда не упускать из виду главную нить нашего культурного движения. Я надеюсь, что с каждым прошедшим днем мы будем все больше и больше продвигаться в этом направлении. Я надеюсь, что мы будем использовать алхимию Божьей памяти, чтобы изменить наше поведение и манеры, речь и мысли, мораль и чувства в направлении, указанном исламом, Кораном, Сунной и лидером, который вдохновил нашу конституцию, если на то будет воля Аллаха.

Вассалам!