Аятолла
Аятолла (перс. آیت الله, от араб. айат Аллах – «знамение Божье») — почетный титул, которым в народе награждают муджтахидов, особенно наиболее выдающихся из них, предположительно со ссылкой на Коран (41:53): «Мы покажем им Наши знамения на горизонте и в них самих».
Смысл этого титула заключается в том, что тот, кому он присуждается, проявляет качества благочестия и учености, которые указывают на Божьи цели в творении (ср. аналогичный титул ходжат оль-эслам). Это титул имеет недавнее происхождение и был введен в далеком прошлом Хасаном ибн Мутаххаром аль-Хилли (ум. 776/1374), но не вошел в общее употребление вплоть до последних десятилетий. Некоторые современные биографические сборники шиитских улемов (например, Хадж Шейх Мохаммад-Шариф Рази, Ганджине-йе данешмандан, Тегеран, 1352/1973, 7 т.), применяют его ретроспективно также и по отношению к улемам прошлого, но нет никаких указаний на то, что эти люди были известны своим современникам как аятоллы. Это название, по-видимому, спорадически использовалось в 1930-х годах, возможно, как косвенный результат реформы и укрепления в Куме религиозных институтов, учрежденных Шейхом Абд-аль-Каримом Хаэери Йазди (ум. 1355/1936). Возможно, Хаэри, действительно, был первым муджтахидом, носившим титул аятоллы (см. Мирза Мохаммад-Али Модаррес, Райханат аль-адаб. Тебриз, б.д., б.м. С. 65).
С появлением в послевоенный период таких влиятельных фигур, как аятолла Боруджерди и аятолла Кашани, использование этого титула стало все более распространенным. Практически все муджтахиды стали называться аятоллами, так что для того, чтобы отличить наиболее выдающихся муджтахидов, пришлось прибегнуть к дополнительной приставке «ал-‘узма» (араб. величайшее). Однако даже эта мера не смогла предотвратить некоторую девальвацию титула в последние годы.
Отчасти из-за снижения ценности этого титула, а отчасти из-за его предполагаемых функций, которые намного превосходят традиционную деятельность муджтахида, самый знаменитый человек, когда-либо обозначавшийся как аятолла, а именно аятолла Рухолла Хомейни, стал известен после Исламской революции 1978-79 годов как Имам Хомейни. Титул «аятолла», по-видимому, был неизвестен среди шиитов Ливана, Пакистана и Индии, и даже в Ираке он применяется только к улемам иранского происхождения. Наконец, следует отметить, что этот термин настолько широко распространен в Иране, что он применяется даже к суннитским религиозным деятелям, лексикону которых он совершенно чужд.
Библиография:
- ʿAbd-al-ʿAzīz Ṣāḥeb-jawāher, Dāʾerat al-maʿāref-e eslāmīya-ye Īrān, Tehran, n.d., I, pp. 86-87.
- Calmard, “Ayatullāh,” in EI2 , Suppl. 1-2, pp. 103-04.
- Matīnī, “Baḥṯ-ī dar bāra-ye sābeqa-ye tārīḵī-e alqāb o ʿanāwīn-e ʿolamāʾ dar maḏhab-e Šīʿa,” Iran Nameh I/4, 1362 Š./1983, pp. 560-608.
Автор: Хамид Альгар
Источник: ĀYATALLĀH in Encyclopaedia Iranica. Vol. III, Fasc. 2, p. 133.