Чамран, Мостафа

Мостафа Чамран Савеи (перс.: مصطفی چمران ساوه ای) (1981 – 1932) – иранский физик, политик, командир и партизан, который был первым министром обороны послереволюционного Ирана и членом парламента, а также командовал военизированными формированиями добровольцев во время ирано–иракской войны, известными как «Штаб иррегулярной войны» (перс. Сетад-е джангха-йе намоназзам). Погиб в ходе ирано–иракской войны, обретя славу мученика и превратившись в один из символов образцового революционного мусульманина, который оставил академическую карьеру и престижную должность профессора в Калифорнийском университете Беркли (США) и присоединился к исламскому движению в качестве партизана, принимавшего участие  в различных операциях в Палестине, Ливане и Египте, а также в Исламской революции Ирана. Считается одним из основателей шиитского движения «Амаль» в Южном Ливане.

Мостафа Чамран родился 2 октября 1932 года в религиозной семье выходцев из провинции Хамадан в Тегеране. Ранее он посещал занятия аятоллы Талегани и Мортазы Мотаххари. Закончил среднюю школу Альборза, а затем поступил в Тегеранский университет, который окончил со степенью бакалавра в области электромеханики. Во время учёбы в Тегеране он был активным членом университетской исламской студенческой ассоциации (анджоман) и принимал участие в борьбе за национализацию иранской нефтяной промышленности

В конце 1950-х годов он переехал в Соединенные Штаты для получения высшего образования, получив степень магистра в Техасском университете A&M. В 1963 году он получил степень доктора философии по электротехнике и физике плазмы в Калифорнийском университете в Беркли.

После окончания учебы он работал в качестве научного сотрудника в лаборатории Bell Laboratories и Лаборатории реактивного движения НАСА в 1960-х годах.

Чамран был одним из ведущих членов Движения за свободу Ирана, созданного Мехди Базарганом в 1960-х годах. После окончания университета Чамран отправился на Кубу для прохождения военной подготовки. В декабре 1963 года он вместе с Садегом Готбзаде и Эбрахимом Язди выехал из США в Египет, где проходил подготовку по ведению партизанской войны. Они встретились с египетскими властями, чтобы получить от них помощь в создании антишахской организации, которая позже была получила название Специальная организация единения и действия. Чамран был избран руководителем ее военного крыла. По возвращении в США в 1965 году он основал в Сан-Хосе группу «Красный шиизм» с целью подготовки боевиков. Его брат Мехди также входил в состав этой группы. В 1968 г. он основал еще одну группу, которая стала известна как Ассоциация мусульманских студентов Америки, которой руководил Эбрахим Язди. Этой группе удалось создать филиалы в Великобритании и Франции.

В 1971 году Чамран уехал из США в Ливан, чтобы присоединиться к лагерям Организации освобождения Палестины (ООП) и движения «Амаль». Он стал одним из ведущих руководителей исламского революционного движения на Ближнем Востоке, отвечая за организацию и обучение партизан и революционных сил в Алжире, Египте, Сирии. Во время гражданской войны в Ливане он активно сотрудничал с Мусой Садром, лидеров ливанских шиитов и основателем движения «Амаль». Сам Чамран также занимал одно из ключевых мест в руководстве организации «Амаль» и был фактически правой рукой Мусы Садра.

Вместе с Садегом Готбзаде он входил в условно «сирийскую» фракцию в революционном движении, которая имела связи с сирийским режимом Хафеза Асада и соперничала с дружественной ливийскому режиму Муаммара Каддафи группой, возглавляемой Мохаммадом Монтазери.

После победы Исламской революции Чамран вернулся в Иран. Весной 1979 года он занял пост заместителя премьер-министра в кабинете Мехди Базаргана и руководил военными операциями в Курдистане, где курдские сепаратистские группы восстали против Временного правительства Ирана. С сентября 1979 года по 1980 год он также занимал пост министра обороны, став первым гражданским министром обороны Исламской Республики.

В марте 1980 года он был избран в Исламское совещательное собрание в качестве депутата от Тегерана. В мае 1980 года он был назначен представителем Рахбара в Верховном совете национальной обороны.

Во время ирано–иракской войны Чамран возглавлял пехотное подразделение и получил два ранения в левую ногу осколком от минометного снаряда во время боев у Сусангерда. Тем не менее он отказался покинуть свою часть. Чамран был убит 21 июня 1981 года во время боевых действий в Дехлавийе (провинция Хузестан) в результате попадания осколка снаряда в затылок. Его тело похоронено на кладбище Бехеште-Захра в Тегеране.

Аятолла Хаменеи публично провозгласил Чамрана «гордым полководцем ислама». Чамрану был посмертно присвоен статус героя, в его честь были названы многие здания и улицы в Иране и Ливане, а также одна из главных скоростных магистралей страны. С 2008 года в Тегеране, в доме, в котором когда-то жил Чамран, работает музей его имени

В 2012 году вышла персидская биография Чамрана (составитель: Мохсен Алавипур), а в 2013 году писатель Ник Робинсон опубликовал в Великобритании английскую биографию Чамрана под названием «22: не новый образ жизни для тех, кто жаждет человечности!» (22: Not a New Lifestyle for Those Who Thirst for Humanity!). В 2014 году Чамрану был посвящен целый художественный фильм под названием «Че». Фильм изображает два дня жизни Чамрана во время боев за Паве в Курдистане после победы Исламской революции. Эта кинокартина стала предметом пристального внимания общественности в Иране и получил несколько престижных наград. В 2016 году его брат Мехди Чамран опубликовал совместно с «Фондом мученика Чамрана» полную биографию легендарного командира.

Чамран женился на новообращенной американской мусульманке Тамсен Хейман (ум. 2009) в 1961 году. У них была дочь Рушан и трое сыновей Али, Джамал и Рахим. Джамал утонул в детстве, а остальные дети от этого брака до сих пор живут в США. После миграции в Ливан, из-за некоторых трудностей Тамсен покинула Чамрана в 1973 году и вернулась в США. Чуть позже Чамран женился вторым браком на ливанке Гаде Джабер.

Чамран свободно говорил на английском, арабском, французском и немецком языках. Известно, что он интересовался исламским мистицизмом и был поклонником поэзии Джалал ад-дина Руми, занимался живописью и фотографией.