Хроника революционного Ирана: 1966

После изгнания из страны Имама Хомейни и ужесточения мер по борьбе с оппозицией в Иране в связи с убийством премьер-министра Хасанали Мансура и покушением на шаха в 1965 году основной центр оппозиционных сил переносится за рубеж.


Репрессии против политизированных исламских ученых продолжались. В марте 1966 года был арестован и посажен в тюрьму Хосейнали Монтазери (выйдет на свободу только в 1968 году). Тем не менее, большая часть активистов Движения за свободу Ирана выходит на свободу в 1966 году, для того чтобы развернуть свою деятельность за рубежом. В 1966 году были вынуждены тайно проживать в Тегеране на конспиративных квартирах Сеед Али Хаменеи и Хашеми Рафсанджани, покидает Тегеран и возвращается в Мешхед Али Шариати. За решеткой вновь оказывается сын Хомейни Сеед Мостафа, который после пяти месяцев, проведенных рядом с отцом в Ан-Наджафе, возвращается в Иран и подвергается аресту прямо на пограничном посту. После выхода на свободу САВАК устанавливает за ним постоянную слежку, которая не прекращается даже во время его выезда из страны в хадж.

В то же самое время, еще один участник исламского движения, Мортаза Мотаххари, который был в те годы был преподавателем философского факультета Тегеранского университета, активно занимается публицистикой и отстаивает исламские ценности, вступая в полемику со светской интеллигенцией на страницах прессы. В журнале «Зан-е руз» («Современная женщина») была опубликована серия статей юриста Эбрахима Махдави, в которых говорилось о бесправном положении женщины в исламе, что вынудило Мотаххари написать в ответ несколько статей («Женщина в исламском праве», 1966-1967). Первая статья этого цикла была принята журналом к печати и опубликована в октябре 1966 года. Наиболее консервативное крыло духовенства восприняло и само содержание статей и факт их публикации в «фривольном» журнале как недопустимое проявление религиозного модернизма.

Статус университетского преподавателя поможет ему в последующие годы избежать преследований и длительного тюремного заключения. В 1966 году национальный комитет ЮНЕСКО Ирана присудил Мотаххари премию в 30 000 риалов (400 долларов) за книгу «Рассказы о праведниках», адресованную юношеству.

1966 год – В Германии основано Объединение исламских студенческих ассоциаций (ОИСА), которому было суждено стать одним из главных зарубежных рупоров исламского оппозиционного движения в Иране. Первое собрание ОИСА, состоявшееся весной 1966 года, включало представителей иранских студенческих организаций в Германии –  из Вюрцбурга, Брауншвейга, Гессена, Берлина и Ганновера. В дальнейшем организация существенно расширит географию своей деятельности за счет других европейских стран.

Картинки по запросу ‫اتحادیه انجمن های اسلامی دانشجویان در اروپا‬‎

Руководители этой студенческой организации были связаны с основанным в 1961 году Движением за свободу Ирана, которое объединило религиозное крыло иранских националистов. После того, как в 1965 году Исламский центр в Гамбурге возглавил аятолла Бехешти, преданный сторонник Имама Хомейни, усиливается связь этой структуры с политически активным шиитским духовенством. Бехешти поддерживал самые тесные контакты со студенческим движением, через него проходили все материалы периодического издания ОИСА «Ислам: Школа борцов» (Эслам: мактаб-е мобарез), а позже он станет «идеологическим советником» ОИСА.

Журнал «Ислам: школа борцов» начал выходить в сентябре 1966 года. В первом же номере была четко обозначена политическая направленность издания: редакционная статья призывала студентов к сотрудничеству в «борьбе за установление более справедливого мира» и «бесстрашию и самопожертвованию в низвержении инструментов деспотизма, колониализма и правительств, подобных Язиду (омейядскому халифу VII века, символу тирании и несправедливости для мусульман – Иран-1979)».

Бехешти пытался превратить ОИСА в ядро международного исламского движения и призывал к солидарности с мусульманскими движениями в других странах. В декабре 1966 года на пятом всемирном конгрессе мусульманской молодежи Бехешти выступил с речью на арабском языке, в которой заявил: «Книга Аллаха и предания Посланника Аллах четко проясняют, что ислам – это единственная ось всех политических и гражданских прав в сфере зарубежной и внутренней политики». С осени 1966 года Бехешти начинает читать в Гамбурге еженедельные лекции об исламе, которые были потом изданы в виде книги «Обстоятельства возникновения ислама».

Тем не менее, протестная активность сторонников Хомейни в самом Иране не прекращается. Они используют любые поводы и возможности для пропаганды своих взглядов с целью расширения базы движения. Например, в докладе информационной службы полиции от 20 марта 1966 года говорилось о том, что с этой целью они планировали использовать праздничные мероприятия Науруза. В докладе САВАК от 10 июня 1966 года также сообщается: «Сторонники Хомейни и некоторые семинаристы Тегерана и Кума решили в пятницу Арба‘ина (сороковой день после Ашуры – Иран-1979) распространять листовки в мечетях и религиозных местах, а в подходящих случаях – произносить салаваты в честь указанного лица (Хомейни – Иран-1979) и устраивать демонстрации».

Картинки по запросу ‫چمران در مصر‬‎

Мостафа Чамран (справа внизу) и иранские студенты в США

В 1966 году созданная тремя годами ранее членами Организации освобождения Ирана (Мостафа Чамран, Садег Готбзаде и Эбрахим Язди) для подготовки вооруженного антишахского подполья Специальная организация единения и действия (Сазман-е махсус-е эттехад ва амал), которая базировалась в Египте, была вынуждена перебазироваться и переехать в Ливан. Причиной стали разногласия с насеровским режимом, который стал все больше акцентироваться на панарабской риторике, делать антииранские заявления (например, называя Персидский залив Арабским, а провинцию Хузестан в Иране – Арабистаном) и оказывать финансовую помощь арабским сепаратистам на юго-западе Ирана. Кроме того, египетские власти жестоко преследовали свое собственное исламское подполье. 29 августа 1966 года был казнен видный идеолог египетских исламистов и член организации «Братья-мусульмане» Саид Кутб, которого обвинили в том числе в подготовке покушения на Гамаля Абделя Насера. Некоторые сочинения Саида Кутба были переведены в 1960-1970-е годы на персидский язык, копировались и распространялись членами исламского движения в Иране (автором нескольких переводов даже был нынешний Верховный лидер Исламской Республики Иран – Сеед Али Хаменеи).

В этой связи осенью 1966 года Эбрахим Язди перенес штаб-квартиру в Бейрут, тогда как остальные члены переместились в Багдад и Басру. Хотя уже в 1967 году Специальная организация фактически будет распущена, с  этого момента Ливан с его лагерями палестинских беженцев, являвшихся опорной базой для левых движений, начинает играть особую роль в подготовке кадров для военизированных групп иранской оппозиции, которые проявят себя активно только в 1970-е годы.