Хроника революционного Ирана: 1967

1967 год оказался переломным во многих отношениях. Шахский режим продолжал укреплять свою автократию и военно-политическую мощь, всё больше сближаясь с США и Израилем. Внутри страны и за рубежом разворачивалось оппозиционное движение, внутри которого доминировали левые и исламские организации. Шестидневная война в Палестине стала одним из неожиданных катализаторов протестных настроений.


Укрепление шахского режима

В 1967 году наблюдается относительная стабилизация шахского режима, за которым последовал очередной взлет амбиций шаха, чему также способствовали экономический рост 1963-1967 гг., бурный подъем нефтяного экспорта и поступление валютных средств. Шах расширяет международно-политическое сотрудничество, укрепляя торгово-экономические и даже военные контакты с СССР и Израилем.

Год начался с публикации первой идеологической работы Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви. В январе 1967 года издательством Национального банка Ирана была выпущена 500-тысячным тиражом книга шаха под названием «Белая революция» (Энгелаб-е сефид). Основное внимание в книге было уделено планам по социально-экономическому реформированию страны. Второе издание книги еще большим тиражом состоится уже в мае 1967 года. В предисловии к книге шах писал: «Мы совершили революцию, которая, как сказал Авраам Линкольн, не желала никому ничего плохого, а напротив желала блага всем. Ее целью было лишь одно, а именно дать народу права таким образом, как этого пожелал Господь, и не бояться на этом пути никакой другой силы, кроме Господа».

4 августа 1967 года прошли выборы в иранский Маджлис, в результате которых 180 из 219 мест досталось правящей партии «Иран-е новин», лидером которой был премьер-министр Амир Аббас Ховейда. Такой успех провластной партии на выборах укреплял уверенность шаха в своих силах. Ховейда становится самым влиятельным и хитроумным иранским политиком, которому шахский режим был обязан относительной стабильностью курса на протяжении следующих десяти лет. Тем не менее, именно Ховейда умел мастерски манипулировать иллюзиями шаха, все больше отрывавшими его от понимания ситуации в стране. Несмотря на уверенно взятый курс на однопартийное правление, на этот раз наряду с Народной партией (под руководством Асадоллы Алама) своих депутатов удалось провести также так называемой Паниранистской партии, которая была основана в 1940-е годы радикальной частью иранских националистов, симпатизировавших немецким национал-социалистам и в послевоенное время финансировалось ЦРУ. Фракцию партии в Маджлисе возглавил Мохсен Пезешкпур.

26 октября 1967 года состоялась коронация Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви и его супруги Фарах Диба, которые получили официальные титулы Шахиншах (Император) и Шахбану (Императрица).

Картинки по запросу shah coronation 1967

Шах Мохаммад-Реза, его супруга Фарах и их сын, наследный принц Али-Реза, на церемонии коронации в октябре 1967 года

В эти годы Мохаммад-Реза-шах Пехлеви был занят планами по наращиванию военной мощи Ирана на случай возможной конфронтации со стремительно вооружавшимися арабскими режимами Ближнего Востока. С этой целью в январе 1967 года было решено закупить военную технику у Советского Союза, а в феврале 1967 года Москва согласилась поставить Ирану различные виды легкого оружия на 110 млн. долл. США в обмен на иранский природный газ. Однако главным партнером по-прежнему оставались Соединенные Штаты.

Когда Мохаммад-Реза-шах посетил Вашингтон в августе 1967 года, он пытался заручиться у американцев обещанием предоставить долгосрочный кредит для нужд экономического развития и закупки оружия. 15 ноября 1967 года шах написал президенту США о двух новых пятилетних планах для Ирана – один для экономического развития и один для реорганизации вооруженных сил Ирана. Он отметил, что приблизительная оценка потребностей в военной технике для осуществления этой реорганизации составляет порядка 800 млн. долл. США, и Иран хотел бы приобрести эту технику в Соединенных Штатах, если правительство США сможет предложить необходимые кредитные механизмы. Покрывать эти гигантские расходы на гонку вооружений планировалось за счет стремительно возраставших доходов от экспорта нефти.

1967 год также стал началом иранской ядерной программы, потому что был произведен первый запуск поставленного американцами 5-мегаваттного Тегеранского исследовательского реактора.

В 1960-е годы Иран активно развивал отношения с Израилем, но предпочитал сохранять их в тайне от арабских стран, боясь серьезного ухудшения отношений с ними. Тем не менее, Израиль стремился придать им более публичный характер и даже настраивал шаха против арабского мира. Так официальный представитель Израиля в Тегеране Меир Эзри писал: «Общая заинтересованность Израиля на Ближнем Востоке заключается в существовании суверенного и процветающего Ирана во главе с шахом, который считается другом Израиля… мы не верим, что арабы когда-либо будут дружить с Ираном, несмотря на все усилия Ирана. Наша дружба обязывает нас довести до сведения Ирана то, что мы знаем об усилиях арабских государств, направленных против самых насущных иранских интересов.”

Израиль занимался ремонтом самолетов ВВС Ирана и самолетов гражданской авиации, израильские специалисты были задействованы в антинассерской персидской пропаганде, было налажено тесное сотрудничество между ЦАХАЛом и иранской армией, израильский атташе находился практически в ежедневном контакте с иранским Генеральным штабом, с февраля 1967 года велись переговоры о приобретении израильских пистолетов-пулеметов Узи.

В апреле 1967 года начальник израильского Генштаба Ицхак Рабин беседовал с шахом, который интересовался израильскими самолетами и танками. В отзыве посла Израиля в Тегеране доктора Цви Дореля от 29 августа 1967 года говорилось следующее: «Мы установили тесное, дружественное и практическое партнерство между ЦАХАЛом и службами безопасности и их иранскими коллегами с совместным выполнением программ и миссий национального значения, с постоянными взаимными визитами глав вооруженных сил и их старших должностных лиц.”

Похожее изображение

Арабская коалиция потерпела сокрушительное поражение от Израиля в ходе Шестидневной войны 1967 года

Шестидневная война

Отношения с Израилем стали одним из главных факторов роста антишахский настроений и популярности исламского движения. В 1967 году на Ближнем Востоке разгорелась так называемая Шестидневная война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой. Утром 5 июня 1967 года началась операция ВВС Израиля, уничтожившая за несколько часов ВВС арабской коалиции, после чего Израиль в течение 6 дней одержал победу над оставшимися без воздушной поддержки арабскими армиями. Эта короткая война имела значительные последствия для палестинского народа и Ближнего Востока в целом. В ходе и непосредственно после войны, Западный берег р. Иордан покинуло около четверти его арабского населения (от 200 000 до 250 000 человек). Сектор Газа покинуло около 70 000 человек, а Голанские высоты от 80 000 до 100 000 человек. Пользуясь шоком, вызванным войной, в Иерусалиме с 10 июня 1967 года израильские власти начали разрушение мусульманского квартала Муграби, находившегося в непосредственной близости от Стены Плача.

Шестидневная война привела к ослаблению авторитета Гамаля Абдель Насера как лидера панарабского проекта и упадку арабского национализма в целом. Шок и деморализация, охватившие арабскую улицу в 1967 году, стали благоприятной психологической почвой для расширения базы исламских общественно-политических движений, в том числе и в Иране.

Имам Хомейни оказался одним из первых духовных лидеров мира, инициировавших бойкот против Израиля. Практически сразу после начала Шестидневной войны между Израилем и арабскими странами, 7 июня 1967 года, он опубликовал послание, в котором назвал любые отношения с Израилем «запретными» (харам):

«Во имя Бога, Милостивого, Милосердного

Я неоднократно призывал исламские государства к единству и братству против подстрекателей, которые стремятся разжечь раздор между мусульманами и исламскими государствами, поработить и унизить наши дорогие страны в условиях колониализма и эксплуатировать их духовные и материальные ресурсы.

Я неоднократно предупреждал правительства, в частности иранское правительство, против Израиля и его опасных наемников.

Этот источник нечестия, который был помещен в сердце исламских стран при поддержке крупных держав, и его корни нечестия угрожают исламским странам изо дня в день. Этот источник должен быть искоренен усилиями исламских стран и великой мусульманской уммы. Израиль начал вооруженное восстание против исламских стран, и исламские государства обязаны его ликвидировать.

Помощь Израилю путем продажи оружия и взрывчатых веществ или продажи нефти – это харам; это акт неповиновения Исламу.

Отношения с Израилем и его наемниками, будь то торговые или политические отношения, являются харамом и актом неповиновения Исламу; мусульмане должны избегать использования или покупки израильских товаров.

Я прошу Бога о победе Ислама и мусульман.

Да пребудет мир с тем, кто следует наставлениям (Коран, 20: 47)».

С фетвами и официальными заявлениями, осуждавшими израильскую агрессию, выступили и другие иранские муджтахиды, в том числе аятолла Сеед Казем Шариатмадари, аятолла Сеед Абдолла Ширази, аятолла Мараши Наджафи, аятолла Сеед Хади Милани, аятоллла Сеед Мохаммад-Реза Гольпайгани, Сеед Мохаммад-Садег Роухани, Сеед Абульгасем Хои, Сеед Мохсен Табатабаи Хаким. Муллы объявили сбор средств в пользу палестинских беженцев на Западном берегу реки Иордан и передали их через посольство Иордании.

В июле 1967 года об Израиле и палестинском вопросе высказался Али Шариати, раскритиковавший подходы некоторых иранских левых авторов (Дариюша Ашури и Халиля Малеки), которые отделяли сионизм от мирового империализма. В одной из своих статей Шариати писал: «Поведение израильского правительства выходит таким образом за рамки жестокости и является ультрафашистским, так что даже Гитлер и Муссолини осудили бы его». Для многих иранских интеллектуалов (например, Джалаля Ал-е Ахмада) 1967 год стал переломным и заставил их поменять отношение к Израилю. Благодаря Шариати они стали рассматривать Израиль и сионизм как продолжение западного колониализма, все больше солидаризируясь с позицией Хомейни и его сторонников по этому вопросу.

Картинки по запросу mosaddegh toumb

Могила Мохаммада Мосаддыка в его доме в Амирабаде. Современный вид

Протесты в стране и за рубежом

5 марта 1967 года умер лидер Национального фронта и отец национализации иранской нефти Мохаммад Мосаддык, который по-прежнему оставался авторитетом для националистов, в том числе их религиозного крыла (Движение за свободу Ирана), которое представляли Мехди Базарган и аятолла Талегани. После непродолжительного тюремного заключения в 1953 году он до самой смерти находился под домашним арестом в своем имении в Ахмадабаде, где был похоронен. Его могила стала местом паломничества иранских националистов, хотя шахские власти пытались воспрепятствовать ее посещению.

В марте 1967 года курдские сепаратисты подняли восстание в районе Мехабада и Урмии. Лидирующей силой среди восставших курдов были марксисты, преследовавшие в качестве цели установление автономии для курдов в Иране. Восстание, объединившее несколько племенных мятежей, которые начались еще в 1966 году, было вдохновлено войной между правительством и курдами в соседнем Ираке и пользовалось поддержкой Курдской демократической партии Ирана (КДПИ), возродившейся после жесткого подавления в 1946 года. Костяк возрожденной КДПИ состоял из марксистов, не имевших большого влияние на курдскую патриархальную среду. Не имея значительной социальной базы и материально-технических возможностей, восстание было быстро подавлено, хотя силам КДПИ удалось нанести серьезные потери иранской армии. В течение нескольких месяцев восемь из одиннадцати членов революционного комитета КДПИ были убиты иранскими солдатами, на сторону которых перешло консервативное крыло сепаратистов, подчинявшееся суннитскому религиозному лидеру Мулле Мустафе, но само движение продолжалось не менее полутора лет. Более 40 членов партии были убиты, а их тела были переданы людьми Муллы Мустафы иранским властям.

Продолжалась протестная активность иранского студенчества за рубежом. Конфедерация иранских студентов за рубежом занималась организацией крупных публичных демонстраций в Европе и Соединенных Штатах во время визитов шаха или видных членов королевской семьи или правительства, получая значительную поддержку со стороны левых и других радикальных группировок в принимающих странах. Одно из самых драматичных событий подобного рода произошло 2 июня 1967 года во время визита шаха в Западный Берлин. Несколько тысяч человек, собранных Конфедерацией и Немецким социалистическим студенческим союзом (Sozialistische Deutsche Studentenbund), вышли на демонстрацию, которая закончилась ожесточенным противостоянием с полицией, в ходе которого пятьдесят человек были ранены, а немецкий студент-пацифист Бенно Онезорг был застрелен полицейскими. Убийство Онезорга стало одной из причин активизации немецкой молодёжи, раскола немецкого общества и радикализации студенческого движения в стране. Оно стало символическим событием и конкретным поводом для создания боевой партизанской организации «Движение 2 июня», которая существовала с 1970 по 1980 годы и провела ряд успешных операций, в том числе похищение депутата от ХДС Петера Лоренца.

Benno Ohnesorg was shot by a policeman (picture-alliance/Keystone/AP/Herr)

Полицейскими был застрелен немецкий студент-пацифист Бенно Онезорг

Исламское движение

16 апреля 1967 г. Имам Хомейни написал из Наджафа открытое письмо премьер-министру Ховейде и послание улемам духовной семинарии Кума. В послании духовенству он убеждал свергнуть режим шаха. В первом письме Хомейни выразил протест против готовившейся коронации шаха и осудил его за продолжавшееся нарушение норм ислама и конституции страны.

13 ноября 1967 года сотрудники САВАК устроили рейд в дом Хомейни, расположенный напротив медресе «Ходжатийе» в Куме, который был превращен в библиотеку, содержавшуюся на средства от религиозных налогов. Дом Хомейни превратился в место собраний оппозиционных семинаристов, где они обменивались книгами и брошюрами. Библиотека, содержавшая более 10 000 книг, рукописей и документов, была полностью изъята тайной полицией.

20 ноября 1967 года сторонники Имама Хомейни установили в закрытом властями медресе «Фейзийе», в котором произошли трагичные события июня 1963 года, огромную фотографию Имама Хомейни, что вызвало незамедлительную реакцию со стороны местного отделения САВАК.

22 ноября 1967 года САВАК предпринял меры для предотвращения сбора религиозных налогов представителями Хомейни в Куме. Представитель (вакиль) Хомейни в Куме, ходжат оль-эслам ва-ль-мослемин Алиакбар Эслами, был отправлен в ссылку. Был предпринят и ряд других мер, направленных на ослабление сторонников Хомейни не только в Куме, но и по всему Ирану. Было запрещено продавать собрание религиозно-правовых решений (ресале-йе эльмийе) Хомейни. Верующим, которые избрали его в качестве своего религиозно-правового авторитета (марджа‘ ат-таклид), было запрещено выезжать в Мекку для совершения хаджа.

После года конспиративной деятельности в Тегеране был арестован находившийся в розыске Сеед Али Хаменеи, который предстал перед судом в 1967 году по обвинению в оскорблении режима путем перевода и публикации книги Саида Кутба «Будущее исламского мира». САВАК назвал его экстремистом, угрожавшим национальной безопасности Ирана. Выпустившее книгу издательство «Сепиде» было закрыто.

Картинки по запросу ‫زندان طالقانی‬‎

Сеед Махмуд Талегани был осужден на одиннадцать лет в 1967 году

В 1967 году был арестован и приговорен к одиннадцати годам лишения свободы один из основателей Движения за свободу Ирана – аятолла Сеед Махмуд Талегани. Заключение Талегани будет способствовать сближению исламского движения с левыми активистами, которые пополняли ряды политзаключенных и зачастую делили камеры с исламистами.

В 1967 году был принят новый семейный кодекс, который давал женщинам право подавать на развод без разрешения мужа; Мужчина должен был заручиться согласием жены, прежде чем взять вторую жену, а юридические вопросы, касающиеся семьи, передавались из религиозных судов в светские. Этот законодательный акт, противоречивший многим положениям шариата и выводивший частное право из-под юрисдикции мулл, вызвал серьезное недовольство среди шиитского духовенства и будет отменен сразу же после возвращения в страну Хомейни в феврале 1979 года.

В 1967 году активно разворачивают свою деятельность два видных интеллектуала исламского движения – Мортаза Мотаххари и Али Шариати, которые в течение ближайших нескольких лет будут сотрудничать с исламским центром нового типа – Хосейнийе-йе эршад.

В январе 1967 года Мотаххари стал старшим преподавателем философского факультета Института богословия и исламских наук. Он выступает с открытыми лекциями на актуальные для мусульман темы. 10 февраля 1967 г. Мотаххари произносит в мечети «Энфаг» лекцию по теме «Ислам и Всемирная декларация прав человека». Зимой 1967 года начинает свою работу Хосейнийе эршад. Лекции, прочитанные Мотахари в Хосейнийе-йе эршад в 1967-1969 гг., легли в основу таких его книг, как «Притяжение и отторжение в личности Имама Али» (Джазебе ва дафее-йе Эмам Али), «Божественная справедливость» (Адл-е элахи), «Взаимные услуги ислама и Ирана» (Хедамат-е мотагабел-е Эслам ва Иран), большей части книги «Хусейнова эпопея» (Хаммасе-йе хосейни).