Хроника революционного Ирана: 1969
Ирак, Шатт-эль-Араб и Хомейни
Дальнейшее ухудшение отношений между Ираном и Ираком после прихода к власти в Багдаде партии «Баас» в конечном итоге привело к тому, что 19 апреля 1969 г. Иран отменил договор 1937 года, объявлявший Шатт-эль-Араб территориальными водами Ирака, но обеспечивавший Ирану расширенные права на судоходство в зоне речных портов.
Это решение было продиктовано тяжелыми для иранской экономики последствиями так называемого Абаданского инцидента 1961 года, когда Ирак сделал фактически невозможным иранское судоходство в Шатт-эль-Арабе. Используя военные корабли в качестве сопровождения, иранские танкеры прошли в Шатт-эль-Араб без помощи иракских лоцманских кораблей, после чего Ирак каждый раз жаловался на то, что правительство Ирана вновь нарушает положения Договора 1937 года. Кроме того, Ирак угрожал заблокировать весь Шатт-эль-Араб, если Иран не прекратит свои предполагаемые нарушения договора 1937 года. Односторонняя денонсация договора в 1969 году привела к вполне предсказуемому росту напряженности между странами, который продолжался на протяжении 1970-х годов (вплоть до подписания Алжирских соглашений в 1975 году, которые будут разорваны Ираком в одностороннем порядке с началом ирано-иракской войны).
Ирак смог ответить на этот демарш Ирана принудительной высылкой более 3000 иранских подданных, проживавших на территории Ирака в шиитских религиозных центрах – Наджафе и Кербеле. Депортация, однако, не коснулась аятоллы Хомейни, которого, несмотря на его связь с иракской шиитской оппозицией (движение «Да‘ват аль-исламийя»), власти Ирака по всей видимости рассматривали как антишахскую фигуру, которую можно будет по возможности использовать для оказания давления на Иран. К нему приходили офицеры «Баас» и предлагали сделать официальное заявление в поддержку Ирака как стороны, пострадавшей от действий Ирана, ссылаясь на наличие у них общего врага – иранского шаха. Хомейни ответил им: «Во-первых, наши разногласия с правительством Ирана – это дело принципа и вопрос идеологии, которая никуда не денется. Ваши разногласия – временные и преходящие. Во-вторых, что иранский режим сделал такого, чего не сделали вы? Они жестоко подавляли народ. Вы также в течение нескольких последних дней вели себя как тираны по отношению к иранцам. Вы их варварски выгоняли, даже оскорбляли улемов, и мне сказали, что ваши агенты в городе Казерун вытаскивали иранцев из ванных, безжалостно бросали их в машины и отвозили на границу».
Также известно, что в это же время в САВАК рассматривали вопрос о том, чтобы, воспользовавшись сложным положением Хомейни в Ираке, предложить ему вернуться в Иран или даже отправиться в Пакистан, но шах счел нецелесообразным оба варианта и пожелал, чтобы Хомейни оставался в Ираке.
Летом 1969 года в Ираке была начата кампания репрессий против шиитского духовенства, аятолла Мухсин Хаким был назван в прессе иранским агентом (из-за публичной поддержки иранских религиозных лидеров, проживающих в Ираке), была введена цензура на религиозную литературу, конфискована вакуфная собственность многих мечетей, многие муллы подвергались арестам. 10 июня 1969 года дом, в котором находился аятолла аль-Хаким во время своего визита в Багдад, был оцеплен полицией. В знак протеста муджтахид устранился от общества и предался уединению. 15 июня 1969 года Хомейни встретился с аль-Хакимом и убедил его занять более твердую позицию в отношении иракского режима.
Перевороты в арабских странах
25 мая 1969 года произошёл военный переворот в Судане. Генерал Джафар Нимейри вместе с четырьмя другими офицерами сверг правительство и стал председателем Революционного совета. После переворота Судан осудил империализм и поддержал СССР, превратившись в очередную «страну социалистической ориентации». К концу 1969 года СССР начал оказывать военную помощь Судану, а коммунисты были введены в правительство. Однако это сближение продлится недолго: после смерти Гамаля Абделя Насера в 1970 году и прихода к власти Анвара Садата Судан будет
1 сентября 1969 года группа военных офицеров во главе с полковником Муаммаром Каддафи (Движение свободных офицеров) устроила военный переворот, свергнув короля Идриса Переворот был поддержан народом, который был недоволен возраставшей концентрацией в руках короля национального богатства страны, прежде всего колоссальных доходов от нефти. Этому также способствовала популярность идей насеризма, арабского национализма и социализма в ливийском обществе, не отличавшемся в этом плане от других стран арабского мира. Поэтому переворот прошел относительно спокойно и бескровно. Сообщений о гибели людей или насильственных инцидентах, связанных с переворотом, не поступало.
Военные путчисты объявили себя Советом революционного командования и провозгласили Ливию свободным и суверенным государством под названием Ливийская Арабская Республика, которое будет идти «по пути свободы, единства и социальной справедливости, гарантируя своим гражданам право на равенство и открывая перед ними двери почетного труда.» Вскоре Каддафи становится главнокомандующим ливийскими вооруженными силами и фактическим новым главой государства.
Поразительное сходство между ливийским военным переворотом 1969 года и приходом к власти в Египте Гамаля Абделя Насера в 1952 году. Таким образом, египетский опыт и харизматическая фигура Насера сформировали некую модель политического действия для других арабских стран. Каддафи декларировал приверженность Ливии идеям арабского единства и поддержке палестинского дела против Израиля. Новое правительство категорически отвергло коммунизм как атеистическое учение и официально поддержало арабскую интерпретацию социализма, которая пыталась интегрировать исламские принципы с широкими модернизационными реформами. Исламская составляющая особенно ярко проявит себя по мере усиления режима личной власти Каддафи в 1970-е годы, когда в стране будут применятся многие нормы шариата, а Коран объявлен источником закона. В 1970-1980-е годы этими же тенденциями будет затронут и Джафар Нимейри, который незадолго до своего свержения даже объявит в 1983 году Судан исламской республикой и официально введет шариатское законодательство.
Левое движение в Иране
Шахский режим в течении нескольких лет готовился к празднованию в 1971 году 2500-летия иранской монархии, куда планировалось пригласить десятки глав государств и членов монархических домов Европы и Азии. В этой связи перед САВАК была поставлена задача – сурово расправляться со всеми оппозиционными группами, выступавшими против режима.
В феврале 1969 года начался судебный процесс против четырнадцати членов группы Джазани-Зарифи. Эта группа была создана в 1965 году двумя студентами – Бижаном Джазани и Хасаном Зия-Зарифи, послужив прообразом будущей Организации партизанов-фидаинов иранского народа (ОПФИН). Группа планировала заниматься партизанской борьбой, но не обладала достаточным опытом для этой деятельности. К тому же, в нее быстро удалось внедрится агентам САВАК. Джазани был арестован 9 января 1968 года, за три дня до запланированного им ограбления банка. Группа решила получить необходимые деньги путем ограбления банков, когда деятельность организации зашла в тупик из-за нехватки средств. Зарифи был арестован 14 февраля 1968 года и подвергся интенсивным пыткам, из-за чего был госпитализирован.
Прокурор просил суд применить к Зарифи и Джазани смертную казнь. Международная организация «Amnesty International» направила своих наблюдателей на судебные разбирательства, а Конфедерация иранских студенческих ассоциаций в Европе и США запустила свою собственную международную кампанию, чтобы спасти заключенных. Наблюдатели из различных правозащитных групп, а также представители Британского парламента, были потрясены сообщениями заключенных о пытках и шокированы полным игнорированием процессуальных норм иранским военным судом.
В конечном счете Апелляционный суд ратифицировал суровые приговоры: пятнадцатилетний тюремный срок для Джазани и десятилетний срок для Зарифи. Приговоры для других членов варьировались от 2 до 10 лет. Члены группы находились в тюрьме Каср до весны 1969 года, когда несколько из них попытались бежать на свободу, после чего их всех распределили по разным тюрьмам, располагавшимся в отдаленных районах страны.
Несмотря на то, что ключевые члены организации были арестованы, группа не была полностью уничтожена. Двое ее членов — Сафаи Фарахани и Сафари Аштияни – покинули Иран и присоединились к палестинской организации ФАТХ. После возвращения в Иран они стали фигурантами знаменитого Сияхкяльского инцидента (8 февраля 1971 года).
В 1969 году на территории курдских районов в западном Иране возникает марксистско-ленинская организация «Комала» («Комитет революционеров Иранского Курдистана»), которая была создана для борьбы с шахским режимом и стала одной из мощных партизанских групп. «Комала» — это курдское слово, означающее «общество». Первоначально она представляла собой маоистскую студенческую группу, созданную курдскими студентами в Тегеране. На момент создания группы в ней едва ли состояло больше пяти человек. Организация с самого начала характеризовалась неприятием советского ревизионизма и курдского национализма, поначалу выступала против тактики партизанского движения. Однако к концу 1970-х годов она превратится в партизанское движение, которое воспользуется хаосом первых месяцев после победы Исламской революции и будет вести вооруженную борьбу с новой властью.
Организация моджахедов иранского народа
Другая леворадикальная организация, выступавшая с позиций «демократического ислама», но испытывавшая сильное влияние марксистских идей – Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) также вела активную подпольную работу. В 1969 году они подготовили свою программу из девяти пунктов:
- В Иране господствовал мировой империализм, особенно американский империализм. Ее экономика в основном находилась под контролем компрадорской буржуазии, а это означало, что земельная реформа превратила страну из «буржуазно-феодальной» в «буржуазно-компрадорскую» систему.
- Земельная реформа, по существу, привела к ослаблению революционного потенциала в деревне. Поскольку реальная земельная реформа не была осуществлена, а репрессивные отношения в деревне все еще существовали, инициировать борьбу по китайскому образцу в деревне было невозможно, хотя потенциал для революционной деятельности оставался.
- Иран, по существу, был полицейским государством, где вооруженные силы составляли основу высшей власти. Сила и политическая стабильность режима основывались на эффективном функционировании его сил безопасности, которыми руководило ЦРУ.
- Поскольку антагонистическое классовое давление и политическая осведомленность иранских масс достигли высшей точки, авангардным группам не нужно было выставлять перед народом истинное лицо режима. Но через соответствующую политическую деятельность массовое отчуждение должно было усилиться.
- Распространяя борьбу на массы людей и преодолевая безнадежность и страх, нужно дестабилизировать режим путем разрушения полицейской сети — главной силы, вызывающей разобщенность в антиправительственной борьбе. Это может произойти только в результате вооруженной борьбы.
- Организация, будь то на основе монотеистической идеологии или на основе своего понимания исторического опыта, пришла к выводу, что религия ислама в целом и шиитская школа мысли в революционных и боевых традициях шиитов, таких как восстание имама Хусейна, могут быть полезны в мобилизации масс.
- Из-за осознания антиправительственных сил в городах (после конституционной революции почти вся борьба происходила в городах) и из-за того, что режим под видом земельной реформы смог скрыть свои слабые места в сельской местности, партизанская война должна быть начата в городах, где возможны действия по дестабилизации правительства и его полицейской сети. Борьба в городах должна идти по этим правилам:
а) нанесение ударов по полицейской сети, поскольку она была главной опорой диктаторского, империалистического режима.
б) обеспечение защиты организации от разрушения в результате серьезных полицейских репрессий. Это должно было быть достигнуто путем создания прочной социальной базы в иранском обществе и подготовки замещающих подразделений для заполнения, когда это потребуется.
в) проникновение в полицейскую сеть таким образом, чтобы их действия были известны организации до их начала.
8. Распространение партизанской войны на сельскую местность. Организация считала, что главные силы революции состоят из рабочих и крестьян. Конечно, это не означало, что борьба имела свои цели в городах; скорее, организация полагала, что окончательный крах режима будет достигнут посредством партизанской войны в городах, в то время как полный крах будет достигнут путем окружения городов с сельских военных баз.
9. Победа будет достигнута за счет совместного использования освободительной армии и сельской партизанской войны. Поэтому после борьбы в деревне должна быть поставлена задача создания «народной армии» для противостояния силам режима.
Таким образом, в это время у ОМИН была своя политическая доктрина, сеть членов и связи с зарубежными подпольными группами, а также задача сформировать сеть активистов для противостояния шахскому режиму. В 1969 году ОМИН получала оружие и проходило подготовку в лагерях ФАТХ Ясира Арафата в Иордании. Хотя члены ОМИН воздерживались от вооруженных акций, к 1971 году большая часть членов группы также окажется за решеткой.
Хосейнийе-йе эршад, Мотаххари и Шариати
В 1969 году Мотаххари читал в Хосейнийе-йе эршад лекции о об искажении религии, цикл лекций, посвященных Имаму Али и вошедших в книгу «Притягательность и способность к отпору Имама Али» (1970). Он также поднимал темы свободы и социальной справедливости, после чего САВАК принимает меры для более тщательного контроля над ситуацией в этом заведении.
В 1969 году в Хосейнийе также появляется Шариати, который, будучи человеком со светским европейским образованием, обладавший задатками яркого и самостоятельного мыслителя, быстро приобретает популярность. Ему покровительствует один из учредителей Хосейнийе-йе эршад, Насер Миначи (будущий член Временного правительства Мехди Базаргана в 1979 году). Миначи старается воспользоваться популярностью молодого Шариати, чтобы привлечь в свой исламский центр больше молодежи, которой в большей степени импонировал посыл лекций Шариати, стремившегося преподнести исламские идеи в максимально очищенной от теологических построений форме, однако балансировавшего, по мнению Мотаххари, на опасной грани, за которой начинался «религиозный эклектизм» (перс. эльтегат-е дини).
В марте 1969 года вышла первая книга Шариати под названием «Исламоведение» (перс. Эсламшенаси), написанная на основе курса лекций, прочитанного им на факультете литературы Мешхедского университета в 1966-1967 гг. Это была работа, которая перевернула представление об исламе целого поколения иранской молодежи, в особенности той ее части, которой импонировали левые идеи. В этих лекциях он подвергает критике традиционный богословский взгляд на ислам и пытается представить «научно-аналитический взгляд на ислам», говоря об исламе как об идеологии, предназначенной для преобразования общества: «На протяжении всей истории исламской цивилизации ислам в смысле исламской культуры и ислама в смысле исламских наук стал комплексом богословских, интерпретационных, исторических мыслей и слов, собранных вместе, чтобы сформировать то, что известно как исламские науки, каждая из которых имеет свою собственную специализированную область исследования… Ислам следует рассматривать как идеологическую школу, а не как культуру или комплекс наук». Он также подспудно подвергает критике шиитское духовенство, которое стало главным носителем этого комплекса богословских знаний, сводящих ислам к культуре и изучению религиозных текстов.
Мотаххари с самого начала имел серьезные разногласия с Насером Миначи по поводу присутствия в Хосейнийе Али Шариати. Конфликт закончился тем, что Мотаххари вышел из состава совета учредителей, а через год полностью порвал отношения с Хосейнийе, тогда как Шариати продолжал выступать в этом центре, собирая на свои лекции сотни слушателей.
В 1969 году известный иранский писатель и журналист Джалаль Але-Ахмад, автор легендарной книги «Западничество» («Гарбзадеги»), повлиявшей на образ мыслей целого поколения иранской интеллигенции, впервые посетил в Мешхеде Али Шариати и беседовал с ним о необходимости объединения сил с шиитским духовенством в противостоянии шаху. 9 сентября 1969 года он скончался в результате инфаркта на своей вилле в селении Асалем в провинции Гилян. Его внезапная и безвременная кончина, а также спешное предание земле его тела породили слухи о причастности к этой смерти САВАК.