Хроника революционного Ирана: 1963
Мы начинаем публикацию материалов в разделе «Хроника». Здесь планируется выкладывать материалы о важнейших событиях Исламской революции, а также предшествующего и последующего периодов. В первой части мы будем публиковать материалы о событиях каждого года жизни иранского общества между протестами 1963 года и Исламской революцией. Во второй части буду материалы о каждом месяце революционных событий 1978-1979 годов. В третьей части будет ежегодная хроника событий, последовавших после оформления исламского строя в Иране и вплоть до смерти Имама Хомейни в 1989 году, при чем основное внимание будет уделено хронике ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Четвертый раздел будет посвящен современному Ирану.
1963 год сыграл особую роль в истории дореволюционного Ирана. Считается, что именно события этого года заложили основу для победы будущей Исламской революции и стали ее прообразом.
В 1963 году иранский шах Мохаммад-Реза Пехлеви начал серию модернизационных реформ в Иране, которые получили известность как «революция шаха и народа» или «Белая революция». Слово «белая» в названии предполагало, что это будет уникальная бескровная революция, которая приведет к масштабным социальным и экономическим переменам в Иране.
Положения шахского манифеста о «Белой революции», который был опубликован 9 января 1963 года, включали земельную реформу, национализацию лесов и пастбищ, приватизацию государственных предприятий, распределение прибыли среди населения, распространение права голоса на женщин, формирование так называемого Корпуса грамотности, формирование Корпуса здравоохранения, формирование Корпуса реконструкции и развития, формирование так называемых домов справедливости, национализацию всех водных ресурсов, модернизацию и реконструкцию городских и сельских районов, право трудящихся на владение долями в промышленных предприятиях, стабилизацию цен, бесплатное и обязательное образование, бесплатное питание для нуждающихся матерей, введение системы социального обеспечения и национального страхования, обеспечение стабильной и обоснованной стоимости аренды или покупки жилья, внедрение комплекса мер по борьбе с коррупцией.
Шах рассматривал эти реформы как программу ускоренной модернизации страны, а также способ легитимации власти своей династии и привлечения на свою сторону прогрессивных сил иранской интеллигенции, которые после организованного США и Великобританией переворота августа 1953 года и смещения с поста премьер-министра Мохаммада Мосаддыка видели в шахе лакея империалистических сил.
Тем не менее, эта программа реформ сразу же вызвала конфликт между Мохаммад-Резой Пехлеви и иранскими шиитскими улемами. Они утверждали, что подобные перемены были серьезной угрозой исламу. Одним из главных противников шахских реформ был влиятельный факих из кумского богословского центра Имам Хомейни, который провел встречу с другими учеными и религиозно-правовыми авторитетами в Куме, призвав их бойкотировать референдум революции.
22 января 1963 года Хомейни выступил с заявлением, в котором осудил шаха и его планы. Хомейни не остановился на этом и продолжил свою критику реформ шаха, выпустив манифест, подписанный восемью другими видными муджтахидами Кума. В манифесте он перечислил различные нарушения иранской конституции, содержащиеся в программе реформ, осудил распространение морального разложения в стране и обвинил шаха в угодничестве США и Израилю. Он также постановил отменить празднование 1342 года в Иране (которое приходилось на 21 марта 1963 года) в знак протеста против политики правительства.
26 января 1963 года шах провел национальный референдум по 19 пунктам «Белой революции», по результатам которого 5,6 миллионов человек проголосовали «за», а 4,1 миллион – «против». Успешно проведя референдум, шахское правительство сочло, что можно принять более жесткие меры в отношении своих противников из числа духовенства.
В 1963 году политически активное духовенство начало консолидироваться и создавать организационные структуры. Так возникло Общество объединенных исламских советов (джамийат-е хейатха-йе моталефе-йе эслами), в религиозно-правовой совет которых вошли Бехешти и Мотаххари, будущие лидеры Исламской революции. Эта организация координировала деятельность десятков траурных собраний по всей стране, которые станут ключевой силой в организации собраний антишахской направленности. Эта организационная структура сохранится до 1978 года и сыграет важнейшую роль в привлечении религиозных масс к оппозиционным выступлениям.
22 марта 1963 года, второй день после иранского Навруза пришелся на день годовщины мученической смерти имама Джа‘фара ас-Садика, который Имам Хомейни объявил днем всеобщего обязательного траура. САВАК попытался воспрепятствовать проведению траурных собраний, которые проходили возле домов Хомейни, Шариатмадари и других аятолл, и на которых планировалось произнести политические речи, отправив туда провокаторов. Траурное собрание аятоллы Гольпайгани должно было пройти в медресе Фейзийе и стать основным местом сбора протестующих. Это медресе уже получило репутацию главного центра протестной активности мулл. Туда заранее были отправлены двадцать автобусов агентов шахской охранки под руководством главы тегеранского управления САВАК полковника Моулави, вооруженных дубинками и холодным оружием, часть которых была переодета в простых крестьян и учащихся медресе. В какой-то момент во время выступления проповедника был дан сигнал атаки, и в считаные минуты помещение медресе превратилось в место кровавого побоища. Согласно свидетельствам очевидцев, сотни людей получили ранения различной степени тяжести. Точное количество погибших осталось неизвестным, потому что агенты САВАК собирали и вывозили тела из города. Официальная пресса сообщала то об одном, то о трёх погибших. Аналогичные события произошли также в Тебризе.
В начале апреля 1963 года, через десять дней после нападения на медресе Фейзийе, во всех крупнейших богословских учебных заведениях страны началось брожение. Муджтахиды Ирана и Ирака выступали с совместными заявлениями и письмами протеста, которые они направляли руководителям мусульманских стран (в том числе королю Саудовской Аравии и президенту Египта Гамалю Абдель Насеру), осуждая события, произошедшие в Куме. 2 апреля 1963 года Имам Хомейни в своем обращении сравнил это нападение с «нашествием монголов» и заявил, что «готов подставить свое сердце штыкам шахских агентов».
3 июня 1963 года, во второй половине дня Ашура, Хомейни выступил с речью в медресе Фейзийе, проведя параллели между омейядским халифом Йазидом I и шахом. Он осудил шаха как «жалкого, несчастного человека» и предупредил его, что, если он не изменит своего пути, то настанет день, когда народ возблагодарит Бога за его отъезд из страны.
В Тегеране траурная процессия месяца Мухаррам, состоявшая из сторонников Хомейни, которых насчитывалось около 100 000 человек, прошла мимо дворца шаха, скандируя «Смерть диктатору, Смерть диктатору! Храни тебя Бог, Хомейни! Смерть кровожадному врагу!»
5 июня 1963 года в три часа ночи сотрудники шахской службы безопасности САВАК и спецназовцы нагрянули в дом Хомейни в Куме и арестовали его, после чего спешно перевезли его в тюрьму Каср в Тегеране.
На рассвете 5 июня 1963 года весть о его аресте распространилась сначала по всему Куму, а затем и по другим городам страны. В Куме, Тегеране, Ширазе, Мешхеде и Варамине толпы разгневанных демонстрантов столкнулись с танками и десантниками. В Тегеране демонстранты атаковали полицейские участки, отделения САВАК и правительственные здания, в том числе министерства. Правительство объявило военное положение и комендантский час с 10 часов вечера до 5 часов утра. Затем шах приказал дивизии Имперской гвардии под командованием генерал-майора Голамали Овейси двинуться в город и подавить демонстрации. Просмотрите наш, с множеством вариантов на любой вкус и бюджет, которые можно купить онлайн.
На следующий день (6 июня 1963 года) группы протестующих вышли на улицу в меньшем количестве и столкнулись с танками и солдатами в боевой форме, получившими приказ стрелять на поражение. Особо прославилась во время восстания деревня Пишва близ Варамина. Несколько сотен жителей деревни Пишва отправились к Тегерану с криками «Хомейни или смерть». Они были остановлены на железнодорожном мосту солдатами, которые открыли огонь из пулеметов, когда жители деревни отказались разойтись и напали на солдат, используя подручные средства для самозащиты. В ходе этих событий погибли десятки и даже сотни людей. Только через шесть дней порядок был полностью восстановлен.
Согласно данным полицейских участков, 5 июня были арестованы 320 человек из самых разных слоев общества, в том числе 30 ведущих священнослужителей. В заведенных делах также перечислены имена 380 человек, убитых или раненых в ходе восстания, не считая тех, кто не попал в больницу из страх попасть под арест, или тех, кто был доставлен в морг или похоронен силами охраны правопорядка.
Сторонники жесткого подхода, к которым принадлежали премьер-министр Асадолла Алам и будущий глава САВАК Нематолла Нассири, выступали за казнь Хомейни как одного из виновников беспорядков. Забастовки и протесты на базарах и в других местах продолжались, пусть и в менее кровопролитной форме. Тем не менее, тогдашний руководитель САВАК генерал Хасан Пакраван понимал, что его казнь вызовет гнев простого народа Ирана. Он убедил шаха позволить ему найти выход из положения и обратился к аятолле Мохаммад-Казему Шариатмадари, одному из высших религиозных лидеров Ирана, попросив его о помощи. Шариатмадари предложил объявить Хомейни ведущим религиозно-правовым авторитетом (марджа‘ ат-таклид). Другие муджтахиды подтвердили его фетву, которая была передана шаху Пакраваном и сенатором Сейед Джалалоддином Техрани, который выступал против земельных реформ шаха и симпатизировал Хомейни.
После девятнадцати дней пребывания в тюрьме Каср Хомейни был переведен сначала на военную базу Эшратабад, а затем (3 августа 1963 года) в частный дом в тегеранском районе Давудийе, где он находился под наблюдением и был освобожден только 7 апреля 1964 года, после чего вернулся в Кум.
Шах продолжил укрепление режима личной власти для дальнейшей реализации своей программы реформ. В сентябре 1963 года прошли очередные выборы в Меджлис, в которых не приняли участие оппозиционные политические движения. Большая часть мест досталась новой провластной Партии нового Ирана, созданной фаворитом шаха Хасанали Мансуром, будущим премьер-министром Ирана, взамен старой Партии националистов, которая создавалась под бывшего премьера Манучехра Эгбаля. Все правительственные посты достанутся только членам этой партии, к которой поспешили примкнуть многие другие парламентарии. Таким образом, сформированная шахом в 1957 году в качестве демократического фасада двухпартийная система пока еще сохранялась, но был сделан еще один шаг к будущей однопартийности. Атмосфера политического удушья и бесправия все больше сгущалась.