Хроника революционного Ирана: 1965

1965 год стал еще одной важной вехой на пути Ирана к Исламской революции. Год начался с громкого политического убийства и последовавшего за ним покушения на шаха и закончился переездом Хомейни в ан-Наджаф, где исламское движение и доктрина исламского правления получат новый толчок для развития. Кроме того, на сцене общественно-политической жизни Ирана появились Хосейнийе-йе эршад и Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), которые ярче всего проявят себя в 1970-е годы.


21 января 1965 г. подававший большие надежды премьер-министр Хасанали Мансур не успел провести на своем посту и года, как был убит Мохаммадом Бохараи, членом подпольной исламской организации Объединенные исламские советы (хейатха-йе моталефе-йе эслами). Таким образом, настойчивая поддержка закона о «капитуляции», грубое обращение с Хомейни и его высылка в Турцию стоила ему жизни. Объединенные исламские советы представляли собой организацию, созданную по образу Федаян-е эслам (основатель Наваб Сафави, казнен в 1956 году) и имевшую разветвленную сеть отделений, которые объединяли представителей духовенства, базар, городских ремесленников и рабочих. Организация также располагала военным крылом, которое и организовало убийство Мансура. В мае 1965 года Мохаммад Бохараи был казнен вместе с тремя другими членами организации (Саффар Харанди, Мортаза Никнежад и Садег Амани), а девять других членов получили тюремные сроки.

Похожее изображение

Мохаммад Бохараи, Саффар Харанди, Мортаза Никнежад и Садег Амани в военном суде Тегерана

На смену Мансуру пришел не менее амбициозный и хитроумный политик Амир Аббас Ховейда, который поставит рекорд по пребыванию на посту премьер-министра за всю историю современного Ирана. Секретом этого политического долгожительства будет крайняя изворотливость и гибкость. Шах был крайне нетерпим к сильным и харизматичным премьерам, вроде Али Амини, Хаджали Размара и Мохаммада Мосаддыка, но Ховейда отводил от себя подозрения, позволяя даже выставлять себя в самом комичном свете в карикатурах юмористических журналов и принимая на себя недовольство режимом и самим шахом.

Первые годы пребывания Ховейды у власти будут отмечены чувством оптимизма. Он попытается вовлечь различные элементы интеллектуального сообщества, включая оппозицию, в неформальное соглашение и даже взаимовыгодное партнерство с режимом, но в конечном итоге эти попытки оказались провальными. Ховейда возобновил многие из реформаторских инициатив, выдвинутых администрацией Мансура. В частности, он придерживался плана реформ, которые были изложены Шахом в ходе «Белой революции». Однако именно Ховейда понесет ответственность за выхолащивание сути всех реформаторских преобразований, циничное пренебрежение росшей как на дрожжах коррупцией и деградацию бюрократической машины.

Кроме того, будучи убежденным секуляристом, он станет выделять государственные средства для покупки лояльности клерикального истеблишмента, наиболее лояльная часть которого рассматривалась шахским режимом как оплот борьбы против коммунизма (это обстоятельство в последующем будет способствовать усилению влияния духовенства на массы и росту популярности исламского движения).

Картинки по запросу ‫امیر عباس هویدا‬‎

Премьер-министр Ирана Амир Аббас Ховейда

10 апреля 1965 г. произошло еще одно громкое покушение. Член Императорской гвардии Реза Шамсабади стреляет в шаха в Мрамарном дворце в Тегеране. Шаху удалось избежать смерти, а убийца был застрелен двумя другими гвардейцами прямо на месте. Расследование выяснило, что убийца действовал по своей собственной инициативе, но имел контакты с рядовыми членами Революционной организации иранской партии Туде (САХТА).

Судебное разбирательство вокруг покушения на шаха привело также к осуждению в Тегеране пяти бывших иранских студенческих лидеров в Англии. Конфедерация иранских студентов за рубежом организовала кампанию в их защиту, заручившись поддержкой организации «Amnesty International», а также таких авторитетных международных деятелей, как Жан-Поль Сартр и Бертран Рассел. В конце концов приговоры пяти мужчинам были смягчены, и никто из них не был казнен, что стало первой победой конфедерации в ее борьбе против репрессивной политики шаха.

Шах был вынужден из соображений безопасности поменять свою основную резиденцию и переехать в более отдаленный и скрытый от посторонних глаз дворец Нияваран, который располагался в северном Тегеране, на возвышенности. Эта мера стала символическим выражением нараставшего отдаления шаха от простого народа.

Тем не менее, покушение на шаха привело к усилению репрессивных мер против левых и исламистских групп. В 1965 году был задержан Сеед Мохаммад-Казем Мусави Боджнурди и еще пятьдесят семь членов созданной им организации Партия исламских наций. В 1965 году возвращается домой из Франции и сразу же попадает под арест (на 8 месяцев) Али Шариати, который участвовал в кампании антишахских протестов в Париже. Это, однако, не мешает ему начать преподавать в Мешхедском университете. Статус университетского преподавателя позволит ему стать в 1960-1970-е годы самым влиятельным теоретиком исламского движения в студенческой среде.

Картинки по запросу ‫حسینیه ارشاد‬‎

Лекторий в Хосейнийе-йе эршад. Начало 1970-х гг.

В 1965 году группа интеллектуалов (Мохаммад Хомаюн, Насер Миначи и Абдольхосейн Алиабади), симпатизировавших исламскому движению, выступила с инициативой строительства религиозного центра нового типа, который был бы относительно свободен от клерикального влияния и сочетал в себе черты лектория и мечети — Хосейнийе-йе эршад. С этой целью ими был приобретен земельный участок площадью 4000 кв. метров в центре Тегерана и начато строительство здания, которое было завершено в 1967 году. В состав руководства Хосейнийе-йе эршад вошел видный мыслитель Мортаза Мотаххари, а в последующем всё большую роль в деятельности этого исламского центра будет играть Али Шариати, оппонировавший Мотаххари по целому ряду вопросов, которые отражали зарождавшийся конфликт между духовенством и интеллигенцией внутри исламского движения.

5 сентября 1965 года шестью бывшими членами Движения за свободу Ирана, студентами Тегеранского университета (Мохаммад Ханифнеджад, Сейед Мохсен и Алиасгар Бадизадеган) была основана Организация моджахедов иранского народа (ОМИН). ОМИН предложила «современную, демократическую интерпретацию ислама с откровенно националистической политической перспективой», что отличало ее от других оппозиционных групп того времени, принадлежавших либо к националистам, либо к марксистам, либо к исламским фундаменталистам.

В первые пять лет своей деятельности группа в основном занималась идеологической работой. На этом этапе их идеи во многом сочетались с тем, к чему призывал Шариати –  политическим исламизмом, вдохновленном марксистским пониманием истории и политики. Поначалу главным источником вдохновения для группы был исламский текст «Нахдж аль-Балага», сборник речей, писем и афоризмов, приписываемых имаму Али ибн Аби Талибу. Члены ОМИН утверждали, что ислам должен противостоять феодализму и капитализму, бороться за равенство между людьми и обобществлять средства производства. Со временем марксистская составляющая все больше вытесняла исламскую риторику, пока группа не заявила о своем разрыве с исламским движением в 1975 году.

Похожее изображение

Основатели ОМИН Мохаммад Ханифнеджад, Сейед Мохсен и Алиасгар Бадизадеган

В сентябре 1965 года в связи с серебряным юбилеем (25 лет) правления шаха Меджлис присвоил ему почетный титул Арьямехр («Солнце ариев»), что было прямой отсылкой к образам зороастрийского прошлого иранцев. Шах пытался обосновать легитимность своей власти и бросить вызов религиозной легитимности духовной власти муджтахидов, но, увлекшись романтикой древневосточного деспотизма с ее обожествлением монарха, фактически бросил вызов религии и миллионам простых верующих иранцев. Масштабы празднеств по случаю годовщины его интронизации потребовали многодневного перекрытия улиц в Тегеране, что создавало транспортный коллапс и вызывало недовольство среди простых людей. Изначально на 23 сентября 1965 года также планировалось важнейшее для шаха пропагандистское мероприятие, призванное укрепить режим его личной власти и апеллировать к величию Древнего Ирана в поисках новых источников легитимности – празднование 2500-летия монархии в Иране, однако дата несколько раз переносилась (состоялось только в 1971 году).

В это время Имам Хомейни находился в ссылке в Турции, куда он был отправлен в ноябре 1964 года. 3 декабря 1964 года к нему присоединился его сын Мостафа. В первые дни своего пребывания в Турции Хомейни чувствовал себя крайне некомфортно и попадал в неловкие ситуации, но быстро стал приспосабливаться к новому окружению. Со временем ему разрешили принимать редких посетителей из Ирана и снабдили рядом книг по фикху.

В Бурсе у Хомейни было много свободного времени, в результате чего он продолжил свои ученые штудии и написал свою вторую книгу «Тахрир аль-Васила», первая глава которой была посвящена характеристикам и обязанностям муджтахида – той теме, которая станет ключевой в его главном религиозно-правовом сочинении «Вилайат аль-факих», написанном в 1970 году. Он также начал получать как ведущий муджтахид огромные пожертвования от своих иранских сторонников. Шах и турецкое правительство отменили запрет на общение с Хомейни летом 1965 года, после чего несколько священнослужителей посетили Хомейни, все еще носившего светскую одежду, в Стамбуле.

Тем не менее, пребывание Хомейни в Турции вызывало у шахского двора опасение. 6 октября 1965 года Хомейни покинул Турцию и отправился в Наджаф в Ираке. На первый взгляд, традиционный центр шиитского обучения и паломничества Наджаф был более предпочтительным и подходящим местом ссылки для Хомейни. Кроме того, он ранее уже становился оплотом оппозиции шиитских улемов иранской монархии во время Конституционной революции 1906-1909 годов.

Картинки по запросу ‫امام خمینی در نجف‬‎

Имам Хомейни в Наджафе (Ирак)

На самом деле, таким образом, режим надеялся уменьшить влияние Хомейни, так как в Ираке ему пришлось бы конкурировать с иракскими влиятельными муджтахидами, такими как Абу аль-Касим аль-Хои. В САВАК также считали, что его присутствие в Бурсе и гостеприимный прием, который ему там оказали, способствует влиянию Турции на иранское оппозиционное движение.

8 октября 1965 года Хомейни прибыл в Ирак, который не имел хороших отношений с шахом, и провел там следующие тринадцать лет своей жизни. Сначала он отправился в Казимейн и провел два дня в компании Мохаммада аль-Хусейни аш-Ширази, прежде чем отправиться в Кербелу. Оттуда он отправился в город Наджаф, где был принят с большими почестями. Он обосновался в Наджафе и приступил к преподаванию в одном из популярных шиитских медресе.

Иракское духовенство было поначалу настроено к нему настороженно, однако через некоторое время Мухаммад Бакир ас-Садр и некоторые другие иракские священнослужители присоединились к Хомейни, поскольку разделяли его идеалы. В первые дни Хомейни в Ираке ему также помог тогдашний президент Абдул Салам Ареф, который позволил сторонникам аятоллы Хомейни создать и контролировать иранскую оппозиционную радиостанцию.

В первом своем выступлении в Наджафе перед местной шиитской общиной (14 ноября 1965 году) Имам Хомейни выдвинул ряд важных политических тезисов. Он говорил о необходимости превращения мечетей в оплот исламского движения, подчеркнул важность проблемы единства мусульман всего мира, напомнил о судьбе беженцев из Палестины, вынужденных покинуть свои родные земли из-за безответственности многих арабских государственных руководителей. Был затронут вопрос о возможностях использования естественных богатств, прежде всего нефти, как политическое средство при разногласиях мусульманских народов с западными державами. Наконец, Хомейни призвал мусульманское духовенство достойно выполнять выпавшую на их долю политическую миссию. Он сказал: «Улемам следует восстать во имя исполнения своих обязанностей, как это сделал Благороднейший Пророк».