Диалог цивилизаций

Диалог цивилизаций (перс. гофтегу-йе тамаддонха, گفتگوی تمدن ها) – доктрина, выдвинутая президентом Исламской Республики Иран Сеед Мохаммадом Хатами в 1997 году и направленная на преодоление Ираном внешнеполитической изоляции. Многие ученые во всем мире рассматривали доктрину диалога цивилизаций Хатами как мощную антитезу так называемой теории «столкновения цивилизаций», сформулированной американским политологом Сэмюэлом Хантингтоном в 1993 году.

Этот термин первоначально был использован австрийским философом Гансом Кехлером, который в 1972 году в своем письме ЮНЕСКО предложил провести международную конференцию по «диалогу между различными цивилизациями и организовал в 1974 году первую международную конференцию по роли межкультурного диалога («культурное самопонимание наций») при поддержке и под эгидой президента Сенегала Леопольда Седара Сенгора.

После избрания на пост Президента Исламской Республики Иран в 1997 году Сеед Мохаммад Хатами сформулировал свое предложение о диалоге между цивилизациями. Отправная точка Хатами состояла в том, что «современный мир ищет новую основу для регулирования человеческих и социальных отношений» в период краха биполярной системы.

Еще во время инаугурации в иранском Меджлисе, состоявшейся 4 августа 1997 года, Хатами заявил: «Мы выступаем за диалог между цивилизациями и разрядку наших отношений с внешним миром».

4 ноября 1998 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла резолюцию, предложенную президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами, и объявила 2001 год Годом диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций. После этого идея диалога между цивилизациями стала темой множества международных конференций и встреч.

Диалог цивилизаций подчеркивает глобальное возрождение культурного и религиозного плюрализма в мировой политике и определяет поиск культурной аутентичности в качестве главной современной политической проблемы, влияющей на отношения между Западом и остальным миром.

Вместе с тем, реализация этой доктрины упиралась в одну существенную проблему, которую она отчасти была призвана решить: отношения Ирана с ведущим гегемоном западной цивилизации и единственной на тот момент мировой сверхдержавой – Соединенными Штатами Америки, в основе которых лежал глубинный антагонизм между идеологией Исламской революции с ее понятием справедливого мироустройства и «сатанинским» американским гегемонизмом.

Хатами призвал к «вдумчивому диалогу» с Америкой, на что президент США Билл Клинтон отреагировал положительно и в знак жеста доброй воли похвалил богатое персидское наследие Ирана. Оба лидера стали воздерживаться от использования таких терминов, как «Великий Сатана» (тагут-е акбар) и «государство-изгой» (rogue state). Когда в декабре 1997 года представитель Госдепартамента Джеймс Фоули вновь заявил, что Соединенные Штаты «приветствуют и поддерживают идею открытого диалога между различными культурами и цивилизациями», Хатами ответил похвалой в адрес американского народа.

Смягчение внешнеполитической риторики в рамках «диалога цивилизаций» и отказ от демонизации США вызвали крайне негативную ответную реакцию со стороны оппонентов Хатами, не приведя к какому-либо изменению в позиции США. Один из идеологов консервативного лагеря, аятолла Мохаммад Месбах Йазди, сказал: «То, что нельзя установить связи с Америкой, естественно. Ее единственная цель — просто установить свою гегемонию, эту политику и действия мы видели на протяжении истории».

В декабре 1997 года, когда Иран принимал восьмой Саммит Организации Исламской конференции (ОИК), речь Хатами резко контрастировала с выступлением лидера, который подчеркивал традиционную точку зрения ИРИ на внешнюю политику. Например, он подчеркнул, что Запад преследует «нашу исламскую веру и характер».  В ноябре 1999 года в своей речи по случаю годовщины захвата американского посольства Хаменеи подчеркнул, что «простаки» и «предатели» выступают за восстановление связей с США, хотя «США по-прежнему высокомерны и деспотичны».

На Западе, несмотря на первоначальный всплеск энтузиазма, также достаточно сдержанно и скептично отреагировали на предложение Хатами. В 2001 году президентом США становится представитель Республиканской партии и сторонник жесткой линии Джордж Буш-младший, который выступает с позиций христианского фундаментализма и после событий 11 сентября 2001 года объявляет «крестовый поход против терроризма (=ислама)». С этого момента диалог цивилизаций оказывается чисто умозрительной идеей, тогда как доктрина «столкновения цивилизаций» получает вполне зримые очертания.