Доктрина «матери городов» (Умм аль-Кура)

Доктрина «матери городов» (Умм аль-Кура) (перс. назарийе-йе омм оль-гора, نظریه ام القری) – одна из теорий внешней политики Исламской Республики Иран, провозглашающая экстерриториальность ее политической роли в исламском мире, которая была выдвинута в 1980-е годы Мохаммад-Джавадом Лариджани. Согласно этой доктрине, мусульманский мир является единой исламской уммой, критерием единства которой является вопрос лидерства. В этом контексте Иран как страна, сумевшая создать исламское государство, рассматривался в качестве естественного лидера исламского мира, власть которого распространялась за пределы его государственных границ.

Одна из важных проблем интерпретации исламского правления в Иране состояла в том, ограничиваются ли его функции и полномочия географическими границами или распространяются на другие исламские страны. Теория «матери городов» была призвана сбалансировать две крайние точки зрения по поводу трактовки этой проблемы.

Автором концепции является Мохаммад-Джавад Лариджани (род. 1951), иранский консервативный политик и бывший дипломат, который в настоящее время является главным советником аятоллы Али Хаменеи по иностранным делам и секретарем Высшего совета по правам человека судебной системы Исламской Республики Иран. Он играл ключевую роль в разработке иранской внешней политики в годы президентства Хашеми Рафсанджани и руководил переговорами о прекращении огня после ирано–иракской войны.

В исламской традиции термин «Мать городов» (араб. умм аль-кура) обозначает Мекку. Первым в исламском мире идею «матери городов» как политического центра исламской уммы сформулировал сирийский исламский реформатор Абд ар-Рахман аль-Кавакиби (ум. 1902).

По мнению авторов иранской концепции «матери городов», благодаря Исламской революции Иран занял лидирующее положение во всей исламской умме, а Имам Хомейни как лидер этой революции может рассматриваться как лидер всех мусульман мира. Поэтому Иран должен руководствоваться не только национальными интересами, но действовать, исходя из соображения блага для всего исламского мира. В случае возникновения противоречий между национальными интересами и интересами глобальной исламской общины предпочтение, безусловно, должно отдаваться последним, если только речь не идет о сохранении исламского строя в самом Иране. Более того, защита исламского строя, который придает Ирану статус «матери городов», то есть геополитического и геостратегического центра исламского мира, является приоритетной задачей не только для граждан Ирана, но и всех верующих мусульман.

Доктрина «матери городов» считается одной из ведущих теорий, определяющих внешнюю политику Ирана, наряду с теориями исламского национализма и экспорта исламской эволюции. В отличие от последних двух теорий, эта доктрина делает акцент на понятиях «исламское правление» (хокумат-е эслами) и «государственная  целесообразность» (маслахат-е незам). Концепция исламского национализма представляет собой синтез исламизма и западной модели нации-государства (nation state), в рамках которого иранская нация понимается как исламская нация, существующая сугубо в национальных границах. Концепция экспорта исламской революции отводит центральную роль перманентности (эстемрар) Исламской революции, обеспечение которой считается главным приоритетом внешней политики. Все эти теории получают обоснование на основе исламских источников и высказываний Имама Хомейни. В качестве довода в пользу теории «матери городов», обычно, приводят следующие слова Хомейни: «Сейчас взоры всех людей в мире устремлены к Ирану… Если произойдет поражение, не думайте, что это поражение Ирана, это поражение затрагивает всех обездоленных в мире».

Теория «матери городов» считалась более реалистичной доктриной и после окончания ирано-иракской войны и смерти аятоллы Хомейни практически вытеснила идеалистическую в своей основе доктрину экспорта исламской революции, влиявшую на иранскую внешнюю политику в 1980-е годы.

Иран-1979