Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг.

В работе освещен широкий спектр форм и методов участия шиитского духовенства в важнейших для Ирана исторических событиях XX века — «конституционной» революции 1905-1911 гг. и «исламской» революции 1978-1979 гг.

Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — 240 с.


ISBN 5-89282-096-3

В работе освещен широкий спектр форм и методов участия шиитского духовенства в важнейших для Ирана исторических событиях XX века — «конституционной» революции 1905-1911 гг. и «исламской» революции 1978-1979 гг. Главное внимание автор уделяет идеологическому обоснованию духовенством своего активного участия в этих революциях, особенно последней, результатом которой стало установление исламского правления. Исследуются этапы становления этой уникальной для XX века формы государственности, ее эволюция. Рассматриваются различные взгляды иранского духовенства на проблемы власти, экономики, международных отношений и дается яркая картина борьбы внутри правящего духовенства за поиск направлений социально-политического и экономического развития Исламской Республики Иран.

СКАЧАТЬ

Настоящая книга является последней крупной монографией доктора исторических наук Елены Алексеевны Дорошенко.

Е. А. Дорошенко родилась 4 августа 1920 г. в семье старой московской интеллигенции. Проучившись несколько лет на историческом факультете МГУ, она с первых дней войны ушла добровольцем на фронт, активно участвовала в обороне Москвы, за что была награждена правительственными наградами. Вернувшись после войны в Университет, она успешно закончила восточное отделение исторического факультета. В 1949 г. Е. А. Дорошенко пришла в аспирантуру Московской группы востоковедения, на основе которой в 1950 г. был создан Институт востоковедения. С этого времени вся жизнь Елены Алексеевны была неразрывно связана с этим Институтом.

Е. А. Дорошенко — одна из наиболее ярких ученых-востоковедов. Круг ее научных интересов широк и разнообразен. Ее привлекали проблемы идеологии, просвещения, культуры Ирана, и этим вопросам посвящены многие ее книги и статьи, ( в частности, в 1958 г. опубликованная монография «Система просвещения в Иране»). Но главным направлением научной деятельности Е. А. Дорошенко стало изучение иранского духовенства. Чтобы взяться за эту малоизученную и трудную тему, надо было иметь незаурядное мужество и большие знания. Главное состоит в том, что Е. А. Дорошенко первая провела комплексное изучение специфики шиитского духовенства. Прорыв автора в область этой почти неисследованной проблемы был сделан в 70-е 80-е годы, когда появились ее монографии и статьи, освещающие круг вопросов, связанных с шиитской догматикой, деятельностью религиозных институтов и шиитского духовенства.

В работе «Шиитское духовенство в двух революциях (1905- 1911 гг. и 1978-1979 гг.)» — М., 1994 Е.А. Дорошенко предприняла попытку сравнительно-исторического анализа участия шиитского духовенства в двух иранских революциях, что явилось новым подходом, ранее не применяемым в отечественных иранистических исследованиях.

На иранской фактуре блистательно показан механизм религиозно-политического воздействия на верующих, прослежена с должной тщательностью роль традиционных начал, не обойдены вниманием процессы их взаимодействия с теми новациями, которые продиктованы духом нового времени. Обращение к опыту участия шиитского духовенства Ирана в двух революциях (1905-1911 гг. и 1978-1979 гг.) позволило Е. А. Дорошенко углубить представление о таких процессах по линии выявления их внутренней неоднозначности, неоднолинейности, разновариантности и неодновекторности.

Иранский опыт, столь многосторонне освещенный в данной работе, подтверждает общую закономерность: для судеб обновленческих общественных преобразований исключительно важно то, что их цель изначально формируется на нравственном уровне, который теснейшим образом связан с духовной сферой. И дело здесь заключается, в первую очередь, в том, что моральные нормы наиболее близки и понятны людям, будучи концентрированным выражением системы их повседневных отношений и взаимоотношений. Именно такого рода повседневность формирует относительную всеобщность в оценке нравственного и безнравственного, добродетельного и запретного. Эта всеобщность получает мощный стимул, когда в дело вступает религиозный фактор с его параметрами благочестивого, с одной стороны, греховного — с другой. Подобное единение в восприятии и понимании нравственных норм — мощное средство управления обществом, поскольку способно стать основой целенаправленного в своей внутренней согласованности действия всех его членов.

Иранский опыт подтвердил также другую закономерность: внешне единое по исходно-нравственной основе целеполагание не исключает того, что по мере определения путей и механизмов социальных перемен участники борьбы начинают по-разному понимать ее смысл, а, соответственно, и собственные задачи. При этом не всегда совпадают представления о внешне-формальном и сущностно-содержательном. Иногда — такой результат изощренного своекорыстного политиканства, иногда — бессознательный итог отсутствия политического опыта.

С должным профессионализмом Е. А. Дорошенко сумела разобраться в сложнейших перипетиях духовно-политической борьбы в Иране, четко выявляя соответственное различение между исходно-традиционно-консервативным и тем, что внешне традиционно, но по изначальной нацеленности ориентировано на обновление иранского общества в целом, его духовного облика — в частности. Подобный результат вряд ли б был достигнут, не имей автор работы глубоких познаний в шиитском вероучении и его догматах, в механизме традиционно-шиитского воздействия на верующие массы, во всем том, что касается духовного мира шиитов, особенностей его организационного структурирования, роли преемственности традиций.

Нужно отметить особую научную интуицию Е. А. Дорошенко. В ее работах, вышедших по иранской революции 1978-1979 гг., показана деятельность еще неизвестного миру аятоллы Хомейни, общественно-политическая деятельности М. Базаргана, первого премьер-министра Временного правительства в период революции 1979 г. и о других политических и религиозных деятелей. Поэтому материалы, содержащиеся в книгах и статьях Е. А. Дорошенко оказались крайне актуальными и полезными для многих практических организаций и во время и после иранской революции.

Нельзя не сказать о ее книге о зороастризме в Иране, написанной очень живо и интересно с привлечением широкого круга источников и литературы. Эта книга не выпадает из общей проблематики работ автора, так как освещает вопросы идеологии и религии иранцев в основном в доисламский период. Наоборот, она подчеркивает широту и глубину научных интересов Е. А. Дорошенко.

Е. А. Дорошенко поистине виртуозно владела искусством изложения весьма непростых по содержанию проблем, сюжетов доступным для восприятия широкой читательской аудитории образом. Этому способствует логически оправданное проблемно-тематическое структурирование публикуемой работы, в том числе и умение выделять приоритеты, избегая чрезмерной детализации второстепенных вопросов.

Е. А. Дорошенко являлась одним из крупнейших российских востоковедов, чей авторитет был признан не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее монографии и многочисленные статьи опубликованы во многих странах мира. Она пользовалась заслуженным уважением и в самом Иране, где ученые и общественные деятели разных направлений признают ее высокий профессионализм и глубокое понимание сущности происходящих в этой стране процессов. Книга публикуется сектором Ирана в память о Елене Алексеевне Дорошенко, которая работала в этом секторе до последних дней ее жизни.

Л.М. Кулагина, Н.М. Мамедова