Джавад Мансури. Знакомство с Исламской революцией в Иране. Ч. 2. Оккупация Ирана и ее последствия (Глава 3)

Книга Джавада Мансури «Знакомство с Исламской революцией в Иране» представляет собой учебный текст, основанный на утвержденной программе курса «Истоки Исламской революции». Эта работа была выпущена издательством «Маареф», связанным с представительством Верховного лидера Исламской Республики Иран в университетах, которое было основано в 1997 году. В ней предпринята попытка проанализировать и критически осмыслить события современной политической истории Ирана через призму политического ислама.

Книга состоит из четырех частей. В первой части рассматриваются политические события в Иране от прихода колониализма до оккупации Ирана во время Второй мировой войны, включая британское правление, конституционное движение, государственный переворот и преобразования Реза-шаха. Во второй части рассматриваются основные направления оккупации Ирана и ее последствия, а также события, произошедшие во времена Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви. В третьей части рассматриваются события в Иране в начале движения и усилия различных групп по победе революции, а в заключительной части рассматриваются события 1977 года и шаги, предпринятые народом для создания Исламской Республики.

Автор работы Джавад Мансури (род. 1945) – иранский военный офицер и дипломат, первый командующий Корпусом стражей Исламской революции. С 1988 по 1993 год он был заместителем министра иностранных дел по культуре и консульским вопросам, с 1999 по 2003 год занимал пост посла Ирана в Пакистане, а с 2006 по 2009 год работал послом Ирана в Китае. До революции Джавад Мансури был членом Партии исламских наций, известной также как «Группа 55». Впервые он был арестован шахскими властями в 1965 году и приговорен к шести годам тюремного заключения за свою политическую деятельность, но был освобожден в 1969 году. Он продолжил свою борьбу в иранской группировке «Хезболла», был вновь арестован в 1972 году и находился в тюрьме до начала Исламской революции. В настоящее время он работает в Центре документации Исламской революции.


Глава третья: Период гнета и подавления свобод

Вступление

Успех государственного переворота 19 августа 1953 года проложил путь для американского влияния и доминирования над всеми организациями и правительственными учреждениями в Иране. Каждое из этих ведомств координировало свои планы и действия с соответствующим американским ведомством и отправляло их на утверждение в США. Организация по планированию и составлению бюджета отвечала за координацию всех органов и их планов с соответствующими центрами в Соединенных Штатах.

«…В период с 1952 по 1956 год число американских технических консультантов в Иране получило беспрецедентный рост. Согласно списку, опубликованному Госдепартаментом США, в январе 1952 года при посольстве США в Иране работало около десяти технических советников… В октябре 1953 года число этих советников достигло 133, а в списке ЦРУ, в котором указаны имена всех технических советников, назначенных в Иран, их число на январь 1956 года составляет 207 человек. Однако в начале 1956 года число технических советников и их помощников составляло уже 308 человек, из которых сто были местными гражданами. Помимо этого, 3800 иранских сотрудников также участвовали в программах миссии США в Иране. Этого количества казалось недостаточным для управления миллионами долларов, которые поступали в Иран. Результатом стали расточительство, неопределенность, нехватка ресурсов, ошибки в расчетах, социальная дезинтеграция и финансовая коррупция»[1].

Первая американская техническая и экономическая помощь Ирану была основана на «четвертом пункте Трумэна» и соответствующем соглашении, которое было заключено в октябре 1950 года, во время правления доктора Мосаддыка, и было расширено после успеха государственного переворота в августе 1953 года. Таблица американской помощи Ирану в 1951-1956 годах свидетельствует о приближении к полному господству США в Иране:

1951 г. –  1,3 миллиона долларов;

1952 г. – 23,2 миллиона долларов;

1953 г. – 2,23 миллиона долларов;

1954 г. – 84,8 миллиона долларов;

1955 г. – 75,5 миллионов долларов[2].

Как видно, объем помощи, которая в основном представляла собой оружие и военную технику, которые служили укреплению американского господства, утроился сразу после переворота и увеличился более чем в пятьдесят раз по сравнению с двумя предыдущими годами.

В связи с необходимостью укрепить режим в борьбе с внутренними силами и противниками, объем экономической и военной помощи был увеличен. Эта помощь фактически считалась вознаграждением за сотрудничество и дальнейшие действия династии Пехлеви и связанных с ней лиц по защите интересов Запада. Если ранее Эйзенхауэр отрицательно отзывался о правительстве Мосаддыка, то теперь он сразу же отреагировал положительно на просьбу главы правительства Захеди, возглавившего переворот, и немедленно выплатил Ирану щедрую сумму в размере 45 миллионов долларов в качестве немедленной экономической помощи. После подписания контракта с консорциумом были также отправлены другие военные, экономические и технические награды!

 

Цели переворота

Устанавливая свое господство над Ираном, Америка преследовала множество разных целей, так что это доминирование постепенно заняло особое место в американской внешней политике, а решение связанных с ним вопросов стало одним из приоритетов администрации Соединенных Штатов. Здесь кратко обсуждаются наиболее важные из этих целей.

 

  1. Господство над нефтью

Во время Первой и Второй мировых войн нефть и нефтепродукты были настолько важны для крупных стран, что господство над богатыми нефтью регионами мира, в том числе Ираном, считалось одной из стратегических и неизменных целей этих стран. Кроме того, восстановление нефтяных доходов стран-экспортеров за счет закупок потребительских товаров, произведенных в западных странах, считалось дополнительной необходимостью для воспроизводства и расширения капиталистического рынка. Вот почему господство над Персидским заливом за последние сто лет стало геостратегической целью, независимо от его стратегического расположения. Все крупные страны прилагали особые усилия для того, чтобы присутствовать в этом регионе, оказывать на него влияние и доминировать в нем, и многие из их стратегических планов были основаны на реализации стратегии доминирования в Персидском заливе и на Ближнем Востоке.

Наличие огромных запасов нефти в Персидском заливе и колониальная жадность западных стран в прошлом столетии всегда препятствовали стабильности, независимости и даже относительному развитию стран региона. По этой причине колонизаторы вступали в жестокие и репрессивные столкновения с национальными правительствами и вели борьбу против антиколониальных движений под предлогом предотвращения влияния и господства коммунистического Востока. Существует множество документов, свидетельств и доводов в пользу того, что контроль над нефтью и подавление антиколониальных движений были основными причинами государственного переворота 19 августа 1953 года[3].

После успешного переворота Али Амини, министру финансов правительства, пришедшего к власти в результате этого переворота и одной из американских пешек в Иране, было поручено вернуть иранскую нефть под контроль Запада. Он был главным исполнителем исторического контракта с консорциумом, известного как контракт «Амини-Пич», который, будучи одобрен парламентом, уничтожил все достижения антиколониального движения в сфере национализации нефтяной промышленности.

Это вызвало волну недовольства и протестов среди политических и общественных лидеров и деятелей, в том числе аятоллы Кашани и Национального движения сопротивления, но военное положение и угрозы правительства помешали оппозиции расширить свой протест.

Детали соглашения о консорциуме и меры, принятые в ходе его реализации, являются одним из самых печальных событий в современной истории Ирана. Несмотря на падение монархии Пехлеви и расторжение соглашения о консорциуме, а также на то, что с момента его подписания прошло несколько десятилетий, связанные с ним документы и записи, особенно первоначальный текст устава консорциума, до сих пор так и не были опубликованы.

Согласно соглашению о консорциуме, акционеры получили широкие полномочия в портах, на железных дорогах, в сфере телефонной, телеграфной и беспроводной связи, а также в авиации. Сахам ос-Салтане (Мортаза Голи-хан) Баят – тот самый человек, которого Мосаддык назначил главой Национальной нефтяной компании и который был его родственником, а его назначение вызвало коллективный протест из-за утверждений о том, что он был связан с британцами, сказал: «Мы меняем устав Национальной иранской нефтяной компании, чтобы привести его в соответствие с Соглашением о консорциуме. В силу этого соглашения суверенные права Ирана были откровенно ограничены, и в нем было указано, что никакие законодательные или административные действия со стороны Ирана не отменят это Соглашение, не внесут поправок или изменений в его положения и не нарушат его надлежащего исполнения. Другими словами, иранское правительство не может осуществлять свой суверенитет, принимая законы, которые наносят ущерб этому Соглашению. В спорных случаях дело передается в суды других стран, в то время как независимость страны требует, чтобы в случае возникновения споров между Ираном и нефтяными компаниями они передавались в суды Ирана»[4].

С иранской стороны никто не был согласен с ратификацией этого соглашения. Даже Амини выразил свое недовольство его подписанием, и его единственным оправданием было то, что, учитывая условия и обстоятельства того времени, это было наилучшее соглашение из возможных для Ирана.

Фатхолла Амини, советник Амини, сказал по этому поводу: «Иран застрял между гадюкой и коброй. Фактически, ему пришлось выбирать между хаосом и капитуляцией перед лицом поражения. Случилось так, что, столкнувшись с хаосом, который мог привести к коммунизму, [Иран] принял унизительную капитуляцию»[5].

Из-за секретности многих мероприятий, а также прямого и косвенного сотрудничества агентов и членов консорциума с правящим аппаратом очень сложно представить правдивый отчет о деятельности консорциума. Мохаммад-Реза-шах в этой связи писал: «… Наконец, после долгих переговоров нам удалось достичь соглашения с консорциумом, состоящим из семи нефтяных компаний, которые были крупнейшими в мире… В то время президент Эйзенхауэр в письме поблагодарил меня за мои усилия по решению проблемы, созданной правительством Мосаддыка [!]»[6].

Благодарность Черчилля и Эйзенхауэра шаху за уничтожение всех достижений движения за национализацию нефти и намек шаха на получение награды были равносильны восстановлению его на троне. В ответ на это благодарственное послание Эйзенхауэра шах писал: «…Недостаточно описать тот факт, что американская помощь, оказанная нам, была своевременной и полезной. Ваше превосходительство, будьте уверены, что ценная помощь, оказанная в этом отношении лично Президентом, американским правительством и достопочтенным послом Его превосходительства Луисом Хендерсоном, достойна нашей глубочайшей благодарности»[7].

Таким образом, нефть была одним из важнейших факторов, лежащих в основе многих конфликтов, дестабилизаций, переворотов и различных заговоров за последние сто лет на Ближнем Востоке, особенно в регионе Персидского залива, и была значимым фактором в отношениях и конкуренции между крупными государствами, а также в бедах и проблемах народов этого региона.

Хотя нефть может быть одним из факторов, лежащих в основе авторитета, достоинства и независимости государств-экспортеров, западный мир, особенно Соединенные Штаты, препятствуют использованию этой возможности на благо народов региона, пользуясь слабостью государств, создавая разногласия между ними и ставя их экономику в зависимость от капиталистической системы. Последовательная стратегия Запада по разделу территорий региона, созданию зависимых государств, созданию сильной экономической зависимости и продвижению западной культуры и ценностей считается одним из непреходящих факторов политики Америки, представляющей капиталистическую систему, на Ближнем Востоке.

С 1940-х годов при определении стратегии национальной безопасности, внешней и внутренней политики Ирана в наибольшей степени учитывалась зависимость страны от доходов от продажи нефти и, как следствие, ее экономическая, политическая и культурная уязвимость. Таким образом, создание экономики без нефти было общей темой для обсуждения в 1950-1953 годах и во время движения за национализацию нефтяной промышленности.

Для достижения этой цели были предприняты первоначальные меры, но они потерпели неудачу по ряду причин, включавших культурную и организационную слабость, влияние вражеских агентов и элементов на центры принятия решений и, наконец, государственный переворот 19 августа 1953 года.

После переворота была реализована программа по преобразованию традиционной экономики с ее относительной самодостаточностью в экономику, зависящую от нефти. До переворота 30% доходов от иностранной торговли зависело от нефти, в то время как в 1978 году этот показатель достиг 84%. Если в начале 1950-х годов в производстве и потреблении продовольствия наблюдалась сбалансированная ситуация, то в 1978 году более 50% продовольствия импортировалось из-за рубежа.

 

  1. Противодействие исламскому движению

Обсуждая цели государственного переворота, авторы и аналитики в своих дискуссиях и статьях часто уделяли большую часть своего внимания экономическим, политическим вопросам и вопросам безопасности и уделяли меньше внимания вопросам веры и культуры.

У крупных империалистических государств остались горькие воспоминания о религиозных движениях, всепроникающей власти религиозных лидеров и роли религии в социальной и политической деятельности. Табачное движение, Конституционное движение, конфронтация с диктатурой и автократией Реза-хана, национализация нефтяной промышленности и возникновение воинствующих и революционных мусульманских движений в 1940-х годах были основными угрозами колониальному господству и империалистическим интересам в Иране. Колониальные державы никогда не забудут тех ударов, которые они получили от ислама и духовенства за последние два столетия, а потому противодействие присутствию и влиянию духовенства в общественных движениях было и остается одним из постоянных и стратегических принципов западного господства. С другой стороны, влияние западной культуры и разрушение национальных культур являются одними из важнейших инструментов реализации выгодной Западу политики и обеспечения его дальнейшего доминирования. Поэтому установление зависимого режима и продолжение получения выгод в Иране, а также деисламизация рассматривались как одна из целей государственного переворота 19 августа 1953 года.

Хотя эта политика широко проводилась с самого начала правления династии Пехлеви, она требовала еще большей интенсивности и размаха, поскольку, несмотря на различные меры, ислам сохранял силу и влияние, которые продолжали угрожать интересам колониальных держав. Американский подход к широкомасштабной культурной деятельности в Иране и в других зависимых странах требует проведения независимых исследований, и, к счастью, в последние годы по этой тематике были опубликованы работы[8].

Господа и гегемония США и других колониальных держав, по-видимому, носит политический, экономический и военный характер. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что основой стратегии США по расширению своего господства над миром является культурная трансформация и искажение самобытной культурной идентичности народов. Другими словами, отрицание идентичности и создание чувства отчуждения, влияние западной культуры и ценностей и, в конечном счете, тотальная капитуляция наций перед идеалами капиталистического господства являются основой американской стратегии гегемонии. На глобальном уровне противостояние влиянию марксизма и Советского Союза, создание и популяризация положительного имиджа США, косвенная конкуренция и, в конечном счете, устранение европейских конкурентов, а также создание широкого рынка для товаров этой страны были другими составляющими культурных целей США.

Центральное разведывательное управление (ЦРУ) было образовано в начале 1950-х годов в результате слияния нескольких агентств, занимающихся культурной, художественной и пропагандистской деятельностью, хотя его разведывательные аспекты и аспекты безопасности были куда более заметными.

ЦРУ начало свою открытую и тайную деятельность в области культуры, руководствуясь принципом, гласящим: «Лучший способ вести ядовитую пропаганду – это притворяться, что ты никогда этого не делал».

Создание «Ассоциации американских друзей Ближнего Востока» для расширения американского влияния в регионе и противодействия советским усилиям и влиянию на оппозиционные группы было еще одной мерой, которую ЦРУ предприняло для оказания влияния на студентов и ученых. Одной из мер вышеупомянутой ассоциации было содействие студентам в поступлении в американские университеты и предоставление им финансовой помощи и необходимых условий для получения образования и трудоустройства после возвращения в свои страны.

Интересно, что Американская ассоциация друзей Ближнего Востока открыла свой офис в Тегеране в августе 1953 года, как раз в то время, когда ЦРУ занималось организацией государственного переворота, в результате которого был свергнут премьер-министр Ирана Мосаддык. Ассоциация американских друзей Ближнего Востока реализовала программу, направленную на то, чтобы помочь иранским выпускникам в Соединенных Штатах найти работу в Иране, и оказала поддержку таким организациям, как Ирано-американская ассоциация, Тегеранские бойскауты, Международный клуб бизнес-ланчей и Ротари-клуб. По меньшей мере трое из пяти представителей Ассоциации американских друзей Ближнего Востока в Иране были действующими или вышедшими на пенсию сотрудниками ЦРУ[9].

В 1959 году, в то самое время, когда политика США в отношении Ирана изменилась, Ассоциация иранских студентов в Америке, которая до этого не проявляла политической активности, внезапно начала выступать против шаха в согласии с властями США и стала фактором давления на иранское правительство с целью ускорения реализации программ, спонсируемых США.

Большинство иранцев, которые учились в университетах США, после возвращения занимали некоторые важные руководящие посты в стране и при помощи и поддержке шахского режима проводили политику США в Иране.

 

  1. Распространение американской культуры

США предприняли многочисленные меры для достижения своих целей в виде краткосрочных и долгосрочных культурных и образовательных программ. Создание Корпуса мира, учреждение специальных школ, управление несколькими церквями, библиотеками, выпуск публикаций, книг и фильмов, активизация Ирано-американской ассоциации культурных связей, создание двух телевизионных станций, вещание персидской программы «Голоса Америки», предоставление стипендий и направление тысяч иранских студентов в американские университеты, пожертвование книг и учебных материалов, а также создание вузов, специально предназначенных для подготовки менеджеров, были одними из мероприятий, направленных на изменение религиозной и культурной идентичности иранского народа.

Культурные ассоциации были одними из центров, которые были созданы и осуществляли деятельность во многих городах Ирана после Первой мировой войны для достижения целей американской гегемонии.

Ирано-американская ассоциация претерпела множество изменений за время своей пятидесятилетней деятельности и проводила разнообразные и масштабные мероприятия. Тысячи студентов регулярно посещали их центр для того, чтобы послушать лекции, презентации и частные беседы с профессорами, принимать участие в шахматных партиях, кинопоказах, танцах, практических занятиях по английскому языку, музыке и т.д. Посетителями центра были также члены их семей и даже их дети[10].

Цель Ирано-американской ассоциации состояла в том, чтобы лучше представить иранцам Америку и собирать информацию об Иране и иранцах. Другими словами, речь шла не об одностороннем научном и культурном обмене, а скорее о том, чтобы в конечном итоге навязать иранскому народу американскую культуру и образ жизни.

Ирано-американская ассоциация, которая позже была переименована в Ирано-американскую ассоциацию культурных связей, была организацией по сбору информации, выявлению отдельных лиц, установлению особых отношений с отдельными лицами и группами и продвижению американских идей и антиисламской культуры.

Чтобы обеспечить влияние западной культуры и ее господство, шахский режим нанимал  американских консультантов и экспертов и использовал их в различных учреждениях и организациях, где они таким образом занимались разработкой политики, планированием, написанием и составлением учебных пособий. Хотя эти меры вызвали недовольство некоторых работников культуры, представители режима настояли на их продолжении.

«…Министр культуры сказал: «Эти ваши [американские] советники бесполезны для нас, у них нет информации по вопросам культуры, и было бы хорошо… если бы вы предоставили нам одного или двух первоклассных советников, которых можно использовать для улучшения ситуации в области культуры.

Высокопоставленные сотрудники Министерства культуры заявляют, что хаос во всех образовательных программах за последние шесть лет возник из-за вмешательства американских советников, которым не хватает достаточной информации, а бывшие блюстители культуры беспрекословно подчинялись их теориям»[11].

Всеобъемлющие меры по деисламизации и замене ислама культурой древнего Ирана и культом личности шаха проводились с 1953 по 1978 год в качестве последовательной и серьезной политики. Интенсивность этих мер была такова, что после празднования 2500-летия американские эксперты и официальные лица шахского режима считали, что ислам не будет играть серьезной роли или присутствовать в иранском обществе. Этот успех был настолько важен для Запада, что он представил Иран как инвестиционный рай и остров стабильности, призвав капиталистов больше инвестировать в Иран и активнее присутствовать на экономической и коммерческой арене этой страны.

«…На официальной церемонии, посвященной пятидесятой годовщине основания династии Пехлеви, шах исключил ислам из официальной и общественной жизни иранского народа: «Я заявляю, что мы, династия Пехлеви, не любим ничего, кроме Ирана, и не испытываем предубеждений ни к чему, кроме достоинства иранцев, и мы не знаем иного долга, кроме как служить нашей стране и народу». Ислам там никак не упоминался, шах не давал никаких обещаний продвигать ислам или следовать его законам. Таким образом, хотя шах заявил о своей приверженности сохранению достоинства иранцев, он не считал, что их религия должна ассоциироваться с этим достоинством. Он открыто и настойчиво игнорировал религию, которой придерживались почти все и хранителем которой иранская конституция его назначила. Однако, что удивительно, шах пошел еще дальше и не стал ограничиваться своим безразличием к исламу»[12].

 

  1. Подавление антиколониального движения

Движение за национализацию нефтяной промышленности было частью антиколониального движения иранской нации и было созвучно движениям многих других наций, поскольку в период с 1950 по 1953 гоыд события в Иране представляли большой интерес для народов региона и даже отдаленных стран, и все они хотели, чтобы иранская нация выиграла эту решающую битву. Эта борьба стала образцом для антиколониальных движений в некоторых других странах, таких как Египет и Алжир.

Через две недели после переворота вновь созданная тайная организация «Национальное движение сопротивления» при участии представителей национальных партий избрала членов Центрального комитета, а затем разработала и утвердила организационную структуру движения. К сожалению, возникновение проблем, подобных тем, которые существовали во время движения за национализацию нефтяной промышленности, таких как эгоизм, негибкость, иррациональная и безответственная конкуренция между лидерами, невнимание к вражеским движениям и пренебрежение к народу и влиянию врага, лишило Национальное движение сопротивления возможности достичь своих целей и привело к приостановке его деятельности и последующему разгрому этого движения.

 

Создание САВАК

События 1940-х и начала 1950-х годов вызвали необходимость создания шахским режимом разведывательных организаций, которые были нужны ему для защиты интересов Запада и борьбы с антиимпериалистическими движениями. Соответственно, после англо-американского переворота и падения национального правительства доктора Моссадыка в 1956 году был создан новый полицейский орган под названием Национальная организация разведки и безопасности (САВАК). Главной целью режима Пехлеви и Запада при создании этой организации было предотвращение народных восстаний и сохранение режима. В дополнение к созданию «САВАК» Соединенные Штаты предприняли масштабные меры и вложили значительные средства в укрепление армейской разведывательной службы и активизацию ее участия в вопросах политической безопасности.

САВАК был продолжением военной жандармерии, будучи официально учрежден в 1956 году после прохождения юридических процедур и начав свою деятельность под эгидой ЦРУ. После двадцати лет деятельности, с помощью израильского разведывательного управления «Моссад», он стал одной из крупнейших служб разведки и безопасности в мире и взял на себя выполнение многих американских миссий в регионе. САВАК, по сути, выполнял обязанности ЦРУ и ФБР.

Теймур Бахтияр был основателем и первым главой «САВАК». После роспуска военной жандармерии он принял пост президента этой организации и сыграл эффективную роль в подавлении антиколониального движения иранской нации.

Позиция и роль Ирана в регионе были настолько важны, что Израиль видел свою стабильность и долговечность во многом в стабильности шахского режима, поскольку иранское правительство было единственным союзником этого государства в регионе. Придя к таким выводам, Моссад бросился на помощь САВАК в 1957 году и без колебаний оказывал ему любую помощь. Подготовка сил САВАК и оснащение этой организации передовыми средствами шпионажа и безопасности продолжались Моссадом вплоть до падения режима Пехлеви.

Влияние ЦРУ и Моссада на САВАК было настолько велико, что Англия выступила против него. Поэтому во время визита шаха в эту страну в 1959 году Англия потребовала создания «Специального разведывательного управления» при дворе. Хосейн Фардуст пишет об этом: «…После этого я отправился в Англию с миссией создать Специальное разведывательное управление. По возвращении в Иран я организовал его по английскому образцу. Я провел полную подготовку отобранных мною сотрудников. Было подготовлено рабочее оборудование. Через три месяца Специальное разведывательное управление начало функционировать… После одобрения Мохаммад-Резы было решено, что его заседания будут проводиться еженедельно в здании Мраморного дворца. Мохаммад-Реза запретил министрам участвовать в работе вышеупомянутого органа…»[13]

Англия, создав свой специальный орган, получила столь желанную для нее долю в иранской разведывательной системе.

 

  1. Противодействие влиянию коммунизма

Наличие серьезного внешнего врага и угрозы и даже создание воображаемых врагов для укрепления внутренней политики и привлечения поддержки и покровительства правительства во внешней политике являются одними из методов, которые некоторые государства используют для внутренней консолидации и продолжения специальных мероприятий во внешней политике.

Соединенные Штаты остро нуждались в этом и продолжают осуществлять эту политику по многим причинам, включая отсутствие общей и надежной национальной идентичности. После Второй мировой войны угроза со стороны коммунистического гиганта стала возможностью подавлять антиамериканские и антиимпериалистические движения, короче говоря, осуществлять любое угнетение и агрессию в мире.

Антикоммунистическая политика Соединенных Штатов принесла чрезвычайно большую пользу американскому правительству и народу внутри страны и за рубежом, позволив этой стране стать неоспоримой мировой державой.

В результате применения репрессивных мер под лозунгом борьбы с коммунизмом почти вся национальная и религиозная борьба потерпела поражение. Хотя партия Туде и философия марксизма не были приняты народами исламских стран, особенно в Иране, а Советский Союз так и не смог закрепиться на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Соединенные Штаты в период между государственным переворотом и падением Пехлеви неоднократно демонстрировали свою беспрекословную поддержку коррумпированных и зависимых правительств под прикрытием борьбы с угрозой коммунизма.

«…Партия Туде была пугалом, которое и британцы, и доктор Моссадык использовали в своих собственных целях. Черчилль, премьер-министр Великобритании, и Иден, его министр иностранных дел, распространяли идею о том, что продолжение правления Мосаддыка укрепит партию Туде и расширит влияние коммунистов в Иране, чтобы встревожить американское и западное общественное мнение.

Доктор Мосаддык также использовал партию Туде в качестве пугала угрозы коммунизма, с той разницей, что он считал вмешательство нефтяной компании и Великобритании в дела Ирана причиной бедности и коррупции, а также причиной прогресса партии Туде и расширения влияния коммунистов. Чтобы заручиться поддержкой Соединенных Штатов в борьбе иранского народа против Великобритании, он предупредил Вашингтон об опасности существования нефтяной компании и британского вмешательства в иранские дела»[14].

Государственный переворот 19 августа 1953 года, навязанное Соглашение о консорциуме, создание и расширение организации САВАК, заключение Багдадского пакта, а затем и Пакта СЕНТО, заключение двустороннего оборонного соглашения с Соединенными Штатами, короче говоря, все те меры, которые в конечном итоге привели к полному господству Соединенных Штатов над Ираном, осуществлялись под предлогом противостояния угрозе коммунизма.

«…После падения режима Моссадыка Соединенные Штаты направили в Иран беспрецедентное количество сотрудников, денег и всевозможной техники. Это были те дни, когда американцы были опьянены верой в то, что если они окажут крупную финансовую помощь своим союзникам в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, то эти страны смогут решить свои проблемы.

Они считали, что решением всех проблем является сила [диктатуры и авторитета], которая может привести страны к той точке, когда они смогут идти я к росту и самодостаточности… а от получателей помощи ожидалось, что они будут настроены решительно антикоммунистически, и только в этом случае они имели право на получение помощи»[15].

Таким образом, в течение 25 лет американского господства в Иране на всех мусульман и борцов с авторитаризмом навешивали ярлык коммунистов, а когда не было возможности обосновать и доказать это обвинение, их репрессировали как «нарушителей безопасности», «исламских марксистов», «антимонархистов», «иностранных агентов» или «черных реакционеров».

 

Заключение пакта СЕНТО

Соединенные Штаты и Европа предприняли масштабные меры в экономической, политической и культурной областях, чтобы сдержать коммунизм и предотвратить исходящую от него угрозу. В сфере безопасности и обороны они заключили военно-оборонительный пакт НАТО, который был частью пояса безопасности вокруг коммунистического блока. 11 октября 1955 года при участии Ирана, Ирака, Пакистана, Турции и Англии и под наблюдением Соединенных Штатов был также заключен Багдадский пакт, призванный дополнить этот пояс безопасности. Когда Ирак вышел из этого соглашения после антизападного переворота во главе с Абдулом Каримом Касемом в 1958 году, его название было изменено на пакт СЕНТО.

Создание пояса безопасности от Западной Европы до Юго-Восточной Азии, известного как «Стратегия сдерживания», было частью западной стратегии, проводимой Соединенными Штатами для противодействия мероприятиям и влиянию коммунизма. Этот план включал альянс НАТО, состоящий из западноевропейских стран, Соединенных Штатов и Канады, и альянс СЕНТО, состоящий из нескольких азиатских стран, в том числе Ирана, а также «пакт СЕАТО».

При вмешательстве Соединенных Штатов СЕНТО, помимо своей деятельности в военно-оборонной области, также занимался обширной деятельностью в области безопасности и разведки, сформировав Совместный антитеррористический комитет в сотрудничестве с армией, САВАК, жандармерией и представителями США. Этот комитет координировал силы шахского режима и, действуя под наблюдением и руководством Соединенных Штатов, проработал до самого падения режима, когда о его преступлениях стало известно всему миру. После победы революции, помимо роспуску САВАК и Антитеррористического комитета, Иран вышел из Договора СЕНТО, что привело к его роспуску.

Даже при наличии договора СЕНТО, Соединенные Штаты, основываясь на доктрине Эйзенхауэра о полной поддержке территориальной целостности стран, подвергающихся военному нападению со стороны коммунистического блока или находящихся под угрозой развала из-за внутренних противников, объявили: «Иран – первая страна, которая получит в этом отношении поддержку и одобрение».

4 апреля 1957 года премьер-министром стал другой известный масон, доктор Манучехр Эгбал[16]. Главной миссией Эгбала было распространение коррупции в стране. Он предпринял широкомасштабные усилия по искоренению религиозной культуры и ценностей, предоставив кредиты и многочисленные средства для создания большого количества кабаре, кинотеатров, игорных домов и борделей. Когда он впервые появился на сцене, он притворился борцом за свободу и отменил военное правительство, действовавшее с 19 августа 1953 года. Он притворился борцом за свободу, чтобы координировать свои действия с Америкой, и основал «Партию националистов» («Меллиюн»). В это время Асадолла Алам создал еще одну фальшивую партию под названием «Народная партия» («Мардом»), чтобы изображать конкуренцию между разными партиями.

Эгбал был очень амбициозным, льстивым человеком. Политический статус и положение в обществе были для него очень важны, и он был готов на все, чтобы остаться у власти. Поэтому, несмотря на свою зависимость от Англии, он также стремился обеспечить интересы Америки.

Экономический кризис вызвал в Америке разочарование и обеспокоенность по поводу правительства Эгбала. Фальсификации на выборах в Национальное совещательное собрание 19-го созыва и предвыборная кампания Кеннеди, кандидата от американской Демократической партии, послужили поводом для его отставки после трех с половиной лет пребывания на посту премьер-министра. 27 августа 1960 года Джафару Шарифу Эмами[17], еще одному масону, было поручено сформировать новое правительство.

Новое правительство приветствовало будущую американскую администрацию с ее лозунгами свободы партий, открытого политического пространства и административных и экономических реформ. Фактически, шах и Англия, воспользовавшись тем, что лидеры США были поглощены президентской избирательной кампанией, привели к власти нужное им правительство под лозунгами, которые были популярны у нового американского президента.

Под руководством США и с вынужденного согласия шаха деятельность Национального фронта возобновилась под названием «Второй национальный фронт», но через короткий промежуток времени в связи с изменившимися обстоятельствами он был вынужден уйти с политической сцены страны.

В это время было основано «Общество за свободу Ирана», которое было, в некотором смысле, религиозным ответвлением Национального фронта, но оно не могло функционировать с 1960 по 1977 год[18].

 

Избрание Кеннеди и новая политика

Новые лозунги Демократической партии США на президентских выборах в этой стране в 1960 году сильно обеспокоили иранских правителей. После того, как Кеннеди стал президентом, вышеупомянутые лозунги стали основой новой политики Соединенных Штатов в зависимых от них странах.

Новая политика была основана на этом анализе и доктрине Кеннеди о том, что из-за недееспособности военных правительств и поддерживаемых США диктатур, которые часто приходили к власти в результате переворотов ЦРУ, а также страха перед народными и национальными революциями и падением марионеточных правительств, а иногда и злоупотреблений со стороны Советского Союза, следовало пересмотреть внешнюю политику и внести в нее коррективы.

Основными направлениями этой политики были создание гражданских и выборных правительств в рамках управляемой демократии, формирование среднего класса для управления промышленностью и торговлей и потребления товаров и, наконец, создание политического пространства для предотвращения социального взрыва.

Многие программы и меры шахского режима в период с 1962 по 1978 год соответствовали вышеупомянутой политике. После вступления в должность президент Кеннеди предложил назначить премьер-министром Али Амини. Фактически Амини получил вознаграждение за свои заслуги в подписании соглашения о консорциуме и сотрудничестве с Соединенными Штатами во время пребывания на посту посла Ирана в Вашингтоне.

Что касается Соединенных Штатов, то перед правительством Амини, помимо проведения новой политики, была поставлена задача ослабить и устранить придворных и военачальников, ханов и крупных землевладельцев, поддерживаемых Великобританией, и, в целом, агентов Англии. Основными задачами Амини были: проведение земельной реформы (для ликвидации феодализма, оплота сторонников Англии), борьба с коррупцией (для улучшения положения низших классов и сокращения классового разрыва), исправление экономической ситуации (для создания среднего класса как оплота капиталистического влияния и потребителя товаров), создание открытого политического пространства (для достижения управляемой демократии и расширения господства над страной), сближение с учеными и духовенством (по его собственной инициативе, чтобы обмануть народ и опереться на формальную поддержку ислама, в отличие от предыдущих премьер-министров, которые пытались делать вид, что они далеки от духовенства и религии). К власти был приведен доктор Амини, который, по-видимому, имел имидж националиста. Он участвовал в научных собраниях и вращался в религиозных кругах, но тайно поддерживал американскую политику. Делая это, он хотел привлечь внимание высокопоставленных священнослужителей. Он прогуливался по улицам Кума и быстро переходил от дома одного священнослужителя к дому другого. Когда он встретил Имама Хомейни, тот предупредил его: «Вы на работе, будьте осторожны! Если мы почувствуем, что вот-вот что-то произойдет, мы не будем сидеть и молчать!»[19]

Его первым шагом по устранению ограничений на принятие решений и противодействию британскому влиянию стал роспуск Меджлиса – парламента, который был сформирован в ходе выборов в эпоху Эмами большим количеством феодалов и британских агентов. Таким образом, все постановления правительства приобрели статус законов.

Назначение специального офицера по связям с Соединенными Штатами из-за недоверия к Министерству иностранных дел, увольнение Тимура Бахтияра и назначение генерала Пакравана, который был известен своей умеренностью, освобождение ряда политических заключенных, прекращение арестов и пыток, введение относительной свободы прессы и прозападных партий, одобрение кабинетом министров законопроекта о земельной реформе, который стоял на повестке дня более десяти лет и был заблокирован крупными землевладельцами – вот некоторые из мер, принятых Амини во время его пребывания на посту премьер-министра.

Америка приложила огромные усилия, чтобы укрепить и стабилизировать правительство, которое было ему нужно, но из-за многочисленных ошибок в привлечении на свою сторону народа и духовенства, а также из-за беспокойства шаха и двора по поводу нестабильности правительства, Амини не только не смог создать необходимые условия для реализации новой политики, но также заложил основы для гораздо более жестокой диктатуры, чем была раньше. Тем не менее, Америка поддерживала его до последних дней его жизни.

Народ и борцы очень хорошо знали, что главной миссией Амини было укрепление американского господства и изменение экономической, политической и культурной структуры, потому что тот, кто имел опыт подписания контракта с консорциумом и добился личной благосклонности к себе президента США, не мог быть истинным сторонником народа и защитником его интересов и выгод.

Мистер Честер Паулс, советник Кеннеди по делам Азии и Африки, заявил во время визита в Тегеран 10 февраля 1962 года, что «это правительство осознало необходимость Белой революции в интересах народа и стремится к ее полному осуществлению после утверждения Закона о земельной реформе»[20].

Приход к власти Амини и результаты реализации программ его правительства поставили шаха и правительство США перед серьезной проблемой в сфере управления государством, вплоть до того, что возникли слухи о возможности государственного переворота и провозглашения республики. Через Асадоллу Алама и посредничество ряда американских и британских евреев, а также с помощью Фонда Рокфеллера шаху удалось получить согласие Кеннеди на поездку в Соединенные Штаты и встречу с ним.

10 апреля 1962 года шах отправился в Соединенные Штаты и в течение трех часов общался с Кеннеди наедине. После встречи газеты писали: «Шаха заверили, что Америка продолжит оказывать политическую и военную поддержку Ирану. Президента Кеннеди также заверили, что шах является верным союзником, который полон решимости провести экономические и социальные реформы»[21].

 

Краткое содержание второй части

Колониальные правительства, не считаясь с независимостью, суверенитетом и территориальной целостностью других стран, поступают с ними исключительно исходя из своих собственных интересов и озабоченностей. Зависимые и антинародные режимы, такие как династия Пехлеви, у которых нет опоры в народе или среди коренного населения, на самом деле являются исполнителями воли и приказов высокомерных держав. Такие режимы приходят к власти либо в результате государственного переворота, подобного перевороту 22 февраля 1921 года, либо путем проникновения в правительственные учреждения или проведения фальсифицированных выборов. Они никогда не пользуются поддержкой народа и быстро свергаются перед лицом серьезных угроз и в случае конфликта с интересами колониального правительства, а страна погружается в хаос или переживает оккупацию.

Псевдомодернистская политика эпохи Пехлеви, проводившаяся зависимыми элементами и запуганной и покорной интеллигенцией, имела пагубные последствия для страны, в том числе зависимость, отсталость, культурный и моральный упадок, компенсация которых требует длительного периода времени.

Оккупация Ирана союзниками и превращение его в мост победы проложили путь к усилению влияния и доминирования Запада и Востока, формированию нестабильных правительств и зависимых политических течений, а также к началу печальной эпохи для нации. С одной стороны, коммунистические и сепаратистские движения, а с другой – эклектичные, капиталистические и сионистские движения в различных формах подвергали страну различным угрозам, но исламская культура, воинствующие священнослужители и моджахеды, а также верующие и сопротивляющиеся люди сформировали не те условия, которых желали высокомерные державы.

Борьба мусульманских группировок на нескольких фронтах, антиколониальное движение, национализация нефтяной промышленности и сопротивление зарождающемуся американскому колониальному господству сформировали процесс политических и социальных изменений в направлении, противоположном политике империалистической системы и зависимого режима Пехлеви. Перемены 1940-х и 1950-х годов были явно направлены в сторону полного и неоспоримого американского господства, но силы сопротивления и исламская культура, которые были в некоторой степени неизвестны правящему аппарату и правительственным учреждениям в Вашингтоне, подготовили почву для исламского движения.

Поражение армии Реза-хана, не продержавшейся и одного дня, активная деятельность партий, связанных с Советским Союзом и Западом, отделение части Ирана, национализация нефтяной промышленности, восстание 21 июля 1952 года и, наконец, поражение антиколониального движения и свержение национального правительства доктора Мосаддыка в результате государственного переворота 19 августа 1953 года, роспуск мусульманских группировок, таких как «Федаян-э эслам», и мученическая смерть их лидеров, изоляция аятоллы Кашани и репрессии в отношении него – все это принесло важные уроки. Хотя в то время не всем этим урокам было уделено должное внимание, они были учтены во время Исламской революции и после ее победы, что оказало большое влияние на консолидацию и продолжение революции.


Джавад Мансури

Источник: Мансури, Джавад. Ашнайи ба энгелаб-е эслами-йе Иран. С. 123 — 146.


[1] Джеймс А. Билл. Лев и орел. С. 174.

[2] Там же. С. 175.

[3] Для получения дополнительной информации см.: Аллахьяр Салех. Ежеквартальный журнал современной истории Ирана. Документ о переговорах между послом Ирана в Соединенных Штатах и заместителем министра иностранных дел перед переворотом.

[4] Джалалоддин Мадани. Современная политическая история Ирана. Т. 1. С. 147.

[5] Джеймс А. Билл. «Лев и орел». С. 154.

[6] Голамреза Неджати. Политическая история Ирана за двадцать пять лет. С. 89. Цит. по: Мохаммад-Реза Пехлеви. «Ответ истории».

[7] Газета «Кейхан», 9 ноября 1954 г.

[8] Среди них – книга Фрэнсиса Стоунера Сандерса «Культурная холодная война», переведенная и изданная Фондом западных исследований, которая представляет собой документальное исследование стратегии и культурной деятельности США в мире.

[9] Марк Дж. Гасьоровски. Американская внешняя политика и шах. С. 278.

[10] Джавад Мансури. Восстание 15-го Хордада, согласно документам САВАК. Тегеран: Центр документации Исламской революции, 1-е изд., 1378. С. 32.

[11] Там же. С. 33.

[12] Марвин Зонис. «Величественное поражение: падение шаха». С. 151.

[13] Хосейн Фардуст. Расцвет и падение династии Пехлеви. С. 389 и 390.

[14] Голамреза Неджати. «Двадцать пять лет политической истории Ирана». С. 19.

[15] Джеймс А. Билл. «Лев и орел». С. 169.

[16] Манучехр Эгбал родился в 1909 году в Мешхеде. Его отец, Могбель ос-Салтане, известный как Эгбаль от-Тоулийе, был членом первого Учредительного собрания. В 1925 году он отправился во Францию, чтобы продолжить учебу, а в 1933 году стал специалистом по инфекционным заболеваниям и женился на француженке. В 1935 году он вернулся в Иран и стал заведующим инфекционным отделением больницы Рази. В сентябре 1941 года он официально занялся политической деятельностью и стал членом «Партии национальной воли», возглавляемой Сейедом Зияоддином Табатабаи, и «Демократической партии», возглавляемой Кавам ос-Салтане. В 1942 году Эгбал был заместителем министра здравоохранения в первом кабинете Кавама, в сентябре 1945 года он был исполняющим обязанности министра здравоохранения в кабинете Саэда, а в 1945 году он возглавлял министерства здравоохранения и почты и телеграфа во втором кабинете Кавама. Он был министром в нескольких правительствах, но в конце концов был уволен из-за бесхозяйственности и злоупотреблений.

В 1952 году он присоединился к масонству, а затем отправился во Францию и получил высшую академическую награду. После государственного переворота 19 августа 1953 года он вернулся в Иран и по приказу шаха стал сенатором. 8 января 1954 года он был назначен ректором Тегеранского университета и медицинского факультета. В 1957 году он стал премьер-министром и был отправлен в отставку 27 августа 1960 года. В 1961 году он уехал в Англию. В 1963 году он вернулся в качестве генерального директора Национальной нефтяной компании и оставался на этой должности до 1977 года. В 1964 году он основал общество «Яран». Члены этой организации поклялись не разглашать характер своей деятельности (Джавад Мансури. Восстание 15-го Хордада согласно документам САВАК. С. 53-59).

[17] Джафар Шариф Эмами, сын Хадже Мохаммад-Хасана Незам оль-Эслама, родился 17 июня 1912 года в Тегеране. В 1930 году он отправился в Германию, чтобы продолжить учебу и получить степень инженера-электрика. Он был другом Кавам ос-Салтане и управляющим директором ирригационной компании. В 1945 году он получил портфель министра в правительстве Размары. Он был министром промышленности и полезных ископаемых в правительстве Эгбала. Как аксакал иранского масонства, он старался сохранять умеренную роль в течение своего пятнадцатилетнего предеседательства в Сенате и показать себя праведным деятелем, независимым от британских и американских интересов. В 1969 году он достиг самого высокого ранга в масонстве, став «великим магистром и главой масонов Ирана». См.: Хосейн Фардуст. Расцвет и падение династии Пехлеви. Т. 2. С. 422-399.

[18] В главе, посвященной событиям после победы Исламской революции, будет дано более подробное описание двух вышеупомянутых организаций.

[19] Али Багери. Воспоминания о 15-го Хордада. Т. 1. С. 94.

[20] Сейед Хамид Роухани. Исследование и анализ движения Имама Хомейни. Т. 1. С. 132.

[21] Газета «Этелаат», 26 фарвардина 1341 г. (15 апреля 1962 г.).