Джавад Мансури. Знакомство с Исламской революцией в Иране. Ч. 2. Оккупация Ирана и ее последствия (Главы 1 – 2)

Книга Джавада Мансури «Знакомство с Исламской революцией в Иране» представляет собой учебный текст, основанный на утвержденной программе курса «Истоки Исламской революции». Эта работа была выпущена издательством «Маареф», связанным с представительством Верховного лидера Исламской Республики Иран в университетах, которое было основано в 1997 году. В ней предпринята попытка проанализировать и критически осмыслить события современной политической истории Ирана через призму политического ислама.
Книга состоит из четырех частей. В первой части рассматриваются политические события в Иране от прихода колониализма до оккупации Ирана во время Второй мировой войны, включая британское правление, конституционное движение, государственный переворот и преобразования Реза-шаха. Во второй части рассматриваются основные направления оккупации Ирана и ее последствия, а также события, произошедшие во времена Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви. В третьей части рассматриваются события в Иране в начале движения и усилия различных групп по победе революции, а в заключительной части рассматриваются события 1977 года и шаги, предпринятые народом для создания Исламской Республики.
Автор работы Джавад Мансури (род. 1945) – иранский военный офицер и дипломат, первый командующий Корпусом стражей Исламской революции. С 1988 по 1993 год он был заместителем министра иностранных дел по культуре и консульским вопросам, с 1999 по 2003 год занимал пост посла Ирана в Пакистане, а с 2006 по 2009 год работал послом Ирана в Китае. До революции Джавад Мансури был членом Партии исламских наций, известной также как «Группа 55». Впервые он был арестован шахскими властями в 1965 году и приговорен к шести годам тюремного заключения за свою политическую деятельность, но был освобожден в 1969 году. Он продолжил свою борьбу в иранской группировке «Хезболла», был вновь арестован в 1972 году и находился в тюрьме до начала Исламской революции. В настоящее время он работает в Центре документации Исламской революции.
Глава первая: События в период оккупации
Введение
С началом Второй мировой войны и ее распространением на восток, а также с возможностью распада Советского Союза Европа и Америка оказались в особой и непредвиденной ситуации. Поражение СССР и господство Германии в Восточной Европе и Кавказском регионе были, с одной стороны, желанными для Запада, а с другой стороны, победа Германии привела бы к потере Ближнего Востока, Персидского залива и угрозе Индии. По мере приближения немецких войск к Кавказу, получения доступа к нефтяным ресурсам и продвижения на юг поражение союзников (США, Великобритании и Советского Союза) становилось уже неизбежным.
26 июня 1941 года, фактически, через пять дней после нападения Германии на Советский Союз, иранское правительство объявило нейтралитет и поручило иранскому послу в Москве проинформировать советское правительство об этом серьезном решении Ирана. 25 июня и 19 июля того же года союзники официально попросили иранское правительство изгнать 80% немцев из Ирана, что не было принято.
С наступлением немецкой армии союзники, желавшие предотвратить распад Советского Союза и лишить вражеские войска доступа к нефти, потребовали от правительства сотрудничества в их войне с Германией, несмотря на заявление Ирана о нейтралитете, однако правительство вновь отказалось принять эти требования.
25 августа 1941 года, в четыре часа утра, союзные войска вошли в Иран, и армия, которая за двадцать лет правления Реза-шаха израсходовала более 50% текущего бюджета, оказывала им сопротивление всего час и сдалась без какой-либо предварительной подготовки или заранее предусмотренного плана! Советский и британский послы объявили в ноте правительству, что из-за двусмысленной политики иранского правительства по отношению к союзникам и их просьбам, а также из-за его неспособности выслать немецких агентов советские и британские армии вошли в Иран и продвигаются вперед. Советские войска оккупировали Азербайджан, Гилян, Мазандаран, Хорасан и Семнан, а британские войска оккупировали остальную часть страны. Таким образом, соглашение 1907 года вступило в силу в этот день, и Иран получил название «Мост победы».
Послы союзных держав в меморандуме официально потребовали закрытия посольств Германии, Италии и ряда других стран и, наконец, 16 сентября 1941 года оккупировали Тегеран, свергли Реза-шаха и сослали его на остров Маврикий в Южной Африке.
Правительство и армия, которым не хватало народной опоры и которые считали себя всего лишь защитниками интересов и позиций британского господства, и в которых коррупция и стремление к обогащению стали повсеместными и доминирующими. Естественно, у них не было мотивации защищать территориальную целостность и престиж страны, потому что на самом деле они были сформированы не для защиты страны[1].
Падение Реза-хана
Вторая мировая война предоставила исключительную возможность великим державам и соперникам закрепиться и доминировать в Иране. Советский Союз долгое время искал предлог для вторжения в Иран для достижения своей стратегической цели – выхода к теплым водам Персидского залива, а Соединенные Штаты были молодой сверхдержавой, стремящейся расширить свое жизненное пространство и влияние, конкурируя с Европой в нескольких регионах.
Американское и советское правительства совместно стремились уменьшить влияние Великобритании и ограничить ее колониальные владения. В этом внезапном нападении трех правительств, помимо общей цели, каждое преследовало какую-то свою конкретную цель, что доказали события второй половины 1940-х годов.
Существование сильного и признанного правительства в Иране препятствовало реализации этих целей и осуществлению их политики. Таким образом, союзники решили устранить Реза-шаха, опираясь на его предыдущие демарши и непоследовательность. Это смещение не означало, что он был национально ориентированным правителем или защищал нацию и страну, но Реза-хан был нарушителем и претендентом на власть и монархическое правление, которое необходимо было устранить под предлогом его сближения с правительством Германии, чтобы каждое из трех правительств могло реализовывать свои взгляды и проводить политику по своему усмотрению и без всяких ограничений.
После свержения Реза-шаха оккупантами вся система государственной власти рухнула, и многие люди внезапно поменяли свою роль. Некоторые из тех, кто сам был цензором, проводил репрессии и организовывал убийства, были либо арестованы и преданы суду, как генерал полиции (сарпас) Рокноддин Мохтари, либо выступили против Реза-шаха и династии Пехлеви, требуя суда над ними и возвращения награбленного имущества нации, как это сделал Али Дашти.
Оккупанты рассматривали три варианта: провозглашение республики, продолжение монархии Пехлеви и возвращение династии Каджаров. Наконец, при вмешательстве Форуги и атташе по разведке британского посольства, а также учитывая влияние элементов этого правительства даже при дворе, союзниками был одобрен и утвержден план продолжения монархии Пехлеви при Мохаммад-Резе, старшем сыне Реза-шаха, во-первых, потому, что он был молод и неопытен, а во-вторых, потому, что он считал, что обязан своим восхождением на престол Англии и не сомневался в своей лояльности и зависимости.
С приходом к власти Мохаммад-Резы народ на некоторое время освободился от удушающих ограничений эпохи его отца, потому что неудачи и события предыдущего двадцатилетнего периода доказали, что культура и ценности, существующие в Иране, отличаются от таковых в других странах, и что успешная политика в других колониях и продолжение деспотического правления в других странах не могут быть подходящей моделью для Ирана.
Началась деятельность партий, групп, прессы, политических и религиозных деятелей. Многие законы и подзаконные акты эпохи Реза-хана были практически отменены, и каждое из оккупационных правительств начало формировать свою сеть. Они осуществляли обширный шпионаж и инфильтрацию, а также организовывали политические силы для достижения долгосрочных целей.
Наиболее распространенной и активной общественной и подпольной организацией в этот период была партия Туде. В силу важности понимания природы и функционирования партии Туде и ее результатов мы представляем ее краткий обзор[2].
Партия Туде с момента ее основания и до роспуска
После оккупации Ирана все заключенные, включая членов Коммунистической партии Ирана, известных как «группа 53», которые находились в тюрьме с 1937 года, были освобождены, за исключением Таги Эрани, идеолога партии, который умер в тюрьме от тифа, и сразу же 29 сентября 1941 года они основали новую организацию под названием «Партия Туде Ирана». Первая встреча состоялась в доме Солеймана Мохсена Эскандари[3], известного как Мирза, который был каджарским принцем, при участии советского поверенного в делах Алиева.
Организация партии быстро расширялась благодаря материальной и моральной поддержке Советского Союза и в связи с особыми условиями страны, связанными с британским господством и предшествующей тиранией Реза-хана. На выборах в 14-й Меджлис в июне 1943 года восемь членов партии Туде вошли в Меджлис[4].
В ответ на предложение пригласить американских экспертов по нефти в августе 1944 года они заявили в парламенте:
«Мои товарищи и я, в целом, выступаем против предоставления привилегий иностранным правительствам».
Эхсан Табари написал 13 декабря 1943 года в газете «Мардом», органе партии Туде:
«В первый и последний раз необходимо осознать, что северные районы Ирана являются советской зоной безопасности»[5].
Противоречивая позиция партии по различным внутренним и внешним вопросам и ее приверженность СССР побудили некоторых видных членов партии объявить 2 февраля 1948 года о своем выходе из партии Туде и сформировать новую организацию под названием «Социалистическая партия Ирана».
После того, как 4 февраля 1949 года Насер Фахраи выстрелил в шаха в Тегеранском университете и был убит телохранителями шаха, а в его кармане был найден партбилет партии Туде, эта организация была немедленно объявлена незаконной, и ряд ее лидеров были арестованы, в то время как другие бежали в Советский Союз.
Во время движения за национализацию нефти партия Туде в очередной раз продемонстрировала свою антинациональную и девиантную природу, участвуя в подрывных и лицемерных действиях и организовав марш против национализации северной нефти.
Партия, полностью осведомленная о перевороте 19 августа 1953 года и имевшая семьсот офицеров в вооруженных силах, воздерживалась от любых действий в интересах народа и страны по приказу Советов. После раскрытия секретной военной сети и ареста ряда руководящих сотрудников, за исключением нескольких из них, большинство из них продолжало сотрудничать с органами шахского режима, включая САВАК, радио и телевидение, прессу, культурные и пропагандистские центры, вплоть до победы Исламской революции.
После переворота партия Туде не участвовала в какой-либо деятельности против шахского режима, потому что Россия в координации с Соединенными Штатами и Великобританией преследовала свои интересы в Иране, включая торговое и промышленное сотрудничество, закупку газа и даже продажу некоторых видов оружия.
Партия Туде, следуя в фарватере политики России, поддержала революцию шаха и народа и охарактеризовала Имама Хомейни как реакционера и сторонника феодалов (крупных землевладельцев). Одобряя массовые убийства «пятнадцатого хордада» (5 июня 1963 г.), она описывала погибших как агентов феодалов, которые должны были быть подавлены[6].
Нестабильные правительства
В ситуации, когда большая часть власть предержащих были прямыми и косвенными иностранными агентами, страна была оккупирована, система госуправления рухнула, и повсюду царил хаос, было невозможно сформировать стабильное правительство, поддерживаемое народом. Поэтому нестабильность была одной из характерных черт правительств в Иране во время оккупации и даже спустя десятилетие после нее. Краткосрочность работы кабинетов вела к двум основным проблемам: неспособности управлять страной, неспособности обеспечить средства к существованию и общественную безопасность, а также неспособности контролировать оппортунистические и зависимые от иностранных сил группы и движения. Сохранение такой ситуации создалоеще более сложные проблемы во второй половине 1940-х годов.
Первый кабинет министров, возглавляемый Али Сохейли, начал свою работу в феврале 1942 года после отставки Форуги, который фактически был премьер-министром во время капитуляции Ирана перед союзниками. Он не смог проработать более шести месяцев.
В августе 1942 года, после отставки Али Сохейли, Ахмад Кавам, известный как Кавам ос-Салтане, сформировал свой первый кабинет министров во время оккупации. Через шесть месяцев он был вынужден уйти в отставку, и Сохейли снова стал премьер-министром. Он несколько раз пытался уйти в отставку, но поскольку не было никого другого, кто мог бы взять на себя ответственность и получить одобрение союзников или вотум доверия от парламента, он оставался премьер-министром в течение четырнадцати месяцев. В это время не существовало правительства, и представители стран-оккупантов и их агенты принимали все решения на национальном уровне.
Тегеранская конференция
В ноябре 1943 года союзники встретились, чтобы скоординировать действия и открыть второй фронт против Германии. Лидерам Соединенных Штатов, Советского Союза и Великобритании было необходимо совместно выбрать Тегеран в качестве места проведения конференции по предложению Сталина. Однако иранское правительство не было проинформировано о содержании переговоров.
Историческая Тегеранская конференция проходила в течение трех дней, начавшись 28 ноября, и в эти дни были проведены многочисленные встречи на уровне руководства стран, тогда как премьер-министр Сохейли и министр иностранных дел Саэд Марагеи проводили переговоры с министрами иностранных дел только в кулуарах конференции. Требованием правительства было гарантировать территориальную целостность, финансовую и экономическую помощь, компенсацию ущерба и оказание Ирану помощи в установлении безопасности.
1 декабря лидеры союзников совместно подписали и опубликовали декларацию, которая стала известна как «Тегеранская декларация». В этой декларации, признающей потери Ирана и необходимость компенсации, говорилось:
«Правительства Соединенных Штатов Америки, Советского Союза и Соединенного Королевства согласны с правительством Ирана в сохранении независимости, суверенитета и территориальной целостности Ирана, и они подтверждают участие Ирана вместе с другими миролюбивыми нациями в установлении международного мира, безопасности и процветания после войны в соответствии с принципами Атлантической хартии, которые принимаются всеми четырьмя правительствами»[7].
Отделение Азербайджана
В марте 1944 года произошел сепаратистский кризис на западе страны (Курдистан и Азербайджан). Премьер-министром стал Мохаммад-Саид Мараги из Демократической партии Азербайджана, которая фактически была филиалом советских партийных органов в Иране. Парламент считал, что, избрав человека из региона Азербайджана, он мог бы решить проблему сепаратизма. Однако этот процесс не был связан с какой-либо конкретной партией или отдельными лицами, а скорее был советским планом по овладению западной периферией Ирана и выходу к Хузестану и Персидскому заливу с возможным присоединеием Гиляна, Хорасана, Систана и Белуджистана. Другими словами, Советский Союз хотел использовать хаотичную ситуацию военного времени и распада Ирана для достижения одной из своих исторических и стратегических целей. Советским идеалом был выход к Персидскому заливу и Индийскому океану для конкуренции с Западом.
Правительство не смогло предотвратить опыт Азербайджана, и в 1945 году «независимое правительство Азербайджана» официально заявило о своем существовании, и Советский Союз немедленно признал его. На этом этапе Саэд подал в отставку. Парламент снова поручил ему сформировать правительство. Саэд назначил в свой кабинет несколько человек из Азербайджана для противостояния сепаратистскому движению и сохранения территориальной целостности, но эта политика также не принесла результатов. Правительство Саэда не имело нужного состава и сплоченности для решения проблем страны и не пользовалось народной поддержкой. В ноябре 1945 года Саэд подал в отставку, и кабинет министров было поручено сформировать Мортаза-Голи Баяту.
Правительство Баята продержалось три месяца, а затем премьер-министром стал Эбрахим Хакими, который занимал пост еще два месяца. Наконец, 21 января 1946 года Кавам ос-Салтане снова стал премьер-министром и занялся азербайджанским кризисом[8].
Согласно соглашению, которое лидеры союзников Рузвельт (Америка), Черчилль (Англия) и Сталин (СССР) заключили с иранским правительством на Тегеранской конференции, предполагалось, что оккупационные силы покинут Иран сразу после окончания войны и выплатят компенсацию за период оккупации, но Советский Союз отказался эвакуировать свой контингент из Ирана без указания четкой и логичной причины. Когда под давлением Соединенных Штатов Великобритания была вынуждена вывести свои войска из Ирана, СССР с помощью партии Туде осуществил план отделения Азербайджана и Курдистана под руководством Джафара Пишевари[9].
Пишавари, глава Демократической партии Азербайджана, осуществил план отделения этой провинции под предлогом аннулирования его депутатских полномочий в парламенте четырнадцатого созыва в 1945 году. Проводя массовые убийства и репрессии в этом регионе с глубокими религиозными корнями, Демократическая партия провозгласила диктатуру пролетариата (рабочего класса), связанную с международным коммунизмом, и стала преследовать целью освобождение оставшихся провинций Ирана для установления социалистического строя, объявив об отделении Курдистана с центром в Мехабаде под руководством Кази Мохаммада.
Лидеры Демократической партии Азербайджана и других групп, поддерживаемых Советским Союзом, считали, что, убивая тысячи людей, разрушая мечети или превращая их в музеи, танцевальные залы и молодежные клубы, они разрушат религиозный и национальный дух народа, так что культура сопротивления и исламская идентичность, которые были их самым большим препятствием на пути к доминированию в Иране, уступят место социалистической культуре! Помимо дипломатической деятельности и соперничества между великими державами, наиболее важным фактором поражения Демократической партии и планов по дезинтеграции Ирана можно считать сопротивление народа и ученых внутри Азербайджана.
Кавам ос-Салтане, имевший большой опыт работы на политической арене и на посту премьер-министра, сразу после своего избрания премьер-министром в феврале 1946 года, во время поездки в Москву, обсудил со Сталиным отношения между двумя странами, ситуацию в регионе и нефтяной вопрос. Он также сообщил ему о своем намерении сформировать коалиционное правительство с участием министров от партии Туде.
Сталин, воевавший сразу на нескольких фронтах, добился в ходе взаимодействия с Западом уступок в Европе и согласился на такие уступки, как деоккупация Азербайджана и его возвращение Ирану. Однако Кавам ос-Салтане позже приписал все это дело и успех в этом отношении своей запоздалой дипломатии, ограничивавшейся тактическими задачами.
По возвращении из Москвы Кавам ос-Салтане на встрече с лидерами партии «Туде» предложил партии взять на себя управление тремя министерствами. Министерства, которые соответствовали известным и устойчивым лозунгам партии «Туде»: министерство культуры (которое позже стало министерством образования), министерство здравоохранения и министерство труда, которые соответствовали четырем лозунгам бесплатной культуры для всех, бесплатного здравоохранения, работы для всех, земли для крестьян и отмены феодальной системы.
Три министра от этой партии, доктор Мортаза Язди, занявший пост министра здравоохранения, доктор Фаридун Кешаварз, министр культуры, и Ирадж Эскандари, министр труда, через некоторое время поняли, что возможности и ограничения страны таковы, что они не смогут принять значительных и заметных мер, а потому ушли в отставку, и через короткое время Азербайджан был очищен от сил Демократической партии, а ее центральные фигуры и ряд других деятелей нашли убежище в Советском Союзе.
Таким образом, подготовка к вводу правительственных войск была проведена уже после народного сопротивления и политической деятельности, и 12 декабря 1946 года Демократическая партия потерпела поражение, а автономное правительство пало.
С освобождением Азербайджана правительственные войска, которые не играли реальной роли в падении автономного правительства, и участие которых в основном носило демонстративный характер, развернули такую пропаганду, что казалось, будто произошло настоящее завоевание. Поэтому каждый год в этот день они проводили тщательно подготовленные парады и празднования под названиями День армии, День Победы и День Азербайджана, в то время как о капитуляции союзным войскам менее чем за 24 часа в августе 1941 года и признании оккупации страны более чем на пять лет никто больше не говорил.
Кавам ос-Салтане подал в отставку через несколько дней после окончания инцидента, и Хакими снова был назначен главой правительства. Таким образом, некоторые соглашения Кавама со Сталиным были выполнены, в то время как другие были аннулированы его отставкой и противодействием парламента ратификации этих соглашений.
Партия «Туде» истолковывала отделение Азербайджана, которое было прелюдией к отделению ряда других провинций, в соответствии с идеологической миссией и целью освобождения народов Ирана, а также защитой коммунистического интернационализма и подчинением центральной роли диктатуры мирового пролетариата. Такая позиция нанесла тяжелый удар по престижу и авторитету партии даже внутри партийных организаций. Тем не менее, партийные лидеры по-прежнему считали это действие отвечающим интересам иранской нации, потому что советское правительство и Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) представляли абсолютную ценность для партии Туде, и они считали выполнение их приказов обязательным и необходимым!
Расширение борьбы мусульманских групп
Во время правления Реза-хана борьба ученых и народа была настолько ожесточенной, что британские власти наконец признали, что методы, использовавшиеся во время правления Реза-хана, сделали Британскую империю непопулярной в народе, потому что в дополнение к тирании принимались и продвигались все социальные, политические и административные меры, направленные против духовенства и религиозных ценностей. Другими словами, после конституционного движения во время правления Реза-хана государственные учреждения страны с еще большей интенсивностью использовались правительством и интеллигенцией для борьбы с религией, религиозными ценностями и институтами.
В историческом, социальном и политическом анализе марксистов и националистов религия представлялась как фактор упадка и отсталости, который следует как можно скорее убрать с арены политической и административной жизни, и они не видели другого пути, кроме как вестернизации.
Марксисты представляли Советскую коммунистическую партию как Каабу всех их устремлений, а марксизм пропагандировали как единственный способ спасти нацию и страну, а также обеспечить их процветание. Их подготовленные кадры, обширные возможности и свобода действий в сочетании с присутствием советских оккупационных сил и невежеством людей, особенно молодежи, проложили путь для распространения влияния этой школы, что также поддерживалось правительством.
Западники, прикрываясь масонством, национальными партиями и влиятельными элементами в правительственных учреждениях, а также пользуясь слабой политической осведомленностью простых людей, пропагандировали западные ценности и цивилизацию, как будто Запад был обещанной им в пророчествах утопией. Некоторые люди, сами того не ведая, отдалились от самих себя и были очарованы вестернизацией в своем желании приобщиться к западной цивилизации и произвести перемены в обществе.
В таких обстоятельствах силы верующих и ратовавших за истину людей, не имея средств и поддержки, слабо понимая внутренние и внешние политические тенденции, в силу разногласий и разочарования духовенства, вызванного тенденциями и проблемами последних сорока лет – с 1906 по 1946 годы, а самое главное, слабости руководства, ничего не могли поделать.
После падения Реза-хана религиозные силы радовались больше всех, но господстввавшее антирелигиозное движение продолжало существовать в других формах и под другими лозунгами, потому что Запад и Восток были единодушны и сотрудничали между собой только по одному вопросу, который состоял в борьбе против исламских движений и священнослужителей, возглавлявших борющийся народ.
В 1941-1946 годах религиозные воинствующие организации, группы и деятели были не очень активны из-за острых проблем с обеспечением средств к существованию, присутствия союзников и необходимости восстановления, переоценки ситуации и мобилизации своих сил. Возрождение богословских семинарий, прием новых студентов, публикация периодики, книг и объявлений были характерны для деятельности этого периода в направлении обновления и усиления борющихся религиозных сил.
- Подготовка религиозных кадров
После того как союзные войска ушли, появились новые условия и относительная свобода, религиозные силы начали борьбу на четырёх направлениях.
В ситуации, когда правительству требовалась религиозная активность для противостояния коммунизму и, что более важно, для привлечения народа к консолидации и стабилизации шахского режима, религиозные силы, помимо восстановления и укрепления религиозных институтов, также учреждали исламские школы и различные ассоциации[10].
Новые школы, крупнейшая из которых называлась «Общество исламского образования» и была открыта в Тегеране и некоторых других городах по инициативе и усилиям покойного шейха Аббаса Али Эслами, заложили основу для подготовки ряда религиозных специалистов в различных областях, чьи ценные работы и результаты были обнародованы позже. Многие из тех, кто принимал активное участие в исламской борьбе с 1962 года и далее, учились в таких школах[11]. В 1940-х годах никто не мог себе представить, что новые религиозные школы будут иметь такое широкое влияние, и поэтому в 1950-х годах шахский режим создал множество ограничений и проблем для этих школ, чтобы противостоять этим последствиям.
- Борьба с коммунизмом
С момента создания Коммунистической партии Ирана во время правления Реза-хана и, в более широких масштабах, партии Туде в 1941 году, Иран столкнулся с двумя серьезными угрозами: разрушением и отрицанием религиозной идентичности и ценностей, а также господством коммунизма и его темной диктатуры над Ираном. Эти две угрозы вызывали беспокойство у всех религиозных сил, особенно у духовенства.
Борьба против марксизма и советского влияния в течение 37-летнего правления второго шаха из династии Пехлеви была общим желанием режима и религиозных сил, руководствовавшихся различными мотивами и методами. Мусульманские борцы часто выступали против марксизма в форме его критики, разъяснения религиозных принципов и просветительской работы, а также издания книг, благодаря чему в 1950-х годах марксизм утратил свою прежнюю широкую базу и позиции, и его сторонниками остались только несколько небольших групп разрозненной идейной направленности.
Режим Пехлеви внешне не выступал против такой деятельности, хотя был глубоко обеспокоен распространением воинствующего и революционного ислама и противодействовал этому всеми средствами, даже привлекая ряд марксистов, сотрудничавших с режимом.
- Противодействие порочным тенденциям
Западный империализм (букв. «западное высокомерие», эстекбар-е гарб – Иран-1979) ради продолжения своего господства сделал своей постоянной и фундаментальной стратегией создание расколов и отрицание национальной и религиозной идентичности.
С начала 1940-х годов религиозные воинствующие силы в той или иной форме были вовлечены в конфликты и противостояние с заблудшими и порочными интеллектуальными, культурными и религиозными течениями. Частью этой борьбы была конфронтация с сомнительным и девиантным течением Ахмада Касрави, бахаизмом, материализмом и атеизмом, а также с либеральной демократией, продвигающей секуляризм (отделение религии от политики ), которая проходила в форме устной и письменной полемики на индивидуальном и организационном уровне. Формирование и активизация «Федаян-э эслам»[12] и убийство членами этой группы Ахмада Касрави, разрушение и закрытие центров бахаизма тоже были частью борьбы религиозных сил.
Пресса, школы, средства массовой информации и правительственные учреждения работали различными способами над распространением идей и ценностей, поддерживаемых западным империализмом. Духовенство и религиозные силы продолжали борьбу, располагая очень ограниченными ресурсами, полагаясь на свою веру и относительную поддержку народа.
- Борьба с иностранным господством и его агентами
С начала 1940-х годов, одновременно с оккупацией страны и падением Реза-хана, в некоторой степени сформировались условия для борьбы с зависимым режимом и иностранным господством, хотя борьба некоторых священнослужителей в эпоху Реза-хана, несмотря на очень трудные условия, нанесла удары иностранному влиянию и господству.
В этот период некоторые религиозные авторитеты и ученые были на переднем крае борьбы, и в Наджафе, Куме, Мешхеде и других городах были иницированы соответствующие меры. Слабые и нестабильные правительства того периода и многочисленные кризисы не позволяли им оказывать серьезного сопротивления религиозным и политическим движениям духовенства и народа. Обширные мероприятия разворачивались в различных формах, в том числе через написание текстов, через минбары мечетей, собрания, письма должностным лицам и возрождение религиозных предписаний (включая ношение хиджаба), причем без каких-либо общенациональных организаций и без конкретной программы, а исключительно на основе религиозной и политической мотивации и осведомленности.
Аятолла Сейед Абу-ль-Касем Кашани был одним из воинствующих деятелей того периода, который приобрел большую известность и популярность, активно участвуя в джихаде против Британской империи в 1917-1919 годах и борясь за независимость Ирака вместе с целым рядом других религиозных авторитетов. В 1940-х и 1950-х годах он проводил активную деятельность, направленную против иностранного господства и на защиту ислама и интересов мусульман[13].
В этот период большая часть действий и борьбы, будучи обусловленными историческими условиями, полным авантюр и не внушавшим надежд прошлым народа, были направлены на культурную, образовательную и пропагандистскую деятельность, потому что, несмотря на необходимость расширения осведомленности и просвещения воинствующих религиозных сил, политические и экономические условия все еще были неблагоприятными и кризисными по причине оккупации. Все правительства периода оккупации были единодушны в противодействии религиозному движению и введении ограничений для него. В такой ситуации марксисты, националисты, бахаисты, сторонники Касрави и, наконец, шпионские организации имели полную свободу действий и располагали множеством возможностей. Несмотря на такие условия, с 1948 года была начата политическая деятельность, появились более широкие организации религиозных сил, которые вошли в социально-политический расклад как новое течение.
Борьба мусульманских групп и деятелей на этом историческом этапе, не будучи общенациональной и всеобъемлющей, всё же проложила путь к развитию и трансформации исламского движения 1960-х годов в Исламскую революцию 1970-х годов.
Глава 2. Антиколониальное движение
Введение
Среди последствий Второй мировой войны было усиление роли нефти как стратегического ресурса, влияющего на процессы и развитие событий в Иране, регионе и на международном уровне, а также внимание к особому положению Ирана в международном и региональном раскладах. Следовательно, соперничество между великими державами в регионе усилилось, и Соединенные Штаты Америки оказались на арене происходящих в Иране событий в качестве новой колониальной державы, так что роль Соединенных Штатов постепенно возростала, а роль Советского Союза и Великобритании уменьшалась. Эта смена доминирующей силы проложила путь к трансформациям в политической, экономической и даже культурной географии, которые будут кратко проанализированы в следующих главах.
Географическое (стратегическое) положение и территориальные (геостратегические) характеристики Ирана были главной причиной многих усилий Запада по предотвращению советского господства в стране. В связи с этим столкновение между Востоком (советским блоком) и Западом (Америкой и Европой) в Иране считается одним из важнейших явлений в международных отношениях после Второй мировой войны.
Запад считал господство над Ираном незыблемым принципом в деле достижения своих региональных целей в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Следовательно, он был готов предоставить больше привилегий Советскому Союзу в этом регионе и в других частях мира путем установления ограниченных уступок и определенных льгот для этой страны. По этой причине всякий раз, когда Запад хотел принять особые меры в Иране, он не только координировал их с Советским Союзом, но и давал некоторые преимущества, хотя и ограниченные, восточной сверхдержаве, что было так называемым компромиссом.
Создание условий для прочного господства
Для укрепления в стране западного правления и концентрации власти в руках шахского двора были реализованы многочисленные планы, включавшие формирование Учредительного собрания и внесение изменений в конституцию. Падение правительства Кавама по результатам голосования меджлиса в 1947 году и неудавшаяся попытка убийства шаха, состоявшаяся 4 февраля 1949 года в Тегеранском университете, привели к подавлению оппозиции, изгнанию аятоллы Кашани, закрытию ряда газет и роспуску партии Туде, что проложило путь к ускорению реализации плана по формированию второго Учредительного собрания.
- Формирование Учредительного собрания
Результатом опыта четырех десятилетий, последовавших после принятия конституции в Иране, для иностранных держав стало то, что, если бы в Иране когда-либо были проведены свободные и законные выборы, лояльные им и связанные с ними элементы, безусловно, не смогли бы установить контроль над правительством, и поэтому был реализован новый план по ограничению Национального совещательного собрания, а в некоторых случаях и его роспуску.
С 1947 года предлагалось сформировать Учредительное собрание для внесения изменений в конституцию, и, наконец, 10 марта 1949 года был издан указ о его созыве, после чего это собрание было сформировано под контролем и надзором прозападных элементов. Цель формирования Учредительного собрания состояла в том, чтобы организовать сферу законодательства и принятия важнейших решений таким образом, чтобы обеспечить реализацию позиций и интересов Запада.
8 мая 1949 года были утверждены дополнительная статья к конституции и изменения к статье 48. На основе этих статей была сформирована новая палата парламента, получившая название «Сенат». Новая палата состояла из шестидесяти членов, тридцать из которых были назначены шахом, а остальные избирались народом путем выборов. Таким образом, все законы Национального совещательного собрания должны были быть одобрены шахом и двором, а иначе говоря, Европой и Америкой, потому что сенаторы, которые, формально, избирались народом, в основном были феодалами, капиталистами или отставными правительственными чиновниками, которые определялись и отбирались заранее! В результате большинство голосов в Сенате следовало за взглядами шаха и интересами иностранных держав. 10 февраля 1950 года начал работу Сенат первого созыва, который был избран вместе с новым составом Национального совещательного собрания шестнадцатого созыва.
С этого времени не было принято ни одного документа в ущерб Америке или Англии, потому что, если бы в Национальном совещательном собрании был принят законопроект, противоречащий мнению двора или наносящий ущерб одному из западных правительств, он не был бы одобрен в Сенате. Список представителей Сената за тридцать лет его деятельности показывает, что его члены в основном были либо членами масонства, либо агентами ЦРУ, либо представителями шахского двора. Джафар Шариф Эмами, великий магистр Масонской ложи Ирана, был председателем Сената в течение четырнадцати лет.
- Расширение американского влияния
Присутствие и влияние Соединенных Штатов во время войны создали условия для установления ими полного господства и вытеснения Советского Союза, а также, в некоторой степени, ослабления британского господства. Поддержка деоккупации Ирана, противостояние Советскому Союзу во время его попытки отделения Азербайджана, предоставление экономической и технической помощи и выдвижение лозунгов независимости и развития были некоторыми из мер, принятых этой страной с целью добиться большего влияния в Иране и потеснить Европу, особенно Великобританию.
Всеобъемлющее влияние и доминирование Великобритании было одной из причин, по которым США не решались нести расходы и инвестировать в Иране, и поэтому, несмотря на многочисленные переговоры и просьбы иранских официальных лиц, до 1950 года американцы не прилагали особых усилий по обеспечению своего присутствия в Иране, однако сразу же после избрания Размары премьер-министром 27 июня 1950 года видный американский экономист Генри Грейди и ряд экономических экспертов приехали вместе с ним в Тегеран.
В 1950 году усилиями иранского правительства и американского посла был подписан меморандум о взаимопонимании по применению «Четвертого пункта Трумэна»[14]. Целью «Четвертого пункта» было улучшение условий жизни сельских жителей и оказание им сельскохозяйственной и медицинской помощи, но на практике было выплачено всего пятьсот тысяч долларов, что было очень мало по сравнению с ожиданиями и потребностями Ирана. Британское правительство считало, что любая помощь Ирану на данном этапе, в период начала антиколониального движения и национализации нефтяной промышленности, наносила ущерб им и приносила пользу Ирану и Соединенным Штатам, а потому очень старалось помешать дальнейшей помощи.
До государственного переворота 1953 года иранские правительства приветствовали эту программу, считая ее знаком доброй воли со стороны Соединенных Штатов и инструментом противостояния британскому колониальному господству. Изучение и анализ этих движений дает понять, что призыв к усилению американского присутствия был направлен на установление баланса в отношениях с доминирующей колониальной державой[15].
Начиная с 1947 года армия постепенно получала военную помощь, и в связи с этим были подписаны многочисленные контракты. 6 октября 1949 года Конгресс США принял Закон о помощи совместной обороне и выплатил Ирану 27 миллионов долларов.
Правительство Ирана обязалось использовать вышеупомянутое оружие только для реализации целей, упомянутых в меморандуме, и не принимать военную помощь от какой-либо страны без согласия Соединенных Штатов!
26 июля 1950 года Конгресс США принял поправку к Закону о помощи совместной обороне, исключив Иран из одной категории с Южной Кореей и Филиппинами и поместив его в категорию Турции и Греции, которые выделили в общей сложности 131 миллион долларов на военную помощь этим трем странам. В преамбуле к поправке отмечалось, что Иран приобрел после Второй мировой войны такое же значение, как Турция и Греция[16].
Соединенные Штаты преследовали в Иране две основные цели, реализация которых серьезно противоречила друг другу. Этими двумя целями и подходами были: максимальная реализация экономических и политических интересов и подавление исламских и антиколониальных движений под предлогом борьбы с коммунизмом. Стремление к этим целям на протяжении трех десятилетий заложило основу для серьезного вызова империалистическому господству Соединенных Штатов и зависимого от них режима со стороны народа и в конечном итоге привело к разрыву отношений между двумя государствами.
К концу 1940-х годов отступление Америки от политики надежды на улучшение стало ясно видно. В эти годы между Ираном и Соединенными Штатами начала нарастать новая и глубокая напряженность. Одной из причин обострения затянувшегося конфликта стало американское решение поддержать шаха в сфере внутренней политики Ирана. «Американским дипломатам никогда не было легко устанавливать отношения и контакты с другими политическими деятелями в Иране… Америка выбрала сторону, которая сидела на троне»[17].
- Меры по установлению постоянного контроля над нефтью
Восьмидесятилетняя история иранской нефти (1901-1978) была одной из самых печальных и авантюрных страниц и, возможно, оказала наибольшее влияние на политическое, экономическое и социальное развитие Ирана.
Прекращение оккупации Ирана совпало с появлением освободительных и антиколониальных движений в Азии и Африке. Поэтому движение за национализацию нефтяной промышленности стало символом антиколониальной борьбы иранской нации и координировало свои действия с аналогичными движениями в других регионах мира.
Косвенное соперничество между Америкой и Великобританией за господство над иранской нефтью и национальная воля, которую представляли такие фигуры, как аятолла Кашани, Навваб Сафави и многие другие деятели, проложили путь к началу народного антиколониального движения и важным событиям конца 1940 – начала 1950-х годов.
В 1948 году, когда Британия не сочла возможным продолжение действия соглашения 1933 года из-за политических и военных обстоятельств, она предложила добавить новые статьи к предыдущему соглашению без внесения в него каких-либо изменений. Новое соглашение получило название «Дополнительное соглашение Гасса-Гольшайяна»[18]. Оно было направлено в парламент на согласование, но меджлис шестнадцатого созыва отклонил его.
После отклонения Дополнительного соглашения вопрос о национализации нефтяной промышленности был поднят и рассматривался на национальном уровне воинствующими и народными группами во главе с аятоллой Кашани. Правительство Саэда ушло в отставку, и премьер-министром был назначен Размара, который должен был предотвратить национализацию нефтяной промышленности. Однако масштабы антибританского движения за национализацию нефти были настолько велики, что Национальное совещательное собрание, хотя его большинство и зависело от правительства и поддерживало его, не смогло противостоять требованиям народа.
Размара был противником национализации и защитником соглашения. 3 марта 1952 года он выступил в парламенте по этому поводу с пространной речью, которая встретила противодействие со стороны борющихся групп. Четыре дня спустя, 7 марта, он был застрелен Халилом Тахмасеби, членом «Федаян-э эслам», и премьер-министром стал Хосейн Ала. Смерть Размара устранила последнее препятствие на пути утверждения плана национализации нефтяной промышленности 20 марта 1952 года. Наконец, 25 апреля 1952 года рядом депутатов был представлен план национализации нефти. Премьер-министр Ала, который был высокопоставленным членом масонства и одним из участников соглашения 1933 года, немедленно подал в отставку[19].
Британский посол выступил с подробной речью об услугах и доброй воле своего правительства по отношению к иранскому народу за прошедшее столетие, а также о преимуществах соглашений 1919 и 1933 годов и недостатках национализации нефти! Британское правительство, которое было очень обеспокоено этой ситуацией, также направило военные силы в Персидский залив, чтобы предотвратить прекращение экспорта нефти.
Правительство США, которое первоначально приветствовало движение за национализацию нефти, внезапно изменило свою позицию после того, как лидеры движения (духовенство и религиозные силы, в том числе «Федаян-э эслам») продемонстрировали свое влияние и заявили о своем присутствии.
Общество жертвующих собой ради ислама (Джамият-е федаян-э эслам)
Изучение и понимание роли группы «Федаян-э эслам» в движении за национализацию нефти требует отдельного, более подробного обсуждения. Эта группа состояла из самых настоящих бойцов своего времени. Основателем и лидером этой группы был Сейед Моджтаба Мирлоухи, известный как «Навваб Сафави»[20].
В течение одиннадцати лет борьбы «Федаян-э эслам», помимо их пропагандистской и культурной деятельности, организации революционных сил, усилий по повышению политической осведомленности народа и борьбы с иностранным господством, они также убили или ранили нескольких пособников колониальных держав. Министр двора Абдолхосейн Хажир был убит Сейедом Хосейном Эмами, а генерал-лейтенант Али Размара, занимавший пост премьер-министра, был убит Халилом Тахмасеби[21]. После смерти Размары был проложен путь к национализации нефтяной промышленности. После национализации нефтяной промышленности требование общественности о соблюдении исламских законов встретило противодействие со стороны Национального фронта, и во время пребывания Моссадыка на посту премьер-министра Навваб Сафави был заключен в тюрьму примерно на два года по обвинению в подстрекательстве жителей Сари к бунту и битье витрин винных магазинов.
Хосейн Фатеми, ближайшее доверенное лицо Моссадыка и его министр иностранных дел, был убит Мохаммад-Мехди Абдеходаи 4 февраля 1952 года. Премьер-министр Хосейн Ала 16 ноября 1955 года также стал жертвой покушения Мозаффара Зольгадра за согласие на членство Ирана в Багдадском пакте, но выжил. После этой неудачной попытки был отдан приказ арестовать лидеров и ключевых членов группировки, а также закрыть ее центры и полностью прекратить ее деятельность.
Военный суд приговорил Навваба Сафави, Халиля Тахмасеби, Мохаммада Вахеди и Мозаффара Зольгадра к смертной казни, а ряд других членов групппы – к длительному тюремному заключению. Этот приговор был приведен в исполнение 17 января 1956 года, и они все приняли мученическую смерть[22].
Правительство доктора Моссадыка
После отставки Хосейна Ала доктор Мохаммад Моссадык[23] принял предложение о занятии поста премьер-министра при условии, что законопроект о национализации нефти будет одобрен Нефтяной комиссией, членом и председателем которой он также являлся.
Парламент под давлением народа, чье мнение представлял аятолла Кашани, одобрил план Специальной нефтяной комиссии из девяти статей 30 апреля 1951 года, и доктор Моссадык сформировал свой кабинет. Хотя, к сожалению, состав правительства Моссадыка и его методы решения вопросов, а также его безразличие к подозрительным и провокационным действиям шахского двора и иностранных правительств привели ко многим проблемам, однако долгое время против него никто не выступал, поскольку различные группы, понимая условия и важность движения, а также его внутренние и внешние последствия, сотрудничали с правительством и поддерживали его в предотвращении злоупотреблений со стороны иностранных элементов.
В этот период аятолла Кашани серьезно занимался вопросом национализации нефти и даже отложил в сторону некоторые фундаментальные и важные разногласия с Моссадыком. Он был обеспокоен и расстроен составом кабинета и участием в нем Захеди, будущего премьер-министра правительства, пришедшего к власти в результате государственного переворота 19 августа 1953 года, и доктора Амини, американской пешки в правительстве, а также пренебрежением Моссадыка к некоторым религиозным вопросам. Аятолла Кашани объявил в интервью международным СМИ, что случае необходимости он объявит джихад, чтобы противостоять Великобритании, и он призывает не только иранский народ, но и другие мусульманские нации принять участие в этом джихаде, чтобы противостоять британскому колониализму и поставить под угрозу безопасность и интересы этого правительства».
Наконец, национализация нефтяной промышленности была завершена, и начались действия по подрыву антиколониального движения и подавлению народной борьбы, которая велась под руководством аятоллы Кашани и духовенства. 22 июля 1952 года Гаагский суд большинством голосов постановил, что Верховный суд не обладает юрисдикцией рассматривать это дело, поскольку Суд рассматривает споры между государствами, в то время как сторонами в нефтяном деле были иранские и британские нефтяные компании и иранское правительство. Таким образом, политические отношения с Великобританией стали крайне напряженными. Под давлением народа, ученых и парламента правительство разорвало отношения с Великобританией, и обе страны закрыли свои посольства.
Америка и национализация нефти
Стратегическая роль нефти была настолько велика, что после Второй мировой войны Соединенные Штаты начали вносить новые предложения, чтобы привлечь внимание правительств стран-экспортеров нефти. Соединенные Штаты, полагая, что им представилась подходящая возможность для того, чтобы доминировать в регионе и захватить нефтяной рынок, продемонстрировали позитивные признаки одобрения национализации. Политические послания и жесты указывали на нейтралитет и молчание в отношении мер по пресечению вмешательства Великобритании. Поэтому доктор Моссадык и ряд иранских официальных лиц открыли двери для переговоров с американцами и обмена мнениями с ними, продемонстрировав свою готовность всесторонне сотрудничать с этой страной.
Соединенные Штаты первоначально призвали обе стороны провести переговоры и прийти к соглашению, но, не получив подходящего ответа, изменили свою позицию. Британия намеревалась усилить давление на Иран посредством политических переговоров и разделить с Соединенными Штатами выгоды от иранской нефти. Поэтому Соединенные Штаты отказались от позиции нейтрального переговорщика и стали склоняться к поддержке Великобритании. Поэтому они сначала выразили обеспокоенность по поводу одностороннего расторжения контракта и ареста активов Англо-иранской нефтяной компании, а на следующем этапе постарались принять участие в иранском нефтяном эмбарго, после чего даже призвали потребителей нефти покупать у других производителей. Таким образом, была разоблачена лицемерная роль Америки. Те, кто думал, что они могут воспользоваться поддержкой и содействием этого государства, поняли, что их мечты были миражом. Фактически, это был первый серьезный удар, который Америка нанесла иранской нации.
После того, как Британия не смогла решить нефтяной вопрос, она снова призвала к поиску выхода из тупика. Американское посредничество стало основой для государственного переворота 19 августа 1953 года. Сопротивление правительства и народа, стремившихся к достижению своих национальных прав, и твердая решимость Запада доминировать над Ираном и его нефтью создали предпосылки для государственного переворота 19 августа 1953 года.
Восстание 21 июля 1952 года и роль аятоллы Кашани
В кризисной ситуации, вызванной прекращением экспорта нефти и отсутствием успеха в управлении страной, доктор Моссадык запросил все полномочия для централизации власти и предотвращения противодействия политике правительства со стороны парламента, шаха или армии. Другими словами, он хотел передать все рычаги власти и принятия решений премьер-министру. Согласие с этим предложением имело много негативных последствий.
Поэтому он ушел со своего поста 16 июля 1952 года.
Не консультируясь с парламентом, что было обычной процедурой назначения премьер-министра, шах назначил Ахмада Кавама ответственным за формирование кабинета министров. В то же время в Тегеране и провинциях прошли демонстрации против правительства Кавама и в поддержку Моссадыка.
В это время аятолла Кашани[24], желая не допустить остановки движения за национализацию нефти, призвал народ восстать против Кавама и поддержать Моссадыка. Этот поступок продемонстрировал его глубокую проницательность и понимание национальных интересов, а также способность подняться выше личных разногласий. Аятолла Кашани выступил в поддержку Моссадыка и заявил: «Если Кавам не уйдет в отставку в течение 48 часов, я лично надену саван и на глазах у мусульманского народа свергну его правительство».
Таким образом, после недели столкновений между режимом и народом, в результате которых несколько человек были убиты и ранены, Моссадык был вновь назначен премьер-министром. Эта победа совпала с оглашением вердикта Гаагского трибунала в пользу Ирана, что удвоило радость народа и гордость Моссадыка.
Анализ событий 16 – 21 июля 1952 года ясно показывает, что мусульманские лидеры могут создавать великие движения. Когда национальные силы доходят до отчаяния или намереваются предпринять экстраординарные действия, они используют эту эффективную силу. В это время даже Халиль Тахмасеби, который был ответственен за убийство Размары, был освобожден из тюрьмы, потому что Размара был предателем! Позже Моссадык проинтерпретировал события по-другому и приписал этот успех себе, и в результате борцы ислама разочаровались в нем и перестали поддерживать его правительство.
В начале 1953 года шах объявил в ходе политического маневра, что он желает покинуть страну в знак протеста против царившей в стране неразберихи. На самом деле он хотел повторить поступок Моссадыка. С другой стороны, чтобы придать этому политическому маневру завершенный вид, несколько человек собрались вокруг дворца, чтобы помешать отъезду шаха. Организуя этот маневр, шах намеревался послать сообщение Моссадыку и народу о том, что он популярен и имеет поддержку в народе, и что, несмотря на пропаганду против него, люди все еще хотят его правления.
Государственный переворот и поражение антиколониального движения
Изучение и анализ событий 1948 – 1953 годов позволяет извлечь много уроков. К сожалению, из-за односторонности и невнимания к фактам эти события, которые являются ценными ориентирами для извлечения уроков, не были использованы в достаточной мере. В это время события конституционной эпохи практически повторились. Хотя духовенство и народ были главными факторами победы в обоих движениях, они практически сразу же были выведены со сцены в конфликте с прозападно ориентированным светским интеллектуальным движением и иностранным вмешательством, а из-за их изоляции движение также потерпело неудачу.
Моссадык[25], несмотря на широкую поддержку со стороны духовенства и народа, которым он был обязан возвращением на пост премьер-министра и которые логично ожидали реализации своих законных требований и лозунгов, фактически двигался в направлении, которое шло вразрез этим требованиям. Резолюция Меджлиса о наказании виновных в массовом убийстве и конфискации их имущества, которая была одним из требований народа, не только не была выполнена, но Моссадык даже взял под защиту Кавам ос-Салтане и его имущество, конфискованное парламентом. Он также проигнорировал другие требования народа. Он позволил продолжить деятельность партии «Туде» и назначил генерал-майора Восуга, одного из главных лиц учиненной резни, членом правительства.
В августе 1953 года Моссадык поднял вопрос о роспуске парламента, заявив, что он не был единым, и они не могли с ним работать. Поэтому 10 августа он провел референдум о роспуске парламента, а 16 августа парламент был официально распущен.
В силу гордости, возникшей в нем после 21 июля 1952 года, он вообразил, что нация восстала по его приказу и ради него, а потому считал, что не нуждается в поддержке духовенства и народа. В ответ на письмо аятоллы Кашани, в котором содержалось серьезное предупреждение о враждебных и неблаговидных действиях правительства и слухах о британо-американском заговоре с целью государственного переворота, падении национального правительства доктора Моссадыка и поражении национального движения, он написал в ответ, не соблюдая обычную вежливость:
«Письмо Вашего Преосвященства было доставлено господом Хасаном [сыном аятоллы Кашани]. Я опираюсь на поддержку иранского народа. Мир вам»[26].
В этих обстоятельствах по предложению Англии и с согласия республиканского правительства Соединенных Штатов под руководством Эйзенхауэра план по свержению национального правительства доктора Моссадыка был доработан, и его реализация началась с создания специального комитета в американском посольстве в Тегеране.
Первая попытка государственного переворота 15 августа 1953 года закончилась арестом полковника Насири, который передал указ шаха о смещении доктора Моссадыка с поста премьер-министра. Мохаммад-Реза-шах, посчитавший план государственного переворота провальным, бежал из Ирана. Некоторые люди скандировали лозунги против государственного переворота на уличных демонстрациях и снесли несколько статуй шаха, но Моссадык не повел себя подобающим образом в отношении подозрительных мер по свержению национального правительства. Наконец, 18 августа несколько батальонов армии в сопровождении толпы бродяг и головорезов заняли важные правительственные центры и арестовали доктора Моссадыка, после чего было сформировано правительство Захеди, которое совершило переворот.
Поражение антиколониального движения, национализация нефтяной промышленности и ее последствия, включая государственный переворот 19 августа 1953 года, оказали значительное влияние на создание разрыва между националистическими и исламистскими силами, так что с тех пор разрыв между националистическими и исламистскими силами стал считаться характерной чертой политической борьбы в Иране.
Джавад Мансури
Источник: Мансури, Джавад. Ашнайи ба энгелаб-е эслами-йе Иран. С. 87 — 121.
[1] Из ранее приведенных нами сведений ясно следует, какими были характер и действия высокомерной Британской империи на международной арене, прежде всего по отношению к Ирану. 5 ноября 1941 года лондонское радио в своем политическом комментарии по поводу британо-иранских отношений ясно и доходчиво изложило всю суть ранее сказанного нами, что проливает свет на некоторые реалии прошлого и истоки Исламской революции в Иране.
«Британская политика в Иране основана на дружбе. Дружба бывает двух видов: бескорыстная дружба и дружба с корыстными мотивами. Бескорыстная дружба с иранской нацией присуща только ученым, но дружба британского правительства с Ираном и к любой другой страной не является и не может быть бескорыстной. В политике невозможно быть бескорыстными. В конечном счете, мотивы могут быть праведными, а могут быть и порочными. Политика британского правительства в отношении Ирана основана на праведных мотивах! В том смысле, что мы признали как таковую нашу заинтересованность в том, чтобы Иран был независимым, чтобы его территориальная целостность была сохранена, и в нем были установлены порядок и безопасность, потому что Иран является не только воротами в Индию, но и воротами во всю Азию, и отсутствие независимости, беспорядок и хаос там вредны и даже опасны. Это аспект дружбы с Ираном, который основан на корыстных мотивах.
Британское правительство не отступит от этой базовой политики, иначе как по одной из двух причин: во-первых, если оно отчается в том, что иранское правительство сможет постоять за себя, и, во-вторых, если оно видит, что его жизненно важные интересы в Иране находятся под угрозой. В таком случае у него не будет другого выбора, кроме как делать все, что в его силах, и никто не в праве винить его!
Соглашение, которое мы заключили с российским царским правительством в 1907 году, разделив Иран на сферы влияния, заключалось в том, что в то время, после нескольких попыток, мы потеряли надежду на то, что иранское правительство сможет сохранить свою независимость, и мы увидели, что оно быстро попадает в зависимость от царского правительства, и с помощью этого соглашения мы хотели частично предотвратить агрессию царской России! Кроме того, во время Первой мировой войны мы вмешались в дела Ирана, потому что увидели, что наши интересы находятся в опасности из-за происков немцев и османов. Кроме того, в 1919 году мы заключили с Ираном соглашение, и многие люди тогда думали, что мы хотим взять Иран под свою защиту. Скорее всего, это произошло потому, что после наблюдения за событиями нескольких лет мы потеряли надежду на то, что иранцы смогут сами справляться со своими делами.
После того, как мы увидели, что иранский народ скептически относится к этому соглашению и считает, что оно основано на предположительных порочных мотивах, мы подписали соглашение [!], а взамен мы укрепили иранское правительство и помогли ему установить порядок и власть в своей стране.
Секрет нашей поддержки Реза-шаха и содействия ему заключался в том, что, справедливости ради, в первые несколько лет своего правления он занимался реформированием страны. Однако со временем, по мере того как его власть возрастала, этот монарх отклонился от правильного пути и начал совершать неправильные поступки! И нация оказалась недовольна! И не думайте, что мы тоже были удовлетворены. Но что мы могли поделать?! Враги намекали, что это мы управляли Реза-шахом и что все, что он делал, было с нашей подачи, но это было не так [!], пока мы не увидели, что немцы и халатность шаха ставят под угрозу наши интересы [!] Против нашей воли мы предприняли этот последний шаг [смещение Реза-хана с престола и его ссылку], и мы заверяем вас, что, как только текущая опасность [продвижения Германии на восток] будет устранена, мы покинем вашу землю и оставим вас свободными и независимыми в делах вашей собственной страны, и советское правительство также едино с нами и имеет те же намерения! (Джалал од-дин Мадани, Тарих-е сияси-йе моасер. С. 162 и 163).
[2] См.: Мохаммад-Реза Ахгари. Краткий очерк истории групп.
[3] Он был влиятельным членом масонства и одним из пятнадцати человек, проголосовавших в парламенте за правление Реза-хана по указке России, а позже стал министром образования.
[4] Мансури, Джавад. Знакомство с исламской революцией в Иране. 1 том Кум: издательство «Маареф», 5-е издание, 2011 г.
[5] Мохаммад-Реза Ахгари. Краткий очерк истории групп. С. 28.
[6] Во второй половине 1978 года, по мере приближения победы Исламской революции, партия Туде внезапно заявила о своем сотрудничестве и солидарности с исламом, Имамом Хомейни и Исламской революцией и потребовала суда над правительством и предателями. После победы революции развернулась широкая деятельность партии благодаря советской помощи под лозунгом поддержки Исламской Республики, повиновения Имаму Хомейни и тождества ислама и марксизма. (Журнал «Мардом», № 7, от 25 апреля 1979 г.).
Ближе к концу 1982 года, после обнаружения документов и архивов и последующего расследования разведывательных и правоохранительных органов Исламской Республики, был разоблачен заговор и план государственного переворота партии. Кроме того, благодаря информации, полученной от Владимир Кузичкина, сотрудника разведки и главы советской резидентуры КГБ на Ближнем Востоке, была арестована вся сеть влияния, ее ключевые фигуры и активные члены, и, наконец, партия Туде была распущена и навсегда прекратила свою деятельность на территории страны. После этого небольшая группа людей начала за рубежом деятельность, назвавшись «Рах-е Туде». У этой группы нет идеологической оформленности или конкретных убеждений, и их позиция состоит всего лишь в оппозиции Исламской Республике.
[7] Абдорреза Хушанг Махдави. Внешняя политика Ирана в эпоху Пехлеви. С. 86.
[8] Здесь появляется доктор Моссадык, который предлагает парламенту закон, согласно которому любой, кто ведет переговоры с иностранцами о нефтяных концессиях, будь то премьер-министр, государственное ведомство или кто-либо еще, будет осужден и заключен в тюрьму. Он привлек внимание людей, и люди были счастливы, что наконец-то нашелся кто-то, кто предотвратил бы предоставление нефтяных концессий Великобритании и США.
Но проблема заключалась в том, что от этого выигрывали британцы побеждали, то есть предполагалось, что у них не будет новых партнеров. По этой причине в парламенте 14-го созыва Голамхосейн Рахимиян вышел на трибуну и обратился к доктору Моссадыку: «Теперь, когда вы выступили с инициативой и предложили этот закон парламенту, а парламент одобрил его, доведите свое доброе дело до конца и подпишите это мое предложение, чтобы нефтяная концессия, которая была предоставлена британскому правительству, была отменена. Потому что эта уступка была получена ими силой во времена Реза-хана, который был диктатором. Я хочу, чтобы ты был первым, кто подпишет это». Но Моссадык ничего не подписал. (Доктор Хасан Аят. Уроки политической истории Ирана. С. 130)
[9] The Демократическая партия Курдистана была сформирована в ноябре 1945 года муллой Мустафой Барзани, а 15 декабря было провозглашено независимое правительство Курдистана. Лидеры Демократической партии Курдистана бежали после вывода советских войск в СССР. После государственного переворота Абд эль-Керима Касема Мулла Мустафа отправился в Ирак и боролся с новым правительством с помощью США и иранского САВАК. Эти конфликты привели к гибели 25 000 человек. После примирения между шахским режимом и иракским баасистским режимом мулла Мустафа переехал в Иран, и конфликты закончились в 1974 году.
[10] Статус большинства религиозных семинарий во время правления Реза-хана изменился. Поэтому в 1940-х годах одним из подходов к борьбе было восстановление таких школ и возвращение им их первоначального статуса и функций. Например, мы можем упомянуть медресе Наваб в Мешхеде. О богословский семинарии Йезда господин Хатам Язди пишет: «Все религиозные школы Йезда, которых также было множество, находились либо под контролем управления образования и профессиональной подготовки, либо использовались как конюшни для лошадей муниципалитета. Некоторые школы использовались базарами как склады для своих товаров, а некоторые стали притонами дервишей… После падения первого шаха из династии Пехлеви медресе Йезда, такие как медресе Хан Бозорг и Хан Кучек, Мосалла и Чарменар, а также медресе Моллы Абдоррахим-хана, перешли под контроль духовенства».
В Сари одна из семинарий была преобразована во время правления Реза-хана в школу для девочек и продолжала работать в этом качестве до 1947 года. Когда Наваб Сафави услышал эту новость, он с тридцатью соратнками отправился в Сари, вошел в школу и произнес речь. Городские власти сначала обещали сотрудничество, но вскоре они арестовали Наваба и посадили его в тюрьму на одиннадцать дней. Они освободили его до проведения суда. Он приехал в Тегеран. После этого дело оставалось открытым до тех пор, пока он не был приговорен к двум годам тюремного заключения за преступление, заключавшееся в насильственном проникновении в начальную школу. Именно под этим предлогом Наваб провел в тюрьме около двадцати месяцев при правительстве Моссадыка. (Расул Джафариян. Религиозно-политические течения и организации в Иране в 1941 – 1978 годах . С. 28-22).
Резкое по своему тону письмо аятоллы Кашани премьер-министру Форуги от 29 сентября 1941 года, в котором он протестовал против изменения статуса религиозных школ и мечетей и необходимости их восстановления, является примером многих мер, которые были приняты для подготовки религиозных кадров и укрепления позиций и статуса религии. (Там же. С. 28).
[11] Это основывается на том факте, что для достижения своего окончательного господства над исламским миром Соединенные Штаты в XXI веке реализуют план изменения системы образования и ликвидации уроков религии, арабского языка и исламской истории, вынуждаz зависимые правительства принять этот план.
[12] Организация «Федаян-э эслам» и их борьба будут рассмотрены в следующей главе.
[13] В следующих главах будет дан краткий анализ и пояснения на этот счет. О личности, мыслях и борьбе этого великого ученого было написано много книг и статей, некоторые из которых были представлены в источниках книги.
[14] Президент США Трумэн в своей речи 20 января 1949 года, в начале своего второго президентского срока, учредил программу оказания помощи бедным странам по предотвращению угрозы коммунизма:
«Мы начинаем этот период со смелой программы по распространению наших научных и промышленных достижений в слаборазвитых регионах мира, чтобы эти регионы могли достичь своей доли прогресса…»
Эта программа стала известна как «Четвертый пункт Трумэна».
[15] См.: Хасан Аят. Истинное лицо Моссадык ос-Салтане.
[16] Абдорреза Хушанг Махдави. Внешняя политика Ирана в эпоху Пехлеви. С. 148.
[17] Джеймс, Билл. Лев и Орел. С. 68.
[18] Гасс был представителем Англо-иранской нефтяной компании, а Гольшайян занимал пост министра финансов в правительстве Саэда.
[19] Он вернулся на пост премьера в апреле 1955 года. Ала был одной из фигур, которые долгое время были связаны с Соединенными Штатами, в то же время поддерживая отношения с Великобританией, и мог быть пешкой в соглашении между этими двумя странами. В то же время шах не чувствовал угрозы со стороны Ала. Во втором его правительстве ключевую роль в качестве министра внутренних дел играл Асадолла Алам, которому доверяли шах и Англия. (Хосейн Фардуст. Взлет и падение монархии Пехлеви. С. 283.
[20] Навваб Сафави родился в 1924 году в районе Ханиабад в Тегеране в семье священнослужителя. Его отец Сейед Джавад из-за давления со стороны правительства Пехлеви снял с себя одеяние священнослужителя и стал юристом. Сейед Джавад Мирлоухи вступил в конфликт с Даваром, министром юстиции Реза-хана. В результате этого конфликта он сильно ударил Давара и был заключен в тюрьму на три года. Наввабу Сафави было семнадцать лет, когда началась Вторая мировая война. В 1943 году он отправился в Наджаф изучать исламские науки. Плохие новости из Ирана, такие как деструктивная деятельность Ахмада Касрави, произвели на него сильное впечатление. После издаяния фетвы об убийстве Касрави сразу несколькими учеными, в том числе Алламе Амини, он уехал в Тегеран. Пытаясь осуществить свое решение, он все же не смог убить Касрави с помощью нескольких своих друзей и был заключен в тюрьму. Благодаря содействию ряда людей и священнослужителей он был освобожден из тюрьмы и основал исламскую группу «Федаян-э эслам». В конце концов, два члена группировки, Сейед Хосейн и Сейед Али Эмами, убили Касрави и его помощника Хаддадпура в ходе суда над ними. Позже, благодаря усилиям аятоллы Кашани и других, эти двое были освобождены из тюрьмы.
В 1948 году он предпринял множество шагов, чтобы помочь палестинскому народу, включая регистрацию добровольцев для отправки в Палестину, сбор государственной помощи и поездки в Иорданию, Палестину, Египет и Сирию. После своего возвращения он продолжил свою антисионистскую борьбу.
Его речи, декларации и труды оказали большое влияние на повышение осведомленности и расширение масштабов антиколониального движения. В период с 1948 по 1955 год, когда он принял мученическую смерть, он осуществлял обширную деятельность, последствия которой долгое время наводили ужас на режим Пехлеви.
[21] См.: Давуд Амини. Джамият-е федаян-э эслам.
[22] Аятолла Кашани, сотрудничавший с «Федаян-э эслам», написал во время допроса после ареста активных членов группировки: «Поскольку я являюсь муджтахидом, удовлетворяющим всем необходимым требованиям для иджтихада (муджтахид джами‘ аш-шара’ит), и посчитал Размару заслуживающим смерти (махдур ад-дамм), я издал фетву о его убийстве» (Сейед Джалал од-дин Мадани. Современная политическая история Ирана. Т. 1. С. 185).
[23] Есть самые разные и противоречивые точки зрения на действия и политический портрет доктора Мохаммада Моссадыка. К настоящему времени авторами и исследователями различной идейной направленности написано множество книг о его жизни, идеях и поступках.
[24] Аятолла Сейед Абулькасем Кашани родился в 1885 году. Он получил начальное образование в Тегеране и в возрасте шестнадцати лет отправился в Наджаф, чтобы продолжить свое образование там. Он принимал активное участие в отмене соглашения 1919 года, сотрудничал с великими религиозными авторитетами и сопровождал их во время иракской революции за независимость в 1920 году. Британские военные чиновники добились его вынужденного отъезда в Иран. Аятолла Кашани 19 февраля 1920 года прибыл в Тегеран, поселился в одном из бедных кварталов и продолжил свою борьбу. Его несколько раз арестовывали и спустя какое-то время освобождали. После убийства Касрави членами «Федаян-э эслам» в июне 1948 года он был сослан в Ливан по обвинению в сотрудничестве с ними, однако через шестнадцать месяцев вернулся в Тегеран.
С приходом к власти правительства Размары аятолла Кашани выпустил прокламацию о национализации нефтяной промышленности, направленную на предотвращение ратификации «Дополнительного соглашения Гасса-Гольшайяна», заявив: «Национализация нефтяной промышленности в Иране – это решение проблемы нашей беспомощности». Занимая особое положение в народе, он неоднократно высказывался об угрозах со стороны Англии и шахского двора.
Аятолла Кашани во время своей антиколониальной борьбы никогда не забывал об Израиле. Поэтому служба безопасности шахского режима попыталась его убить или изолировать.
Он всегда думал о людях и обездоленных, как указано в отчете САВАК: «… Аятолла Кашани, выглядя несколько рассерженным, сказал собравшимся: «Клянусь Богом, я думаю об этой нации день и ночь, о том, что станет с этими людьми. Мусульманские женщины и девочки продают себя из-за нищеты и беспомощности». (Джавад Мансури. Восстание 15 хордада согласно документам. С. 249).
Его простота и пренебрежение к материальным благам ставили его в один ряд с теми немногими лидерами, которые жили наравне с бедняками.
Американский автор написал о личности и идеях аятоллы Кашани:
«Его устами говорит демократия ислама. Разорвав цепи классовой принадлежности, цвета кожи, объявив дружбу и солидарность с миллионами других азиатов и африканцев, он, как и другие его знаменитые коллеги, ведет себя храбро и бесстрашно, а также свободен от заботы о личных интересах. Он сочетает в себе эту черту характера со смирением и готовностью принимать предложения, а также добротой, юмором, обширными познаниями и ораторским даром. Во многих отношениях Кашани напоминал аятоллу Хомейни, и в своей основе его интеллектуальная и политическая программа была аналогична тем, которые аятолла Хомейни осуществлял в течение длительного периода и с большей силой». (Джеймс А. Билл. Лев и орел. С. 96).
Этот неукротимый борец, наконец, скончался 14 марта 1962 года в том же доме, где родился, страдая от поражения своего движения и восстановления коррумпированного и порочного правительства.
[25] Моссадык родился в аристократической семье, связанной с правящим классом и находившейся на службе при каджарском дворе. С раннего возраста он подружился с англичанами, получив образование на Западе. Многочисленные документы и записи указывают на его членство в масонской ложе. Моссадык был ориентирован на Запад и придерживался светских взглядов в своем поведении, позициях и мыслях.
Благодаря своей семье и личному положению он занимал важные должности в эпоху Пехлеви, в том числе посты министра экономики, министра юстиции, министра иностранных дел, губернатора Фарса и губернатора Азербайджана. Он был одним из восьми специальных советников Реза-хана по принятию решений в государственных делах. Другими членами совета были: Мирза Хасан-хан Мостоуфи аль-Мамалек, Мирза Хасан-хан Мошир од-Доуле, Сейед Хосейн Тагизаде, Мирза Хасан-хан Олама, Хадж Мирза Яхья Доулатабади, Мехди Голи-хан Хедаят и Мохаммад Али Форуги Зака оль-Мольк, все из которых имели обширный послужной список услуг, оказанных Британской империи.
[26] Доктор Хасан Аят. Истинное лицо Моссадык ос-Салтане. С. 186.