Джавад Мансури. Знакомство с Исламской революцией в Иране. Ч. 3. От Движения к Исламской революции (Главы 2 – 3)

Книга Джавада Мансури «Знакомство с Исламской революцией в Иране» представляет собой учебный текст, основанный на утвержденной программе курса «Истоки Исламской революции». Эта работа была выпущена издательством «Маареф», связанным с представительством Верховного лидера Исламской Республики Иран в университетах, которое было основано в 1997 году. В ней предпринята попытка проанализировать и критически осмыслить события современной политической истории Ирана через призму политического ислама.

Книга состоит из четырех частей. В первой части рассматриваются политические события в Иране от прихода колониализма до оккупации Ирана во время Второй мировой войны, включая британское правление, конституционное движение, государственный переворот и преобразования Реза-шаха. Во второй части рассматриваются основные направления оккупации Ирана и ее последствия, а также события, произошедшие во времена Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви. В третьей части рассматриваются события в Иране в начале движения и усилия различных групп по победе революции, а в заключительной части рассматриваются события 1977 года и шаги, предпринятые народом для создания Исламской Республики.

Автор работы Джавад Мансури (род. 1945) – иранский военный офицер и дипломат, первый командующий Корпусом стражей Исламской революции. С 1988 по 1993 год он был заместителем министра иностранных дел по культуре и консульским вопросам, с 1999 по 2003 год занимал пост посла Ирана в Пакистане, а с 2006 по 2009 год работал послом Ирана в Китае. До революции Джавад Мансури был членом Партии исламских наций, известной также как «Группа 55». Впервые он был арестован шахскими властями в 1965 году и приговорен к шести годам тюремного заключения за свою политическую деятельность, но был освобожден в 1969 году. Он продолжил свою борьбу в иранской группировке «Хезболла», был вновь арестован в 1972 году и находился в тюрьме до начала Исламской революции. В настоящее время он работает в Центре документации Исламской революции.


 

Глава 2. Арест Имама и восстание 15 хордада

Вступление

Опасения по поводу кризисной обстановки и того, что ситуация выходит из-под контроля, заставили режим ужесточить свое отношение к борцам с режимом. 14-го хордада САВАК объявил в циркуляре для своих центров по всей стране:

«…Учитывая, что в последнее время подстрекательства ряда священнослужителей и проповедников, особенно последователей [Имама] Хомейни, направленные против высших интересов [!] страны, достигли уровня, который больше нельзя терпеть, было принято решение арестовать всех экстремистских элементов и подстрекателей первой степени… Любое нарушение порядка должно быть строго предотвращено»[1].

В связи с этим было принято решение об аресте Имама и ряда священнослужителей и борцов с режимом.

Хотя арест Имама обсуждался в течение нескольких месяцев и в прокуратуре Кума было возбуждено дело, это не было сделано по разным причинам, в том числе из-за наступления месяца мухаррам, но после инцидента на Ашуру ситуация стала невыносимой для правительства, и поэтому не было другого выхода, кроме как арестовать Имама и ряд других священнослужителей, развернуть пропаганду и создать атмосферу террора.

Шах, который был обеспокоен будущим режима, сказал 18 мая 1963 года, перед наступлением месяца мухаррам:

«Если, к сожалению, возникнет необходимость в том, чтобы великая революция была запятнана кровью невинных людей, то есть государственных служащих и группы введенных в заблуждение несчастных, этого будет не избежать, и это произойдет.

 

Восстание 15 хордада

После ареста Имама ранним утром 15-го числа месяца хордад (5 июня 1963 г.) и публикации этой новости в газетах многие религиозные и воинственно настроенные люди были расстроены и разгневаны. Историческое и мужественное восстание мусульманского и самоотверженного народа, представителей всех слоев общества, имевшее религиозную мотивацию и вооружившееся лозунгом «Либо смерть, либо Хомейни», которое произошло 15-го числа месяца хордад 1342 года (5 июня 1963 г.), было совершенно самым неожиданным, непредсказуемым и спонтанным способом и имело важные последствия, о которых никто из экспертов и аналитиков шахского режима или Соединенных Штатов не имел правильного представления. В некотором смысле, можно сказать, что 15-е число месяца хордад стало поворотным моментом в современной истории Ирана и началом мощной тенденции, которая привела к масштабным изменениям в Иране, исламском мире и на международной арене[2].

Что больше всего обсуждается, когда говорится о народном восстании 15-хордада, так это самопожертвование, спонтанность, мученические смерти ряда людей или полученные ими увечья, и менее всего рассматривается та качественная и глубокая трансформация, произошедшая в тот день в процессе народной антиколониальной борьбы, и на протяжении нескольких десятилетий ее движущей силой стал политический ислам, ислам Хомейни, иранский ислам и, как принято выражаться на Западе, исламский фундаментализм.

Генерал Фардуст пишет об этом:

«…Один момент, о котором я должен упомянуть – это странная неосведомленность сотрудников разведки и служб безопасности страны, а также самого Мохаммад-Резы о народных движениях. В то время Мохаммад-Реза не воспринимал проблему духовенства всерьез… Таким образом, САВАК не мог располагать исчерпывающей информацией и анализом ситуации в стране. Третье управление [САВАК] и жандармерия не располагали информацией о демонстрациях 15 хордада, даже накануне вечером… К полудню 15 хордада и Мохаммад-Реза, и американцы, и британцы сочли демонстрации масштабным и организованным подрывным планом и были крайне сбиты ими с толку»[3].

Восстание 15 хордада было не только антиправительственным движением и протестом против ареста Имама, но и началом объединения трех составляющих – ислама, Имама и народа, что впоследствии заложило основу для Исламской революции и ее продолжения.

 

Истоки революции

Имам Хомейни считает 15-е число месяца хордад началом Исламской революции, и все те, кто тщательно исследовал и изучил Исламскую революцию, также поддерживают эту точку зрения, потому что самые важные факторы в формировании революции возникли и проявили себя именно в этот день. Присутствие различных слоев населения, их единство и сплоченность в борьбе, наличие общих целей и лозунгов, а также вера в лидерство и авторитет Имама были тремя важными и неоспоримыми характеристиками этого восстания этой революции.

Сочетание и взаимосвязь трех могущественных составляющих – Имама, уммы и ислама – является новым явлением в современных политических и социальных движениях. Шахский режим и его сторонники ничего не знали об этом комплексе, его силе и, естественно, его последствиях. Большинство аналитиков и политиков считают, что Исламская революция отличается от других революций по форме, содержанию, силе поддержки и руководству, и поэтому инструменты для ее изучения и даже способы противостоять ей должны быть особенными.

Точно так же на практике применение общепринятых методов не только не привело к поражению и изоляции Исламской революции, но и послужило ее укреплению, расширению и закреплению.

7 июня САВАК, ЦРУ и Моссад посчитали, что восстание закончилось, народ был подавлен, руководство Имама забыто, а власть режима укреплена. Поэтому 8 июня Пакраван, глава САВАК, направил циркуляр в центры САВАК по всей стране:

«…В столице и других городах не было никаких демонстраций или беспорядков, а в Тегеране, Куме, Ширазе и Мешхеде сотрудники правоохранительных органов полностью контролировали ситуацию и приняли необходимые меры предосторожности»[4].[5]

Отечественная и зарубежная пресса и средства массовой информации освещали эту проблему, не обращая внимания на факты и причины восстания и в основном основываясь на своих собственных взглядах, поскольку не было опубликовано ни одной популярной публикации, а руководители СМИ часто были либо чиновниками режима, либо связаны со шпионскими организациями и масонами.

В одном подробном и обобщенном отчете САВАК о ходе народного восстания говорится:

«…Обвинения, выдвинутые против антиправительственных священнослужителей, такие как препятствование прогрессу общества, сотрудничество с иностранными элементами и тому подобное, считаются нереалистичными, и в то же время предпринимались попытки представить главной целью их действий установление законности и устранение диктаторского режима.

В течение некоторого времени проблема бахаизма была в центре внимания религиозных авторитетом и различных слоев населения, а противники правительства пытались создать впечатление, что руководство страны укрепляет позиции бахаитов, и это утверждение, которое было принято простыми людьми и даже группой интеллектуалов, оказало влияние на их души. В частности, недавнее назначение подполковника доктора Шафката, который, как известно, является бахаитом, на должность начальника штаба сухопутных войск способствовало укреплению такой идеи. Это назначение было сделано для того, чтобы более уверенно подавлять духовенство и религиозные центры, а в конечном счете и сторонников духовенства, особенно сторонников аятоллы Хомейни[6].

Стереотипы и представления, существовавшие в отношении иранской нации, были схожи со стереотипами и представлениями, существовавшими в отношении других наций. Эксперты шахского и американского режимов полагали, что, создавая общественный террор, массовые убийства, военное правление, распад группировок, аресты, пытки и изгнание боевиков, они смогут в долгосрочной перспективе сохранить и консолидировать свое правление и интересы. Особенности исламского движения, особенно культура Ашуры и мученичества, не были приняты во внимание, и это несмотря на то, что народные организации существовали веками и действовали слаженно и активно при определенных обстоятельствах. Наиболее важными базами этой общенациональной организации были мечети, семинарии и хусейнии.

Эти организации активизировались с 1962 года, особенно в месяц мухаррам в 1963 году, под руководством Имама, и оказали влияние на низшие и средние слои общества с помощью исламско-шиитского учения. Рост общественно-политического сознания и активное присутствие среднего класса на местах борьбы, а также лидерство Имама и следующих за ним духовных лиц изменили все законы иранского общества. Таким образом, методы и приемы, бывшие эффективными для подавления других форм борьбы, больше не были эффективными.

Имам много раз говорил о восстании 15 хордада, его причинах и последствиях. По его мнению, это событие является одним из самых важных и значимых в современной истории Ирана, став отправной точкой и определяющим фактором для многих последующих событий. Хотя шахский режим пытался вызвать раскол и отклонения в движении, сея раздор среди духовенства и религиозных авторитетов и выдвигая порочные лозунги и темы, эта попытка была нейтрализована благодаря четкой и взвешенной позиции Имама и бдительности сил борцов с режимом. Последнее слово Имама было произнесено в связи с событиями 15 хордада и лицемерными и враждебными действиями шахского режима:

«Первая и самая важная кровавая глава борьбы произошла в день Ашуры в хордаде. 15-го хордада 1342 года противостояние произошло не из-за пуль из шахских винтовок и пулеметов, которые, если бы дело было только в этом, лишь облегчили бы противостояние.

Однако, помимо них, изнутри, своими, была выпущена пуля обмана, ханжества и косности. Это была пуля укоров, лицемерия и лживости, которая жгла и разрывала наши сердца и души в тысячу раз сильнее, чем порох и свинец. В то время не проходило и дня без инцидентов, и тайные и открытые агенты шаха прибегали к слухам и клевете. Они даже называли людей, возглавлявших борьбу, не совершающими намаз, коммунистами и английскими агентами. Воистину, подлинное духовенство, оказавшись в одиночестве и в неволе, проливало кровавые слезы из-за того, как Америка и ее слуги Пехлеви хотели искоренить религию и ислам, а некоторые благочестивые на вид священнослужители, которые были невежественны или втянуты в игру, как и некоторые зависимые деятели, чьи истинное лицо стало ясным после победы, прокладывали путь к этому великому предательству»[7].

 

Последствия восстания

Два великих и решающих события произошли с разницей в пятнадцать лет: первое стало началом процесса превращения исламского движения в революционное, а второе – победой революции, которая ознаменовала начало новой эры и масштабных событий, последствия которых повлияли на многие внутренние и глобальные процессы.

Хотя восстание народа с целью свержения зависимого режима и противостояния навязанной им политике не привело на начальных этапах к победе, благодаря восстанию, поднявшемуся среди народа, эта борьба продолжалась в различных формах дальше[8]. Экономическая ситуация в стране была настолько критической, что нормализовать и активизировать экономическую деятельность и обеспечить средства к существованию для населения было невозможно без иностранной помощи и использования всех валютных резервов. В этих условиях для будущего режима были предусмотрены три различных подхода:

  1. Объявление военного положения на длительный срок;
  2. Продолжение приостановки работы парламента и жесткое подавление любой оппозиции гражданскому правительству;
  3. Нормализация ситуации и изменение отношения к духовенству таким образом, чтобы это не воспринималось как слабость правительства.

Правящие круги, учитывавшие мнение Соединенных Штатов и делавшие вид, что выполняет свои обязательства, выбрали третий подход. Освобождение ряда задержанных, переговоры с религиозными авторитетами, отмена судебного процесса над Имамом и его временное освобождение, объявление выборов в Меджлис 21-го созыва и ограничение пропаганды против духовенства – все это было сделано с целью нормализации ситуации, однако, как признавали официальные лица и эксперты режима, эти меры не оказали большого влияния на взгляды людей и их твердую решимость продолжать восстание до победы. Казнь Тайеба Хадж-Резаи и Хадж Эсмаила Резаи и судебный процесс над рядом членов Движения за свободу показали, что заявления и пропаганда режима на самом деле являются лицемерной политикой, направленной на обман народа, и что режим по-прежнему стремится продемонстрировать свою власть и подавлять оппозицию.

Убийство Кеннеди 23 ноября 1963 года и приход к власти Линдона Джонсона были очень радостными событиями для шаха и правящих кругов Ирана.

Джонсон одобрил только ту часть внешней политики Кеннеди, которая включала права человека и использование полиции и военной силы для поддержания стабильности в странах третьего мира, правители которых считались союзниками Америки[9].

После смерти Кеннеди шах стал проводить политику репрессий с еще большим ожесточением, поскольку новый президент находился под глубоким влиянием диктатур, которые он посетил в Азии и Латинской Америке, и даже оказывал им поддержку.

Продажа самого современного военного оружия, полная поддержка антинародных мер, защита правления шаха в Соединенных Штатах и Европе и предотвращение осуждения режима на международных форумах – вот некоторые из мер, имевших место в эпоху Джонсона. Несмотря на такую позицию, американские официальные лица были обеспокоены будущим режима и продолжением его правления в Иране, и они предсказали еще одно восстание. Министр обороны США Макнамара говорил:

«Иранский народ глубоко недоволен своим правительством, и необходимо приложить усилия, чтобы устранить это недовольство, потому что в таком случае Иран в большей мере, чем когда бы то ни было, будет готов стать коммунистическим»[10].

Ассадоллу Алама так ненавидели из-за его послужного списка, предыдущей деятельности и связей с иностранными организациями и правительствами, а также из-за его прямого участия в массовых убийствах людей 15 хордада, что администрация США не могла мириться с продолжением его правления и вынашивало план смены правительства; хотя за свой полуторагодичный срок пребывания на посту премьер-министра с помощью Израиля и Англии Алам оказал большие услуги династии Пехлеви по спасению монархии, пользовался большим доверием у шаха и был опорой для него.

В результате скоординированных действий американские и британские разведывательные службы выбрали на пост премьер-министра Хасана Али Мансура, сына Раджаба Али Мансура, последнего премьер-министра Реза-шаха и масона, вынудив шаха согласиться с его кандидатурой и отправить в отставку Алама[11]. Поскольку Алам и его отец имели репутацию верных слуг династии Пехлеви, он оставался одним из ближайших соратников шаха и, будучи министром двора, фактически отвечал за многие дела в стране.

 

Отставка Алама и назначение Мансура

В 1960 году, желая добиться фундаментальных перемен в Иране, Соединенные Штаты организовали профессиональные и хорошо образованные кадры в новую организацию под названием «Прогрессивный центр», возглавляемую Хасаном Али Мансуром. Первоначально эта организация действовала как полугосударственная, а условием для вступления в нее было наличие как минимум степени бакалавра и лояльность к Соединенным Штатам и монархии. Этот центр был создан по предложению профессора Массачусетского университета и сотрудника ЦРУ Поупа.

«Центр был создан при непосредственной поддержке администрации США, и его стратегическая цель состояла в том, чтобы передать членам этого центра ответственные государственные должности, что должно было быть осуществлено в соответствии с инструкциями США, известными как «Белая революция», и захватить позиции конкурирующих деятелей в органах власти страны»[12], потому что для установления господства и реализации новой политики США требовались одобренные ими и надежные управленцы и программы.

Он приехал в Иран во второй половине 1950-х годов и пробыл в Иране около шести-семи месяцев, и его миссия состояла в том, чтобы изучить предложение тогдашнего американского посла, который, благодаря услуге, оказанной ему Мансуром, обратился в Госдепартамент и к американским политикам с просьбой ввести в Иране однопартийную систему, и чтобы Мансур был лидером правящей партии[13].

С образованием Центра и избранием многих его членов в Меджлис не только правительство, но и сам Меджлис оказались под контролем американских агентов. После этого американские агенты были назначены руководить крупными правительственными учреждениями и компаниями. После установления политического господства над органами власти, по совету Соединенных Штатов и при одобрении и поддержке шаха, была сформирована партия «Новый Иран», и постепенно началась подготовка к роспуску оставшихся правительственных партий (Народной партии и Партии националистов). Влияние и доминирование партии достигло такого уровня, что большинство лидеров и чиновников вышли из состава существовавших на тот момент партий, чтобы сохранить свои должности и карьерное будущее, и стали членами новой партии.

 

Освобождение Имама из тюрьмы

В начале правления Мансура на посту премьер-министра, чтобы создать ему имидж популярного в народе и спокойного человека, через месяц Имама выпустили из тюрьмы. Поначалу Мансур проявлял некоторую терпимость к критическим высказываниям духовенства. Он постепенно осуществлял свои планы при поддержке шаха и с помощью Соединенных Штатов и Великобритании. Новый премьер-министр издал указ о новой капитуляции и введении судебного иммунитета для американцев, надеясь на то, что он останется премьер-министром на длительный период, а в послужной список правительства и семьи Мансуров будет внесено его честное служение Америке, однако дальнейшие действия и позиция Имама изменили политическую ситуацию в стране.

После освобождения Имама 7 апреля 1964 года в средствах массовой информации и политических кругах широко распространилась пропаганда о том, что священнослужители согласились больше не вмешиваться в деятельность правительства и в политику. Однако выступление Имама 15 апреля того же года, его неоднократные и настоятельные отсылки к политической природе ислама и отрицание опубликованных в прессе слухов продемонстрировали его стремление к продолжению борьбы и непримиримость его позиции в отношении зависимого от иностранцев режима.

Режим терпимо отнесся к нескольким выступлениям Имама в первой половине 1964 года, несмотря на его обличительные заявления и обращения к народу по поводу необходимости продолжения борьбы против шахского режима и засилья Америки и Израиля, поскольку он опасался повторения событий 1363 года, в том числе народного восстания 15 хордада[14].

 

От ратификации закона о капитуляции до изгнания Имама

Объявив об одобрении законопроекта о капитуляции, опубликовав текст дипломатических нот американского посольства и раскрыв его цели, Имам с твердой решимостью и полным осознанием характера ситуации инициировал меры, которые фактически придали исламскому движению еще один импульс и оказали большое влияние на дальнейшее повышение уровня политического сознания и создание мотивации к борьбе среди части народа.

Согласно положениям законопроекта о капитуляции, более сорока тысяч американцев и технических специалистов из США, находящихся на их иждивении членов семей и их сотрудников, как военных, так и гражданских, были выведены из-под судебной юрисдикции Ирана и переведены в ряды дипломатов при посольствах, которые, согласно Венской конвенции, имели право на политический иммунитет.

Одобрение этого законопроекта вызвало волну удивления в политических кругах внутри страны и за ее пределами, поскольку с расширением движения за независимость принятие такого закона, особенно в стране, которая официально никогда не была колонией, казалось совершенно неожиданным. И то, как был разработан законопроект, и его содержание, и обоснование его принятия – всё это печальная история, которую следует рассмотреть и осмыслить отдельно.

Шахский режим, прекрасно понимая, что иранский народ никогда не потерпит подобного позора и не останется к нему равнодушным, пытался предотвратить утечку информации об этом историческом преступлении с помощью жесткой цензуры и всестороннего контроля, чтобы сохранить это предательство, как и сотни других предательств, в тайне от масс. Таким образом, это серьезно помешало отражению этого нового подхода Белой революции в иранских газетах и пресс-релизах[15].

Имам объявил, что намерен выступить с речью в Большой мечети 20-го числа джумада ас-сани 1384 года лунной хиджры, в день рождения Достопочтенной Фатимы (мир ей!), что соответствовало 26 октября 1964 года. В Кум съехались толпы людей из многих других городов. Эта историческая речь содержала очень важный материал для анализа ситуации в стране, тогдашнего хода событий, роли Америки и Израиля, а также долга народа и духовенства в этом отношении.

«…Я не могу выразить свои искренние эмоции, мое сердце сжалось от боли, в Иране больше нет праздников… Наше достоинство попрано, величие Ирана уничтожено…. Если американский слуга или американский шеф-повар убьет вашего религиозного авторитета посреди базара, раздавит его своими ногами, иранская полиция не будет иметь права остановить его, иранские суды не будут иметь права судить его….

Если есть влияние духовенства, то оно не позволит американской марионетке совершать эти ошибки, они изгонят его из Ирана. Вредно ли влияние духовенства для нации? Вам вредно то, что не приносит пользы. Оно вредно только для предателей. Оно не вредно для нации….

Господа! Я объявляю об опасности. В парламенте сказали: «Не позволяйте покровам тайны подниматься», потому что тогда станет ясно, что они придумали для нас. Что еще более худшее они могут сделать?

О лидеры ислама, придите на помощь исламу.

Президент Соединенных Штатов должен понимать, что сегодня перед нашим народом он является одним из самых ненавистных людей в мире.

Мы не считаем этот закон, который, как они сами говорят, они провели, законом. Мы не считаем этот парламент парламентом. Мы не считаем это правительство правительством. Это предатели, изменники страны…»[16]

Эта речь и последовавшая за ней публикация резкого заявления разрушили все политические расчеты и планы шахского режима и Соединенных Штатов в области безопасности, поскольку они не ожидали, что Имам прямо осудит Соединенные Штаты и Израиль и сочтет их всех предателями, преступниками и ненавистными людьми. В этой речи он недвусмысленно призвал к свержению режима, прекращению американского господства и уничтожению незаконного образования Израиль.

Поэтому, если до 26 октября 1964 года шахский режим полагал, что Имам восстал против тирании и коррупции, то эти слова свидетельствовали уже о его противостоянии господству Соединенных Штатов и Израиля.

Наконец, 4 ноября 1964 года по указке Соединенных Штатов, несмотря даже на нежелание самого Мохаммад-Резы, Имам был выслан в Турцию из-за опасений повторения восстания 15 хордада[17].

В дополнение к усиленным мерам безопасности в крупных городах, САВАК выступил со следующим заявлением:

«Согласно достоверной информации и достаточным доказательствам и причинам, поскольку господин Хомейни и подстрекательства указанного лица были признаны противоречащими интересам нации, безопасности, независимости и территориальной целостности страны, 4 ноября 1964 года он был выслан из Ирана»[18].

Правительство Пехлеви, не обращая внимания на позицию Имама и пренебрегая юридическим обычаем, согласно которому никто не может быть выдан другой стране ни по какому обвинению, в течение нескольких часов осудило муджтахида и привело приговор в исполнение. Несколько человек, в том числе сын Имама Хадж-Ага Мостафа, были немедленно арестованы, и было введено необъявленное военное положение. После двух месяцев ареста сын Имама также был выслан в Турцию.

Правительство считало, что с изгнанием Имама главное препятствие на пути реализации угодных Западу программ устранено, и что таким образом процесс нормализуется. В то же самое время многочисленные народные группы, особенно священнослужители, вели подпольную борьбу и создавали почву для культурных и политических перемен.

Используя все имеющиеся возможности и иностранную поддержку, правительство пыталось оправдать капитуляцию и консолидировать народ вокруг себя, а также не позволяло никому проявлять ни малейшей политической и общественной активности. Магазины, которые закрылись в знак протеста против изгнания Имама, были сначала разграблены, а затем входы в них были обнесены стенами.

Чтобы оправдать репрессивные и удушающие меры режима и успокоить общественное мнение на Западе, Соединенные Штаты распространяли информацию о том, что противники шаха были так же и противниками Соединенных Штатов, которыми руководили Советы и коммунисты. Но ненависть к Америке и ее агентам, в конечном счете, проявилась по-новому после убийства премьер-министра Хасана Али Мансура перед зданием Меджлиса, где в свое время была ратифицирована и узаконена государственная измена.

В 10 часов утра 21 января 1965 года произошел важный инцидент, потрясший не только Иран, но и все средства массовой информации, политические и международные круги.

Совершив продуманный и мужественный поступок, мученики Мохаммад Бохараи, Мортаза Никнежад и Реза Саффар Харанди убили Мансура, когда он выходил из машины перед зданием парламента и направлялся к парадному входу. Хотя Мансур умер в тот же день, его тело хранилось в течение нескольких дней, пока 26 января не прошли торжества по случаю 6-го бахмана (годовщины референдума о «Белой революции»). После ареста нападавших и других членов группы Исламских объединенных общин они были допрошены и преданы суду, и, наконец, 16 июня 1965 года они были приговорены к смертной казни вместе с Хадж Садегом Амани. Остальные десять членов группировки были приговорены к тюремному заключению сроком от пяти лет до пожизненного.

Смерть Мансура вызвала волну радости и побудила людей поднять оружие против режима, что вызвало большую обеспокоенность у иранских и американских чиновников и широкомасштабные изменения в руководстве страны.

Режим еще не оправился от шока, вызванного смертью Мансура, когда 10 апреля 1965 года солдат императорской гвардии по имени Реза Шамсабади предпринял попытку покушения на шаха в Мраморном дворце. Хотя этот план не достиг своей цели из-за вмешательства ряда сил охраны и убийства нескольких человек, включая Шамсабади, он вызвал еще больший страх и беспокойство среди правящих кругов режима. В дополнение к усилению мер безопасности и охраны был поднят вопрос о престолонаследии и назначении наследного принца для продолжения монархии, что и было реализовано в последующие годы.

 

Глава 3. Расширение масштабов борьбы и усиление репрессий

Вступление

События второй половины 1964 года подготовили почву для усиления репрессий в отношении борцов с режимом, поскольку ход событий указывал на то, что борьба с режимом расширялась и усиливалась. На шаха оказывалось сильное давление с целью проведения изменений в органах безопасности, полиции и политической администрации.

Убийство Мансура предоставило хорошую возможность и оправдание для увольнения ряда должностных лиц и назначения на их место новых людей.

Генерал Пакраван, глава САВАК, был уволен как умеренный и пользующийся доверием человек, а капитан Насири, имевший в своей биографии длинный список насильственных акций и подавления борцов с режимом на посту главы жандармерии и отличавшийся беспрекословной лояльностью шаху, был назначен новым руководителем САВАК[19]. Капитан Хосейн Фардуст, в свою очередь, был назначен заместителем главы САВАК и главой специального разведывательного управления при шахском дворе.

С этого времени присутствие и влияние израильской разведслужбы Моссад возросло, и на практике САВАК перешла под контроль двух разведывательных служб – ЦРУ и Моссад. Ирано-израильские отношения были очень обширными, и сотрудничество в области безопасности, военной деятельности, разведки, вооружений и образования осуществлялось в условиях полной секретности под руководством САВАК.

Наиболее важным и знанчимым событием в начале 1965 года стало назначение премьер-министром Амира Аббаса Ховейды и формирование нескольких группировок, вставших на путь вооруженной борьбы.

 

Правительство Ховейды

Назначение Ховейды[20] премьер-министром после смерти Мансура было направлено на дальнейшую концентрацию власти в руках двора и лишение правительства возможности принимать решения и определять основную политику. Поэтому во время своего пребывания на посту премьер-министра Ховейда никогда не проявлял никакой собственной инициативы перед шахом и всегда считал себя слугой, рабом и холопом высоких господ.

За тринадцать лет своего пребывания на посту премьер-министра Ховейда вместе с семью министрами-бахаитами и рядом масонов и шпионов ЦРУ совершил великие предательства в экономической, культурной и политической областях, которые сами по себе представляют целую историю и требуют независимого и документально подтвержденного исследования. Заслуги, которые он оказал бахаизму, Израилю и сионизму, были беспрецедентны. Для ознакомления мы приводим подборку из тысяч документов, оставленных САВАК в этой области.

Отчет САВАК о собрании бахаитов 2-го округа Шираза, датированный 10 августа 1971 года:

«В доме г-на Хушманда и под руководством г-на Фарханги была проведена встреча с участием 12 бахаитов 2-го округа Шираза. После прочтения молитв, вступительной и заключительной молитв и чтения страниц из книги «Лоух-е Ахмад» г-н Фарханги заявил: «Бахаиты одерживают победы в исламских странах и могут воспользоваться всем, чем захотят. Весь капитал банков и офисов, а также денежное обращение в иранском обществе принадлежат бахаитам и калимитам. Все небоскребы в Тегеране, Ширазе и Исфахане принадлежат бахаитам. Колесо экономики страны вращается в руках бахаитов и калимитов.

Ховейда родился в семье бахаитов. Некоторые иранские секретные агенты, которые находятся при дворе, хотят осудить Ховейду, но он – один из служителей Дела Божьего, и в этом году он пожертвовал пятнадцать тысяч туманов нашему кружку. Господа-бахаиты не должны позволить мусульманам разогнуться»[21].

Принадлежность Ховейды и большого числа министров и должностных лиц к бахаитам, а также антиисламские меры режима, особенно чрезвычайное распространение моральных пороков и разврата, вызвали бурные протесты и ненависть со стороны народа и ряда правительственных чиновников. Поэтому с середины 1960-х годов были подготовлены и реализованы многочисленные меры по противодействию народным протестам. Издание Корана, строительство мечети, публикация фотографии шаха в состоянии ихрама во время совершения хаджа, привлечение ряда священнослужителей для оправдания того, что правительство исповедует ислам, участие в траурных церемониях и посещение Имама Резы (мир ему!) – всё это были примеры того, как власти демонстрировали наличие у них религиозных убеждений, чтобы обмануть людей.

 

Переезд Имама в Ирак

Чтобы успокоить и предотвратить взрыв общественного протеста, шах, по совету американских официальных лиц, осуществил план по переправке Имама из Турции в Ирак 5 октября 1965 года. Эксперты полагали, что он будет изучать и преподавать религиозные науки в Эн-Наджафе в качестве марджа ат-таклида, находясь вдали от Ирана, и, таким образом, больше не будет представлять опасности для шаха, Америки и Израиля. Имам прибыл в Эн-Наджаф из Турции со своим сыном Хадж Ага Мостафой. Хотя публикация этой новости в какой-то степени обрадовала людей, пребывание Имама в Ираке не удовлетворило шахский режим.

Шиитские авторитеты и ученые Ирака радушно приняли Имама в Эн-Наджафе, и он начал свою политическую и научную борьбу, а также осуществлял руководство исламским движением в Иране. Борьба и научная деятельность Имама, продолжавшаяся на протяжении тринадцати лет его пребывания в Эн-Наджафе, проложили путь к Исламской революции, ее победе и другим последствиям, которые сами по себе требуют отдельного изучения.

Записи лекций и уроков Имама о вилаят аль-факих и его воззваний распространялись среди людей, а борцы с режимом занимались политической деятельностью в соответствии со своими взглядами.

В это время разведывательные организации и службы безопасности вещали о том, что Иран является островком стабильности и раем для капиталистов, в то время как в различных слоях общества шла подготовка к революции.

Общение с учеными, членами различных групп и студентами внутри страны и за ее пределами, а также оглашение своей позиции по разным вопросам и углубленный анализ иранских и региональных проблем, включая ход арабо-израильской войны в 1967 году, присутствие американских капиталистов в Иране, церемонию коронации в 1967 году, торжественные мероприятия по случаю 2500-летия монархии в 1971 году, были примерами просветительской деятельности Имама в Эн-Наджафе.

Хотя иракское правительство из-за своего конфликта с шахским режимом некоторое время делало вид, что согласно с деятельностью Имама, оно было обеспокоено последствиями такой деятельности для баасистского правительства и даже Америки и Израиля.

Поэтому, ограничивая международные связи Имама, особенно после 1971 года, оно пыталось контролировать борьбу против империализма. В 1977-1978 годах, когда под влиянием определенных обстоятельств отношения между двумя правительствами изменились, ограничения и контроль стали настолько жесткими, что в конечном итоге это привело к вынужденной миграции Имама из Эн-Наджафа в Париж в октябре 1978 года.

 

Группировки борцов с режимом

Если, по определению, считать группой собрание людей, состоящее как минимум из трех или пяти человек, то после восстания 15 хордада  и вплоть до победы революции по всей стране были сформированы тысячи больших и малых групп для борьбы с режимом, придерживавшихся различных идеологий и взглядов на политику[22]. Многие из этих группировок спустя некоторое время прекращали существование, а их члены были арестованы, так что одним из направлений исследований в области современной истории является выявление этих групп, их целей, действий и судеб на основе доступной информации, документов и воспоминаний.

В этом разделе мы кратко представим несколько активных и сильных групп, которые действовали в этот период и в какой-то степени повлияли на процесс борьбы и ее продолжение – независимо от их идеологических основ и оценки их деятельности. Многие влиятельные группы, особенно, действовавшие в сфере культуры, образования и услуг, невозможно представить в силу обширности их деятельности.

Самыми известными группами, которые были активны в этот период, являются:

  1. Коалиция исламских собраний

Во второй половине 1962 года в ходе формирования исламского движения под руководством Имама Хомейни активизировались многочисленные группы. В Тегеране три группы были более известны и активны, чем остальные. Распространение и публикация манифестов, проведение собраний и организация шествий и демонстраций, вербовка и обучение членов организации, сбор денег и помощь семьям заключенных – вот некоторые из их видов деятельности. В то время такая деятельность была очень трудной и вызывала беспокойство в суровых условиях полицейщины и репрессий.

Постепенно, чтобы скоординировать действия и в полной мере использовать мощь вооруженных сил, несколько известных групп объединились и основали новую организацию. Мученик Хадж Мехди Эраги, который был одним из основателей организации, рассказывает о процессе ее создания следующим образом:

«Нас пригласили Хадж Садег Амани и его друзья. Когда мы говорили друг с другом о вреде этого разделения, мы оба почувствовали, что это разделение должно быть устранено и должна быть сформирована коалиция. Но мы также подумали, что, помимо нас, есть еще одна группа, которая занимается этими вещами, и было бы лучше пригласить представителей этой группы. К счастью, когда мы пригласили членов этой группы, некоторые из них были добры к нам, проявляли интерес и обладали некоторыми знаниями. Когда мы объяснили им преимущества этого направления, они заявили о своей готовности работать единым фронтом. Так они стали называться «Коалицией исламских собраний»[23].

Группа занималась как публичной, так и тайной деятельностью: поскольку ситуация с безопасностью не позволяла заниматься легальной и публичной деятельностью, с другой стороны, поскольку у нее были связи с общественностью, некоторые ее действия были публичными. В соответствии с видением и курсом основателей, вся деятельность осуществлялась в соответствии с нормами ислама и была направлена на достижение исламского правления, а также опиралась на руководство и направляющую роль Имама.

После смерти Мансура и ареста значительного числа своих активных и влиятельных членов Коалиции исламских собраний они на некоторое время ограничили свою деятельность и в 1976 году возобновили свою деятельность в широких масштабах. В 1977-1979 годах они сыграли важную роль в победе революции и распространении культуры Исламской революции и курса Имама.

Ряд членов группы поддерживали регулярные контакты с Имамом и, помимо решения вопросов, связанных с борьбой против режима, также активно участвовали в религиозных делах и оказывали услуги обездоленным[24].

 

  1. Партия исламских наций

Другой группой, которая была создана в начале 1960-х годов для свержения шахского режима и установления исламского правления путем подпольной и вооруженной борьбы, была Партия исламских наций. Несмотря на секретность и строгие условия членства, партия была настолько популярной, что примерно за два года в ее организацию было привлечено большое количество людей из разных слоев общества.

Долгосрочный план партии по борьбе с режимом и его свержению предусматривал три этапа: вербовка, политическое и идеологическое воспитание, организация и расширение организации; военная подготовка, операции и подготовка боеприпасов (подготовительный период); военная и партизанская война вплоть до падения режима.

Партия приступила ко второму этапу в 1965 году, быстро пройдя через первый этап, хотя поначалу, что ее члены постепенно подойдут ко второму этапу. Хотя суровые условия репрессий и удушающего контроля со стороны властей требовали большей осторожности, конспирации и профессиональной подготовки, молодость самой партии, большинства ее членов, а также отсутствие опыта в сфере такой деятельности привели к роспуску партии, потому что из-за непредвиденного инцидента и чрезмерного давления со стороны полиции в октябре 1965 года часть партийной сети была арестована, а неделю спустя в ходе специальной операции были арестованы центральные кадры.

Обнаружение и арест активных членов Партии исламских наций, несмотря на кажущийся успех разведки и служб безопасности, на самом деле указывал на наличие мощного оппозиционного и подпольного движения, особенно среди молодежи, которая с верой и осознанностью поднялась на борьбу за свержение режима.

Во-первых, шахский режим хотел, чтобы этот вопрос казался не таким уж и важным, а потом не публиковал новости об этом, показывая, что среди молодежи нет организованной оппозиции, и поэтому у правительства нет проблем с управлением страной и реализацией политики, угодной США, и все шло по плану.

С момента публикации новости о Партии исламских наций в некоторых газетах, ее обсуждения по радио и в политических кругах за рубежом и в какой-то степени в самом Иране, режим был вынужден публиковать статьи в газетах с беспрецедентными подробностями в совершенно необычной и особенной манере, указывая на победу правительства над очень опасным движением, направленным против национальной безопасности. Если первый арест был произведен 13 октября 1965 года, то новость о раскрытии и аресте была объявлена 18 января 1966 года, за несколько дней до суда над 55 членами партии. В течение нескольких дней публиковались статьи о целях партии, ее организации, деятельности, а также о процессе обнаружения и ареста ее членов, и когда их деятельность была встречено общественностью с одобрением, СМИ внезапно замолчали и отказались писать дальше какие-либо статьи о партии, судебном процессе или защите ее членов.

 

  1. Другие исламские группы

Как мы уже говорили, после 1962 года число групп верующих борцов с режимом было очень большим, а сами они были разрозненными. Религиозные центры, такие как негосударственные религиозные школы, семинарии, хусейнии, религиозные собрания и мечети, исламские ассоциации и активные религиозные центры при университетах и средних школах, сыграли очень важную роль в заложении основ, формировании, организации сил, расширении и продолжении революционной борьбы и последующей победе, и даже в продолжении Исламской революции[25].

 

  1. Организация моджахедов иранского народа (эклектическое движение)

После провала и поражения националистических групп и мысли в борьбе с коррумпированным режимом Пехлеви под влиянием восстания 15 хордада трем студентам тегеранских университетов Мохаммаду Ханифнежаду, Саиду Мохсену и Абдоррезе Никбину, которые также сотрудничали с Национальным фронтом и Движением за свободу, пришла в голову идея о создании организации для борьбы с режимом Пехлеви. В 1965 году они воплотили свою идею в жизнь, начав проводить собрания[26]. Эта организация, основателями и первыми членами которой были в основном семинаристы, вступила в борьбу, увидев несправедливость и проблемы обездоленных слоев населения. Они считали режим Пехлеви и его западных сторонников, в том числе Соединенные Штаты, причиной всех проблем иранского общества. Поэтому они поставили перед собой цель свергнуть режим Пехлеви и американский империализм путем вооруженной борьбы.

Чтобы получить необходимую теоретическую и военную подготовку, члены организации изучали военное дело в период с 1965 по 1971 годы. Учитывая царившую в то время атмосферу в академических кругах, которые считали марксистские взгляды единственным путем к справедливости, свободе и борьбе с империализмом, члены организации также были склонны изучать марксистские теоретические труды. Основатели организации объединили марксистские идеи со своими религиозными убеждениями и пониманием, которое они лично почерпнули из исламских текстов (Корана и «Нахдж аль-Балага»), и создали собственную синтетическую идеологию[27].

До 1971 года организация занималась вербовкой и обучением бойцов, основываясь на своем собственном видении (сочетании ислама и марксизма), и по этой причине аппарат безопасности режима Пехлеви не обращал на нее внимания. Однако после первой попытки организации приобрести оружие и провести вооруженные операции САВАК смог узнать о существовании организации и ее целях с помощью внедренного агента[28]. Поэтому в 1971 году значительная часть лидеров и членов организации была арестована и приговорена к расстрелу и тюремному заключению[29]. После этого удара некоторые члены организации, пережившие арест, постепенно, из-за отсутствия здравого смысла у основателей организации, пришли к выводу, что основной причиной неэффективности организации было сочетание ислама и марксизма, и что если бы они смогли внедрить марксизм в качестве основной идеологии организации, они освободили бы организацию от противоречий и добились бы успеха в борьбе[30].

Изменение идеологических позиций организации, начавшееся всерьез в 1973 году, было официально объявлено в 1975 году. В результате группа членов, которым не хватало сильной серьезной подготовки, официально стала марксистами и продолжила свою деятельность в организации, в то время как другая группа, которая настаивала на своих религиозных позициях и отказывалась принимать марксизм (например, Ахмад Ахмад), была исключена из организации или подверглась нападкам со стороны марксистской секции организации (например, Маджид Шариф-Вагифи и Мортаза Самадийе Лабаф)[31]. После этого инцидента организация фактически раскололась. Ее марксистская секция оставалась активной до 1977 года, совершая убийства и взрывы в некоторых местах, связанных с режимом Пехлеви, в то время как значительное число ее членов было арестовано или убито САВАК. Эта ветвь в конечном счете зашла в идеологический тупик и распалась, а некоторые из ее остатков сформировали организацию под названием «Организация борьбы за свободу рабочего класса»[32]. Те члены организации, которые сохранили свои религиозные взгляды и сумели отделиться от организации, сформировали военизированные группировки с исламской идеологией (такие как «Махдавиюн», «Тоухиди-йе Бадр» и группа «Фалах») и участвовали в вооруженной борьбе против режима Пехлеви, которая продолжалась до победы Исламской революции[33].

Третья часть членов организации, отбывавших наказание в тюрьмах режима Пехлеви, также разделилась на несколько групп. Одни покинули организацию, сохранив свою религиозную линию, в то время как другие приняли марксизм. Однако значительная часть сторонников организации и заключенных в тюрьму членов, собравшихся вокруг Масуда Раджави, который был единственным оставшимся членом руководящего состава организации, чей смертный приговор был заменен пожизненным заключением по просьбе главы САВАК и с одобрения Мохаммад-Резы Пехлеви[34], следуя идее объединения марксизма и ислама, начали вербовать новых членов и самоорганизоваться. Накануне победы Исламской революции и после освобождения политических заключенных они объявили о восстановлении Организации моджахедов иранского народа, воспользовавшись нашумевшей славой этой организации[35].

 

  1. Марксистские группы (известные как левое движение)

Хотя левые и социалистические идеи появились и распространились в Иране после Конституционного движения, и особенно после появления отклонений в Дженгелийском движении, оно не было представлено как влиятельная сила в политической жизни общества вплоть до образования в эпоху Реза-хана группы, известной как «группа пятидесяти трех», и формирования партии Туде в начале правления Мохаммад-Резы Пехлеви[36]. После широкой деятельности партии Туде в 1920-х и 1930-х годах и роста популярности этого движения, а также последующего жесткого отношения к этому со стороны САВАК и аппарата безопасности режима Пехлеви, левая мысль и ее ответвления (марксизм, ленинизм и маоизм) стали позицией и идеологией интеллектуалов, которые, выступая против религии и веры, также выступали против тирании Пехлеви и империалистического господства. На этой основе, а также из-за присущей левым взглядам фрагментарности, в период с 1965 по 1977 год возникли многочисленные группы, опиравшиеся на принципы марксизма и состоявшие из молодых людей, в основном студентов и представителей городского среднего класса, которые выступали под лозунгом борьбы за свободу рабочих и тружеников и за справедливость[37]. Среди этих групп можно выделить следующие:

Марксистско-ленинская организация «Туфан», Организация единства борьбы за создание рабочего класса, Марксистско-ленинская организация революционеров, Организация партизанов-фидаинов иранского народа (которая разделилась на две группы –  меньшинство и большинство), Коммунистический союз Ирана, Народно-демократический фронт Ирана, Палестинская группа (Пакнежад), группа «Арман-е хальк», группа Гольсорхи-Данешияна, группа Азами.

Основной стратегией этих групп была партизанская и вооруженная борьба против режима Пехлеви с использованием моделей партизанской борьбы на Кубе (во главе с Фиделем Кастро и Эрнесто Че Геварой) и борьбы Вьетконга во Вьетнаме. Однако в силу ряда причин эти группировки так и не добились даже относительного успеха[38], и, за исключением нескольких вооруженных ограблений банков и убийств ряда солдат и сотрудников сил безопасности, связанных с режимом, никаких результатов достигнуто не было[39]. С другой стороны, САВАК смогла нанести сокрушительные удары по основному костяку этих групп, арестовать, казнить или принудить многих их членов к сотрудничеству. Отдельные причины неудачи левых группировок в борьбе против режима в эпоху Пехлеви заключались в следующем:

  1. Отсутствие точных знаний об иранском обществе: Центральной проблемой всех иранских левых групп было незнание реалий, определяющих культуру иранского народа, и их анализ проблем, основанный на материалистических и марксистских принципах. Это привело к разногласиям и даже глубокому разрыву между этими группами и большинством мусульманского населения Ирана. Эта тенденция достигла таких масштабов, что в борьбе между марксистскими партизанами и силами безопасности режима народ не только не поддерживал партизан, но и в таких случаях, как инцидент в Сияхкале, представлявший собой пример наиболее значимого партизанского движения левых группировок в конце 1960-х годов в Иране, они также дали народу основания для ареста некоторых из них, потому что люди хотели выразить свою ненависть к антирелигиозным действиям этих групп[40].
  2. Отсутствие готовности к революции и слабость кадров: Большинство членов этих групп были выходцами из среднего класса и богатых семей, а их интеллигентский и вестернизированный образ мыслей означал, что эти люди не были готовы к партизанской и революционной борьбе и не имели необходимых средств, чтобы переносить тяготы борьбы и пытки со стороны аппарата безопасности режима. Из-за отсутствия надежной идеологической поддержки в критические моменты они становились слабыми и вялыми и либо прекращали борьбу, либо сотрудничали с режимом[41].
  3. Зависимость от иностранных сил: Еще одной причиной слабости и провала марксистских групп в Иране была их чрезмерная теоретическая, организационная и материально-техническая зависимость от иностранных партий и правительств. Эти связи фактически превратили эти группы в инструменты влияния иностранных держав (Советского Союза и Китая во времена Мао Цзэдуна) в Иране и лишили их возможности самостоятельной и народной борьбы[42].

 

Монархия – новая религия

С целью реализации и закрепления политики деисламизации, ослабления ее социально-политической роли и укрепления режима была развернута обширная пропаганда и реализованы мероприятия, направленные на прославление монархии и династии Пехлеви, а также истории древнего Ирана и преемственности между этой монархией и древними царями. В связи с этим параллельно были осуществлены три меры:

  1. Формирование Учредительного собрания и внесение нужных изменений в Конституцию

В 1966 году был принят закон о формировании Учредительного собрания, который внес поправки в статьи 38, 41 и 42 Конституции. Четвертое Учредительное собрание утвердило принципы, касающиеся избрания наследного принца, вице-шаха и Шахсого совета.

  1. Торжества в честь монархии

Начиная с 1967 года, ежегодно проводились под различными названиями торжества в честь монархии, сопровождавшиеся большими затратами и широкой оглаской. Вот некоторые из них: 1966 год – празднование двадцать пятого года правления Мохаммад-Резы; 1967 год – празднование коронации шаха, наследного принца и шахини (Фарах Пехлеви); 1971 год – международные торжества по случаю 2500-летия монархии; 1975 год – празднование смены в стране официального календаря, объявления 2534 года и отмены исламского календаря (а это означало, что Мохаммад-Реза-шах был наследником 2500-летнего правления монархии в Иране).

Церемония празднования 2500-летия монархии в Персеполе в 1971 году была одним из главных действий правительства, направленных против культуры, самобытности и убеждений нации. Заявления шаха, сделанные им на пышной и роскошной церемонии, стали уроком для всех политических кругов, даже для всех автократов мира.

Шах сказал перед гробницей Кира:

«О Кир, великий царь! Царь царей, царь Ахеменидов, приветствую тебя от меня, шаха Ирана, от всего Ирана и от моего народа… Кир, мы собрались здесь перед твоей вечной могилой, чтобы с гордостью сказать: «Покойся с миром! Ибо мы проснулись!»

В продолжение торжеств в честь монархии была проведена тщательно продуманная и пышная церемония, приуроченная к первой годовщине 2500-летнего празднования. В феврале 1973 года были проведены грандиозные торжества по случаю первого десятилетия «революции шаха и народа», а 26 октября каждого года отмечался день рождения Мохаммад-Резы, проводились правительственные торжества, наряду с широкой пропагандой, направленной на продвижение и утверждение культа шаха.

Реализация этих программ должна была удовлетворить некоторые психологические особенности шаха и обеспечить интересы его окружения, а также создать образ стабильности и авторитета для зарубежных друзей. Однако продолжение подобных программ привело к тому, что ненависть и отвращение людей к династии Пехлеви и шахскому режиму достигли своего апогея, так что одной из причин падения династии Пехлеви стало именно такое поведение и подобные мероприятия.

  1. Распространение пороков

С самого начала своего правления династия Пехлеви серьезно распространяла различные формы моральных пороков и разврата и проложила путь к господству западной культуры. Колониальные правительства также помогали династии Пехлеви в осуществлении этой политики, учитывая их информированность и прошлый опыт, поскольку культурная трансформация иранской нации, безусловно, была одним из стратегических принципов великих держав.

5 ноября 1978 года Мохаммад Реза Шах в своем обращении к нации признался в проведении антинациональной и антирелигиозной политики и пообещал исправить исправиться, но в этом уже не было никакого смысла!

 

Краткое содержание третьей части

Подготовка основы для фундаментальных перемен в свете новой политики Вашингтона началась в начале 1961 года. На повестке дня стояло проведение земельных реформ, направленных на изменение классовой структуры и создание базы британского влияния, создание и расширение зависимых отраслей промышленности для формирования среднего класса, попытки создать открытое политическое пространство, чтобы предотвратить революцию снизу, а также изменение основ веры и культуры.

В конце 1962 и в начале 1963 года, после объявления об одобрении законопроекта о провинциальных и областных советах, политика ликвидации существующих правовых рамок для легализации целей деисламизации столкнулась с волной противодействия. Сначала к протестному движению присоединились религиозные авторитеты и священнослужители, а затем и различные слои населения. После временной отмены этого постановления один за другим были реализованы другие планы. Однако интенсивность протестов и массовое присутствие народа были настолько велики, что шахский режим был вынужден усилить репрессии и насильственные действия.

Инцидент в медресе Фейзийе в Куме и многие другие случаи, а также угрозы и меры информационно-пропагандистской войны, направленные на то, чтобы остановить народное движение, имели большие масштабы. События месяца мухаррам 1383 года лунной хиджры (1963 год), речь Имама в день Ашура и его последующий арест привели к кровавому народному восстанию 15 хордада (5 июня 1963 г.), которое спустя пятнадцать лет привело к Исламской революции и, следовательно, получило известность как начало Исламской революции.

Подпольная вооруженная борьба различных групп, культурно-просветительская деятельность и протестные движения были частью народных усилий по превращению исламского движения, возглавляемого Имамом Хомейни, в Исламскую революцию. Шах и его иностранные покровители приложили немало усилий, чтобы предотвратить падение режима, но революционная сила народа, порожденная исламскими мотивами, его единством и повиновением уникальному руководству Имама Хомейни, привела Исламскую революцию к победе.

Зависимость от мирового империализма, коррумпированность правящего аппарата, пренебрежение национальными интересами и отсутствие верховенства закона, коррумпированное правление меньшинства и, наконец, осведомленность религиозного среднего класса и лидерство Имама были в числе факторов, которые заложили основу для победы Исламской революции.


Джавад Мансури

Источник: Мансури, Джавад. Ашнайи ба энгелаб-е эслами-йе Иран. С. 167 – 201.


[1] Джавад Мансури. Восстание 15 хордада согласно источникам. Т. 2. С. 9.

[2] Подробнее об историческом и судьбоносном восстании 15 июня 1963 года см.: Джавад Мансури. Восстание 15 хордада согласно источникам.

[3] Хосейн Фардуст. Расцвет и падение империи Пехлеви. С. 510-520.

[4] Джавад Мансури. Восстание 15 хордада согласно источникам. Т. 2. С. 29.

[5] Мансури, Джавад, Знакомство с Исламской революцией в Иране. Т. 1. Издательство «Маареф», Кум, 1390.

[6] Там же. С. 38.

[7] Сахифе-йе Нур. Т. 21. С. 92.

[8] Для документального подтверждения этого анализа обратитесь к подробному отчету САВАК, подготовленному через неделю после 15-го хордада: Джавад Мансури. Восстание 15 хордада согласно документам. Т. 2. С. 309.

[9] Джеймс А. Билл. Лев и орел. С. 214.

[10] Там же. С. 365.

[11] В 1958 году в биографических сведениях о деятелях страны САВАК написал о Хасане Али Мансуре: «…у него нет характера, чтобы иметь какие-либо устремления, но его отец – один из первостепенных агентов британской политики. Он сильно любит нынешнего правителя и принадлежит к кругу его школьных друзей, скромный, но безликий, у него совсем нет возвышенных помыслов, и все его продвижение по карьерной лестнице строится на влиянии его отца. Недалекий, неопытный, бестолковый человек…» (Джавад Мансури. Восстание 15 хордада согласно источникам. Т. 2. С. 359).

[12] Иранские государственные деятели. Т. 2. С. 71.

[13] Там же. С. 359.

[14] Для получения дополнительной информации см.: Сахифе-йе Нур. Т. 1. С. 109-113.

[15] Сейед Хамид Роухани. Обзор и анализ движения Имама Хомейни. Т. 1. С. 708.

[16] Чтобы ознакомиться с полным текстом выступления и декларации, см.: Сахифе-йе Нур. Т. 1. С. 102-112.

[17] Генерал Фардуст пишет по этому поводу: «У Мансура были важные планы, отвечавшие интересам Запада, одним из которых была капитуляция, которая встретила серьезное сопротивление со стороны Имама Хомейни. Его оппозиция американскому и западному влиянию и действиям Мохаммад-Резы усилилась во время премьерства Мансура и в конечном итоге привела к его изгнанию в Турцию. Как Мансур стал премьер-министром и был наделен особыми полномочиями по приказу Америки, так и изгнание Имама Хомейни также произошло по прямому приказу Америки. У меня сложилось впечатление, что сам Мохаммад-Реза не хотел, а лучше было бы сказать, боялся это сделать. В ночь перед изгнанием Имама у Мохаммада Резы во дворце были гости, около двадцати человек. Также присутствовал премьер-министр Мансур. Мансур около получаса прогуливался с Мохаммад-Резой по центру зала, а я наблюдал за ними. Я пришел к выводу, что Мансур настаивал на чем-то, а Мохаммад-Реза был с ним несогласен. Однажды я услышал, как Мохаммед-Реза сказал Мансуру: «Почему ты настаиваешь?» Наконец, Мохаммад-Реза позвонил мне и неохотно сказал: «Давайте посмотрим, чего хочет премьер-министр?» Мансур предложил как можно скорее выслать аятоллу Хомейни в Турцию. Я сказал: «Мы должны сообщить Пакравану». Он сказал: «Позвони!» Я позвонил. Пакраван спросил: «Могу я поговорить с шахом?» Я сказал об этом Мохаммад-Резе, он вышел в другую комнату и поговорил с ним. Был издан приказ о высылке Имама, и в ту же ночь Моулави, глава управления САВАК по Тегерану, отправился в Кум с воздушно-десантными войсками. Он доставил его в Тегеран, а на следующее утро он был отправлен самолетом в Турцию». (Хосейн Фардуст. Расцвет и падение монархии Пехлеви. Т. 1. С. 516)

[18] Газеты от 4 ноября 1964 года.

[19] См. более подробную информацию о 25-летней деятельности Насири в: Хосейн Фардуст. Расцвет и падение империи Пехлеви. Т. 1.

[20] «Дед Ховейды, Мирза Реза Каннад, был искренним и преданным бахаитом и восхищался Аббасом Эфенди. Из-за своей близости к Аббасу Эфенди он боялся гнева мусульман. Поэтому он отправился в Акко и стал слугой Аббаса Эфенди. Благодаря своему фанатизму и преданности этой секте, он был привержен ему и снискал его особое расположение и любовь… получив титул «Айн аль-Мульк». С помощью бахтияров он попал в Министерство иностранных дел, получил назначение в Сирию и Ливан и стал иранским консулом в этом регионе. Он тайно проповедовал бахаизм. У него также были связи с британцами, и через несколько месяцев он стал комиссаром в Джидде и сблизился с саудовским с королем…. Арабские газеты протестовали против этого назначения из-за его связи с проповедью бахаизма.

У Айн аль-Мулька было два сына. Одного из них звали Амир Аббас, а другого – Ферейдун. Амир Аббас, следуя примеру своего отца, сблизился с лидерами бахаитов и не гнушался ничем в проповеди бахаизма. Амир Аббас поступил на службу в Министерство иностранных дел, основываясь на личном деле своего отца…. Абдолла Энтезам после многочисленных очевидных нарушений в Министерстве иностранных дел перевел его в нефтяную компанию. Ховейда стал заместителем управляющего директора нефтяной компании и вместе со своими помощниками Фуадом Роухани и инженером Фарраханом, будучи бахаитскими «тремя мушкетерами», они пытались по мере своих сил привлечь бахаитов к эффективной работе нефтяной компании, и им это удалось (Хосейн Фардуст. Расцвет и падение монархии Пехлеви. Т. 2. С. 376).

[21] Хосейн Фардуст. Расцвет и падение монархии Пехлеви. Т. 2. С. 385.

[22] Воинствующие и оппозиционные силы сформировали крупномасштабные, но децентрализованные и не имевшие четкой программы действий культурные, политические, социальные и революционные центры сопротивления, создав тем самым новый тренд, вдохновленный культурой сопротивления и мученичества, а также использованием опыта прошлой борьбы. Неожиданным событием, произошедшим в этот период, стало то, что средний класс, который был создан для расширения потребительского рынка и предотвращения революции, вопреки первоначальной идее и плану, не только не стал базой для расширения американского влияния, но и повысил уровень сознания и стал наращивать свое влияние и присутствие на политической и социальной аренах, используя шиитскую культуру и став движущей силой исламского движения вплоть до победы Исламской революции. Аналогичную роль средний класс играл в прошлых движениях.

С ростом грамотности и доступа к средствам массовой информации и информированности о мировых событиях, а также благодаря достижениям столетия политических перемен и признанию лидерства духовенства и авторитета Имама Хомейни средний класс сформировал в Иране мощное движение, которое было далеко как от доктрины и мировоззрения марксизма, так и от ожиданий и опыта капитализма. Поэтому даже после победы революции многие аналитики и политические теоретики сталкивались с серьезными противоречиями и так называемыми парадоксами при объяснении роли социальных слоев и причин необычайной мощи среднего класса, а также того, как он координировал свои действия с духовенством, университетской интеллигенцией и рабочими, так что все прогнозы, аналитические выкладки и даже планы шахского режима и экспертов по внешней разведке и безопасности, направленные на противостояние революции и сдерживание ее, оказались неэффективными и нереалистичными. Мощное и эффективное присутствие городского среднего класса не означает отрицания присутствия и активности других слоев, таких как крестьяне и даже отдельные группы богатых или бедных слоев населения. Безусловно, одной из уникальных характеристик исламского движения и революции является присутствие различных слоев населения и, в частности, женщин. Основной причиной неэффективности и несостоятельности многих популярных политических теорий и гипотез, связанных с революцией, также является это явление.

[23] Махмуд Могаддаси и др. Недосказанное: Мемуары Хадж Мехди Эраги. С. 165-170.

[24] После победы революции группа некоторое время работала в руководстве Партии Исламской Республики, а после того, как партия была распущена, была сформирована новая организация, которая продолжила свою политическую и культурную деятельность. Короче говоря, ячейки Исламской коалиции во время своей деятельности до и после революции были одной из влиятельных мусульманских группировок, следовавших линии Имама.

[25] До того, как западная капиталистическая система экспортировала модель народных и неправительственных организаций в другие страны, в том числе в Иран, ради своих высокомерных интересов и господства, в Иране уже существовали различные типы таких организаций. Среди групп, действовавших в этот период, можно выделить следующие:

— Группировка «Абу Зарр», которая была сформирована несколькими молодыми людьми из города Нахаванд, и после ареста ее членов шестеро из них приняли мученическую смерть, а несколько человек были приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

— Группировка «Хезболла», по сути, бывшая продолжением Партии исламских наций и обзаведшаяся большим опытом, которая с 1967 года и до победы революции вела активную вооруженную, политическую и пропагандистскую работу.

— Группировка «Фалах».

— Группировка «Мансурун».

В кратком изложении можно сказать, что исламские организации были более слабыми и действовали в более ограниченных масштабах по сравнению с националистическими, эклектическими и марксистскими организациями. Они также находились в состоянии конфликта, как с Востоком, так и с Западом.

[26] Досье Мохаммада Ханифнеджада в САВАК. Т. 1. С. 279. Досье Саида Мохсена в САВАК. С. 68.

[27] Анализ внутренних изменений и развития Организации моджахедов иранского народа. С. 12.

[28] Досье Насера Садега в САВАК. С. 28.

[29] Сейед Хамид Роухани. Движение Имама Хомейни. Т. 3. С. 637.

[30] Изложение идеологических позиций Организации. Т. 1. С. 155.

[31] Мохсен Каземи. Мемуары Ахмада Ахмада. С. 338-348.

[32] После победы Исламской революции организация «Пейкар» противостояла мусульманскому народу Ирана террористическими методами и распалась в 1981 году.

[33] См.: Джалиль Амджади. Устная история семи мусульманских борющихся групп. С. 407-401.

[34] См.: Досье Масуда Раджави в САВАК. Т. 2. С. 1 и 2.

[35] Поскольку эта группировка не смогла прийти к власти путем завоевания доверия народа, она прибегла к насилию и террору, чтобы прийти к власти путем свержения Исламской Республики. Однако, в конце концов, сопротивление этой группы (которая была известна как Организация лицемеров из-за своей лицемерной позиции) воле мусульманского народа Ирана было ничем иным, как предательством иранской нации в форме сотрудничества с иракской баасистской армией и с армией США в годы навязанной войны с Ираком, а также с целым рядом других антииранских и антиисламских сил и движений.

[36] Зияоддин Аламути. Главы из истории политической и социальной борьбы в Иране (левые движения). С. 154-143.

[37] Рухолла Хосейниян. Четырнадцать лет идеологической конкуренции среди шиитов в Иране. С. 476 – 485.

[38] См.: Хамид Роухани. Движение Имама Хомейни. Т. 3. С. 529-447.

[39] Для получения дополнительной информации см.: Хамид Ашраф. Итоги трех лет. С. 7-77.

[40] Алиакбар Сафаи-Фарахани. Что должен знать революционер. С. 6.

[41] См.: Мемуары Аббаса Данеша Бехзади (члена Сияхкальской группы); Досье Аббаса Бехзади в САВАК; «Признания Парвиза Никхаха», газета «Кейхан», 17.05.1970 и 08.12.1965.

[42] Досье Мехди-хана Баба-Техрани в САВАК. Т. 1. 4 и 5.