Джавад Мансури. Знакомство с Исламской революцией в Иране. Ч. 4. Исламская революция и ее продолжение. Глава 3
Книга Джавада Мансури «Знакомство с Исламской революцией в Иране» представляет собой учебный текст, основанный на утвержденной программе курса «Истоки Исламской революции». Эта работа была выпущена издательством «Маареф», связанным с представительством Верховного лидера Исламской Республики Иран в университетах, которое было основано в 1997 году. В ней предпринята попытка проанализировать и критически осмыслить события современной политической истории Ирана через призму политического ислама.
Книга состоит из четырех частей. В первой части рассматриваются политические события в Иране от прихода колониализма до оккупации Ирана во время Второй мировой войны, включая британское правление, конституционное движение, государственный переворот и преобразования Реза-шаха. Во второй части рассматриваются основные направления оккупации Ирана и ее последствия, а также события, произошедшие во времена Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви. В третьей части рассматриваются события в Иране в начале движения и усилия различных групп по победе революции, а в заключительной части рассматриваются события 1977 года и шаги, предпринятые народом для создания Исламской Республики.
Автор работы Джавад Мансури (род. 1945) – иранский военный офицер и дипломат, первый командующий Корпусом стражей Исламской революции. С 1988 по 1993 год он был заместителем министра иностранных дел по культуре и консульским вопросам, с 1999 по 2003 год занимал пост посла Ирана в Пакистане, а с 2006 по 2009 год работал послом Ирана в Китае. До революции Джавад Мансури был членом Партии исламских наций, известной также как «Группа 55». Впервые он был арестован шахскими властями в 1965 году и приговорен к шести годам тюремного заключения за свою политическую деятельность, но был освобожден в 1969 году. Он продолжил свою борьбу в иранской группировке «Хезболла», был вновь арестован в 1972 году и находился в тюрьме до начала Исламской революции. В настоящее время он работает в Центре документации Исламской революции.
Глава 3. Образование Исламской Республики
Временное правительство Мехди Базаргана
В своем указе, адресованном премьер-министру Временного правительства, Имам, указав на необходимость отказа от учета партийных и групповых отношений, возложил на Временное правительство четыре основные обязанности[1]:
- Управление делами страны;
- Проведение референдума по определению политического строя страны;
- Формирование избранного народом собрания для ратификации конституции;
- Проведение выборов в парламент в соответствии с новой конституцией.
Решительно поддержав Базаргана, Имам Хомейни представил свое правительство как шариатское и попросил народ поддержать его[2]. Благодаря этой поддержке все забастовки были прекращены.
С учреждением исламских революционных судов начался судебный процесс над лицами, совершившими преступления режима Пехлеви, и наемниками доминирующих держав Соединенных Штатов и Великобритании, а также оккупационного режима Иерусалима.
14 февраля Базарган представил свой кабинет, все члены которого были членами или сторонниками Движения за свободу и Национального фронта. После формирования временного правительства Имам Хомейни 1 марта отбыл в Кум.
Несмотря на неоднократно подчеркиваемый иранским народом на многотысячных демонстрациях лозунг «Независимость, свобода, Исламская Республика!», Временное правительство искало другие модели для изменения политического строя страны, против чего серьезно выступал Имам[3].
На референдуме, состоявшемся 30 – 31 марта 1979 года, более 98% избирателей, имеющих право голоса, проголосовали за Исламскую Республику. 3 августа 1979 года по указу Имама Хомейни были проведены выборы в Совет экспертов с целью разработки и утверждения новой конституции. В этом органе при активном участии аятоллы Бехешти были изучены законы различных западных и исламских стран и, принимая во внимание предыдущую конституцию страны, юридические и исламские основы, а также мнения представителей различных политических и интеллектуальных групп, после чего он приступил к разработке проекта конституции Исламской Республики Иран[4].
Временное правительство, которое считало, что его искренние устремления были напрасными после того, как народные представители настояли на включении принципа вилаят аль-факих в конституцию, разработало план роспуска Ассамблеи экспертов, который встретил серьезное сопротивление со стороны Имама Хомейни[5]. Временное правительство сформировалось в самых революционных политических условиях в стране, но его членам не хватало духа и характерных черт революционного правительства. Настойчивое стремление Временного правительства сохранить структуры, оставшиеся от режима Пехлеви, привело к разрыву между правительством и народом.
Усилия Временного правительства по освобождению различных сфер общественной жизни от широкого присутствия народных масс и передаче дел бывшим функционерам режима Пехлеви, укрепили надежды Америки на изоляцию и устранение Имама Хомейни с политической арены страны. Слабость временного правительства стала еще более очевидной, когда оно не смогло преодолеть региональные кризисы и внутренние сепаратистские движения, координируемые Соединенными Штатами.
Смещение генерала Гарани и отмена его приказов проложили путь к разоружению гарнизонов сепаратистами. Сепаратисты получили значительное количество оружия от Временного правительства под предлогом «защиты Курдистана», что привело к расширению их власти и мученической смерти тысяч представителей революционных сил. Временное правительство также выступало против формирования и расширения революционных институтов, по поводу чего Имам и народ неоднократно выражали свой протест.
Внешняя политика Временного правительства
Несмотря на волю народа, Временное правительство пошло по пути компромисса и установления отношений с Соединенными Штатами, а благодаря обширным контактам с американским посольством и активному присутствию сторонников американской политики в правительстве это вызвало недовольство среди революционных сил.
С целью ободрить других своих друзей и приспешников Соединенные Штаты, несмотря на явное противодействие Картера, приютили Мохаммад-Резу Пехлеви после его скитаний по Египту, Марокко и Мексике. Это произошло в то время, когда глава Временного правительства и тогдашний министр иностранных дел также высказали положительное мнение по этому вопросу, что вызвало решительный протест иранского народа.
Тем временем была раскрыта тайная встреча бизнесмена и министра иностранных дел Временного правительства Эбрахима Язди с советником по национальной безопасности США Бжезинским, которая состоялась в Алжире без согласования с Имамом и по просьбе Бжезинского. Вслед за этим 4 ноября 1979 года группа студентов, последовавших примеру Имама, захватила посольство США в Тегеране в знак протеста против интервенционистской политики Америки в Иране и предоставления убежища свергнутому шаху. Имам также поддержал их акцию, назвав ее «второй революцией», а посольство США – «шпионским гнездом». Эта акция имела широкий резонанс в Иране и во всем мире и была встречена народом с беспрецедентным радушием.
Захват посольства группой студентов внезапно разрушил ложные представления о легендарном бастионе американского величия в сознании народа Ирана и всего мира, и их мощи был нанесен еще больший ущерб, чем прежде.
Благодаря обнародованию документов посольства общественности стала известна истинная природа многих либералов, возглавлявших Временное правительство.
Базарган, которого резко критиковали за его тайную встречу с Бжезинским и его противодействие захвату посольства, подал в отставку 5 ноября 1979 года, и Имам передал управление страной Революционному совету.
Благодаря победе Исламской революции Соединенные Штаты потеряли свой «остров стабильности» и одну из своих безопасных баз на Ближнем Востоке, где они разместили шестьдесят тысяч своих советников и сотрудников. Поэтому они пустили в ход многочисленные сложные схемы, чтобы восстановить контроль над Ираном, что подтверждается документами, полученными из американского посольства.
Различные политические группы, которые нашли возможность заявить о себе в ходе народного восстания и под сенью руководства Имама Хомейни, посчитали себя главными наследниками революции и предприняли экстремистские попытки захватить власть, и в ходе этого процесса они ввергли общество в пучину масштабной и разрушительной дестабилизации. Помимо прочего, публикуя различные материалы и создавая штабы, оперативные центры и конспиративные квартиры, они привлекали восторженную молодежь и злоупотребляли своей революционной властью, что привело страну к серьезному кризису.
В первые дни революции политических групп было всего пять:
— Подлинные религиозные силы или последователи Имама Хомейни, известные как «Хезболла»;
— Либералы и группы, которые были склонны к компромиссу в отношениях с Америкой, наиболее известными из которых были Национальный фронт, Иранская партия, Движение за свободу и Иранская национальная партия;
— Левые группы, пропагандировавшие коммунистические идеи, наиболее известными из которых были Партия Туде, Организация партизанов-фидаинов иранского народа (группы «большинства» и «меньшинства»), Социалистическая рабочая партия, отделившиеся от нее Рабочи-социалисты, Партия тружеников или Революционная организация, Организация борьбы за свободу рабочего класса, Коммунистическая партия и Партия рабочего класса и крестьянства;
— Эклектичные группы, чьи идеи представляли собой сочетание исламских и марксистских идей, наиболее известными из которых были Организация моджахедов иранского народа («Монафегин» — русс. «лицемеры»), Организация идеала угнетенных, «Оммат» и Движение воинствующих мусульман;
— Политические группы, имевшие этнический и языковой характер; наиболее известными из которых были Мусульманская народная партия Азербайджана, Демократическая партия и партия Курдистана «Комала», Движение белуджских моджахедов (ДЖАМПА) и Арабская народная партия.
Каждая из этих групп использовала открытое пространство, возникшее после революции, для массового распространения своих идей в печатных изданиях, которые были в их распоряжении. В результате деятельности этих групп школы, университеты и даже главные площади и улицы городов стали ареной политических и идеологических споров и диспутов. Политизированная атмосфера той эпохи привела к возникновению многих кризисов, в результате чего партийные конфликты и политические споры стали частью повседневной жизни страны. Наиболее активными из этих групп были две партизанские организации – «Народные фидаины» и «Народные моджахеды». Больше всего пострадали университеты и научные центры, поскольку учебные аудитории были превращены в офисы политических групп, и эти группы, сохраняя оружие и военную технику, разжигали уличные беспорядки и создавали хаос в таких районах, как Курдистан, Туркменсахра и т.д.
В связи с нарушением нормальной работы университетов прореволюционно настроенные студенты-мусульмане в мае 1980 года представили Революционному совету план, предусматривающий временное закрытие университетов с целью ликвидации враждебных группировок. Однако осуществить этот план было нелегко, и уличные столкновения распространились и на университеты. В конце концов, благодаря вмешательству революционного народа эти группировки были вынуждены покинуть университеты. Эта чистка известна в истории Исламской революции как «культурная революция».
Региональные беспорядки
Создание разногласий, раскола и враждебности между различными этническими группами и группировками в обществе и разжигание религиозных и расовых различий является одним из важнейших принципов практической стратегии глобального высокомерия по установлению господства над третьим миром. Соответственно, одновременно с деятельностью этих группировок в провинциях происходили и другие беспорядки. Эти события произошли в то время, когда армия распадалась, а недавно созданный Корпус стражей Исламской революции не располагал достаточным количеством оружия и материальной базой и не прошел необходимой подготовки. Распространение этих беспорядков и тотальная поддержка бунтовщиков иностранцами могут легко привести к распаду страны.
Эти события потребовали трех основных изменений в революционном процессе: изменений в Революционном совете, предоставления оружия группировкам и роспуска армии. Выполнение этих трех требований проложило бы путь к господству этих групп и, в конечном счете, к восстановлению господства Соединенных Штатов над страной.
27 февраля 1979 года в Восточном Азербайджане объявила о своем существовании Мусульманская народно-республиканская партия, а 3 марта того же года о своем существовании объявила Демократическая партия Курдистана, которая потребовала автономии для Курдистана. Вскоре после этого в Хузестане была создана Арабская народная партия и аналогичные организации в Белуджистане и Туркменсахре. Результатом этих движений стали нападения на военные центры и мученическая смерть многих граждан.
После отставки Базаргана управление государственными делами по приказу Имама Хомейни было возложено на Революционный совет, и была заложена основа для конституционного референдума и президентских выборов.
Конституция, проект которой был разработан на открытых заседаниях народных представителей, была вынесена на референдум в декабре 1979 года и одобрена подавляющим большинством голосов.
В глазах народа следование курсу Имама, принятие исламского духа революции, выступление против лицемеров и эклектичных групп были главными критериями для определения достойного кандидата на пост президента Исламской Республики. Банисадр обманным путем показал, что вписывается в общий мейнстрим и поэтому был избран большинством голосов народа. Как первый президент Ирана он получил более десяти миллионов пятисот тысяч голосов. В середине февраля 1980 года в кардиологической больнице в присутствии Имама, Революционного совета и государственных чиновников он принес присягу на верность конституции, и Имам утвердил его на посту президента. В конце февраля того же года, в связи с особыми условиями в стране и хаосом в различных провинциях, Имам также назначил Банисадра главнокомандующим Вооруженными силами.
После победы революции силы, верные Имаму, создали Партию Исламской Республики для обеспечения большей солидарности. Позже, в ходе свободной политической конкуренции, члены этой партии заняли ключевые позиции в высших органах государственной власти, таких как Исламское совещательное собрание первого созыва, правительство и судебная система, а также получили посты в некоторых ключевых учреждениях страны. По этой причине Партия Исламской Республики с самого начала ненависть и негодование у сил, противостоявших режиму и революции. Банисадр, издававший газету «Энгелаб-е эслами» («Исламская революция»), собрал вокруг себя группу, которая с самого начала была открыто настроена против этой партии. В марте того же года Партия Исламской Республики и силы, бывшие на стороне Имама и революции, получили большинство мест в парламенте, отчего соперничество и идейный конфликт между этими двумя группами стали более очевидными.
Все силы, противостоявшие Исламской революции, достигли взаимопонимания и собрались под эгидой Банисадра в Координационном штабе президента, который был главным организатором всех происходивших трагических событий. Они вели свою подрывную деятельность и настраивали народ против Имама. В то же время пропагандистские СМИ глобального высокомерия также поддерживали этот процесс, создавая тревожную атмосферу и распространяя свою ядовитую пропаганду.
Среди подрывных действий врагов революции было планирование государственного переворота 11 июля 1980 года с целью покончить с революцией путем нанесения немедленного удара по ней, оккупации или бомбардировки важных центров страны, в том числе Кума и Тегерана, а также резиденции Имама. Исполнители этого государственного переворота, который стал известен как «переворот Ноже», решили свергнуть исламский строй и установить в Иране социал-демократическое правительство.
Экономическое эмбарго в отношении Ирана стало еще одной мерой, предпринятой для свержения исламского правительства. Каждый из этих планов сам по себе мог бы привести к краху любой революции, но благодаря решительному и сознательному руководству Имама и постоянному присутствию народа на арене революции эти меры были нейтрализованы и не принесли плодов.
Избрание премьер-министра стало кульминацией разногласий, поскольку революционная группировка («Хезболла») считала квалификацию и приверженность исламскому учению главными условиями для избрания премьер-министра, в то время как Банисадр постоянно говорил только о квалификации. Наконец, две фракции договорились разрешить существующие разногласия в комитете под названием «Специальный комитет по определению квалификации премьер-министра и министров», который в конечном итоге вынудил Банисадра принять предложенного меджлисом кандидата Мохаммад-Али Раджаи.
Вторым этапом разногласий между двумя фракциями стал спор вокруг министров, которые должны были быть представлены премьер-министром и утверждены президентом. Когда Раджаи представил кабинет министров парламенту, Банисадр не появился в парламенте.
Наконец, спор по поводу министров был также разрешен в специальном комитете, и после формирования правительства Раджаи революционные силы и «Хезболла» преодолели свою слабость и взяли на себя ведущую роль в решении всех вопросов. После прохождения этого этапа руководство тремя ветвями власти в стране было передано силам, поддерживавшим Имама и революцию.
Третий этап споров произошел, когда Банисадр произнес горячую речь о текущих проблемах страны во время второй годовщины со дня смерти мучеников 17-го Шахривара на площади Мучеников в Тегеране. Спор между сторонниками двух группировок в конечном итоге перерос в уличные столкновения, в результате которых 5 марта 1981 года президентская гвардия Банисадра и ополчение (военизированные формирования) Организации моджахедов иранского народа со всей своей мощью вступили в борьбу с религиозными и революционными массами.
Это произошло в тот момент, когда в сентябре 1980 года возник вызов, куда более серьезный, чем внутренние разногласия, а именно началась навязанная Ирану война с Ираком. Эти конфликты оказали разрушительное воздействие на моральный дух бойцов.
Банисадр, который также был главнокомандующим вооруженными силами, сам был причиной многих нарушений в их работе в ходе войны.
Когда споры дошли до такой стадии, когда уже не было возможности провести реформы, а ислам и революция оказались под угрозой, 10 июня 1981 года Имам своим указом отстранил Банисадра от командования войсками.
После этого поступка Имама Исламское совещательное собрание в соответствии с конституцией проголосовало за отстранение Банисадра от должности президента большинством в 177 голосов «за», при одном голосе «против» и 12 воздержавшихся.
Одним из хорошо известных методов колониализма является убийство ключевых фигур революции. Этот метод также использовался в Иране с самого начала Исламской революции. Эти убийства состояли из двух этапов: первым этапом были убийствв влиятельных деятелей революции, которые началось в начале 1979 года. генерал Валиолла Гарани, Алламе Мортаза Мотаххари, ходжат оль-эслам Хашеми Рафсанджани, Хадж Мехди Эраги, аятолла Кади Табатабаи и доктор Мофаттех были среди лиц, убитых эклектичной по своим взглядам группировкой «Форган» или пострадавших от их атак. Этот этап закончился арестом основных членов этой группы 12 января 1980 года.
Второй этап имел более широкие масштабы, поскольку многие из этих убийств были совершены Организацией моджахедов иранского народа, и за короткий промежуток времени значительное число наиболее видных чиновников и деятелей страны приняли мученическую смерть. Этот этап был в каком-то смысле похож на государственный переворот и начался после отставки Банисадра.
Первое покушение на жизнь аятоллы Хаменеи было совершено 27 июля 1981 года, когда он был серьезно ранен в результате взрыва бомбы. На следующий день более семидесяти членов Партии Исламской Республики были убиты во главе с аятоллой Бехешти.
Следующими мучениками стали Мохаммад Али Раджаи и доктор Бахонар. После этого инцидента лидеры контрреволюции за рубежом выразили надежду, что вскоре они смогут вернуться в Иран и создать нужное им правительство.
Представители Имама в провинциях и те, кто отвечал за сплоченность и единство населения разных регионов, стали мишенями для стрел ненависти этих группировок. К числу мучеников михраба принадлежали аятолла Дастгейб, аятолла Мадани, аятолла Садуги, аятолла Ашрафи Эсфахани и аятолла Хашеминежад[6].
Убийство этих ученых и даже суннитских священнослужителей показало, что враги революции больше всего на свете боялись идей исламских мыслителей и институционализации исламской культуры в обществе.
Еще одной неудачной попыткой Соединенных Штатов добиться свержения Исламской революции было создание негативного фона и ведение психологической войны с использованием широкой пропаганды на национальных и новостных сетях и в прессе.
Навязанная Ирану война и ее последствия
22 сентября 1980 года аэропорт Мехрабад в Тегеране и другие крупные города Ирана были внезапно разбомблены иракскими истребителями, и в то же время началось массированное вторжение иракских сухопутных войск на иранскую территорию.
Мужественное сопротивление героического иранского народа иракской военной агрессии, длившееся восемь лет, является одним из незабываемых событий в современной истории страны, которое вызвало обеспокоенность всего мира. Исторические разногласия между Ираном и Ираком можно разделить на два периода:
Первый период, который является относительно длительным и продолжался с момента заключения Эрзурумского договора между Ираном и османами в 1823 году и вплоть до обретения Ираком независимости в 1920 году.
Второй период, который продолжался с момента обретения Ираком независимости до начала войны этой страны против Исламской Республики Иран.
С победой Исламской революции и падением шаха как регионального жандарма военная опора Запада и выстроенная им система безопасности в регионе рухнули, а международные отношения Ирана полностью изменились, в результате чего регион Персидского залива столкнулся с кризисом вакуума власти. Образование Исламской Республики также впервые изменило баланс сил на международном уровне, который после Второй мировой войны сложился в пользу Запада и Америки, и усилило конкуренцию между странами региона за то, чтобы занять положение жандарма и заменить шаха в этой роли. Падение шаха и его отстранение от роли регионального жандарма, а также стремление к независимости после победы Исламской революции в Иране рассматривались как прекрасная возможность для иракских правителей, которые всегда мечтали возглавить арабский мир. Однако для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, потребовалось создать ряд политических и военных оснований, чтобы эта страна могла доказать свое превосходство в регионе. За первые шесть месяцев 1980 года военный бюджет Ирака увеличился примерно до шести миллиардов долларов, и страна начала закупать новое вооружение и военную технику, что стало фундаментальным шагом на пути к достижению этой цели.
В политическом плане иракский режим также пытался установить дружественные отношения с арабскими странами, граничащими с Персидским заливом. Несмотря на разрыв политических связей с Соединенными Штатами, он расширил свои торговые отношения с этой страной и, сделав продуманный шаг, попытался постепенно изменить внешнеполитическую ориентацию своей страны, которая в международных отношениях тяготела к Восточному блоку, развернув ее в сторону Запада и Соединенных Штатов, не сокращая при этом своих отношений с Советским Союзом.
Неприятие засилия чужаков, стремление к независимости и свободе, присущие Исламской революции, побудили некоторые региональные правительства начать относиться к своим отношениям с Исламской Республикой Иран с некоторым недоверием и подозрительностью, потому что они опасались, что последствия иранской революции пошатнут основы их легитимности.
Соединенные Штаты также подпитывали эту подозрительность своей постоянной пропагандой и провокациями.
Лидеры Ирака и некоторых арабских стран региона полагали, что любая страна, которая окажется способна противостоять нарастающей волне Исламской революции, возьмет на себя руководство регионом. Поэтому они и считали необходимым совершить военное нападение на Иран.
Внутренние условия Ирана накануне навязанной войны
Каждая революция после победы неизбежно страдает от беспорядков, которым требуется относительно много времени, чтобы придать ее новой и зарождающейся системе логичную форму и структуру.
Под мудрым руководством Имама Хомейни и благодаря беспрецедентной осведомленности и проницательности народа Исламской революции удалось за короткое время разработать свою конституцию и, создав ряд революционных институтов, предотвратить распространение хаоса и беспорядков в стране. Однако многочисленные внутренние кризисы, часто вызванные руководством и поддержкой внешних врагов, сделали страну уязвимой и хаотизировали ситуацию в ней накануне военной агрессии Ирака.
Иранская армия, которая до революции управлялась под руководством американских экспертов и военных советников, была организована таким образом, что она была неспособна принимать решения и действовать без их совета. Кроме того, главной задачей армии было сохранение монархии Пехлеви, а после революции восстановление и организация армии требовали длительного времени и возможностей.
Лозунг о роспуске армии, выдвинутый контрреволюционными группировками, был нейтрализован благодаря бдительности Имама Хомейни, однако расторжение Временным правительством контрактов Бахтияра на закупку военной техники, сокращение бюджета армии и срока военной службы до одного года, а также возвращение Соединенным Штатам некоторых современных истребителей ослабило возможности сил обороны Ирана. Кроме того, сказалось отсутствие сильной разведывательной организации в Иране, необходимость очистить армию от некоторых элементов, связанных с шахским режимом, и направить часть сил армии на борьбу с сепаратистскими заговорами, недостаточная подготовка недавно созданного Корпуса стражей Исламской революции и эмбарго США на поставки оружия Ирану.
Экономическая база считается очень эффективным фактором в любой войне, хотя в то время экономическая мощь страны была серьезно ослаблена по причине ее зависимости от Запада до революции, вывода капиталов за границу во время правления последнего шаха и отсутствия резервов иностранной валюты и риалов. Кроме того, сокращение продаж нефти и саботаж контрреволюционных группировок в промышленности и на заводах замедлили развитие экономики страны.
С другой стороны, политическая ситуация в стране столкнулась со многими проблемами из-за присутствия Банисадра на посту президента и верховного главнокомандующего. Имам Хомейни всегда великодушно предостерегал власти от эскалации напряженности и внутренних кризисов. Однако Банисадр своими действиями стал стержневой фигурой объединенного фронта контрреволюции и готовил почву для начала гражданской войны.
Предыстория агрессии Ирака против Исламской Республики Иран
Военные действия Ирака против Ирана начались менее чем через четыре месяца после победы Исламской революции, 25 мая 1979 года, с бомбардировок курдских деревень. Эта провокационная акция была нейтрализована сдержанностью правительства Исламской Республики Иран. Ирак также активизировал свои открытые военные угрозы в адрес Ирана и, в то же время, свои диверсионные операции против нефте- и газопроводов и станций, других иранских экономических объектов и пограничных постов.
30 апреля 1980 года пятеро агентов иракского режима напали на иранское посольство в Лондоне, взяв в заложники сотрудников иранского посольства и убив двоих из них.
В дополнение к этим шагам иракский режим предпринял действия по выявлению стратегических центров и пунктов назначения Ирана и созданию военных укреплений вдоль границ. В середине сентября 1980 года Ирак занял один из пограничных пунктов. С апреля 1979 года по сентябрь 1980 года Ирак совершил в общей сложности 636 сухопутных и морских вторжений на пограничные районы Ирана.
Цели агрессии
В условиях обострения разногласий между двумя странами Саддам Хусейн объявил, что готов разрешить все разногласия Ирака с Ираном с помощью силы. Он выдвинул три условия для улучшения отношений с Исламской Республикой Иран:
— Вывод иранских войск с трех островов Персидского залива;
— Признание арабского статуса региона Хузестан с переименованием его в «Арабистан» и отделением этой провинции;
— Полная передача Ираку бассейна Эрвандруда (Шатт эль-Араб).
Эти условия, которые противоречили положениям соглашения 1975 года, ясно выявили агрессивные цели иракских правителей и доказали, что выдвижение этих условий не имело иной цели, кроме уничтожения Исламской революции и, как следствие, распада Ирана.
Соединенные Штаты, потерпевшие неудачу в ходе своих предыдущих заговоров против Исламской революции, намеревались использовать военную силу как для отражения угрозы своим интересам в регионе, так и для прекращения дискредитации Соединенных Штатов на международном уровне в результате разоблачений, сделанных студентами, захватившими американское посольство в Тегеране. Бжезинский, тогдашний советник по национальной безопасности США, санкционировал начало войны в июле 1980 года во время встречи с Саддамом Хусейном на иордано-иракской границе.
18 сентября 1980 года Саддам Хусейн разорвал Алжирское соглашение 1975 года перед телекамерами и объявил его односторонним и полностью незаконным. Четыре дня спустя Ирак официально начал войну, предприняв тотальное наступление на иранскую территорию для достижения своих более масштабных целей в регионе. Как четко заявил Тарик Азиз, заместитель премьер-министра Ирака, эта война началась не из-за соглашения 1975 года, или нескольких сотен километров территории, или половины иранской акватории Эрвандруда. Цель этой войны состояла в свержении режима Исламской Республики Иран.
С точки зрения международных организаций и юристов, одностороннее заявление Ирака об аннулировании Алжирского соглашения 1975 года и его пренебрежение международными и правовыми нормами считается наиболее серьезным документом, позволявший осудить иракский режим за нападение на Исламскую Республику Иран и военную агрессию против нее, поскольку в Алжирском договоре, Венской конвенции, Уставе Организации Объединенных Наций и Международной декларации о правах человека подчеркивается необходимость уважения международных законов и норм.
Различные периоды навязанной войны
Первый этап: Начало иракского наступления и продвижение по иранской территории
После полноценной подготовки и предварительной координации своих действий с западным миром и странами региона, 22 сентября 1980 года Ирак нанес бомбовые удары по аэропорту Тегерана и девятнадцати важным городам Ирана. Из-за неподготовленности иранских войск пограничные посты не смогли противостоять атаке противника, и части провинций Хузестан, Илам, Курдистан и Керманшах были захвачены вражескими войсками в течение 48 часов. Тысячи беззащитных людей в приграничных городах и деревнях были захвачены в плен, получили ранения или стали мучениками. Хоррамшахр также был захвачен иракскими войсками после 35 дней сопротивления. Исламская Республика Иран также предприняла оборонительные действия, задействовав 140 самолетов военно-воздушных сил армии, которые нанесли удары по военным объектам в Багдаде и другим уязвимым районам противника на небольшом расстоянии от места иракского нападения.
Имам Хомейни призвал народ противостоять врагу. Люди стихийно собирались у центров КСИР и призывных пунктов. За короткое время мечети по всему Ирану были преобразованы в военные учебные центры и штабы по сбору общественной помощи для фронта.
Роль женщин в 35-дневной эпопее Хоррамшахра была весьма значительной, и многие девушки и женщины, сохраняя свое целомудрие и достоинство, проявили мужество и самопожертвование в разгар конфликтов в Хоррамшахре, приняв мученическую смерть.
Саддам использовал в своих интересах пятую колонну внутри Ирана, а потому верил в быструю и молниеносную войну под прикрытием пропаганды и активной дипломатии. Он думал, что сможет свергнуть Исламскую Республику Иран в течение шести дней, но враг чего враг не учел, так это уровень самопожертвования и мужественного сопротивления народа. Соответственно, самые важные и фундаментальные цели Ирака, а именно взятие Ахваза, Дезфуля и Абадана, не были достигнуты, и стратегия блицкрига провалилась. Беспрецедентная жертвенность таких командиров, как доктор Чамран, занимавшихся организацией народных сил, армии и Корпуса стражей Исламской революции, была очень эффективна в предотвращении продвижения Ирака.
Из-за присутствия лицемерных элементов наверху, в том числе Банисадра, сотрудники КСИР и молодежь, защищавшие приграничные города с помощью легкого или самодельного оружия, не получили должной поддержки, а их оборона была нарушена различными способами.
Одной из причин быстрого продвижения противника в первые дни войны была непрофессиональная военная теория Банисадра, то есть политика «земля выигрывает время» (замин дар барабар-е заман). Приняв во внимание сложную обстановку в стране, Имам отстранил его от командования Генеральным штабом, и вскоре Исламское совещательное собрание проголосовало за его политическую несостоятельность.
После отставки Банисадра была подготовлена почва для более серьезного участия в войне революционных сил – Корпуса стражей Исламской революции, Созидательного джихада и Басиджа.
Второй этап: Отражение агрессии противника
После отставки Банисадра обстановка на фронтах изменилась настолько, что в ту самую ночь, когда его уволили, на южных фронтах была проведена операция под кодовым названием «Главнокомандующий Хомейни – Дух Божий», которая привела к победе воинов ислама. Эта победа положила начало планированию совместных операций армии и КСИР при широкой поддержке народных сил.
Через месяц после гибели мучеников Раджаи и Бахонара была начата крупнейшая совместная операция армии и КСИР под названием «Самен аль-Айемме» («Восьмой из имамов»), в ходе которой были освобождены значительные районы страны и снята осада Абадана. После этой победы старшие командиры, бригадный генерал Валиолла Фаллахи, начальник Объединенного штаба сухопутных войск, полковник Джавад Факури, командующий военно-воздушными силами, полковник Муса Намджу, министр обороны, Юсеф Колахдуз, командующий Корпусом стражей Исламской революции, и Мохаммад Джаханара, командующий вооруженными силами КСИР в Хоррамшахре вместе с группой других военных, защищавших революцию, погибли в результате подозрительной авиакатастрофы военного самолета.
Операция «Фатх оль-Мобин»
Последовательные победы Ирана на фронтах войны, в том числе в ходе операции «Тарик аль-Кудс» и освобождения приграничного города Бостан, укрепили дух национального единства в стране. 22 марта 1982 года исламским бойцам удалось спланировать еще одну крупную операцию под названием «Фатх оль-Мобин». После победы иранских сил в этой операции из трофеев, полученных от противника, были сформированы первые стационарные артиллерийские, противовоздушные и инженерные батальоны КСИР.
В это самое время Ирак, понесший ряд поражений и сильно опасавшийся освобождения Хоррамшахра иранскими войсками, призвал к миру и прекращению огня.
Освобождение Хоррамшахра
Бойцы Исламской Республики Иран, полагаясь на Бога и умело спланировав все в три этапа, начали великую операцию «Байт аль-Могаддас» и, наконец, сумели отбить Хоррамшахр 24 мая 1982 года. Эта операция, приведшая к поражению и краху иракской военной машины, стала смертельным ударом по иракскому режиму, его союзникам в регионе и незаконным интересам Америки и Запада в целом. После этих операций и завоевания Хоррамшахра стало казаться, что, учитывая военное и политическое превосходство Ирана, крах иракского правительства вполне возможен, и что страны, поддерживавшие Саддама в регионе Персидского залива, также не в состоянии противостоять Исламской Республике. Поэтому Соединенные Штаты поддерживали Ирак в рамках политики «баланса сил» в этой войне. В марте 1982 года Рейган, тогдашний президент США, исключил Ирак из составленного им самим списка стран, спонсирующих терроризм, тем самым сняв запрет на экспорт в эту страну и расширив ее политическое, экономическое и разведывательное сотрудничество с Ираком. В то время Соединенные Штаты были глубоко обеспокоены военным превосходством Ирана, которое могло привести к нестабильности в союзных и лояльных им странах региона, и не хотели, чтобы ни Ирак, ни Иран достигли положения полного превосходства в богатом нефтью регионе Персидского залива.
С изменением стратегии Исламской Республики Иран, перешедшей из обороны в наступление, после ряда побед Ирана в этой войне некоторые арабские страны региона и западные страны прибегли к международным форумам, чтобы рассмотреть различные методы прекращения войны и предотвратить падение Саддама Хусейна и полную победу Исламской Республики. Однако эти форумы и страны хранили гробовое молчание во время вторжения Ирака в Иран и военного превосходства вражеских сил на нашей земле.
От возвращения Хоррамшахра до принятия Резолюции 598
После освобождения Хоррамшахра и изгнания захватчика с оккупированных территорий был поднят вопрос о продолжении или прекращении войны. Поэтому официальные лица страны провели важные совещания в Высшем совете обороны в присутствии Имама и рассмотрели различные решения и варианты развития ситуации.
Первое решение: Объявление временного прекращения огня. Саддам Хусейн и региональные и глобальные сторонники баасистского режима пытались с помощью международного сообщества остановить войну, не идя на уступки Ирану и не размещая силы агрессора на международных границах. Если бы это требование было принято при таких обстоятельствах, наиболее вероятный исход был бы следующим:
Ирак в силу своей военной некомпетентности и слабого морального духа получил бы возможность укрепить свои позиции, перестроить и усилить свою военную машину.
Иран, не добившись выполнения своих требований, которые включали наказание агрессора, и не воспользовавшись своим превосходящим военно-политическим положением, был бы вынужден разместить свои вооруженные силы за границами на неопределенный период времени в состоянии ни войны, ни мира, что привело бы к новой войне на истощение. война в пользу врага.
Второе решение: политические переговоры о мире. По мере достижения военных побед в войне инициатива и политическая активность Исламской Республики Иран на международном уровне также возрастали. Политические усилия Ирана по достижению прочного мира продолжались с самого начала и до конца агрессии. Совет Безопасности ООН под влиянием американского давления, который счел, что политическая и военная победа Ирана противоречит его собственным интересам и интересам его союзников в регионе, создал множество препятствий на пути этих усилий. Даже после освобождения Хорремшахра и доказательства военного превосходства Ирана, эта организация отказалась принять законные требования Ирана и настаивала на том, что Иран должен в первую очередь согласиться на прекращение огня. Поэтому достижение прочного мира в ситуации, когда агрессор не был идентифицирован и осужден, казалось практически невозможным. Третье решение: продолжение войны для обеспечения законных требований Ирана: принятие соглашения о прекращении огня без осуждения агрессора увеличило бы вероятность создания условий «ни войны, ни мира» и развертывания многонациональных сил на границах двух стран. По этой причине, а также учитывая предвзятую позицию Организации Объединенных Наций, выступавшей на стороне Ирака, у Исламской Республики Иран не было иного выбора, кроме как продолжать войну до тех пор, пока Иран не добился бы обеспечения своих прав и не установил бы прочный мир в регионе.
Третий этап: Преследование и наказание агрессора
В этот период Иран, находившийся в более выгодном военном положении, начал укреплять свои позиции, проводя непрерывные военные операции, которые в основном были успешными, с целью оказать давление на международное сообщество и побудить его наказать агрессора. Противник, находившийся в слабом положении, вместо того, чтобы принять условия, которые были выдвинуты Ираном по праву, инициировал серию крупных военных катастроф. Ниже приведены некоторые из этих бесчеловечных трагедий:
— Широкомасштабное и беспрецедентное применение химического оружия;
— Бомбардировки жилых районов;
— Ракетные обстрелы иранских городов;
— Пытки военнопленных и жестокое обращение с ними, а также казни и убийства многих из них.
Молчание и безразличие международного сообщества сделали Ирак более настойчивым в своих действиях. В это время военная помощь Ираку со стороны некоторых стран региона значительно возросла. Предоставление финансовых средств, услуг, передача военной информации, полученной со спутников и самолетов системы АВАКС, предоставление современного военного оружия и оборудования, а также направление специализированных сил и солдат в Ирак – вот некоторые из тех видов помощи, которые эти страны позже использовали во время вторжения Ирака в Кувейт.
Кроме того, в ответ на победы иранских войск были атакованы корабли и нефтяные терминалы с целью прекращения экспорта нефти из страны.
В этот период враждебная политика Соединенных Штатов в отношении Ирана усилилась. Укрепив свой флот в Персидском заливе, Соединенные Штаты активизировали свои действия против иранских интересов в Персидском заливе, так что такого количества американских кораблей в одном районе не было со времен войны во Вьетнаме. Среди преступлений Соединенных Штатов было нападение на пассажирский самолет Исламской Республики Иран 4 июля 1988 года. Иранский пассажирский самолет, летевший из Бендер-Аббаса в Дубай над территориальными водами Ирана, был обстрелян двумя ракетами с борта «Винсенна», и все 290 его пассажиров погибли, 118 из которых были женщинами и детьми.
Принятие резолюции 598 и окончание навязанной войны
После невероятного освобождения Хоррамшахра и нескольких зарубежных операций иранских боевиков, которые привели к захвату Фау, островов Маджнун и части Иракского Курдистана, мировые политические обозреватели признали военное превосходство Ирана. На политической арене Исламской Республике также удалось благодаря своим просветительским действиям убедить мировую общественность в том, что Ирак является агрессором.
Наконец, международные организации, предприняв новый политический шаг для успокоения региона, попытались учесть требования Ирана. В этой связи Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 598, выполнение которой могло бы быть полезным, если бы она подтвердила правоту Ирана.
Окончание войны
Действия ООН в отношении навязанной войны
ООН и Совет Безопасности, в силу своего долга и ответственности, не могли оставаться равнодушными к вторжению Ирака на иранскую территорию. Однако позиция этого Совета в начале войны носила лишь рекомендательный характер. Вопреки обычной практике ООН при рассмотрении других международных споров и конфликтов и статье 35 Устава ООН об определении агрессора с самого начала или во время войны, Совет Безопасности не определил страну, которая развязала войну, не осудил ее и не обязал отступить к своим границам, а лишь призвал напавшую и оборонявшуюся стороны прекратить огонь. Более того, Совет Безопасности был очень снисходителен в своем осуждении преступлений Ирака в области применения химического оружия.
Например, через полтора года после представленного миссией ООН доклада от 25 апреля 1985 года в нем косвенно осуждалось применение химического оружия без упоминания Ирака по имени, и, наконец, одиннадцать месяцев спустя Совет выступил с заявлением, осуждавшим Ирак. Однако это осуждение не было оформлено в виде резолюции, которая имела бы юридическую силу. Между тем, во время вторжения Ирака в Кувейт Совет Безопасности немедленно признал иракский режим агрессором, призвав эту страну покинуть территорию соседа, а армии нескольких стран во главе с армией США предприняли действия против Ирака и после отражения нападения осудили Ирак, принудив его к выплате военных репараций и возмещение ущерба Кувейту.
Анализ резолюций, заявлений и общей деятельности Совета Безопасности во время ирано-иракской войны показывает, что несправедливая и предвзятая позиция этой структуры со временем стала более умеренной и реалистичной только благодаря превосходству вооруженных сил Ирана.
Наконец, 20 июля 1987 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 598. В отличие от предыдущих резолюций, эта резолюция не была озаглавлена «Ситуация в отношениях между Ираном и Ираком», а впервые была опубликована под названием «Ирано-иракский конфликт».
Кроме того, с точки зрения содержания и структуры, эта резолюция была не рекомендацией, а скорее решением и считалась наиболее подробной резолюцией за весь период этой войны.
Благодаря постоянным усилиям официальных лиц правительства Исламской Республики Иран и их настойчивым усилиям по включению в резолюцию пункта, касавшегося «выявления агрессора» и подчеркивающего, что «выполнение режима прекращения огня должно сопровождаться выводом войск с иранской территории», Иран, наконец, принял эту резолюцию 18 июля 1988 года, хотя после этого между Ираном и Ираком возникло своего рода состояние , когда не было ни войны, ни мира.
Операция «Мерсад»
Вскоре после принятия Исламской Республикой Иран Резолюции 598 иракский режим, полагая, что Иран принял эту резолюцию из слабости, предпринял второе вторжение с западных границ при содействии Монафегин (ОМИН – Иран-1979), которое также было нейтрализовано благодаря общенациональной мобилизации населения и их присутствию на фронтах войны.
Осуждение Ирака как инициатора войны
Недоверие Ирана к иракскому правительству побудило официальные лица страны действовать осторожно на мирных переговорах и не пренебрегать сохранением своего превосходства в военном и политическом отношениях. Наконец, примерно через год после принятия резолюции в августе 1990 года, в результате тщательно продуманных действий Ирана, был опубликован доклад Генерального секретаря ООН, в котором говорилось об ответственности иракского правительства за начало вторжения и агрессии с изложением всех аргументов и доказательств, вследствие чего осуждение иракского правительства было подтверждено всем мировым сообществом.
В дополнение к кризису, вызванному оккупацией Ираком Кувейта, на осуждение иракского правительства повлияли психологические операции Ирана и пропагандистское давление в ответ на его законные требования.
В итоге, Саддам спустя десять лет после начала войны поменял свое мнение и снова официально принял договор 1975 года.
Завершение обороны
Восемь лет Священной обороны, несмотря на все невосполнимые материальные и человеческие потери и ущерб, также принесли большие результаты. В современной истории Ирана, особенно в последние два столетия, при каждом нападении на территорию страны враги отделяли часть этой земли и, помимо оккупации части родины, они также запятнали честь и гордость иранской нации. За восемь лет Священной обороны иранский народ отдал своих лучших детей ради защиты своей исламской родины и создал такую эпопею, что заклятые враги революции и режима отчаялись в военном нападении.
Война между Ираном и Ираком считается самой продолжительной и беспрецедентной войной с применением обычных вооружений в нынешнем столетии, поскольку Первая мировая война длилась четыре года, а вторая – максимум шесть лет.
Идеалы Исламской революции
А) Независимость
Первым идеалом Исламской революции является независимость, которая была одним из древнейших стремлений нашего народа на протяжении всей истории, особенно в последние три столетия. Независимость имеет различные интеллектуальные, политические, экономические и военные аспекты.
Интеллектуальная независимость в стране достигается тогда, когда люди начинают верить, что иностранцы не имеют врожденного превосходства над ними и что они тоже могут добиться созидания, прогресса, инноваций и возвышения благодаря своим собственным усилиям и настойчивости. Условием реализации интеллектуальной и культурной независимости иранской нации является глубокое изменение мышления и веры и возвращение к богатой исламской и иранской культуре.
Политическая независимость страны, занимающей очень важное положение, означает, что администраторы, чиновники и лидеры страны не следуют указаниям иностранцев и не допускают их вмешательства в разработку политики и реализацию планов развития страны.
Экономическая независимость также означает отсутствие зависимости в различных экономических областях. Необходимо отметить, что экономический обмен между странами не означает отсутствия экономической независимости.
Б) Свобода
Слово «свобода» всегда обретает свой смысл и значимость в сочетанием с законом и духовностью. Такая свобода соответствует разуму и божественной природе всех людей. Поэтому правительство, законы которого основаны на Божьих заповедях, обеспечивает свободу в ее истинном смысле. Центральный лозунг «Независимость, свобода, Исламская Республика!», который является основополагающим идеалом Исламской революции, ставит свободу в один ряд с независимостью и Исламской Республикой, а это означает, что иранский народ хочет свободы для обеспечения независимости, в соответствии с возвышенными и спасительными законами ислама.
В) Исламская Республика
Одним из важных идеальных столпов иранской народной революции является «Исламская республика». «Республика» указывает на тип правления, а «исламский» – на его содержание, то есть религиозное демократическое правление, опирающееся на голоса народа и управляемое возвышенными законами ислама.
Достижения Исламской революции
А) Политические аспекты
Первым результатом Исламской революции стала смена зависимого и автократического режима шахской монархии и установление системы Исламской республики, основанной на голосовании и воле народа. Другим достижением революции стала разработка проекта Конституции Исламской Республики. Расширение участия общественности в управлении государством является еще одним результатом революции, наиболее важными характеристиками которой являются законность, участие общественности и ее присутствие в различных сферах.
Преодоление влияния сверхдержав, а также тысячи семей от влияния на судьбы страны является еще одним политическим достижением Исламской революции в Иране. В отличие от многих современных революций, которые, как правило, поддерживались одной из восточных или западных держав, Иранская революция смогла достичь своей политической независимости и национального суверенитета только благодаря Божьей помощи, мудрому руководству Имама и поддержке народа. Многие мыслители считают этот момент, в силу его важности, одной из уникальных особенностей Исламской Республики Иран, которая превратила ее в полюс исламского мира и образец для освободительных движений обездоленных народов, особенно мусульманских стран Ближнего Востока.
Связь между религией и политикой и представление новой модели религиозной демократии, политический рост и общественное сознание, поражение гегемонистских держав Запада и Востока, неподчинение и отрицание любой гегемонии, изображение мирного облика ислама, доказывающее несправедливость другими политическими достижениями Исламской революции можно считать поддержку иранского народа во время навязанной войны и других вторжений, а также разработку политики деэскалации на правительственном уровне.
Б) Культурные аспекты
Для того чтобы достичь реалистичного понимания культурных аспектов Исламской революции, необходимо вспомнить культурное наследие дореволюционной эпохи, что представляется весьма важным. Одной из культурных особенностей авторитарного правления в эпоху Пехлеви было разрушение самобытных религиозных и национальных традиций мусульманского народа Ирана путем пропаганды вульгарной культуры Запада под предлогом модернизации и современности, что уничтожило многие проявления национальной культуры и признаки исторической идентичности мусульманского народа Ирана.
Распространение культуры вульгарности, безразличия, моральных и экономических свобод, которые официально пропагандировались общественными средствами массовой информации, привело к разрушению культурных и социальных институтов и уничтожило ирано-исламскую идентичность общества. Наличие широко распространенной коррупции в иранском обществе в дореволюционный период стало ценностью, которую режим Пехлеви открыто поощрял и пропагандировал.
Однако, что больше всего ранило иранцев, так это восхваление и пропаганда иностранной культуры и унижение их собственной культуры, что в конечном итоге привело мусульманский народ Ирана к противостоянию власти и свержению режима.
Очистив религию от налета иллюзий, Исламская революция возродила исламскую культуру как динамичную и животворящую школу. Возрождение учения ислама возродило в обществе чувство веры в себя, опоры на свои силы и самостоятельности и позволило иранскому народу избавиться от чувства неполноценности и поражения перед лицом иностранцев.
Появление духа уверенности в себе и культурного самосознания привело людей к замечательным успехам в научной, культурной и социальной областях. Повышение уровня информированности общественности и рост числа печатных изданий, расширение сети образовательных учреждений, а также популяризация иранских произведений искусства и культуры во всем мире являются одними из культурных достижений Исламской революции в Иране.
Подлинный характер иранской женщины, которая при прежнем режиме утратила свою самобытность под влиянием декадентской культуры Запада, возродился благодаря высоким идеалам ислама.
Возрождение религиозной мысли, трансформация ценностей и взглядов, а также возрождение таких концепций, как джихад, мученичество, самопожертвование и искренность, придание народного характера вооруженным силам, формирование и организация сил народной мобилизации, сочетание приверженности религии и опыта, религиозности и интеллектуализма, а также сотрудничество между семинариями и университетами также рассматриваются как культурные достижения Исламской революции.
В) Экономические аспекты
До революции экономика Ирана, специализировавшаяся на производстве одного продукта, опиралась на бесконтрольную продажу нефти в рамках западных стандартов развития. В результате активы и ресурсы страны в основном расходовались на несущественные и непродуктивные программы. Большая часть экономической деятельности была основана на доходах от продажи нефти, что не приводило ни к чему, кроме экономической зависимости, дисбаланса в различных секторах экономики и отрицания социальной справедливости. Неспособность использовать богатые доходы от продажи нефти для укрепления экономической базы страны превратила Иран в одного из крупнейших импортеров западных потребительских товаров.
С победой Исламской революции было предотвращено разграбление минеральных ресурсов, которые всегда эксплуатировались иностранцами, династией Пехлеви и «тысячью семьями». Начались усилия по достижению самодостаточности и отказу от экономики, ориентированной на производство одного продукта. В дополнение к преодолению экономических проблем и дилемм, возникших в результате революции, войны и вражеского саботажа, революция с самого начала после своей победы смогла добиться производства множества товаров внутри страны и даже экспорта некоторых из них за рубеж.
Внимание к развитию и процветанию деревень, а также обеспечение большинства деревень страны водоснабжением и электричеством, телекоммуникациями, образовательными и медицинскими центрами, дорогами и объектами социального обеспечения можно считать еще одним достижением Исламской революции.
Еще одним эффективным усилием в области экономического прогресса в послереволюционный период стало уделение внимания тяжелой промышленности и осуществление фундаментальных и инфраструктурных мер в этой области. Растущие темпы развития нефтяной, нефтехимической промышленности, выплавки чугуна, стали, электроэнергетики, строительство крупных плотин, а также расширение и реконструкция дорог в стране сыграли важную роль в росте и процветании других секторов экономики страны.
Достижения Исламской революции имели не только физический и материальный аспект, но были нацелены на интеллектуальные и культурные структуры и постепенно влияли на них. Таким образом, сегодня политический ислам стал одной из международных категорий XXI века: в то время как ранее считалось, что влиянию и присутствию исламистов в общественно-политической жизни стран исламского мира был положен конец.
Реакция, сопротивление и враждебность по отношению к Исламской революции были очень масштабными и сложными. Таким образом, вызовы, стоящие перед Исламской Республикой и глобальным движением политического ислама, являются одной из важных тем для обсуждения в исследовательских центрах и стратегических исследованиях. Несмотря на многочисленные усилия и большие затраты, глобальное высокомерие не смогло остановить этот процесс, и прогнозируется, что в будущем произойдут более масштабные изменения.
Краткое содержание четвертой части
Ход событий в начале 1970-х годов, на первый взгляд, свидетельствовал о подавлении воинственных и оппозиционных режиму течений и укреплении американского влияния и доминирования, в то время как основы авторитарного и коррумпированного правительства рушились. В 1977 году, с избранием Картера и изменением внешней политики Соединенных Штатов, внутреннее и внешнее давление на шахский режим усилилось, благодаря чему многие направления политики режима претерпели изменения.
Внезапный рост цен на нефть, ставший беспрецедентной возможностью для правящего аппарата, стал причиной усиления угроз режиму из-за коррупции во власти. Усиление классовых различий, сильная инфляция, растущая зависимость от нефти и ослабление сельского хозяйства – вот некоторые из последствий коррупции, вызванной чрезвычайными доходами от продажи нефти. Распространение культа личности шаха, изменение официального календаря страны с солнечной хиджры на императорский календарь, образование государственной партии «Растахиз» и объявление незаконными любых других организаций, казни и расправы над многими борцами с режимом привели к росту общественного гнева и ненависти к шахскому режиму. В результате усиления политической коррупции оснований для расширения борьбы и восстания против режима в среде народных масс стало больше, чем когда-либо прежде.
События 1977 года изменили атмосферу политической борьбы в стране. С начала 1978 года появились новые лозунги, отражающие стремление общества к фундаментальным переменам. Эксперты по политике и безопасности и руководство шахского режима, а также американские и израильские официальные лица, в силу своей уверенности в стабильности и выживании зависимого правительства, не считали события 1977 года чем-то серьезным и не имели четкого представления о ситуации в стране до середины 1978 года.
В 1978 году силы исламских борцов, опираясь на опыт предыдущей борьбы и силы, освобожденные из тюрем, смогли возглавить и повести за собой миллионы людей под руководством Имама с исламскими и революционными лозунгами, выведя их на арену противостояния режиму и добившись его свержения. 11 февраля 1979 года мусульманский народ Ирана, не имея поддержки ни с Востока, ни с Запада, опираясь на религиозное руководство и действуя единым и слаженным движением, сверг редчайшего союзника Америки в мире.
После победы Исламской революции великие державы не располагали информацией о ее особенностях, характере, целях и действующих силах, а потому думали, что Исламская революция была всеобщим восстанием против коррумпированного и зависимого режима, и с его падением все закончится, через несколько месяцев, все вернется на круги своя. Однако влияние и последствия революции, распространение исламской культуры и становление силы политического ислама были новым и неизвестным явлением, которое постепенно повлияло на культурную и политическую географию региона и, в некоторой степени, на международное сообщество.
Джавад Мансури
Источник: Мансури, Джавад. Ашнайи ба энгелаб-е эслами-йе Иран. С. 234 – 264.
[1] Газеты «Кайхан» и «Этелаат», 15.11.57.
[2] Коусар. С. 246.
[3] Коусар. Т. 1, с. 279.
[4] Этот закон был одобрен 2 – 3 декабря 1979 года, за него проголосовали 99,5% участников референдума.
[5] Коусар. Т. 1. С. 791.
[6] Мансури, Джавад. Введение в Исламскую революцию Ирана». Т. 1, издательство «Маареф», Кум, пятое издание, 1390. С. 244.